КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Риторические фигуры
Риторика, поэтика и поэзия Выше я определил поэтику как попытку объяснить художественные эффекты через описание обусловливающих их конвенций и операций чтения. Поэтика тесно связана с риторикой, которая со времён античности исследовала заложенные в языке возможности убеждения и выражения – приёмы языка и мышления, используемые при построении результативных высказываний. Аристотель отделял риторику от поэтики, считая риторику искусством убеждения, а поэтику – искусством подражания или воспроизведения. В филологической традиции средневековья и Ренессанса два эти предмета слились: риторика стала рассматриваться как искусство красноречия, а поэзия (постольку, поскольку она учит, доставляет удовольствие и побуждает) – как высшее проявление этого искусства. В XIX веке риторика впала в немилость как система ухищрений, чуждая подлинной мыслительной деятельности или поэтического воображения. В конце XX века риторика возродилась как учение о структурных особенностях дискурсов. Поэзия связана с риторикой, поскольку она изобилует языковыми и речевыми фигурами, призванными придать тексту убедительность. Со времён Платона, который считал необходимым изгнать поэтов из идеальной республики, поэзию критиковали и принижали за то, что она-де является обманной и легкомысленной риторикой, вводит людей в заблуждение и вызывает у них нелепые, сумасбродные стремления. Аристотель защитил поэзию, акцентировав в ней не риторику, а подражание (мимесис) и высказав мнение о том, что поэзия даёт выход нашим аффектам. Он также видел в поэзии модель ценного опыта перехода от незнания к знанию (так, в трагедии в переломный момент «узнавания» герой осознаёт свою ошибку, а зритель понимает, что должен «славить милость Бога»). Поэтика, учение о стратегиях и возможностях литературы, не сводится к изучению риторических фигур; в ней можно видеть часть более широко понимаемой риторики, изучающей возможности языковых актов любого типа. Теория литературы много внимания уделяет вопросам риторики. Теоретики обсуждают природу и функции риторических фигур. Риторические фигуры в целом можно определить как модификации «обычного» словоупотребления или отклонения от него. Например, во фразе «Моя любимая роза» слово «роза» обозначает не цветок, а нечто прекрасное и драгоценное (такая фигура называется метафорой). В стихотворении «Тайна сидит» тайна превращается в существо, обладающее способностью сидеть (олицетворение). В прошлом исследователи различали специфические «тропы», «переворачивающие» или меняющие значение слова (как в случае метафоры), и более многообразные «фигуры», то есть употребление слов в непрямом значении с целью достижения специальных эффектов. Назовем некоторые из фигур: аллитерация (повторение одинаковых согласных), апострофа (обращение к неодушевлённым предметам и абстрактным понятиям, например: «Стой, сердце! Сердце, стой!»), ассонанс (повторение гласного звука). В последние годы теоретики редко разделяют фигуры и тропы и даже ставят под сомнение понятие «обычного», «прямого» значения, отклонениями от которого являются фигуры и тропы. Например, является ли сам термин «метафора» буквальным или фигуральным? Жак Деррида в «Белой мифологии» показывает, что теоретические рассуждения о метафорах неизбежно вынуждены оперировать метафорами. Некоторые теоретики даже приходят к парадоксальному выводу: язык в основе своей фигурален, и то, что мы называем буквальным, строится из фигур, чья фигуральная сущность забыта. Когда мы произносим словосочетание «уловить суть проблемы», то воспринимаем это выражение как буквальное, поскольку не помним о его фигуральной природе. Это не значит, что различия между буквальным и фигуральным значениями вообще нет, но следует признать, что тропы и фигуры являются фундаментальными структурами языка, а вовсе не исключениями или искажениями. Традиционно считается, что наиболее важной фигурой является метафора. Метафора показывает кого-то или что-то как нечто иное (так, мы говорим метафорами, называя, например, Джорджа ослом или возлюбленную – красной розой). Таким образом, метафора – это вариация основного способа познания: мы узнаём что-то, видя это как что-то ещё. Теоретики говорят о «метафорах, которыми мы живём», имея в виду основополагающие метафорические схемы, как, например, «жизненный путь». Такие схемы образуют структуру нашего мышления, представления о мире: мы пытаемся «достичь чего-то в жизни», «понять, к чему мы пришли», «сталкиваемся с трудностями» и т. д. Метафора считается основой языка и воображения, так как на ней строится познание, она не является случайным высказыванием или украшением. Тем не менее её литературное воздействие зависит от её уместности. Строка Вордсворта «Кто есть Дитя? Отец Мужчины» заставляет нас остановиться, задуматься и увидеть в новом свете взаимоотношения поколений: отношение ребенка к мужчине, которым ему предстоит стать, сравнивается с отношением отца к своему ребёнку. Поскольку метафора может заключать в себе тщательно выработанную концепцию, даже теорию, она является наиболее легко определяемой риторической фигурой. Но теоретики говорят о важности и других фигур. По мнению Романа Якобсона, метафора и метонимия являются двумя фундаментальными языковыми структурами. При этом метафора связывает предметы по сходству, а метонимия – по смежности. Метонимия движется от одного предмета к другому, близкому; так, мы говорим «корона» вместо «королева». Метонимия упорядочивает структуру, выстраивая предметы в пространственные и временные ряды, ведёт нас от одного предмета к другому внутри данной области, а не связывает одну область с другой, как это делает метафора. Другие теоретики включают в число «четырёх главных тропов» синекдоху и иронию. Синекдоха – это выявление целого через его часть: «десять пар рук» в значении «десять работников». Синекдоха приписывает свойства целого его частям, и части, таким образом, представляют целое. Ирония сопоставляет видимое и реальное: что произойдет, если случится противоположное ожидаемому (что будет, если дождь пойдёт во время пикника, который устраивает синоптик?). Эти четыре главных тропа – метафора, метонимия, синекдоха и ирония – были использованы историком Хайденом Уайтом для анализа исторического объяснения (исторического «сюжетосложения», по выражению Уайта): они представляют собой основные языковые структуры, с помощью которых происходит осмысление опыта. Базовое представление о риторике как дисциплине, которая зиждется на этих четырёх тропах, приводит к выводу о том, что существуют фундаментальные языковые структуры, лежащие в основе широкого спектра дискурсов и позволяющие им обрести смысл.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |