Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ. Воспроизведение или порождение?




Воспроизведение или порождение?

Как же функционирует текст: воспроизводит ли он уже существую­щие типы идентичности или порождает их? Это весьма важный для теории вопрос. Как я показал в главе 1, Мишель Фуко рассматривает «гомосексуальность» как идентичность, порожденную дискурсивны­ми практиками XIX столетия. Американский литературовед Нэнси Ар­мстронг полагает, что романы XVIII века и «зерцала» – книги нравоучительного и педагогического характера – породили «совре­менную индивидуальность»; в первую очередь это определение от носится к женщине. Идентичность и значимость «современной инди­видуальности» проистекают в большей степени из личных качеств субъекта и испытываемых чувств, нежели из положения субъекта в общественной иерархии. Идентичность такого рода достигается че­рез чувство любви и определяется частной, а не общественной жиз­нью. Ныне такое представление получило широкое распространение: личность по-настоящему реализует себя лишь в любви и частных от­ношениях с родными и друзьями. Восходит же оно к бытовавшей в XVIII и XIX веках идее женской идентичности, которая лишь позднее была экстраполирована на противоположный пол. Армстронг утвер­ждает, что данная концепция разработана в романах и других текстах, где предпочтение отдается ценностям не общественного, а частного характера, и не разуму, а чувствам. В наши дни данную концепцию идентичности утверждают кино- и телефильмы, а также широкий круг текстов, где центральным становится вопрос о том, что значит быть личностью – мужчиной или женщиной.

В последние годы в рамках теории было недвусмысленно высказано то, что часто неявно подразумевалось в литературоведческих дискус­сиях: идентичность стала трактоваться как результат процесса само­идентификации. Согласно Фрейду, самоидентификация представляет собой психологический процесс, в ходе которого субъект усваивает черты другого субъекта и полностью или частично трансформируется в соответствии с моделью, предоставляемой другим субъектом. Ин­дивидуальность, или личность, является результатом ряда самоиден­тификаций. Таким образом, основа половой идентичности – это идентификация субъекта с одним из родителей: ребёнок желает того же, чего желает родитель; он словно бы подражает родительскому желанию и как бы становится соперником этого родителя в его отно­шениях к объекту желания. В случае Эдипова комплекса мальчик иден­тифицирует себя с отцом и испытывает влечение к матери.

Более поздние теоретики психоанализа рассуждали о новом, оптимальном подходе к изучению механизмов самоидентификации. Жак Лакан говорил о так называемой «зеркальной стадии», на которую приходится начало процесса обретения человеком своей идентично­сти. Этот момент наступает тогда, когда ребёнок идентифицирует себя со своим отражением в зеркале, воспринимая себя как целое, то, чем он (она) хочет быть. Личность составляет то, что может отражаться – в зеркале, в матери, в других субъектах, с которыми человек неизбежно соотносит себя, живя в сообществе. Идентичность – результат ряда частичных самоидентификаций, но, пока человек жив, процесс само­идентификации не может быть завершён. Наконец, психоанализ под­тверждает вывод, который мы можем сделать на основании самых серьёзных и прославленных романов: процесс обретения идентичнос­ти не может быть успешным; мы не становимся мужчинами и женщина­ми с радостью, а трансформация общественных норм во внутренний опыт субъекта (социологи считают, что этот процесс идёт планомерно и не­умолимо) встречает сильное сопротивление и, в конечном счёте, вооб­ще не завершается: мы не становимся теми, кем должны были стать.

Теоретики продолжают развивать представления о фундаменталь­ной роли самоидентификации. Миккель Борх-Якобсен пишет: «Жела­ние (желающий субъект) не первично; идентификация, которая позволяла бы удовлетворить желание, не следует за ним. Первична тенденция к идентификации, изначальная тенденция, порождающая желание <...>. Идентификация даёт жизнь желающему субъекту, а не наоборот».

В прежней модели желание – это основа; здесь же идентификация предшествует желанию, а идентификация с кем-то другим подразуме­вает подражание или соперничество, которые и являются источником желания. Эта модель согласуется с сюжетной структурой романа, где, как показали Рене Жирар и Ив Седжвик, желание порождается иден­тификацией и соперничеством: гетеросексуальное мужское влечение проистекает из идентификации героя с соперником и подражания его желанию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.