![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перформативы Деррида
Следующий этап в развитии теории перформатива наступил тогда, когда с понятию, введенному Остином, обратился Жак Деррида. Остин делит перформативы на серьёзные, то есть осуществляющие какое-либо действие, как, скажем, обещание или заключение брака, и «несерьёзные». Он утверждает, что его исследование относится только к словам, сказанным всерьёз: «Конечно, слова надо произносить “всерьёз”, тогда они и будут восприниматься всерьёз <...>. Это условие хотя и слегка мутновато, но его в целом вполне достаточно – это важнейшая банальность, необходимая при обсуждении сообщения типа “Да, я согласен взять в жёны...” и любого другого употребления. В подобных обстоятельствах неуместно шутить или говорить стихами». Но Деррида считает, что, когда Остин апеллирует к «обыкновенным обстоятельствам», определяющим серьёзность высказывания, он оставляет в стороне многочисленные случаи, когда высказывания повторяются и «несерьёзно», и в то же время всерьёз, что характерно, скажем, для примеров и цитат. Возможность повторения в других обстоятельствах существенна для природы языка; всё, что нельзя повторить на «несерьёзный» манер – не живой языковой факт, а ярлык, «приклеенный» к определённой ситуации. Повторяемость – фундаментальное свойство языка, и перформативы, в частности, эффективны только тогда, когда они воспринимаются как цитирование устойчивых формул, таких как «Я беру её в жены» или «Я обещаю» (если жених скажет не «Я беру её в жены», а «Ладно», брак может не состояться). Деррида спрашивает: «Может ли перформативное высказывание быть успешным, если его формулировка не повторяется в «кодифицированном», устойчивом виде, то есть если формула, при помощи которой я открываю собрание, даю название судну или принимаю на себя супружеские обязательства, не соответствует повторяемой модели, если она не предстает как своего рода цитата?». Остин оставляет в стороне как аномальные, несерьёзные, исключительные некоторые примеры того, что Деррида называет «общей повторяемостью», которую он считает законом языка (для того, чтобы быть знаком, языковое явление должно подлежать цитированию и повторению при самых разных обстоятельствах, в том числе и «несерьёзных»). Язык перформативен в том смысле, что он даёт возможность не только передавать информацию, но и осуществлять действия посредством повторения языковых явлений и использования принятых дискурсивных практик. Это утверждение сыграет важную роль в дальнейшей судьбе теории перформатива. Деррида также связывает перформатив с общей проблемой начинающих или открывающих что-то действий, которые порождают нечто новое как в сфере литературы, так и политики. Как соотносится политический акт, создающий новую историческую ситуацию, – например, декларация независимости – и литературное высказывание, то есть попытка изобрести что-то новое, внутри закона, который является не констатирующим утверждением, а перформативным актом, подобным обещанию? Как политический, так и литературный акт определяется сложным, парадоксальным сочетанием перформатива и дескриптива (констатации): чтобы быть эффективным, высказывание должно убеждать адресата посредством ссылок на существующее положение вещей, но его успешность как перформатива достигается тогда, когда оно порождает те обстоятельства, на которые ссылается. Литературные произведения пытаются рассказать нам о мире, но они становятся успешными только в том случае, если порождают действующих лиц и описываемые события. То же самое касается инноваций в области политики. Так, ключевое положение Декларации Независимости США гласит: «Мы <...> торжественно записываем и заявляем, что эти соединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми штатами». Декларация о том, что штаты являются независимыми, представляет собой перформативный акт, призванный создать новую реальность, о которой и идёт речь. Однако осуществление этого акта неразрывно связано с констатирующим заявлением, что штаты должны быть независимыми.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |