КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции повествовательных текстов
В сфере внимания теоретиков находится и вопрос о функции повествования. В главе 2 я упоминал о «повествовательно-демонстрационных текстах» – это обширный класс высказываний, значимость которых для слушателя заключается не в содержащейся в них информации,а в том, «достойны ли они быть высказанными». В этот класс текстов включены и литературные повествования, и просто истории, которые люди рассказывают друг другу. Рассказчики неизменно отвергают потенциальный вопрос: «И что с того?». Но всё же, что делает повествование «достойным»? Каковы функции повествования? Во-первых, как говорит Аристотель, эпические тексты доставляют нам удовольствие благодаря содержащемуся в них подражанию жизни и благодаря ритму. Повествование, построенное на искажении, когда, например, обманщик оказывается обманутым, приносит удовольствие само по себе. Многие повествования имеют как раз такую функцию: развлекать слушателей, выворачивая наизнанку знакомые ситуации. Удовольствие, которое мы получаем от повествования, связано с желанием. Сюжеты различных произведений рассказывают о желаниях и о том, к чему они приводят, но побудительным мотивом самого повествования является желание, выражающееся в форме «эпистемофилии», желания знать: мы хотим раскрыть тайну, узнать развязку, выяснить правду. Если повествованием движет «мужское» стремление господствовать, желание раскрыть истину (найти «голую правду»), что тогда сказать об итоговом знании, которое предлагает нам текст для удовлетворения нашего желания? Является ли само знание продуктом желания? Теоретики задаются вопросами о взаимосвязи между желанием, повествованием и знанием. Кроме того, как подчеркивают теоретики, у повествования есть обучающая функция. Тексты знакомят нас с устройством мира и дают нам возможность – посредством фокализации – посмотреть на него с такой точки зрения, которая раскрывает нам с максимальной полнотой и очевидностью обычно скрытые мотивации других людей. Э.М.Форстер заметил, что романы, давая читателям возможность понять побуждения персонажей, компенсируют тем самым «непрозрачность» чужих душ в реальной жизни. Персонажи романов – «это люди, чью потайную жизнь мы видим или можем увидеть; наша же тайная жизнь невидима. Вот поэтому романы, даже если они повествуют о безнравственных людях, приносят нам утешение; в них описана постижимая, а потому и более управляемая человеческая раса, они дарят нам иллюзию проницательности и власти». Знания, которые мы черпаем из художественных произведений, способствуют поддержанию порядка в обществе. В западной традиции роман часто рассказывает о том, как желания человека смиряются, а стремления втискиваются в тесные рамки социальных реалий. Много романов написано о крушении иллюзий юности. Они повествуют о желаниях, пробуждают в нас желания, дают своего рода сценарии гетеросексуальных отношений, а с XVIII века они всё больше помогают нам достичь самоидентификации, причём не столько в общественной деятельности, сколько в любви, в сфере частной жизни. Романы не только заставляют нас поверить, что на свете есть любовь, они ещё и подвергают эту идею демистификации. Романы являются могучей силой, способствующей нашему становлению, прохождению через ряд идентификаций (см. главу 8) и осознанию общественных норм как части нашего внутреннего опыта. Но художественные тексты также дают нам в руки оружие социальной критики. Они демонстрируют суетность светских успехов, испорченность мира, его несоответствие благородным устремлениям человека. Они выставляют напоказ страдания униженных и оскорбленных, призывают читателей встать на точку зрения этих отверженных и признать определённые ситуации недопустимыми. И, наконец, фундаментальный вопрос теории повествования формулируется так: является ли повествование базовой формой знания (способствует ли оно осмыслению мира) или риторической структурой, которая представляет в ложном свете то, что, казалось бы, разоблачает? Повествование является источником знаний или иллюзий? Является ли знание, которое повествование имеет целью выразить, продуктом желания? Поль де Ман замечает, что, хотя ни один здравомыслящий человек не станет пытаться выращивать виноград при свете слова «день», нам, несомненно, очень трудно сопротивляться присущему нам стремлению постигать жизнь через повествовательные структуры. Означает ли это, что рождающийся в художественных текстах эффект познания и утешения иллюзорен? Для ответа на эти вопросы нам требуются и знания о независимом от повествования мире, и основания для того, чтобы считать эти знания более авторитетными, нежели те, которые мы получаем, читая литературу. Но существуют ли такие авторитетные знания, независимые от повествовательных структур, – вот суть вопроса о том, является ли повествование источником знаний или иллюзий. По-видимому, нам не найти ответа на этот вопрос, даже если такой ответ вообще существует. Таким образом, нам следует балансировать между представлением о повествовании как о риторической структуре, порождающей иллюзию проницательности, и взглядом на повествование как на основной способ осмысления мира. В конце концов, даже разоблачение повествования как риторики имеет повествовательную структуру, приводит к тому, что наши первоначальные иллюзии рассеиваются в безжалостных лучах истины. Мы становимся печальнее, но мудрее, трезвее и сдержаннее. Мы больше не водим хоровод и не созерцаем тайну. Такая вот история.
Глава 7
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |