Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перформативы Остина




Перформативный язык

В этой главе я намерен рассмотреть концепцию, которая не так давно заняла важное место в литературоведении и культурологии. Её судь­ба может послужить иллюстрацией того, как трансформируются идеи, попав в область «теории». В центре проблемы перформативного* язы­ка находятся важные вопросы, касающиеся создания смысла и языко­вых эффектов. Эта проблема приводит нас к идее идентичности и к размышлениям о природе субъекта.

Концепция перформативного высказывания была выдвинута английс­ким философом Дж. Л. Остином в 1950-е годы. Остин предложил раз­личать два типа высказываний – констатирующие и перформативные. Констатирующие высказывания (например, «Джордж обещал прий­ти») – это дескриптивные утверждения, в которых описывается положение дел; они могут быть истинными или ложными. Перформативные высказывания, или перформативы, не бывают истинными или ложны­ми: они сами являются действием, которое обозначают. Высказывание: «Я обещаю вам заплатить», не является описанием положения дел, оно само есть акт обещания. Само высказывание – уже действие. Остин пишет, что во время церемонии бракосочетания, когда священник или гражданский чиновник спрашивает вас: «Берёте ли вы эту женщину в законные жены?» – и вы отвечаете: «Да, беру», вы ничего не описывае­те. Вы совершаете данный поступок. Вы не сообщаете о браке, а всту­паете в него. Когда вы говорите: «Да, беру», это перформативное высказывание не является ни истинным, ни ложным. В зависимости от обстоятельств оно может быть уместным или неуместным; Остин использует термины «успешное» и «неуспешное». Если вы скажете: «Да, беру», ваш брак всё равно может не состояться из-за того, например, что вы уже женаты, или человек, проводящий церемонию бракосочетания, не имеет на это полномочий. Высказывание может «дать осечку», говорит Остин. В таком случае оно будет настолько же неудачным, неуспешным, насколько жених и невеста – несчастными.

Перформативные высказывания не описывают, а являют собой то действие, которое обозначают. Действие и заключается в том, что я обещаю, приказываю или женюсь. Вот очень простой тест на перформативность: можно ли вставить в высказывание перед глаголом слово «настоящим» (в значении «произнося эти слова»). Получим: «Насто­ящим обещаю», «Настоящим мы декларируем нашу независимость», «Настоящим предписываю вам». Но мы никогда не скажем: «Настоя­щим я иду в город», поскольку мы не можем оказаться в городе по­средством произнесения этих слов.

Разграничение перформативов и дескриптивов отражает существенную разницу между типами высказываний и демонстрирует нам, в какой высокой степени язык обладает способностью совершать дей­ствия, а не только сообщать о них. Но Остин, развивая свою теорию, сталкивается с определенными трудностями4. Можно составить список «перформативных глаголов», которые, будучи употреблены в первом лице, настоящем времени и изъявительном наклонении (обещаю, предписываю, заявляю), являют собой то действие, которое обозна­чают. Но мы не можем дать определение перформативу, просто пере­числив глаголы, обладающие свойством перформативности, так как при определённых обстоятельствах можно дать приказ остановиться (то есть осуществить действие), крикнув: «Стойте!». Не обязательно кричать: «Настоящим приказываю вам остановиться». Констатирую­щее заявление: «Я заплачу вам завтра», которое, по-видимому, может быть истинным или ложным в зависимости от того, как завтра сложат­ся обстоятельства, при определённых условиях может быть обещани­ем заплатить, а не описанием или предсказанием вроде: «Он завтра вам заплатит». Но если вы допускаете существование «имплицитных перформативов» такого рода, то вам придётся признать, что всякое высказывание может рассматриваться как неявно перформативное. Когда вы констатируете: «Кот сидит на коврике», это утверждение может считаться эллипсисом* перформативного высказывания: «На­стоящим подтверждаю, что кот сидит на коврике», причём осуществ­ляется акт подтверждения. Констатирующие высказывания также содержат в себе действие-утверждение, подтверждение, описание и т. д. Получается, что и они – род перформатива. Это обстоятельство приобретает большое значение для наших дальнейших рассуждений.

Перформативы и литература

В литературоведении понятие перформатива используется для харак­теристики литературного дискурса. Теоретики давно утверждают: сле­дует уделять не меньше внимания тому, как литературный язык действует, чем тому, что он говорит. Концепция перформативов даёт этой мысли лингвистическое и философское обоснование: существует класс высказываний, которые являются в первую очередь действиями. Подобно перформативу, литературное высказывание не отсылает к пред­шествующему ему положению вещей и не является истинным или лож­ным. Литературное высказывание в некоторых отношениях создаёт положение вещей, о котором сообщает. Первое и самое очевидное, что можно сказать на этот счет: высказывание порождает персонажа и про­водит в жизнь его поступки. Вот начало романа Джеймса Джойса «Улисс»: «Сановитый, жирный Бык Маллиган возник из лестничного проёма, неся в руках чашку с пеной, на которой накрест лежали зер­кальце и бритва». Эта строчка не относится к какой-либо ситуации, которая имела место раньше; она создаёт данный персонаж и данную ситуацию. Во-вторых, литературные произведения вызывают к жизни идеи и концепции. Ларошфуко говорил, что никому бы не пришла в голову мысль о любви, если бы мы не читали о ней в книгах. Возмож­но, представление о романтической любви и её центральном месте в жизни человека – это одно из главных созданий литературы. Некото­рые романы, от «Дон Кихота» до «Мадам Бовари», возлагают ответ­ственность за излишне романтический взгляд на мир на другие книги.

Говоря коротко, перформатив выдвигает на первый план языковую практику, которая прежде считалась периферийной (это активное, созидающее использование языка, обретающего сходство с языком литературы) и которая помогает нам воспринимать литературное про­изведение как акт или событие. Представление о литературе как о перформативном акте способствует её «оправданию»: литература – не ряд легкомысленных псевдоутверждений, она занимает своё место среди языковых актов, меняющих мир, дающих реальное существова­ние упоминаемым вещам.

Перформатив связан с литературой и в ином отношении. Перфор­матив разрывает, по крайней мере, теоретически, связь между смыс­лом сказанного и намерением говорящего, так как действие, которое я совершаю, высказываясь, определяется не моим намерением, а социальными и лингвистическими конвенциями. Как утверждает Остин, высказывание не следует воспринимать как внешний знак некоего внутреннего акта, который оно представляет в истинном либо ложном свете. Если я при соответствующих обстоятельствах говорю: «Я обе­щаю», значит, я пообещал, совершил акт обещания, какие бы намере­ния я в тот момент ни имел. Поскольку литературные высказывания также являются событиями, смысл которых, как считается, не опреде­ляется намерением (интенцией) автора, параллели с перформативной моделью представляются очевидными.

Но если литературный язык перформативен, а перформативное выс­казывание может быть не истинным или ложным, а успешным или неус­пешным, то что означает успешность или неуспешность по отношению к литературному произведению? Вопрос сложный. С одной стороны, ус­пешность можно считать иным определением для тех качеств произве­дения, которые вызывают интерес литературоведов. Читая начало сонета Шекспира «Её глаза на звезды не похожи», мы не спрашиваем себя, истинно это утверждение или ложно; мы спрашиваем, какова его роль, какое место оно занимает в произведении, успешно ли (удач­но ли) оно сочетается с другими строчками. Вот одна из возможных концепций успешности литературного произведения. Но перформативная модель привлекает наше внимание и к тем конвенциям, кото­рые делают высказывание обещанием или стихотворением, – скажем, к сложившимся представлениям о том, что есть сонет. Таким образом, проблема успешности литературного высказывания может включать в себя вопрос о его соответствии жанровым признакам. Соответствует ли высказывание нормам, становится ли оно настоящим сонетом, не происходит ли осечка? Мало того, можно сказать, что произведение успешно только тогда, когда оно вошло в литературу, то есть когда оно опубликовано, прочитано, признано в качестве литературного произ­ведения (так, например, ставка в пари становится ставкой лишь тогда, когда она принимается). Короче говоря, представление о литературе как о перформативе заставляет нас задуматься над непростой про­блемой: что делает литературное произведение таковым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.