КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сервисная политика в международном маркетингеРазмер упаковки.Развитые страны перешли на упаковку больших размеров для товаров первой необходимости. Это позволяет потребителям экономить время на посещение магазинов. Однако в развивающихся странах в силу низких доходов населения часто требуется создание упаковок небольших размеров по более низким ценам. Некоторые товары могут требовать индивидуальной поштучной упаковки, например сигареты, жевательная резинка, конфеты и т. п. Стоимость упаковки. В странах с низким доходом на душу населения возможна смена упаковки на более дешевую. В России продаются духи в розлив в силу слишком высокой стоимости флакона. Местные обычаи в отношении цвета упаковки. В странах Ближнего Востока белый цвет ассоциируется с трауром. Требования законодательства. Практически во всех странах существует законодательство в области упаковки с целью защиты интересов покупателей. В ФРГ, Австрии и Швейцарии разработаны общие нормы в отношении упаковки. В Западной Германии Общество рационализации упаковки разработало нормы по упаковке товаров широкого потребления, в соответствии с которыми: ♦ текст и иллюстрации на упаковке должны быть четкими и определять содержание товара; ♦ сведения о весе и количестве упакованного товара помещаются на видном месте; ♦ количество единиц товара в упаковке по возможности округлено; ♦ цена на упаковке должна быть четкой и хорошо видной. Также обязательным является наличие на упаковке срока реализации и даты изготовления товара. Кроме того, существуют рекомендации для продавцов — снижать затраты на упаковку, создавать легко перерабатываемую упаковку. Эти меры необходимы в связи с усложнением экологической обстановки и экономии материальных и природных ресурсов. Во многих отраслях народного хозяйства существует целый ряд дополнительных государственных и межгосударственных норм. В. Хойер приводит ряд таких примеров [94]: Маркетинговые характеристики товарной политики ♦ в текстильной промышленности материалы из чистой шерсти должны иметь специальную маркировку и этикетку, на которой указано, как ее чистить и гладить; ♦ специальные законы для упаковки табачных изделий требуют, чтобы на упаковку наносилось предупреждение о вреде курения для здоровья; ♦ существует особый вид упаковки для фармацевтических изделий, лекарственных препаратов. Так, в инструкции должно быть указано, что для приема препарата необходимо проконсультироваться с врачом, а также указываются правила хранения препарата и предостережение для детей. В некоторых странах запрещено на упаковке использовать иностранные языки без перевода на национальный язык. Опознавание. Некоторые предметы, особенно первой необходимости, требуют стандартной упаковки, чтобы быть узнаваемыми во всем мире. Например, фотопленка «Kodak» или «Пепси-Кола» имеют стандартную упаковку. При экспорте товаров в развивающиеся страны следует иметь в виду, что в некоторых из них весьма большое количество населения не умеет читать. Поэтому лучше поместить на упаковку рисунки, поясняющие использование товара, а не просто текст. Таким образом, прежде чем продавать товар за границу, необходимо тщательно продумать его упаковку, изучить соответствующее законодательство и нормативные акты в странах, через которые будет проходить товар, и страны-получателя. Вид упаковки зависит также от вида транспорта, на котором будут перевозить товар. Наиболее прочная упаковка используется при транспортировке товара морским транспортом, она должна уберечь товары от высокой влажности, коррозии и т. п. Традиционно в железнодорожных и морских перевозках используются контейнеры, которые бывают одно- и многоразовыми. Кроме того, в связи с всеобщей механизацией погрузочных работ широкое распространение получили пакеты или поддоны. Существуют специальные международные нормы, регламентирующие их размеры и прочность. Все западноевропейские страны имеют единые стандартные европоддоны, что значительно облегчает транспортировку. Маркировка экспортного товара всегда должна содержать следующие основные данные: наименование производителя; номер заказа; номер упаковочной единицы; место и порт назначения; указание страны производства товара; точные габариты; инструкции по погрузке и выгрузке; дополнительные показания по безопасности. 286 Глава 6 • Особенности товарной политики в международном маркетинге В настоящее время разработана специальная система международных символов для маркировки товаров. Существуют следующие международные соглашения по маркировке и упаковке товара: ♦ ATR — международное соглашение о транспортировке опасных товаров; ♦ IMDG — международный морской код для опасных грузов; ♦ IATA — международное соглашение по маркировке опасных грузов, перевозимых воздушным путем. ООН опубликовала «Оранжевую книгу», которая содержит инструкции по перевозке опасных грузов. Дизайн экспортного товара включает выбор названия, цвета и формы товара, поставляемого на внешний рынок. Дизайн экспортного товара в значительной степени зависит от культурных особенностей населения страны. При принятии решения относительно дизайна следует рассматривать языковые особенности страны и восприятие цвета. Особенности языка страны следует рассматривать на следующих уровнях: фонетическом, орфографическом, морфологическом и семантическом. В последнее время большое распространение получает политика «общей марки», когда марка разрабатывается для целой категории товаров с целью переноса имиджа товара. Примером применения такой стратегии является компания Melitta, разработавшая 5 категорий товарных марок для различных групп товаров: Melitta для кофе, Toppits> для пленки, Swirl для чистящих принадлежностей, Aclimat для воздухоочистителей и Cilia для чайных принадлежностей. Однако при применении этой концепции на внешнем рынке следует учитывать возмож ность негативной ассоциации у потребителей. В некоторых случаях языковые особенности требуют от компании разработки специальных марок для внешних рынков, поскольку название товара должно быть легко произносимым, правильно понимаемым и не вызывать негативных ассоциаций. Можно привести примеры как положительного, так и негативного опыта компаний по переносу их внутренних названий на экспортные товары. Положительными примерами являются марки Pampers, Coca-Cola, Swatch. Отрицательный опыт (негативное восприятие потребителей) вызвала продажа снотворного Phanodorm в Италии (название на итальянском означает «заставлять плохо спать»), немецкого лака для волос Caby-Net во Франции (на французском — «туалет»), японского оружия марки Miroku (на французском — «цель в спину»), модели Toyota MR2 (ассоциация с французским «merde»). Маркетинговые характеристики товарной политики Выбор цвета и формы экспортного товара, так же как и названия, во многом определяется культурными и религиозными традициями населения, большую роль играют также различные особенности использования товара в разных странах, климатические особенности. В частности, в зависимости от страны восприятие одних и тех же цветов может коренным образом различаться (табл. 6.4). Что касается формы и размера товара, то следует отметить, что на внешнем рынке обычно существуют определенные представления о форме и размерах, сложившиеся в силу потребительских предпочтений и опыта потребления аналогичных товаров конкурентов. Изменить их в одиночку для компании, как правило, не представляется возможным, следовательно, потребительские представления должны быть изучены до этапа вывода товара на внешний рынок. Дизайн товара, отражающий специфику внешнего рынка, определяет в свою очередь коммуникативную, ценовую и распределительную политику на внешнем рынке. Торговые марки. Под товарным знаком (маркой) понимается имя, знак, символ или их сочетание, которые идентифицируют продукцию Таблица 6.4 Особенности восприятия цвета в отдельных странах [105]
288 Глава 6 • Особенности товарной политики в международном маркетинге или услуги продавца. Одна и та же компания-производитель может иметь несколько товарных знаков. Зарегистрированный товарный знак имеет обозначение ®. Товарные знаки таких компаний, как Coca-Cola, Marlboro, IBM являются интеллектуальной собственностью и в совокупности оцениваются примерно в 100 млрд долл. США [67]. В международном контексте следует различать локальные, региональные и глобальные торговые марки. Локальными являются торговые марки внутреннего рынка или специально разработанные для целевого внешнего рынка, региональные торговые марки охватывают определенные регионы. Некоторые компании для сбыта в Европе разрабатывают специальные евромарки, глобальные марки разрабатываются с целью приобретения глобального имиджа товара на мировым рынке. В некоторых случаях распространению глобального имиджа может способствовать не только название товара, но и его символ (значок Mercedes или раковина Schell). При разработке локальной марки для целевого рынка большую роль играют культурные и языковые особенности населения. Создание торговой марки требует от компании принятия решений в области коммуникативной, в частности рекламной политики, без которых успех торговой марки не возможен. Успех товарной политики во многом определяется уровнем законодательной защиты товарных знаков в целевой стране. От международного интеллектуального пиратства страдают не только производители дорогих товаров или сложного оборудования. Наряду с дорогими товарами достаточно часто подделываются сравнительно недорогие товары, например шампуни Head&Scholders. В табл. 6.5 приводится далеко не Таблица 6.5 Сравнение цен на поддельные товары [67]
Маркетинговые характеристики товарной политики ______________________ 289 полный перечень наиболее часто подделываемых товаров и их цен, что позволяет примерно оценить масштабы потерь. Основным международным соглашением, регулирующим вопросы охраны прав на изобретения и товарные знаки, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. Главная цель конвенции состоит в создании более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков фирмами, организациями и гражданами в других странах. Участники конвенции образуют Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). В нем участвуют 105 государств, в том числе Россия. Для различных стран-участниц конвенция действует в разных редакциях, в зависимости от того, какая из них ратифицирована соответствующей стороной. Стокгольмский текст конвенции ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г. Парижская конвенция не предусматривает создания единого международного товарного знака. Одним из принципов конвенции является принцип национального режима. Конвенция предусматривает предоставление гражданам и фирмам любой страны такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательством данного государства. Практически наиболее важным правилом Парижской конвенции является правило о конвенционном приоритете. Введение правила о приоритете в конвенцию объясняется следующим: патент или право на регистрацию товарного знака получает тот, кто первым подал заявку. Первенство в подаче заявки обеспечивает новизну изобретения, которая является необходимым условием для выдачи патента. Лицо, подавшее заявку на изобретение или регистрацию товарного знака в одном из государств-участников, пользуется правом приоритета в течение годичного срока со дня подачи заявки в других странах. Таким образом, цель этого соглашения — создание благоприятных условий для патентования изобретений и регистрации товарных знаков иностранцами. Регистрация товарных знаков на международном рынке осуществляется на основании как национальных законодательств, так и положений международных соглашений. Мадридскую конвенцию о международной регистрации фабричных и товарных знаков также подписал ряд стран (в том числе и СССР в 1976 г.). В соответствии с этой конвенцией в Международное бюро в Женеве подается заявка на товарный знак, затем этот знак получает охрану во всех странах-участницах. Особого внимания заслуживает Договор о законах по товарным знакам, разработанный в рамках 290 Глава 6 • Особенности товарной политики в международном маркетинге ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности). Этот международный акт решает задачи гармонизации и упрощения административных процедур, осуществляемых патентными ведомствами в области товарных знаков. Он был принят и подписан 57 странами-членами ВОИС, в том числе и Россией, и вступил в силу 1 августа 1996 г. Несмотря на международную тенденцию к унификации, законодательства по товарным знакам разных стран мира не обнаруживают единого подхода в регулировании вопроса о моменте возникновения права на знак. Основанием для этого в подавляющем большинстве стран является регистрация знака в патентном ведомстве или применение (фактическое использование) знака. К первой группе стран, в которых установлен «принцип регистрации», следует отнести Россию, Францию, Италию, Австрию, Швецию, Испанию, Португалию, Грецию, Турцию, латиноамериканские страны и др. Вторая группа стран, где действует принцип первого использования («преждепользования»), включает такие страны, как США, Канада, Индия, Пакистан, Великобритания, Ливан, Тунис, Марокко и др. Обеспечение качественного сервиса является одним из способов стимулирования сбыта на внешнем рынке. Одной из сложностей оказания сервисных услуг на внешнем рынке является определение того, какие элементы сервиса являются неотъемлемой частью самого товара, а какие входят в комплекс послепродажного обслуживания. При этом набор необходимых и дополнительных составляющих сервиса может варьироваться в зависимости от традиций, культуры потребителей, платежеспособности спроса и т. д. В международном маркетинге можно выделить шесть основных компонентов сервиса, по которым компания должна принять решение: транспортировка и установка; обучение и консультации персонала импортера; техобслуживание и ремонт; гарантийное обслуживание; переработка (recycling); прочие услуги. Транспортировка и установка. Эти составляющие сервиса имеют особое значение при продаже на внешний рынок товаров производственно-технического назначения (станков и оборудования). Готовность фирмы взять на себя транспортировку товаров облегчит задачу экспортера, у которого может не быть достаточно опыта в международных перевозках. В некоторых случаях установить сложное оборудование могут только Сервисная политика в международном маркетинге квалифицированные специалисты, и необходимость их поиска может резко снизить заинтересованность импортера в покупке. В рамках больших международных проектов часто создаются специальные консорциумы поставщиков, субподрядчиков, монтажных фирм из разных стран. Обучение и консультации персонала импортера. Особое значение обучение и консультации персонала импортера имеют при продаже инвестиционных товаров. В зависимости от квалификации персонала объем консультационных услуг экспортера варьируется в разных странах: от полного обучения работе с оборудованием до отдельных консультаций по специфическим вопросам. В одних случаях может оказаться необходимым посылать за границу собственных специалистов для обучения персонала импортера или принимать их у себя на предприятии, в других — компания-экспортер разрабатывает специальные программы по обучению, что, естественно, требует дополнительных затрат. Техобслуживание и ремонт. Существуют два варианта организации техобслуживания и ремонта: ♦ поиск дистрибьютора или агента с уже организованной системой обслуживания, которая обеспечит сервис, ремонт и т. д.; ♦ непосредс гвенное обслуживание путем организации собственной сети сервиса, а при необходимости направление своих специалистов за рубеж или обучение местных кадров. Важнейшим условием правильной организации послепродажного (в том числе технического) обслуживания является своевременное обеспечение покупателей запасными частями и необходимыми материалами. Это предполагает создание складов запасных частей в стране импортера. Эти склады обычно располагают лишь быстроизнашивающимися деталями. Для некоторых видов оборудования, таких как станки, кузнечно-прессовое оборудование, количество быстроизнашивающихся деталей незначительно. В то же время для транспортных средств доля таких частей составляет иногда до 80-90 %, а для автомобилей — все 100 %. Поэтому на складах в стране импортера обычно имеются лишь детали и узлы первой необходимости. Все остальные запасные части выписываются с центрального склада в стране экспортера, на котором всегда имеется необходимый запас деталей. Другим важным условием является создание ремонтных мастерских и станций технического обслуживания. Их задачей является обеспечение всех видов ремонта машин и оборудования и проведение профилактики. 292 Глава 6 • Особенности товарной политики в международном маркетинге Для успешной организации послепродажного обслуживания необходимо осуществление строгого контроля над правильным использованием оборудования. Экспортер должен предоставить импортеру всю техническую документацию по эксплуатации и ремонту и чертежи. Эта документация готовится экспортером на языке импортера и высылается вместе с поставляемым оборудованием. Гарантийное обслуживание. Гарантированное обслуживание включает замену и ремонт некачественных частей товара в течение гарантийного периода. Производитель должен принять решение относительно своей деятельности в гарантийный период в зависимости от страны поставки и объема гарантийного обслуживания, которые в свою очередь зависят от квалификации персонала импортера, климатических особенностей страны и т. п. Переработка (recycling). В некоторых случаях компания-экспортер берет на себя оказание услуг по переработке вышедших из употребления товаров (оборудования). Во многих развитых странах переработка устаревшего оборудования предусмотрена законом, поэтому услуги по переработке становятся важным фактором конкурентоспособности компании на рынках развитых стран. Переработка включает демонтаж и вывоз оборудования, которое может быть либо реэкспортировано в страну экспортера с целью перепродажи или уничтожения, либо уничтожено в стране импортера. Проблема переработки товаров в международном контексте состоит в том, что законодательные требования в разных странах отличаются и постоянно изменяются. Прочие услуги. К числу прочих услуг в международном маркетинге могут быть отнесены, например, гарантия и ремонт не только оборудования, но и составных частей. Объем дополнительных услуг, оказываемых компанией в разных странах, является различным и зависит от особенностей покупателей и степени заинтересованности экспортера в конкретном внешнем рынке. Следует отметить, что сервисная политика является неотъемлемой частью стимулирования сбыта и повышения конкурентоспособности компании, т. е. она проводится еще до момента покупки товара. Сервисная политика на внешних рынках тесно связана со степенью стандартизации товарной политики: чем более стандартизированным является сервис в разных странах, тем больше возможности стандартизации товарной политики в целом. Кроме того, сервисная политика является важнейшим средством позиционирования товара (и компании) на внешнем рынке, поэтому уро- Вопросы для самопроверки вень сервиса должен соответствовать общей стратегии позиционирования. Следует учитывать, что во многих странах существует сложившееся представление о среднем принятом уровне сервиса в отрасли, который компания должна учитывать при выходе на внешний рынок.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |