Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фабула и сюжет




Какие основополагающие требования можно предъявлять к повество­ванию? Аристотель говорит, что фабула – это основа повествования, которое должно иметь «начало, середину и конец». Эстетическое удо­вольствие порождается таким повествованием, которое «имеет пос­ледние в порядке». Но как достигается впечатление, будто эти элементы расположены в должном порядке? Теоретики литературы выдвигают разнообразные предположения. В сущности, фабула пред­полагает трансформацию. Фабула должна включать в себя исходную ситуацию, её нарушение (которое часто предстает как перемена на противоположную ситуацию) и, наконец, развязку. Некоторые теоре­тики выделяют типы параллелей, на которых строятся фабулы, напри­мер: изменение первоначальных отношений между персонажами и их переход в свою противоположность, переход от страха перед гряду­щими событиями или от пророчества к реализации событий, переход от возникновения проблемы к её разрешению, от ложного обвинения к освобождению. И в каждом случае мы видим зависимость развития событий от изменений на уровне тематики. Ряд событий сам по себе еще не создаёт сюжета. В сюжете должна быть развязка, закономер­но вытекающая из завязки и, согласно утверждениям некоторых теоретиков, указывающая на то, что произошло с намерениями, желания­ми и чувствами персонажей, которые и привели к событиям, описыва­емым в данной истории.

Коль скоро теория повествования исследует «повествовательную компетентность», она должна также задаться вопросом о способнос­ти читателя идентифицировать сюжет. Читатели могут определить, являются ли два произведения вариантами одной и той же истории, резюмировать сюжет и доказать адекватность этого резюме. Далеко не всегда читатели придут к согласию, но тем не менее их разногласия, вероятно, выявят общие принципы понимания. Теория повествова­ния утверждает существование определенного уровня структуры (ко­торый мы называем фабулой), не зависящего от конкретного язы­ка или способа повествования. В отличие от поэзии, которая много теряет при переводе, сюжет в процессе перевода остается неизмен­ным: немой кинофильм или комикс может иметь тот же сюжет, что и рассказ.

Однако существует два различных представления о сюжете. Соглас­но первой точке зрения, сюжет является способом выстроить события так, чтобы они составили настоящее повествование; писатели и чита­тели группируют события в единый сюжет в стремлении осмыслить их. Согласно другой точке зрения, сюжет выстраивается повествова­телями, которые по-разному организуют одну и ту же историю. Таким образом, последовательность действий трёх персонажей – усилиями писателей и читателей – может быть представлена в качестве тради­ционного сюжета: молодой человек добивается расположения девуш­ки; родители противостоят их любви, но развитие событий принимает такой оборот, что влюблённые всё же оказываются вместе. Подобный сюжет может быть представлен в повествовании с позиции страдаю­щей героини, или её рассерженного отца, или юноши, или стороннего наблюдателя, заинтересованного происходящими событиями, а то и всезнающего повествователя, посвящённого, с одной стороны, в са­мые сокровенные чувства каждого из действующих лиц или, с другой стороны, отстраняющегося от событий, которые он описывает. Получается, что сюжет подаётся нам под определённым углом зрения и преподносится читателю в различных вариациях.

Три уровня произведения, о которых идет речь, – события, фабула (или сюжет) и дискурс – соотносятся между собой: мы имеем дело с соотношением, во-первых, событий и фабулы, а во-вторых, сюжета и дискурса.

события – фабула

сюжет – рассказ

Фабула или сюжет – это материал, организованный посредством дискурса под определённым углом зрения (так возникают различные версии «одного и того же сюжета»). Но сама фабула уже представля­ет собой формирование цепи событий. Так, свадьба может стать счас­тливым финалом, или завязкой, или кульминацией сюжета. Но читатель-то сталкивается с дискурсом, с текстом: фабула – это то, что читатель извлекает из текста; представление об отдельных событиях как элементах, составляющих фабулу, тоже является результатом вме­шательства читателя, его конструктом. Говоря о событиях, образую­щих фабулу, мы стараемся высветить её смысл и структуру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.