Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология




Новая критика

Русский формализм

В начале XX века русские формалисты заявили, что литературоведы должны сосредоточиться на вопросах литературности литературы: на словесных стратегиях, которые делают произведение литературным, на изучении поэтического языка как такового, на характерном для художественного произведения приёме «остранения»* опыта. Пере­ключая внимание с интенции автора на стилистические «приёмы», формалисты заявляли, что слово – «единственный герой литерату­ры»*. Вместо того чтобы спрашивать: «Что автор здесь говорит?», мы должны задавать вопрос вроде: «Что здесь происходите сонетом?» или: «Что здесь выпадает на долю романа Диккенса?». Три основных участника этой группы – Роман Якобсон, Борис Эйхенбаум и Виктор Шкловский – переориентировали литературоведение на изучение формы и писательской техники.

Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые критики» сосредоточились на единстве, или интеграции, литературных произведений. Споря с методом университетских историчес­ких штудий, сторонники этого направления стали рассматривать сти­хи как эстетические объекты, а не как исторические документы, ис­следовать свойства, обусловленные их вербальной организацией, и анализировать процесс возникновения смысла, вместо того чтобы вни­кать в исторические условия или жизненные обстоятельства авторов. Новые критики (Клинт Брукс, Джон Кроу Рэнсом, У.К.Уимсэтт) виде­ли свою задачу в изучении отдельных литературных произведений. Сосредоточив внимание на двусмысленности, парадоксах, иронии, кон­нотациях поэтических образов и производимом художественном эф­фекте, «новая критика» стремится определить вклад каждого элемен­та поэтической формы в создание единой структуры.

«Новая критика» мыслится как один из видов техники вниматель­ного чтения и исходит из предположения о том, что ценность крити­ческой деятельности определяется тем, насколько эта деятельность помогает создавать более глубокие интерпретации тех или иных про­изведений. Но с начала 1960-х гг. многие направления теоретичес­кой мысли – феноменология, лингвистика, психоанализ, марксизм, структурализм, феминизм, деконструктивизм – предлагают более пол­ные концепции осмысления литературы и других продуктов культуры, чем это могла сделать «новая критика».

Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредоточения внимания на реальности объектов-феноменов, каки­ми они представляются сознанию. Мы можем оставить в стороне воп­росы о конечной реальности или познаваемости мира и описать мир таким, каким он является нашему сознанию. Методика феноменоло­гии была подхвачена теми литературоведами, которые считали своей задачей описание «мира» авторского сознания, каким оно предстает в комплексе его трудов (Жорж Пуле, Дж. Хиллис Миллер). Но ещё важ­нее то, что называют «литературоведением читательского отклика» (Стэнли Фиш, Вольфганг Изер). В восприятии читателя произведение обращено к сознанию; можно сказать, что произведение не есть не­что объективное, существующее независимо от опыта читателя. Сле­довательно, литературоведение может принять форму описания по­степенного продвижения читателя через текст, форму анализа того, как читатели создают смысл путём установления связей, заполнения лакун, прогнозирования, догадок, ожиданий, которые могут либо оп­равдаться, либо быть нарушены.

Другую версию феноменологии, ориентированной на читателя, называют «рецептивной эстетикой» (Ханс Роберт Яусс). Произведе­ние представляет собой ответ на вопросы, возникающие в связи с наличием определенного «горизонта ожиданий». Таким образом, при интерпретации произведения нам следует принимать во внимание не столько индивидуальный опыт читателя, сколько историю восприя­тия произведения в его отношении к меняющимся эстетическим нор­мам и ожиданиям, которые позволяют произведению быть востребо­ванным в разные исторические эпохи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.