Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория инаковости




Подобно деконструктивизму и другим современным теоретическим направлениям, «теория инаковости» (о ней уже шла речь в главе 7) использует понятие маргинального – чего-то, что не соответствует норме и остаётся на периферии – для попыток анализа центральной культурной конструкции, то есть гетеросексуальной нормы. В работах Ив Седжвик, Джудит Батлер и других исследователей теория предста­ёт средоточием продуктивных вопросов, касающихся не только места сексуальности в культурных построениях, но самой культуры в той мере, в какой она основана на отрицании гомоэротических отношений. По­добно феминизму и этническим исследованиям, теория инаковости черпает интеллектуальную энергию в своей связи с либеральными общественными движениями и в дискуссиях о стратегиях и концепци­ях, которые ведутся в рамках этих движений. Следует ли приветство­вать и акцентировать различия или эта деятельность позорна? Теория свидетельствует о возможности обоих подходов.

 


* Гегемония – это господство, первенствующее положение какого-либо клас­са или государства по отношению к другим классам или государствам. Возвы­шение доминирующей общественной группы достигается не за счет применения силы, а на основании общественного согласия. Культура является частью этой структуры, которая узаконивает существующие общественные установления. Понятие гегемонии было предложено итальянским теоретиком марксизма Антонио Грамши.

 

 

* Пример обращения к тем, кто еще не родился на свет, можно найти в тра­гедии «Макбет» У.Шекспира, когда Макбет проклинает потомков Банко (акт IV, сц. 1).

 

* Д.Каллер экстраполирует здесь суждение М.М.Бахтина о полифоничности романов Ф.М.Достоевского на сущность жанра романа вообще, хотя это противоречит концепции Бахтина. Учёный противопоставил романы Достоев­ского распространенному в литературе монологическому типу романа, где ис­тинной и авторитетной является только одна точка зрения, а именно та, которая принадлежит автору. Напротив, в романах Достоевского истина рождается в результате диалога сознаний, или равноправных точек зрения, принадлежа­щих персонажам.

 

* Перформатив – это высказывание, которое является не только описанием действия, но самим этим действием, изменяющим статус говорящего и систему социальных связей, в которые он включён. Любая клятва, проклятие, благо­словение представляют собой перформативы.

 

 

* Эллипсис – термин в языкознании, обозначающий намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, часто - для усиления эффекта.

 

* Слово queer имеет несколько значений: «странный», «подозрительный», «поддельный», «гомосексуальный» (пренебрежительно).

 

* Английское слово subject в отличие от русского «субъект», сохранило се­мантику латинского слова subjectus, которое имеет три основных значения: 1) «прилежащий, граничащий, смежный»; 2) «подчиненный, подвластный»; 3) «подлежащий, подверженный» (везде подчеркивается несамостоятельность, зависимость).

* В русском переводе «Одиссеи» В. А. Жуковский предпочитает эпитет «хит­роумный».

 

* Essential (англ.) - «существенный», «основной», «главный».

 

* Остранение – термин, введённый русскими формалистами. В.Шкловский в статье «Искусство как приём» определяет приём остранения как «создание особого восприятия предмета, создание «видения» его, а не «узнавания». Это особое восприятие создаётся «затруднением формы» художественного произ­ведения, например, тем, что вещь не называется своим именем, но описывает­ся как в первый раз виденная; в качестве примера остранения Шкловский приводит описание оперного спектакля в «Войне и мире».

 

* См., напр.: В.Шкловский. О теории прозы. М., 1983. С. 100 и далее.

 

* Термин образован от слова дупе – «женщина» (греч.).

** Сексизм – это дискриминация по половому признаку, идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин. Здесь име­ется в виду дискриминация женщин в классическом психоанализе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.