КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерпретация поэзии
Лирика основана на принципе единства и автономии; интерпретируя стихотворение, нельзя воспринимать его как отрывок разговора или фрагмент, для понимания которого требуется более широкий контекст. Следует принять как должное, что у стихотворения есть своя особая структура, и попытаться прочитать его как эстетически завершённое целое. В этом отношении поэтика может предложить различные теоретические модели. Русские формалисты начала XX века показывают, как один уровень структуры поэтического текста отражает другой. Романтики и американские приверженцы «новой критики» проводят аналогию между стихами и живыми организмами: все части стихотворения должны гармонично сочетаться друг с другом. Постструктуралисты утверждают существование непреодолимого противоречия между тем, о чем говорится в стихотворении, и тем, как стихотворение действует: для стихотворения, да, вероятно, и для любого речевого акта, невозможно реализовать то, что в нём проповедуется. Современное представление о поэтических текстах как об интертекстуальных структурах акцентирует тот факт, что стихотворения являются эхом созданных в прошлом стихов, с воздействием которых невозможно совладать. Единство становится не столько неотъемлемым свойством стихотворения, сколько интенцией интерпретаторов, вне зависимости от того, ищут ли они в тексте гармонию или неразрешимый конфликт. В этом случае читатели видят в стихотворении систему оппозиций (скажем, между «нами» и «Тайной», знанием и предположением) и рассуждают о том, каким образом другие элементы стиха, в особенности фигуральные выражения, встраиваются в эти оппозиции. Возьмём для примера знаменитое стихотворение Эзры Паунда, состоящее из двух строк, – «На станции метро»: Лица в толпе; Лепестки на мокрой чёрной ветке. Интерпретация этого произведения должна включать анализ сопоставления лиц в метро и картины природы. Сочетание двух строк вызывает в воображении параллель между лицами пассажиров в темноте подземки и лепестками на чёрной ветке дерева. И что же? Интерпретация стихотворений зависит не только от принципа единства, но и от принципа значимости: каким бы незначительным ни казалось стихотворение, следует исходить из того, что оно написано о чём-то важном и в нём содержатся детали, имеющие всеобщее значение. В них следует видеть знак, «объективный коррелят», если воспользоваться терминологией Т.С.Элиота, глубоких чувств, намёк на смысл. Чтобы сделать значимой оппозицию в этом маленьком стихотворении Паунда, читателю придется поразмыслить над тем, как функционирует указанный параллелизм. Противопоставляет ли поэт лица в городской толпе мирному природному пейзажу с лепестками на ветке, или он их уравнивает, подмечая сходство? Оба ответа возможны, но второй из них открывает перед нами возможность более широкого прочтения, поскольку предлагает нам встать на почву, подготовленную целой традицией интерпретации поэзии. Ощущение сходства лиц и лепестков (когда лица кажутся лепестками на ветке) представляет тот этап работы поэтического воображения, когда «мир постигается заново», когда улавливаются неожиданные взаимосвязи, скрытые от других наблюдателей или кажущиеся им тривиальными. Таким образом, это маленькое стихотворение может считаться образчиком рефлексии о способности поэтического воображения достичь тех эффектов, которые достигаются в самом этом стихотворении. Примеры такого рода служат иллюстрацией важного принципа интерпретации поэзии – оценивать то, что это стихотворение и задействованные в нём механизмы говорят о самой поэзии, о создании смысла. Стихотворения со всеми их риторическими приёмами могут читаться как исследования по поэтике в той же мере, как романы (мы рассмотрим это в следующей главе) на определённом уровне могут восприниматься в качестве рефлексии о том, возможно ли передать наш опыт, то есть в качестве исследований по теории повествования.
Глава 6
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |