КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные товарные стратегии
Товарная политика в международном маркетинге представляет собой неотъемлемую часть международной маркетинговой политики в отношении центрального элемента комплекса маркетинга — товара. Составляющими товарной политики в международном маркетинге являются товарная стратегия, политика в отношении качества, ассортимента, упаковки, маркировки, дизайна, товарных марок и сервиса. Ключевым моментом международной товарной политики фирмы является вопрос о разумном сочетании стандартизации и адаптации товара к условиям внешних рынков. В международном маркетинге можно выделить четыре принципиальных направления политики, соответствующих четырем товарным стратегиям: ♦ простого расширения (экспорт); ♦ адаптации продукции; ♦ «обратного» изобретения или новых изобретений; ♦ прекращения производства товара. Стратегия простого расширения, или экспортная стратегия. Стратегия простого расширения предполагает стандартизированный подход фирмы к экспортному ассортименту. В этом случае фирма производит и продает на внешних рынках те же товары, что и на внутреннем рынке. При этом ни один из аспектов товарного развития/характеристики товара, упаковка, дизайн и т. п.) не подвергается изменениям или адаптации к условиям нового внешнего рынка. К стратегии простого расширения фирма часто прибегает в том случае, если продажи на внутреннем рынке больше не приносят коммерче- 272 Глава 6 • Особенности товарной политики в международном маркетинге ского успеха. Фирма принимает решение о выходе на внешний рынок при появлении признаков снижения объема продаж на внутреннем рынке. Для экономии всех видов издержек по продвижению товара на внешний рынок фирма использует стратегию простого расширения. Стратегия простого расширения, или экспортная товарная стратегия, должна эффективно сочетаться с общей ассортиментной политикой компании. Главный акцент при формировании экспортной товарной стратегии компании делается на обеспечение эффективного с коммерческой точки зрения формирования и управления ассортиментом товаров. Задача руководителя компании при формировании экспортного ассортимента и решении других смежных проблем заключается в том, чтобы гибко приспосабливать экспортные ресурсы компании к внешним условиям страны, в которой она собирается осуществлять свою деятельность, и обеспечивать динамичный рост экспорта привлекательных и высокорентабельных товаров. Требуется тщательная проработка всего комплекса вопросов, входящих в экспортную товарную стратегию. Речь идет о продуманном на сравнительно долгую перспективу решении таких проблем, как оптимизация ассортимента товаров, производимых для экспорта, с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства; установление темпов обновления экспортной продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла товара; определение соотношения новых и старых изделий в экспортной программе; поиск рационального соотношения вещественных товаров и лицензированных знаний, новых и освоенных рынков; организация выхода на внешний рынок с товарами «рыночной новизны»; выбор времени выхода на рынок с новыми товарами и изъятие из экспортной программы существующих товаров, но теряющих позиции на внешних рынках, и т. п. Эти проблемы должны решаться с учетом характеристик внешних рынков, их специфики и поведения конкурентов. Сущность планирования, формирования экспортного ассортимента и управления им как важнейшей составляющей товарной стратегии заключается в своевременном предложении совокупности товаров, наиболее полно удовлетворяющих требованиям потребителей. Стратегия адаптации продукции. В рамках стратегии адаптации продукция модифицируется с учетом особенностей внешних рынков и среды в целом. Эта стратегия чаще всего используется в международном маркетинге. Адаптация, или модификация товара, т. е. его приспособление к условиям внешних рынков, является основной проблемой товарной политики международного маркетинга. Международные товарные стратегии Адаптация может касаться не только характеристик самого товара (качества, внешнего вида), но и упаковки, сервисного обслуживания. Адаптация товара рассматривается одновременно с адаптацией коммуникативных связей к внешним рынкам. В табл. 6.1 рассмотрены четыре варианта модификации. Стратегия полной стандартизации используется в двух основных случаях: в случае эпизодического экспорта, когда производителя «вынуждает» к экспорту иностранный покупатель (посредник). В этом случае производитель не планирует целенаправленно экспортную политику, его устраивают те рынки, на которых он уже работает. Активность исходит от иностранного покупателя, который хочет приобрести продукцию именно у этого производителя. Другой вариант использования полной стандартизации касается крупных ТНК — транснациональных корпораций (NESTLE, Unilever), которые производят товары широкого потребления первой необходимости. В силу унификации первоочередных потребностей населения мира (в основном продукты питания) и для экономии]всех видов ресурсов ТНК используют стратегию полной стандартизации, распространяя свои товары по всему миру. Выбор стратегии модификации коммуникационных связей обусловлен тем, что один и тот же товар обладает разными функциями и может удовлетворять различные потребности на разных рынках. Например, велосипед во многих развивающихся странах (например, в Китае) является главным транспортным средством для взрослых. В более развитых странах он используется как спортивный инструмент. В связи с этим содержание рекламного обращения в том и в другом случае должно быть разным. Необходимость адаптации коммуникационных связей связана Таблица 6.1 Основные варианты модификации продукции
274 Глава 6 • Особенности товарной политики в международном маркетинге в основном с национально-культурными и социально-экономическими особенностями рынка. Стратегия модификации товара применяется, когда товар предназначен для одной и той же цели на всех рынках, однако условия его использования имеют различия. Например, фирма EXXON-MOBIL продает бензин разного состава в соответствии с климатическими условиями в разных частях мира. При этом компания использует стандартное обращение: «Пустите тигра в свой бензобак». Стратегия модификации товара и коммуникативных связей требует очень больших затрат и под силу только компаниям, имеющим мощную финансовую поддержку, или же компаниям, обслуживающим крупных клиентов. При выборе между стратегиями адаптации и стандартизации необходимо проводить экономические расчеты их эффективности, например сравнивать расходы, которые понесет фирма-изготовитель при использовании той или иной стратегии модификации продукции с доходами от использования конкретной модификации. Необходимо также быть уверенными в том, что потенциальный потребитель готов оплачивать возросшую цену товара в связи с его адаптацией к новому рынку. Существует ряд факторов, которые требуют необходимости модификации вне зависимости от желания фирмы-экспортера: ♦ официальные требования (особые стандарты на товары в данной стране или местности); ♦ тарифы (иногда уровень пошлин на ввозимые товары будет настолько высоким, что может оказаться выгоднее изготовление или сборка на месте и закупка на местном рынке комплектующих); ♦ политика национального протекционизма: многие правительства требуют изготавливать продукцию в своей стране для создания рабочих мест и подъема местной промышленности и экономики; ♦ технические причины: запросы некоторых потребителей невозможно удовлетворить без адаптации технического решения (изменение диаметра поршневых колец для автомобилей, необходимость изменения дизайна, цвета и т. п.); ♦ особенности местного налогообложения: для снижения суммы налогов производитель может пойти на внесение технических изменений в изделие; ♦ климатические условия. Так, например, суровые зимние условия в России вынуждают крупных иностранных автомобилестроите- Международные товарные стратегии лей снабжать автомобили специальными системами, предварительно подогревающими холодныадвигатель перед запуском. Адаптация продуктов фирмами-экспортерами на международных рынках может касаться самых различных характеристик товара и изделий [105]: ♦ фирма Mercedes Benr. в США для автомобилей 8-го класса изменяются цвета колесных колпаков и надписей (на золотой); ♦ фирма Volkswagen: во Франции изменена модель VW-Golf, автомобили VW адаптируются для продаж на африканском рынке («усиливается» амортизатор, дополнительно укрепляется днище); ♦ фирма Ford: для продаж в развивающихся странах производятся специальные варианты тракторов; ♦ фирма Heinz: для экспорта в Японию разработан средней остроты соус для спагетти. Стратегия «обратного» изобретения или новых изобретений. В случае «обратного» изобретения фирмы ориентируются на развивающиеся страны, производя более простую продукцию, чем та, что реализуется на национальном рынке (например, ручные кассовые аппараты, швейные машины без электрического привода). • Разработка новых товаров требует значительных денежных средств, но и в случае успеха сулит высокие рыночные возможности. Чаще всего разработкой новых товаров занимаются крупные ТНК, которые постепенно выводят товары сначала на рынки развитых стран, затем развивающихся. Часто производители развитых стран производят новые товары специально для развивающихся стран. Правда, расходы на создание таких товаров часто не окупаются. Имеются различные варианты инноваций в области товарной политики на международных рынках, например [105]: ♦ швейцарская фирма Swatch развивает выпуск наручных часов как модных аксессуаров; ♦ японская фирма FUJI предлагает одноразовые фотоаппараты; ♦ американская фирма Kodak создает Фото-CD (электронный фотоальбом); ♦ фирма Apple производит «Personal Digital Assistant Newton» (электронный телефонный справочник-календарь). Стратегия прекращения производства товаров. Если фирма-экспортер использует стандартизированные стратегии, то она прекращает производство и экспорт товаров единовременно на всех рынках. Так, напри- 276 Глава 6 • Особенности товарной политики в международном маркетинге мер, поступает немецкая мебельная компания МВТ, торгующая мебелью и аксессуарами по кататогам. Ассортимент полностью обновляется каждые полгода. Более продолжительный жизненный цикл имеют лишь модели мебели, пользующиеся максимальным спросом и популярностью. При использовании стратегии адаптации фирма-экспортер может оптимально манипулировать набором своих внешних рынков в направлении перераспределения заказов и моделей с одного рынка на другой. Низкий спрос конкретной модели товара на конкретном рынке не всегда означает необходимость снятия ее с производства вообще, так как возможно перемещение этой модели на другой внешний рынок. Таким образом, время снятия товара с производства может значительно отодвигаться. В настоящее время хорошо известны стратегии прекращения производства товаров крупными фирмами в отдельных странах [105]: ♦ Coca-Cola уходит в 1978 г. с индийского рынка; ♦ Coca-Cola прекращает производство Cherry-Coke в Германии; ♦ Coca-Cola прекращает производство New Coke в США; ♦ Campbell Soups Company прекращает поставку порционных супов на бразильский рынок. Имело место глобальное прекращение производства: ♦ Phillips/Grundig прекращает выпуск видеосистемы Video-2000; ♦ Citroen прекращает выпуск модели «2CV». В рамках разработки товарной стратегии компания принимает решения в отношении степени стандартизации, временных параметров выхода товара на рынок и позиционирования[товара на внешнем рынке. Стандартизация продукции может производиться при выборе веех четырех продуктовых стратегий. Основным преимуществом стандартизации является экономия на издержках. Однако в зависимости от условий рынка и характеристик продукта компания должна принять решение о степени стандартизации. Степень стандартизации продукции связана с выбором компанией той или иной временной стратегии выхода на внешний рынок. Например, при выборе стратегии «водопада» (осуществляется последовательный выход на внешние рынки через определенные временные промежутки) существует возможность лишь частичной стандартизации, в то время как при использовании стратегии «лейки» (одновременный выход на несколько внешних рынков) возможности стандартизации увеличиваются. Таким образом, в различных странах достигается положение «первопроходца» или «последователя», что в свою очередь связано с возможностями позиционирования товара. Маркетинговые характеристики товарной политики Предложение стандартизированных товаров одновременно на нескольких рынках дает возможность представления товара как инновационного достижения и агрессивной рекламной политики. Последовательный выход на рынки с адаптированным продуктом позволяет позиционировать его как удовлетворяющий индивидуальные потребности. При помощи стандартизации можно завоевать «глобальный имидж». Степень стандартизации, время выхода на рынок и возможности позиционирования определяются, с одной стороны, характеристиками самого товара, с другой — особенностями целевого внешнего рынка. В табл. 6.2 приведены примеры использования различных товарных стратегий в зависимости от применения тех или иных подходов в рамках товарной стратегии на внешнем рынке.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 5551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |