КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобализация экономики и интернационализация предпринимательства
Значение международного маркетинга необходимо рассматривать не только с позиции общерыночных представлений, но и в большей мере с позиции интернационализации национальных экономик. Это связано с тем, что международный бизнес в настоящее время осуществляется в ходе экономических, социальных и политических перемен. Международные экономические отношения охватили почти все страны мира, практически отсутствуют страны, которые бы не зависели от международного бизнеса. Вхождение в мирохозяйственные связи сопровождается процессами глобализации экономики и интернационализации экономик стран-партнеров по бизнесу. Глобализация отражает формирование и развитие конвергентных и дивергентных процессов в сфере взаимодействия национальных культур и их интернационализации. Эволюция философии и инструментария международной предпринимательской деятельности тесно связана с процессом интернационализации рыночных отношений (рис. 1.1). Интернационализация экономических процессов становится в настоящее время самостоятельной силой, имея ярко выраженную тенденцию к возрастанию. Она усиливается действием самых разных факторов^':» том числе экономических, политических, технологических, социолого-демографических, психолого-менталитетных. В экономическом смысле интернационализация производства ведет к углублению разделения труда, росту его продуктивности, расширению сферы приложения капитала, развитию техники и методов расчетов. 16 Глава 1 • Состояние и проблемы международного маркетинга Рис. 1.1. Процесс интернационализации рыночных отношений Глобализация экономики и интернационализация предпринимательства 17 Первоначально она осуществлялась преимущественно мультинацио-нальными и международными предприятиями, обеспечивая успех единичным крупным фирмам. Для современной экономики становится нормой, когда средние и малые предприятия, ранее ориентировавшиеся в основном на внутренний рынок, смело выходят на рынки других стран и неуклонно увеличивают свою долю экспорта. Мотивы интернационализации имеют разные приоритеты для разных стран. Например, для австрийских предприятий они распределяются следующим образом (по предпочтению): 1. Стремление лучше использовать имеющиеся производственные мощности. 2. Стремление приобрести известность экспортера в своей стране. 3. Ожидание ухудшения экономического состояния страны. 4. Возможность улучшить финансовое положение за счет экспорта для модернизации производства. 5. Возможность получения иностранной валюты. 6. Стремление обеспечить преимущество перед конкурентами в своей стране. 7. Обеспечить более высокую рентабельность оборота на зарубежных рынках. 8. Стремление получить ценное ноу-хау. 9. Желание работать в условиях более низкой конкуренции за рубежом, чем в своей стране. Приспособление фирм к внешним условиям связано с осознанием процесса интернационализации, его особенностей и этапов. Этапы интернационализации можно представить в виде рис. 1.2. 1-й этап: местная стадия развития, которая характеризуется местным производством. 2-й этап: начальная стадия интернационализации отличается наличием контактов за рубежом до момента операций зарубежных дилеров и агентов. 3-й этап: стадия развития характеризуется всеми видами контактов с зарубежными контрагентами до создания производственного предприятия за рубежом. 4-й этап: стадияроста предполагает наличие производственных предприятий за рубежом, которые расположены не более чем в 6 странах. 5-й этап: многонациональная стадия интернационализации пред-полахаехсоздание производственных предприятий в более чем 6 стра-
Рис. 1.2. Этапы интернационализации предприятия нах мира (данная стадия характерна для транснациональных корпораций). Процесс выхода фирм на международные рынки можно рассматривать как процесс постепенного развития. Различия между хорошо известным и даже иногда безопасным внутренним рынком и далеким и рискованным зарубежным кажутся настолько большими, что многие фирмы предпочитают постепенное их преодоление. В пользу такой точки зрения говорят исследования, проведенные в ряде стран. Например, в Швеции выход фирм на зарубежные рынки представляется как «процесс развития знаний». При этом фирмы знакомятся с новыми культурами и рынками, а зачастую и с новыми, более сложными зарубежными операциями. Шведская «школа» исследований международных деловых операций нашла продолжение в разработке методик выхода на зарубежные рынки по нескольким направлениям, сопровождаемым анализом создания фирмами распределительных сетей, установлением долгосрочных взаимоотношений с клиентурой, изучением отношений между головными предприятиями и филиалами и т. д. Датские промышленные фирмы придерживались постепенного и осторожного развития международных операций. Существующая в Да- Глобализация экономики и интернационализация предпринимательства 19 нии могущественная торговая фирма «Восточно-азиатская компания» оказывала помощь малым фирмам в изучении зарубежных рынков и проникновении на них. Близость Дании к континенту и ее роль связующего звена между деловыми интересами континента и Скандинавии помогли датской промышленности раньше других сориентироваться на зарубежных рынках [20]. Подобное исследование 1300 финских промышленных фирм, занятых в международном бизнесе, подтверждает существование стадий процесса интернационализации, соответствующих рис. 1.2: местная стадия, начальная стадия (не включая зарубежных операций филиалов), стадия развития (не включая производственных предприятий, находящихся за рубежом), стадия роста (включая производственные предприятия не более чем в шести странах), многонациональная стадия (производственные предприятия в шести и более странах). Результаты анализа развития торговли в скандинавских странах показали, например, что большинство финских, датских и шведских малых фирм находятся в местной или начальной стадиях и малое количество — в стадии роста и многонациональной стадии. В Великобритании исследовалась группа небольших промышленных фирм, которые впервые основали производственные предприятия за рубежом. Самым важным вопросом было выяснить, какой у этих фирм был первоначальный опыт ведения международных деловых операций и оказал ли он влияние на их успех. Те фирмы, которые полагались лишь на опыт внутреннего рынка, постигла неудача. Большей частью путь к созданию первого производственного предприятия за рубежом лежал через прямые экспортные поставки и использование посредников. Но наибольших успехов добились те фирмы, которые шли самым длинным путем: через экспортные поставки, посредников и торговые филиалы (рис. 1.3). Исследователи пришли к выводу, что систематическое, постепенное приобретение опыта в международных операциях — самый лучший, а во многих случаях и единственный путь обеспечить долгосрочный успех. Для получения доступа на зарубежные рынки фирма может пройти несколько фаз, каждая из которых имеет свои особенности. фаза экспортной продажи начинается с пробного экспорта. Это довольно поверхностные односторонние действия, базирующиеся на движении отечественной продукции и умении продавать. Если случайно подобранный агент мог действовать на одном рынке, такое же решение используют и для другого рынка. Чаще всего — многообещающие первоначальные продажи, но повторных заказов нет. Собственно доходы небольшие, а издержки слишком высоки для первоначального установления контактов. 20 Глава 1 * Состояние и проблемы международного маркетинга а, б — варианты, дающие худшие результаты и ведущие к неудачам; в — наиболее частый вариант; г + д — варианты, дающие лучшие результаты. Рис. 1.3. Пути перехода к созданию первого зарубежного производственного предприятия За пробным экспортом может следовать экстенсивная продажа. Этим способом можно охватить лишь незначительное количество рынков, а оставшееся — сгруппировать по категориям: основные, второстепенные и, возможно, третьестепенные. Затем следует ограничить ассортимент экспортируемой продукции до уровня, наиболее приемлемого для конкретного рынка и обладающего наивысшей ожидаемой прибылью. Зарубежная торговая сеть экспортера получает активную поддержку, а отечественные организации проявляют большую активность в сборе и накапливании маркетинговой информации. Эту фазу называют интен- Глобализация экономики и интернационализация предпринимательства 21 сиеной продажей, подчеркивая тем самым, чторыночные контакты более глубокие и эффективные, но они все еще продолжают оставаться придатком отечественного внутреннего рынка. Постепенно концентрация усилий приводит к более зрелой фазе, которую называют экспортным маркетингом. Фирма развивает двусторонние отношения со своими экспортными рынками, во всяком случае с основными. Информация о них поступает наравне с обратной связью с внутреннего рынка. Продукция все больше приспосабливается к потребителям зарубежной клиентуры, даже если отечественные образцы еще продолжают оставаться в качестве отправных. Маркетинговым коммуникациям придается международный облик с соответствующим использованием иностранных языков, по крайней мере английского, и с меньшими настойчивыми требованиями, что все должно быть «типично» национальным. Следующие фазы — международный маркетинг и глобальный маркетинг. Обе они предполагают, что внутренний рынок потерял свое первостепенное значение. «Международный маркетинг» предполагает, что ряд других рынков стал играть решающую роль в формировании концепции маркетинга у данной фирмы. «Глобальныймаркетинг» идет еще дальше и предполагает, что фирма больше не ориентируется на собственную страну и занимается удовлетворением таких потребностей клиентуры, которые были бы характерны для всего мира. По мере того как фирма в своем развитии проходит различные этапы, аналогично меняется и прибыльность. На рис. 1.4 и 1.5 представлены кривые, показывающие вклад рынков: нижняя кривая — развитие внутреннего рынка, а верхняя — вклад экспортных рынков. Начальные годы оказываются дорогостоящими. Расходы на поездки и установление контактов очень высоки, надежность клиентуры низкая, а количество повторных заказов невелико. Трудно оценить степень риска при выдаче кредита, счета не всегда оплачиваются либо не оплачиваются совсем. Даже при внедрении самых совершенных методов анализа хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета дефицит увеличивается, существуют трудности в отношениях между руководством, владельцами фирм и банками. По мере установления контроля над маркетингом фирмы добиваются равновесия баланса и даже активного сальдо. В результате многие из этих первых экспортеров получают основную долю прибыли со своих зарубежных рынков [20]. Изложенное выше подтверждает необходимость использования инструментария международного маркетинга. Особенно это актуально для новых государств, так как им приходится осуществлять переход от за- 22 Глава 1 * Состояние и проблемы международного маркетинга крытой к открытой экономике. Усилия этих стран в сфере внешнеэкономической деятельности при всей их независимости и самостоятельности во многом сходны по существу решаемых экономических задач. Вместе с тем следует ожидать, что в каждой из стран будет утверждаться собственная стратегия международного маркетинга, имеющая ярко выраженное свое лицо, отличное от других. Наша страна должна сформировать свой рыночный образ, который не копировал бы японский, американский, западноевропейский, китайский, юго-восточный, азиатский и т. д., а отражал нашу специфику. Выход на международные рынки и расширение торговых отношений с зарубежными странами диктуется разными потребностями предприятия и причинами их возникновения. Укрупненно их можно свести к выделенным далее: Рис. 1.4. Соотношение внутреннего и внешнего товарооборота по мере выхода на международные рынки
Рис. 1.5. Прибыльность при выходе на международные рынки 1. Развитие внутреннего рынка (насыщение рынка товарами; усиление давления конкурентов; возрастание зависимости от посреднической торговли, в особенности в вопросах качества, цен, рентабельности и расширения производства; рост сборов, связанных с защитой окружающей среды; трудности соблюдения социального законодательства), при котором выгодно вкладывать капиталы за рубежом. 2. Активность зарубежного конкурента и его успехи на внутреннем рынке вынуждают искать собственный ангажемент. Не в последнюю очередь это связано с необходимостью поддержания своего имиджа на должном уровне. 3. Преодоление зависимости от внутреннего рынка и «рассеивание» риска путем завоевания иностранных рынков. 4. Решение проблемы зависимости фирмы от сезонных колебаний спроса на внутреннем рынке. 24 Глава 1 • Состояние и проблемы международного маркетинга 5. Улучшение загрузки имеющихся и дополнительно создаваемых мощностей. 6. Снижение затрат на заработную плату, сырье, транспорт, уменьшение налоговых выплат, в частности путем использования различных форм производства продукции за рубежом, включая даже реимпорт с соответствующими ценовыми льготами для внутреннего рынка. 7. Использование государственных программ содействия, которые приняты в своей стране или в стране пребывания. 8. Повышение эффективности сбытовой деятельности путем усиления рыночных позиций, например на основе создания отделений, филиалов и дочерних предприятий, расширения сети сервисных пунктов и т. п. 9. Компенсация колебаний валютного курса путем организации частичного производства и сбыта в соответствующих странах.
10. Получение доступа к ноу-хау, который является возможным при условии продолжительного ангажемента на определенных зарубежных рынках, например в форме партнерства с инофирмами. 11. Наличие потребности в том, чтобы обойти тарифы и административные препятствия импорта с помощью форм прямого ангажемента на зарубежном рынке. 12. Обеспечение долгосрочного успешного сбыта и соответственно экономического роста. 13. Снижение общего риска путем отнесения его на больший объем продукции в штуках, часть из которых производится на своих зарубежных фирмах. 14. Высвобождение высококвалифицированного кадрового персонала для решения более сложных задач в своей стране путем переноса за рубеж производства отдельных изделий или комплектующих к ним. 15. Стабилизация ценовой политики или расширение рамок для ее осу-щестилспия на внутреннем и зарубежном рынках, применяя дегрессию о июсительно количества продукции. Современный международный рынок характеризуется новыми тенденциями, новыми правилами конкуренции. Особенностью конкуренции теперь является рыночный подход к _ применению технологий. В качестве примера можно привести американскую компанию General Motors, которая производит прекрасный товар — Глобализация экономики и интернационализация предпринимательства 25 автомобиль «Кадиллак», оснащая его самым современным технологическим оборудованием. К нему относятся: система определения географического местоположения, которая позволяет водителю определить свое место нахождение, если он заблудился; сотовый телефон со своим номером; наконец, воздушная подушка безопасности многократного применения. Сами по себе технологии не являются новыми. Однако на основе соединения этих технологий компанией General Motors фактически создан новый продукт. Соединение технологий, существующих до этого раздельно, обеспечило послепродажную услугу фирмой по защите клиента на долгое время после покупки автомобиля и создало новую рыночную потребительскую ценность для клиента. Следующее из новых правил конкуренции — присутствие на всех рынках. Если в 80-е гг. многие крупные компании считали вполне достаточным присутствие на одном из крупнейших рынков в Японии, в Соединенных Штатах или в Европе, то за прошедший период ситуация изменилась. Новые условия диктуют необходимость для любой крупной компании присутствия на всех рынках. Такой подход основан на использовании преимуществ современных информационных технологий для непосредственного и быстрого выхода на клиентов. Развитие системы связи долгое время было правительственной монополией и зависело от наличия средств у государственных органов на инвестиции в эту отрасль. Но в настоящее время любая компания и даже физическое лицо может обеспечить себя системой коммуникаций, дающей возможность связываться практически с любыми удаленными точками и сохранять на низком уровне тарифы за услуги. Такая система позволяет управлять процессом реализации спроса на любой стадии в глобальных масштабах. Современные системы удаленной связи позволяют, избегая существенных дополнительных затрат, в равной степени пользоваться услугами как специалиста из Соединенных Штатов, так и специалиста из Италии, Франции или России. Новые правила конкуренции формулируют новую маркетинговую задачу: быть лучшим в своем классе, чтобы получить премию за лидерство. Инструментами решения этой задачи являются маркетинговые методы и новые технологии, которые позволяют с большой точностью определить, с кем и как мы хотим и можем взаимодействовать. Интересный эксперимент проводится компанией Coca-Cola. Суть его состоит в автоматической корректировке цены на бутылку кока-колы в торговых автоматах в зависимости от температуры на улице. Очевидно, 26 Глава 1 • Состояние и проблемы международного маркетинга что чем жарче погода, тем больше желающих купить бутылку кока-колы и тем быстрее заканчиваются запасы в торговом автомате. Соответственно при стандартной цене в 50 центов за бутылку предлагается, чтобы при истощении запаса в автомате на 2/3 цена автоматически повышалась до 65 центов, а при истощении запаса на 90 % — до 85 центов. Важным современным направлением маркетинговых решений многих проблем является сотрудничество, а точнее кооперация. Организация кооперации в бизнесе является более сложным делом, поскольку связана с необходимостью решения множества вопросов, например по соответствию качества продукции партнеров по кооперации, использованию торговых марок и т. д. Главным принципом подхода к кооперации является постоянный поиск новых концептуальных решений, дающих возможность преодолевать текущие трудности. Так, ряд американских компаний при выходе на рынок Японии столкнулись с проблемой чрезвычайной дороговизны складских помещений. Они сумели решить эту проблему на основе кооперации по совместной аренде складского помещения. Современные условия требуют от специалиста по маркетингу не только умения использовать возможности новых технологий, но и понимать потенциальный эффект практического использования этих технологий, тем более что этот эффект имеет многомерный характер и может влиять на различные сферы бизнеса. Особая роль принадлежит в этих условиях новым приемам маркетинговой работы и маркетинговой информации. Примером такого подхода может служить сеть магазинов Ykea (появившихся в разных городах РФ, в том числе и в г. Москве) — одного из известных шведских производителей мебели. Здесь можно не только выбрать товар, но и оставить детей на время посещения торговых залов в детском центре или посидеть в ресторане с шведской кухней. Фактор времени — важнейший фактор в конкурентной борьбе. Его сокращение необходимо прежде всего для того, чтобы не дать возможности конкурентам достичь лидера. Одновременно сокращение времени получения информации и принятия решения — это экономия затрат, дающая возможность вложить сэкономленные средства в продвижение новой идеи для сохранения лидирующих позиций. Добиться этого можно, только опираясь на информационную поддержку. Для успешной работы в области международного бизнеса необходимо не только иметь определенные способности, определенное инновационное чутье, но и уметь пользоваться статистикой, которая накапливается в ходе маркетинговых исследований. В Европе и США ситуация Глобализация экономики и интернационализация предпринимательства 27 несколько проще, потому что там действует больше специализированных информационных компаний, чем в России. Например, компания ACNielsen специализируется на предоставлении очень подробной информации по товарному рынку, и прежде всего по тем товарам, которые выпускаются под одним брэнд-неймом. Информация, выдаваемая этой фирмой, настолько подробна, что, запросив статистику по любому региону, вы получите конкретные данные по реализации любого брэнд-нейма в данном регионе за неделю. Это помогает определиться с положением компании и ее конкурентов на рынке и является ключом к пониманию своих и сильных, и слабых сторон, а значит, и к успеху на рынке. Последние три года все более заметной становится компания Geomarketing, которая специализируется на предоставлении информации по конкретным географическим регионам. Информация включает дистрибьюцию, спрос и многие другие параметры. Можно запросить конкретную информацию по интересующему региону, например: каков средний возраст наиболее активных покупателей, какова платежеспособность, какие там имеются торговые точки и т. д. В России в настоящее время действуют лишь локальные информационные системы такого рода. Работа на международных рынках требует обязательного учета национальных особенностей, которые сказываются на всех составляющих маркетинговых программ компании. Наиболее приверженными к конкретным торговым точкам являются англичане и французы. Этот показатель приверженности покупателя очень интересен с точки зрения использования конкретных маркетинговых решений, например таких, как выпуск карточки покупателя, предусматривающей для ее обладателя определенную скидку с целью закрепить его приверженность к конкретному магазину (такие карточки уже имеются примерно у 50 % покупателей). Еще один интересный показатель — расстояние между местом проживания покупателя и универсальным магазином. Например, среди приверженцев к близким расстояниям (менее 5 км) лидируют голландцы (91 %), а за ними следуют англичане и итальянцы. Что касается посещаемости магазинов, то средняя частота мелких покупок составляет 0,3-0,4 раза в неделю, а покупок на крупные суммы — 1,1 раза в неделю. В среднем за время одного посещения (около 40 мин), как правило, приобретается 20 наименований товаров. В среднем за месяц покупатель в Европе проводит в магазине 5 ч. Этот показатель имеет прямое отношение к способам организации рек- 28 Глава 1 • Состояние и проблемы международного маркетинга ламы внутри магазинов, которая в отличие от телевизионной и радиорекламы имеет возможность использовать преимущества непосредственного контакта между покупателем, приобретаемым товаром и продавцом, т. е. преимущество прямого воздействия на покупателя в месте реализации покупки. Показатель среднего времени, которое покупатель проводит в универсальном магазине, служит основой и для выбора оптимальных вариантов размещения товара на прилавке, информирования покупателя о том, что имеется в продаже. В частности, одним из следствий анализа этого показателя является вывод о необходимости обновления витрины не менее одного раза в неделю, поскольку за неделю покупатель получает полную информацию о новинках на прилавках, привыкает к однообразию витрин, перестает их замечать, а порой и заходить в этот магазин. В среднем по Европе на покупку тратится 57 долл., причем, как показывают исследования, совершая реальные покупки, покупатели тратят на 11 % больше, чем они рассчитывали. Это прямое подтверждение эффективности непосредственного влияния на покупателя в то время, когда он находится в торговом зале. Подобная информация представляет собой ценность для любой компании, стремящейся улучшить свое положение на рынке. При всей пространственной ограниченности фактора места комплексное воздействие на клиента обязательно приводит к появлению дополнительных возможностей как для клиента, так и для организации, работающей с клиентом. Через постоянно обновляемую информацию непосредственно раскрывается смысл изменений, происходящих на рынке, ключ к управлению и коррекции конкретной стратегии. В принятии такого подхода заключается прямое маркетинговое преимущество для потребителя, состоящее в экономии временного фактора. В одном месте можно найти все что нужно, для того чтобы сравнить различные виды предложений. Международные коммуникации предъявляют высокие требования к проблеме брэндов. Брэнды международного уровня вообще испытали сжатие как с точки зрения использования, так и на уровне потребления. Снизилось не только число людей, потребляющих товары, снизилась также и частота, с которой они их потребляют. Существенную долю рынка выиграли брэнды местного масштаба. Особенно это стало ясно в некоторых секторах товаров повседневного спроса (типа кондитерских изделий, мороженого и шампуней). Кроме того, произошли большие перемены в сфере розничной торговли, особенно в плане создания запасов и источников предложения. Глобализация экономики и интернационализация предпринимательства 29 В условиях кризиса ключевым вопросом является то, насколько долгосрочный характер носили потери доли рынка с точки зрения приверженных клиентов как основного слагаемого ценности брэнда и есть ли возможность вернуть утраченные позиции. Ценность брэнда в сознании потребителей является фактически двумерной функцией. С одной стороны, это ценность связи «брэнд-потребитель», которая носит психологический характер, а с другой — это присутствие брэнда на рынке с точки зрения дистрибьюции, размеров территорий и т. д., что представляет собой сильную сторону этого брэнда в плане запаса прочности его позиций на рынке. Ценность связи «брэнд-потребитель» и присутствие брэнда на рынке приводят к так называемой финансовой ценности брэнда в сознании потребителей, измеряемой в денежных единицах (например, цена акции, отдача на инвестиции и т. д. — финансовые параметры, которыми можно оценить успех конкретной компании). По данным кипрских маркетологов, приверженность марке имеет четкие измерения. Первое измерение — это «скорость удовлетворения потребности», иными словами, до какой степени брэнд удовлетворяет потребности. Второе измерение — «вовлеченность». Например, если покупатель знает компьютеры и намерен купить новый, то, прежде чем купить его, он почитает что-либо на эту тему. Чем менее осведомленным он является, тем менее вероятно то, что он будет привержен марке, т. е. вовлеченность и приверженность — обратно пропорциональны. Третье измерение — «диспозиция». Это то, что обычно применяется для указания привлекательности альтернатив. Может быть, некоторые люди и необязательно являются психологически приверженными, но, поскольку нет никаких хороших альтернатив, они остаются с брэндом, который используют. Четвертое измерение — это «двойственное отношение», т. е. степень, до которой индивидуум является непостоянным, склонным к экспериментированию. Некоторые любят пользоваться одной вещью, они настроены на нее, но есть и другие, кто испытывает большее удовлетворение от чего-то иного, они могут фактически иметь диспозицию для переключения на новый объект. Ведущие брэнды международного уровня имеют более высокие уровни приверженности, чем брэнды местного масштаба. Так, сектор прохладительных напитков характеризуется более слабыми, чем сектор моющих средств, брэндами местного масштаба. Если рассмотреть ситуацию с непользователями, то наблюдается больше потенциала по при- 30 Глава 1 • Состояние и проблемы международного маркетинга влечению клиентов для брэндов международного уровня. (Принимая во внимание, что в предыдущем случае большинство тех, кто имели шанс быть привлеченными, уже привлечены.) В случае прохладительных напитков, кажется, имеется намного больше потенциала для привлечения доступных клиентов. Если рассмотреть потенциал в плане будущего, то прогноз для брэндов местного масштаба является более оптимистичным в секторе прохладительных напитков, чем в секторе моющих средств. При сравнительном анализе показателей брэндов международного уровня и брэндов местного масштаба оказалось, что в категории моющих средств, где основа пользователя с точки зрения уровней приверженности могла бы быть слегка выше, имеется более высокий уровень приверженности среди пользователей брэндов международного уровня, чем брэндов местного масштаба. В категории прохладительных напитков существует гораздо большая пользовательская основа для брэндов международного уровня и меньшая — для брэндов местного масштаба. Принципы брэндинга, нацеленного на достижение приверженности к длительной избирательности в предпочтениях, должны определяться именно стратегическим мышлением, а не тактическими мерами, нацеленными на стимулирование прироста продаж в краткосрочной перспективе. В центре маркетинговой деятельности предприятия на международных рынках находится подготовка и принятие на основе соответствующей внешней (в том числе рыночной) и внутренней (в том числе технико-экономической) информации управленческих решений, позволяющих решать следующие задачи: ♦ Выходить ли на международный рынок вообще? Какие цели ставить при этом? Какие перспективы могут открыться перед предприятием и какие угрозы могут возникнуть? ♦ Если выходить, то на рынок какой страны? Какую продукцию можно было бы предложить потребителям на этом рынке: выпускаемую предприятием в настоящее время или новую? ♦ Каким образом выйти на выбранный рынок, найти потребителя и предложить ему свою продукцию? Делать это самостоятельно или привлечь партнеров по кооперации? Выходить ли на рынок в качестве экспортера или импортера, самостоятельно или в кооперации с более опытным партнером? Поставлять ли на выбранные рынки готовую продукцию или полуфабрикаты? Особенности, цели и задачи международного маркетинга 31 ♦ Какую конкретную программу мероприятий маркетингового комплекса (микс) разработать, для того чтобы достичь поставленных целей на выбранном рынке? ♦ Какие экономические, научно-технические и другие результаты могут и должны быть получены в результате участия предприятия в международном разделении труда? ♦ Как организовать на собственном предприятии процесс разработки и осуществления программы международного маркетинга? Эти вопросы и пути их решения полностью входят в содержание международного маркетинга, в сферу которого включается производственная, научно-техническая, сбытовая кооперация и сотрудничество. Обязательным условием при этом является наличие иностранного партнера. Иными словами, прежде чем окончательно принять решение о выходе на международные рынки, предприятие должно разработать, хотя бы в общих чертах, концепцию своего международного маркетинга (концепцию развития своей внешнеэкономической деятельности), а затем уже приступать к детальной проработке вопросов международного маркетинга. Использование теории и инструментария международного маркетинга особенно важно для российских предприятий, ориентированных на внешние рынки.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 12363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |