Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая среда международного маркетинга




Правовые факторы международной среды показывают влияние на мар­кетинговую деятельность за рубежом, во-первых, через правовое регули­рование контрактов (этот вопрос будет рассмотрен в отдельной главе), во-вторых, через защищенность отдельных аспектов международного предпринимательства. Анализ правовых факторов внешней среды по­зволяет сравнить правовое обеспечение и правовую защищенность биз­неса различных стран (в том числе и своей страны). В то же время фирма может спрогнозировать часть ожидаемых трансакционных издержек. Анализ правовых факторов позволяет выбрать страну, наиболее привле­кательную для внешнеэкономической деятельности.

В практике регулирования внешнеэкономической деятельности ис­пользуется один из двух правовых режимов: режим наибольшего бла­гоприятствования и национальный режим.


Правовая среда международного маркетинга



Режим наибольшего благоприятствования. В силу режима наиболь­шего благоприятствования иностранному государству, с которым за­ключается договор, предоставляются такие же нрава, преимущества и льготы, какие будут предоставляться в будущем юридическим и физи­ческим лицам любой третьей страны, т. е. данный режим создает равные условия всем иностранным государствам, их организациям и фирмам в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором. Обычно такой режим используется в рамках торговых или таможенных союзов. В настоящее время в России заключено более 1200 договоров с применением этого режима.

При применении национального режима иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, что и отече­ственным физическим и юридическим лицам. Такой режим может ис­пользоваться при заключении договоров о вывозе капитала. Россия ис­пользует этот режим редко, в основном в области авторского права, прав на изобретения и товарные знаки. Национальный режим применяется и. в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении. Правовая основа взаимоотношений государств предусматривает обеспечение равноправия, для этого используются так называемые принципы взаим­ности и реторсии.

Соблюдение принципа взаимности состоит в предоставлении иност­ранным фирмам и гражданам таких прав и возможностей, какие предо­ставит другое государство для национальных.

Принцип реторсии означает применение ответных ограничений при условии, что другое государство приняло меры дискриминационного характера в отношении физических и юридических лиц, что принесло ущерб интересам последних. Реторсия применяется с целью достиже­ния отмены выданных ограничений. Применение принципа взаимности в отношениях России с иностранными государствами затруднено из-за различий правовых систем отдельных стран.

В правовой практике принято выделять три типа правовых систем:

♦ обычного права (США и Великобритания), которая базируется на традициях, прецеденте, нравах и обычаях, при этом важнейшая роль в истолковании закона принадлежит судам;

♦ гражданского права, именуемая также кодифицированной право­вой системой (Германия, Франция, Япония, Россия). Она базиру­ется на детально разработанном комплексе законов, которые све­дены в кодекс. Эти статусы, или кодексы, являются основой ведения бизнеса;



Глава 2 • Среда международного маркетинга


♦ теократического права. Она основывается на религиозных запове­
дях (лучшим примером является мусульманское право).

Правовые основы международных отношений в сфере бизнеса регу­лирует международное частное право. Нормы международного права формируются в значительной степени каждым государством самостоя­тельно. В то же время происходит унификация норм права. Это связано с развитием мирового рынка и интернационализацией экономических процессов, результатом которой является интеграция государств.

Вследствие этого в современных условиях существуют три уровня права: национальное, наднациональное, международное.

Национальное право-- это правовые нормы отдельного государства.

Национальные законы оказывают воздействие на способ реализации основных элементов системы управления. Эти законы могут относить­ся к ведению бизнеса внутри страны или к деловым отношениям между странами.

К важнейшим сферам правового воздействия первого уровня отно­сятся:

♦ коммерческое или договорное право — защита патентов, торговых знаков и авторских прав, стандартные формы бухгалтерского учета;

♦ общеправовая среда — законы об охране окружающей среды, сани­тарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности;

♦ создание нового бизнеса;

♦ трудовое законодательство;

♦ антитрестовское (антимонопольное) законодательство;

♦ ценообразование;

♦ налогообложение и др.

В процессе планирования международной деятельности руководите­ли компаний должны иметь представление о национальных законах той страны, с которой они собираются работать, чтобы правильно приме­нять их на практике.

При заключении международного контракта стороны должны ре­шить, чьим национальным правом они будут руководствоваться при разрешении споров. Вопрос об использовании национального права мо­жет решаться или соглашением сторон, или через арбитраж. Арбитраж — это суд, избранный сторонами для разрешения спора между ними; чаще всего используется третейский суд, т. е. изолированный суд, созданный специально для рассмотрения конкретного спора (при этом порядок со­здания суда и правила рассмотрения дела определяют сами стороны),


Правовая среда международного маркетинга



или постоянно действующий третейский суд (при торгово-промышлен­ных палатах, ассоциациях, международных организациях).

Наднациональное право — совокупность единообразных материаль­ных (или коллизионных) норм гражданского, семейного и трудового права в определенном регионе (внутри экономического союза, напри­мер внутри ЕС), созданная отдельными государствами.

Международное (мировое) право — это перечень единых норм част­ного права в мировом экономическом пространстве.

Следует отметить, что последние два уровня права только формиру­ются, хотя уже накоплен богатый опыт унификации правовых норм при разработке и подписании двусторонних и многосторонних договоров.

Унификация правовых норм осуществляется специальными между­народными организациями, прежде всего Гаагскими конференциями по международному частному праву, Международной торговой палатой (МТП), Всемирной торговой организацией (ВТО), Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Международным институтом по унификации частного права в Риме (УНИДРУА), Кон­ференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международ­ным бюро интеллектуальной собственности и пр. Эти организации ко­ординируют деятельность деловых кругов, создают организационное, техническое и правовое обеспечение международного бизнеса, оказы­вают помощь при первичном выходе на рынки зарубежных стран. Так, МТП выпустила сборник унифицированных обычаев, правил, тради­ций, который является настольной книгой для бизнесменов всего мира.

Унификация норм международного частного права позволит едино­образно вести правоприменительную практику и устранить различия в правовом регулировании.

Международное право регулирует взаимоотношения суверенных го­сударств. Оно может охватывать любые законы, влияющие на междуна­родные сделки, либо может относиться только к договорам, регулирую­щим отношения между странами по вопросам товаропотоков, движения капиталов и факторов производства, т. е. к области международных со­глашений.

Соглашения могут классифицироваться по кругу участников на:

♦ двухсторонние (либо два государства, либо одно государство и группа государств);

♦ многосторонние.

К многосторонним соглашениям относятся: универсальные (общие), рассчитанные на участие всех государств (Венская конвенция), и согла-



Глава 2 • Среда международного маркетинга


тения с ограниченным числом участников (например, Римский дого­вор 1957 г.).

Международные соглашения можно подразделить на открытые и за­крытые. В открытых могут участвовать любые государства независимо от согласия других сторон данного договора. Закрытыми являются та­кие, в которых участие одного государства зависит от согласия других государств-участников соглашения.

Ключевыми характеристиками международных соглашений являют­ся принятие согласованных и унифицированных правил торговли, об­мен концессиями, стимулирование экономического развития всех стран-участников соглашения.

Международные соглашения могут затрагивать вопросы, касающиеся:

♦ въезда отдельных лиц, передвижения товаров (экспортно-импорт­ные тарифы и другие барьеры);

♦ судоходства и перевозки грузов;

♦ передвижения капитала, перевода средств и др.

Особое место среди международных соглашений занимает контракт, который, как было сказано, будет рассмотрен отдельно.

Для международного маркетинга интерес представляют следующие разделы международного частного права, которые можно свести в шесть блоков.

Блок I: Торговое право. Оно включает договоры: на куплю-продажу товаров, услуг; на хранение; на лизинг; на франшизу; на комиссию и др.

Блок II: Правовые основы регулирования хоздеятельности, к которым относятся правовые акты, касающиеся: организационных форм пред­приятий; имущественных отношений (вещное право); арендных отно­шений; инвестиций и инвестиционной деятельности.

Блок III: Правовое регулирование интеллектуальной собственности, т. е. защита: промышленной собственности; авторского права; смежного права.

Блок IV: Трудовое право, к которому относятся: законы о труде; зако­ны о безопасности труда; законы об отдыхе; законы об использовании труда иностранцев.

Блок V: Налоговое регулирование, которое определяется налоговой системой.

Блок VI: Правовое регулирование инструментов маркетинга, т. е. правовые акты: о товаре; о принципах ценообразования; о продвижении товара; о распределении товара.

Первый блок — главный из вышеперечисленных разделов — торговое право, которое регулирует заключение договоров купли-продажи и те


Правовая среда международного маркетинга



права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора.

В 1980 г. была принята Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи, которая вступила в силу с 1 января 1998 г.

В качестве норм, регулируемых торговым правом, выступают:

♦ требования к оформлению договоров;

♦ требования к товару (его количество, качество, описание, упаков­ка должны соответствовать требованиям соглашения);

♦ условия, при которых товар может быть признан не соответствую­щим договору;

♦ права и обязательства продавца, права и обязательства покупателя;

♦ освобождение от ответственности за неисполнение обязательства в случае возникновения непредвиденных препятствий;

♦ исковая давность.

В современных условиях действует Конвенция об исковой давности, принятая в 1974 г. на Международной конференции в Нью-Йорке, в соответствии с которой срок исковой давности — 4 года со дня возник­новения права на иск.

Помимо регулирования движения товара осуществляется регулиро­вание торговли услугами. Торговля услугами составляет более 60 % ми­рового ВНП [93]. К ней относятся оказание транспортных услуг, услуг связи, строительство объектов за рубежом, страхование, финансовые услуги, роэлти, правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и другие услуги.

Услуги делятся на:

факторные услуги. Возникают при международном движении факторов производства (инвестиции, роэлти и пр.);

нефакторные услуги. Все остальные виды услуг.

Регулирование торговли услугами в международной практике осу­ществляется в рамках ГАТТ (ВТО).

Особенности экспорта услуг связаны с особенностями самих услуг, их неосязаемостью, невидимостью, невозможностью хранения; экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу, даже если он проживает на территории страны.

В настоящее время выделилась группа экспортеров услуг (в объеме экспорта которых более 50 % составляют услуги). К ней относится 46 стран, среди которых Багамские и Бермудские острова, Великобрита­ния, Греция, Египет, Кипр, Кувейт, Марокко, Сальвадор, Ямайка.



Глава 2 • Среда международного маркетинга


Помимо договора купли-продажи товаров торговое право регулиру­ет отношения, возникающие при заключении договора хранения, арен­ды, лизингового договора, франшизы, комиссии, страхования и пр.

Обычно эти формы договоров регулируются правовыми документа­ми (законами, положениями, инструкциями) тех стран, где происходит реализация.

Второй блок включает правовые основы регулирования хозяйствен­ной деятельности. Сюда относится прежде всего определение, в каких организационных формах — консорциумах, смешанных обществах, со­вместных предприятиях — может осуществляться международная хо­зяйственная деятельность, а также формулируются права и ответствен­ность сторон, регулируются вопросы формирования и движения капитала и имущества, организационная структура предприятия, право принятия решения, участие в прибылях.

С формированием и функционированием фирм связаны вопросы иму­щества, которые регламентируются вещным (имущественным) правом.

Вещное право закрепляет отношение субъекта права к вещи, в резуль­тате возникает или право владения, или право пользования (извлече­ния из вещи полезных свойств), или право распоряжения собственнос­ти (право владения, распоряжения и пользования).

В правовых документах определяется защита права собственности (и других вещных прав), т. е. меры принудительного воздействия для со­хранения, признания и восстановления этого права. В праве собствен­ности возможно существование закона о национализации. Государство может устанавливать собственный порядок приобретения, перехода и утраты права собственности, определять его содержание и характер, по­этому оно может предусмотреть изъятие имущества, находящегося в частной собственности, в свою пользу. При этом по канонам междуна­родного права закон имеет экстерриториальное действие, т. е. признает­ся за пределами государства, и ни один международный орган не может обсуждать эти меры, даже если национализирована собственность ино­странного предприятия.

При формировании капитала фирмы большое значение имеет арен­да. Арендный договор — это особая форма договора, в котором указыва­ются все необходимые условия: предмет аренды, срок, арендная плата и способ ее уплаты, права и обязанности сторон и т. п.

Наиболее популярной формой аренды в настоящее время становится лизинг — долгосрочная аренда (со сроком более 1 года), реже использу­ется хайринг — среднесрочная аренда (до 1 года) и рейтинг — кратко­срочная, до 3 месяцев, аренда.


Правовая среда международного маркетинга



В международном праве регулируются как прямой зарубежный ли­зинг, когда арендная сделка осуществляется между фирмами, относя­щимися к разным странам, так и косвенный зарубежный лизинг, когда договор касается имущества, находящегося в смешанной собственности (международные предприятия).

Лизинг имеет экономические преимущества (например, большой ка­питал не авансируется на длительный срок, как в случае с приобретени­ем основного капитала) и неэкономические последствия (уменьшается риск от вложений средств в зарубежную экономику, прежде всего риск потери собственности, облегчается и ускоряется вхождение в экономи­ку и т. д.).

Так как собственность связана с вложениями капитала, то обычно в международном частном праве действует закон об иностранных инвес­тициях (в России это законы: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [№ 1488-1 от 26 июня 1991г.]; «Об иностранных инвестициях вРСФСР» [№ 1545-1 от4 июля 1991г.]).

В законе определяются субъекты, объекты инвестиций, способы осуществления инвестиций, а также гарантии при осуществлении ин­вестиционной деятельности. Чем больше гарантий, тем более привле­кательным становится инвестиционный процесс для иностранных ин­весторов. Например, Сингапур, Кипр, Испания и Китай привлекали значительные инвестиции или гарантиями их полного возмещения, или созданием справедливого и недискриминационного режима, т. е. предоставлением правового режима не менее благоприятного (а в от­дельных случаях — более благоприятного), чем национальным инвес­торам.

Третий блок — регулирование отношений интеллектуальной соб­ственности. К интеллектуальной собственности относятся:

♦ промышленная собственность — изобретения, полезные модели, промышленные образцы, торговые марки, знаки обслуживания;

♦ авторское право — литературные и художественные произведения, научные труды и произведения искусства. Сюда относятся про­граммы для ЭВМ, электронные базы данных;

♦ смежное право, связанное с исполнительской деятельностью арти­стов, звукозаписями, радио- и телевизионными передачами (фо­нограммы, аранжировки, режиссерские постановки).

Международная охрана интеллектуальной собственности осуществ­ляется на основе множества договоров в этой сфере, которые приведе­ны в табл. 2.2.



Глава 2 • Среда международного маркетинга


Таблица2.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.