Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перформативы Деррида




Следующий этап в развитии теории перформатива наступил тогда, когда с понятию, введенному Остином, обратился Жак Деррида. Остин делит перформативы на серьёзные, то есть осуществляющие какое-либо действие, как, скажем, обещание или заключение брака, и «несерьёзные». Он утверждает, что его исследование относится только к словам, сказанным всерьёз: «Конечно, слова надо произносить “всерьёз”, тогда они и будут восприниматься всерьёз <...>. Это условие хотя и слегка мутновато, но его в целом вполне достаточно – это важнейшая банальность, необходимая при обсуждении сообщения типа “Да, я согласен взять в жёны...” и любого другого употребления. В подоб­ных обстоятельствах неуместно шутить или говорить стихами». Но Деррида считает, что, когда Остин апеллирует к «обыкновенным обстоятельствам», определяющим серьёзность высказывания, он ос­тавляет в стороне многочисленные случаи, когда высказывания по­вторяются и «несерьёзно», и в то же время всерьёз, что характерно, скажем, для примеров и цитат. Возможность повторения в других об­стоятельствах существенна для природы языка; всё, что нельзя по­вторить на «несерьёзный» манер – не живой языковой факт, а ярлык, «приклеенный» к определённой ситуации. Повторяемость – фунда­ментальное свойство языка, и перформативы, в частности, эффек­тивны только тогда, когда они воспринимаются как цитирование ус­тойчивых формул, таких как «Я беру её в жены» или «Я обещаю» (если жених скажет не «Я беру её в жены», а «Ладно», брак может не состо­яться). Деррида спрашивает: «Может ли перформативное высказыва­ние быть успешным, если его формулировка не повторяется в «кодифицированном», устойчивом виде, то есть если формула, при помощи которой я открываю собрание, даю название судну или при­нимаю на себя супружеские обязательства, не соответствует повторя­емой модели, если она не предстает как своего рода цитата?». Остин оставляет в стороне как аномальные, несерьёзные, исключительные некоторые примеры того, что Деррида называет «общей повторяемостью», которую он считает законом языка (для того, чтобы быть знаком, языковое явление должно подлежать цитированию и повторению при самых разных обстоятельствах, в том числе и «несерьёзных»). Язык перформативен в том смысле, что он даёт возможность не только пе­редавать информацию, но и осуществлять действия посредством по­вторения языковых явлений и использования принятых дискурсивных практик. Это утверждение сыграет важную роль в дальнейшей судьбе теории перформатива.

Деррида также связывает перформатив с общей проблемой начи­нающих или открывающих что-то действий, которые порождают не­что новое как в сфере литературы, так и политики. Как соотносится политический акт, создающий новую историческую ситуацию, – на­пример, декларация независимости – и литературное высказывание, то есть попытка изобрести что-то новое, внутри закона, который явля­ется не констатирующим утверждением, а перформативным актом, подобным обещанию? Как политический, так и литературный акт оп­ределяется сложным, парадоксальным сочетанием перформатива и дескриптива (констатации): чтобы быть эффективным, высказывание должно убеждать адресата посредством ссылок на существующее по­ложение вещей, но его успешность как перформатива достигается тог­да, когда оно порождает те обстоятельства, на которые ссылается. Литературные произведения пытаются рассказать нам о мире, но они становятся успешными только в том случае, если порождают действу­ющих лиц и описываемые события. То же самое касается инноваций в области политики. Так, ключевое положение Декларации Независи­мости США гласит: «Мы <...> торжественно записываем и заявляем, что эти соединенные колонии являются и по праву должны быть сво­бодными и независимыми штатами». Декларация о том, что штаты являются независимыми, представляет собой перформативный акт, призванный создать новую реальность, о которой и идёт речь. Однако осуществление этого акта неразрывно связано с констатирующим за­явлением, что штаты должны быть независимыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.