КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фокализация
Кто видит? Теоретики нередко рассматривают вопрос о «точке зрения, с которой ведётся повествование», однако употребление этого термина иногда вызывает путаницу, связанную с тем, что не разграничиваются два вопроса: «кто говорит?» и «кто видит?». Организация речи в тексте может не соответствовать тому кругу сведений, которым обладает её условный источник (повествователь, рассказчик). В романе Генри Джеймса «Что знала Мэйзи» мы имеем дело с повествователем, который не является ребёнком, но видим события сквозь призму сознания маленькой Мэйзи. Мэйзи не выступает в роли повествователя, о ней говорится в третьем лице – «она», но многое в романе читатель видит именно её глазами. Например, Мэйзи не до конца понимает сексуальную составляющую взаимоотношений взрослых. Если воспользоваться термином фокализация, предложенным теоретиками повествования Мике Баль и Жераром Женеттом (повествование уподобляется ими оптическому прибору, который настраивается на точку зрения того или иного персонажа), то можно сказать, что именно глазами Мэйзи мы наблюдаем мир в романе. Таким образом, вопрос «кто говорит?» следует отличать от вопроса «кто видит?». Чьими глазами читатель видит описанные в произведении события, где находится фокус внимания? Далеко не всегда повествователь является одновременно и носителем точки зрения, с которой читатель вынужден смотреть на мир произведения. Существуют разнообразные варианты фокализации и соотношения повествовательной функции с точкой зрения. 1. Время. События, описанные в произведении, могут рассматриваться в перспективе того времени, когда они происходят, а также в перспективе несколько более позднего или гораздо более позднего времени. Внимание может быть сосредоточено на том, что носитель точки зрения знал или думал во время самого происшествия, или же на том, как он стал смотреть на произошедшие события позже, когда он обрёл преимущества ретроспективного взгляда. Обращаясь к своему детству, повествователь может смотреть на события того времени с точки зрения ребенка, каким он был тогда, ограничиться передачей лишь прежних мыслей и чувств; но он может также рассказать о давних событиях в свете позднее приобретённого знания, нового осмысления прошлого. Естественно, возможно сочетание обоих подходов, когда точка зрения повествователя движется от знаний и представлений, свойственных ему прежде, к итоговому представлению о мире. Когда повествование ведётся от третьего лица, а точка зрения принадлежит одному из персонажей, возможны сходные варианты: повествователь описывает события так, как они виделись персонажу в прошлом, либо так, как они представляются ему на момент повествования. Выбор временной фокализации исключительно значим для создания тех или иных повествовательных эффектов. Например, в детективе перед нами предстаёт только то, что известно носителю точки зрения в тот или иной момент расследования, а окончательное прояснение истины приберегается для развязки. 2. Расстояние и скорость. Течение повествования может быть уподоблено взгляду как в микроскоп, так и в телескоп; повествование может медленно исследовать каждую деталь или быстро охватить всё, что произошло: «Благодарный король отдал принцу руку своей дочери, а когда старый король умер, принц взошёл на престол и счастливо царствовал много лет». Со скоростью повествования связаны и разная степень повторяемости событий: нам могут рассказать, что произошло в определённый момент или же то, что происходит каждый четверг. Существует такой повествовательный принцип, который Жерар Женетт назвал «псевдоитеративным»: нечто уникальное, что не может происходить снова и снова, изображается как происходящее регулярно. 3. Границы знания. Одна крайность возникает тогда, когда повествование ведётся в очень ограниченной перспективе, как бы через Возьмем, например, такую фразу: «Старик зажег сигарету». По-видимому, здесь имеет место точка зрения наблюдателя, который хорошо знаком с различными действиями людей. Но вот другая фраза: «Человек с побелевшими волосами на макушке поднес горящую палочку к лицу и начал втягивать дым из белой трубочки, которую держал во рту». Здесь повествование ведется как бы с точки зрения инопланетянина или человека, находящегося под воздействием сильного наркотика. Другой крайностью является случай «всеведения», когда В текстах, где события подаются с точки зрения одного из персонажей, повествование может вестись от первого лица (тогда сам рассказчик делится своими мыслями и наблюдениями) и от третьего лица (здесь имеет место «ограниченная точка зрения третьего лица», как, например, в романе «Что знала Мэйзи»). Ненадежное повествование может возникнуть вследствие ограничения перспективы, когда у нас складывается впечатление, что наблюдатель не может или не желает осмыслить события так, как это сделал бы компетентный читатель. Эти и другие варианты соотношения субъекта речи (повествователя) и субъекта видения (носителя точки зрения) в значительной мере определяют впечатление, производимое романом. Произведение, где чувства и скрытые мотивы действующих лиц подробно описываются всеведущим повествователем, где выставляется напоказ знание развязки, может создать впечатление потенциальной постижимости мира. Например, оно может высветить несовпадение человеческих намерений и планов с тем, что происходит в действительности («Он не знал, что через два часа его собьёт карета и все его планы рухнут»). История, рассказанная с ограниченной точки зрения одного из действующих лиц, может акцентировать полнейшую непредсказуемость происходящего: раз мы не знаем мыслей других персонажей и не имеем представления о том, какие ещё события происходят, значит, всякое происшествие может стать для рассказчика сюрпризом. Повествование может принимать ещё более причудливые формы путём включения одних историй в состав других, так что сам акт повествования становится событием, последствия и смысл которого приобретают большое значение. Рассказ в рассказе внутри рассказа!
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |