КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перформативы Остина
Перформативный язык В этой главе я намерен рассмотреть концепцию, которая не так давно заняла важное место в литературоведении и культурологии. Её судьба может послужить иллюстрацией того, как трансформируются идеи, попав в область «теории». В центре проблемы перформативного* языка находятся важные вопросы, касающиеся создания смысла и языковых эффектов. Эта проблема приводит нас к идее идентичности и к размышлениям о природе субъекта. Концепция перформативного высказывания была выдвинута английским философом Дж. Л. Остином в 1950-е годы. Остин предложил различать два типа высказываний – констатирующие и перформативные. Констатирующие высказывания (например, «Джордж обещал прийти») – это дескриптивные утверждения, в которых описывается положение дел; они могут быть истинными или ложными. Перформативные высказывания, или перформативы, не бывают истинными или ложными: они сами являются действием, которое обозначают. Высказывание: «Я обещаю вам заплатить», не является описанием положения дел, оно само есть акт обещания. Само высказывание – уже действие. Остин пишет, что во время церемонии бракосочетания, когда священник или гражданский чиновник спрашивает вас: «Берёте ли вы эту женщину в законные жены?» – и вы отвечаете: «Да, беру», вы ничего не описываете. Вы совершаете данный поступок. Вы не сообщаете о браке, а вступаете в него. Когда вы говорите: «Да, беру», это перформативное высказывание не является ни истинным, ни ложным. В зависимости от обстоятельств оно может быть уместным или неуместным; Остин использует термины «успешное» и «неуспешное». Если вы скажете: «Да, беру», ваш брак всё равно может не состояться из-за того, например, что вы уже женаты, или человек, проводящий церемонию бракосочетания, не имеет на это полномочий. Высказывание может «дать осечку», говорит Остин. В таком случае оно будет настолько же неудачным, неуспешным, насколько жених и невеста – несчастными. Перформативные высказывания не описывают, а являют собой то действие, которое обозначают. Действие и заключается в том, что я обещаю, приказываю или женюсь. Вот очень простой тест на перформативность: можно ли вставить в высказывание перед глаголом слово «настоящим» (в значении «произнося эти слова»). Получим: «Настоящим обещаю», «Настоящим мы декларируем нашу независимость», «Настоящим предписываю вам». Но мы никогда не скажем: «Настоящим я иду в город», поскольку мы не можем оказаться в городе посредством произнесения этих слов. Разграничение перформативов и дескриптивов отражает существенную разницу между типами высказываний и демонстрирует нам, в какой высокой степени язык обладает способностью совершать действия, а не только сообщать о них. Но Остин, развивая свою теорию, сталкивается с определенными трудностями4. Можно составить список «перформативных глаголов», которые, будучи употреблены в первом лице, настоящем времени и изъявительном наклонении (обещаю, предписываю, заявляю), являют собой то действие, которое обозначают. Но мы не можем дать определение перформативу, просто перечислив глаголы, обладающие свойством перформативности, так как при определённых обстоятельствах можно дать приказ остановиться (то есть осуществить действие), крикнув: «Стойте!». Не обязательно кричать: «Настоящим приказываю вам остановиться». Констатирующее заявление: «Я заплачу вам завтра», которое, по-видимому, может быть истинным или ложным в зависимости от того, как завтра сложатся обстоятельства, при определённых условиях может быть обещанием заплатить, а не описанием или предсказанием вроде: «Он завтра вам заплатит». Но если вы допускаете существование «имплицитных перформативов» такого рода, то вам придётся признать, что всякое высказывание может рассматриваться как неявно перформативное. Когда вы констатируете: «Кот сидит на коврике», это утверждение может считаться эллипсисом* перформативного высказывания: «Настоящим подтверждаю, что кот сидит на коврике», причём осуществляется акт подтверждения. Констатирующие высказывания также содержат в себе действие-утверждение, подтверждение, описание и т. д. Получается, что и они – род перформатива. Это обстоятельство приобретает большое значение для наших дальнейших рассуждений. Перформативы и литература В литературоведении понятие перформатива используется для характеристики литературного дискурса. Теоретики давно утверждают: следует уделять не меньше внимания тому, как литературный язык действует, чем тому, что он говорит. Концепция перформативов даёт этой мысли лингвистическое и философское обоснование: существует класс высказываний, которые являются в первую очередь действиями. Подобно перформативу, литературное высказывание не отсылает к предшествующему ему положению вещей и не является истинным или ложным. Литературное высказывание в некоторых отношениях создаёт положение вещей, о котором сообщает. Первое и самое очевидное, что можно сказать на этот счет: высказывание порождает персонажа и проводит в жизнь его поступки. Вот начало романа Джеймса Джойса «Улисс»: «Сановитый, жирный Бык Маллиган возник из лестничного проёма, неся в руках чашку с пеной, на которой накрест лежали зеркальце и бритва». Эта строчка не относится к какой-либо ситуации, которая имела место раньше; она создаёт данный персонаж и данную ситуацию. Во-вторых, литературные произведения вызывают к жизни идеи и концепции. Ларошфуко говорил, что никому бы не пришла в голову мысль о любви, если бы мы не читали о ней в книгах. Возможно, представление о романтической любви и её центральном месте в жизни человека – это одно из главных созданий литературы. Некоторые романы, от «Дон Кихота» до «Мадам Бовари», возлагают ответственность за излишне романтический взгляд на мир на другие книги. Говоря коротко, перформатив выдвигает на первый план языковую практику, которая прежде считалась периферийной (это активное, созидающее использование языка, обретающего сходство с языком литературы) и которая помогает нам воспринимать литературное произведение как акт или событие. Представление о литературе как о перформативном акте способствует её «оправданию»: литература – не ряд легкомысленных псевдоутверждений, она занимает своё место среди языковых актов, меняющих мир, дающих реальное существование упоминаемым вещам. Перформатив связан с литературой и в ином отношении. Перформатив разрывает, по крайней мере, теоретически, связь между смыслом сказанного и намерением говорящего, так как действие, которое я совершаю, высказываясь, определяется не моим намерением, а социальными и лингвистическими конвенциями. Как утверждает Остин, высказывание не следует воспринимать как внешний знак некоего внутреннего акта, который оно представляет в истинном либо ложном свете. Если я при соответствующих обстоятельствах говорю: «Я обещаю», значит, я пообещал, совершил акт обещания, какие бы намерения я в тот момент ни имел. Поскольку литературные высказывания также являются событиями, смысл которых, как считается, не определяется намерением (интенцией) автора, параллели с перформативной моделью представляются очевидными. Но если литературный язык перформативен, а перформативное высказывание может быть не истинным или ложным, а успешным или неуспешным, то что означает успешность или неуспешность по отношению к литературному произведению? Вопрос сложный. С одной стороны, успешность можно считать иным определением для тех качеств произведения, которые вызывают интерес литературоведов. Читая начало сонета Шекспира «Её глаза на звезды не похожи», мы не спрашиваем себя, истинно это утверждение или ложно; мы спрашиваем, какова его роль, какое место оно занимает в произведении, успешно ли (удачно ли) оно сочетается с другими строчками. Вот одна из возможных концепций успешности литературного произведения. Но перформативная модель привлекает наше внимание и к тем конвенциям, которые делают высказывание обещанием или стихотворением, – скажем, к сложившимся представлениям о том, что есть сонет. Таким образом, проблема успешности литературного высказывания может включать в себя вопрос о его соответствии жанровым признакам. Соответствует ли высказывание нормам, становится ли оно настоящим сонетом, не происходит ли осечка? Мало того, можно сказать, что произведение успешно только тогда, когда оно вошло в литературу, то есть когда оно опубликовано, прочитано, признано в качестве литературного произведения (так, например, ставка в пари становится ставкой лишь тогда, когда она принимается). Короче говоря, представление о литературе как о перформативе заставляет нас задуматься над непростой проблемой: что делает литературное произведение таковым.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |