КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности установления экспортных цен
К наиболее ответственным элементам подготовки внешнеторговой сделки и контракта относятся анализ текущих цен мирового рынка и определение уровня конкретных цен. Такая работа включает в себя: сбор информации о текущих ценах мирового рынка, ее систематизацию и анализ, определение тенденций изменения рыночных цен и приведение их к условиям будущей конкретной сделки. Изучение цен мировых товарных рынков требует четкого представления о существующих видах цен в рыночном хозяйстве. В зависимости от наличия промежуточных звеньев на пути от производителя к потребителю различают цены производителей, оптовые и розничные цены. Цены производителей отражают все денежные затраты предприятия (фирмы) на изготовление и реализацию продукции. Особенности установления экспортных цен При переходе от цен производителя к оптовым и далее к розничным цены возрастают за счет торговых надбавок, которые должны покрыть расходы оптового и розничного звеньев и обеспечить им определенную прибыль. Чем больше посреднических звеньев, тем больше и различных надбавок к цене. По отдельным товарам расходы в сбытовых звеньях (включая рекламу) могут превышать цены производителя. Экспортные цены обычно ниже цен внутреннего рынка, что связано с острейшей конкуренцией на мировых рынках. При анализе динамики цен и определении их уровня обычно используют ряд ценовых разновидностей: контрактные цены, биржевые котировки и аукционные цены, справочные цены, цены прейскурантов, индексные цены, цены предложения и др. Контрактные цены отражают действительный уровень цен на товар определенного качества при соответствующих условиях поставок и платежа.
Биржевые котировки — цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах, являются ценами реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема и срока поставки, валюты платежа и т. д. Цены аукционов близки к котировкам биржи, так как отражают реальные цены реальных сделок. Справочные цены — это цены, публикуемые продавцами сырьевых товаров, а также их ассоциациями. Они не отражают реального уровня контрактных цен, отличаясь на величину скидок, предоставляемых от них продавцами покупателю. В отличие от биржевых котировок справочные цены публикуются реже, их точность как показателя реального уровня цен несколько ниже. Прейскуранты и ценники содержат цены на готовые изделия потребительского и производственного назначения. Прейскурантные цены по сути аналогичны справочным ценам на сырьевые товары. Цены предложения. В ответ на запрос покупателя, заинтересованного в приобретении товара, продавец направляет предложение на продажу, в котором содержатся предполагаемые условия поставки, платежа и цены. Для многих товаров, особенно машин и оборудования, цены предложений являются по существу единственным источником информации об уровне цен на рынке. Цены предложений отличаются от контрактных цен, так как корректируются в ходе переговоров. Однако в целом цены предложений также отражают уровень реальных цен в отличие от прейскурантных и справочных цен, поскольку при их установлении продавец учитывает состояние спроса, особенности покупателя, специфику условий сделки и т. д. 310 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге Индексы цен представляют собой относительные показатели, характеризующие динамику цен, но не позволяющие судить об их уровне. При анализе динамики цен могут привлекаться и другие показатели, отражающие тенденции в ценообразовании на товарных рынках. Так, для правильного понимания динамики цен на рынках готовых изделий, а также для определения уровня цен могут использоваться косвенные показатели — цены на основные составляющие издержек производства (данные о заработной плате и производительности труда в отраслях, производящих соответствующие изделия, динамике и уровне цен на материалы и т. д.).
В практике работы на зарубежных рынках различают несколько видов цен в зависимости от условий поставки и распределения ответственности за товар при передаче его от продавца к покупателю. 1. Установление исходной (базовой) цены: ♦ выбор ценовой политики; ♦ исследование конъюнктуры рынка; ♦ выбор метода ценообразования; ♦ анализ спроса на экспортируемый товар; ♦ определение величины издержек, связанных с производством и экспортом товара; ♦ учет психологических аспектов восприятия цены потребителем, ♦ учет уровня конкуренции на целевом сегменте мирового рынка. 2. Установление окончательной цены с учетом коммерческих усло ♦ учет скидок, ♦ учет базисных условий поставки; ♦ учет условий платежа; ♦ учет вида канала распределения; ♦ учет «скольжения» цены. Таким образом, процесс установления цены на экспортную продукцию состоит из двух крупных этапов- установление исходной (базовой) цены и установление цены с учетом коммерческих условий поставки и технико-экономических характеристик изделия. Целью первого этапа— установление исходной (базовой) цены — является определение целесообразного уровня цены на основании анализа ценообразующих факторов. Этап включает несколько процедур (см. выше). Работа по установлению цены на экспортную продукцию начинается с определения целей, достижение которых должна обеспечить цена. Особенности установления экспортных цен Установление цены должно опираться на данные анализа конъюнктуры, складывающейся на целевом сегменте рынка. Возможные источники конъюнктурной информации подробно рассматриваются в специальной литературе [31,51]. При установлении исходной (базовой) экспортной цены необходимо выбрать метод ценообразования исходя из содержания ценовой политики, уровня конкуренции на целевом сегменте рынка, специфики технико-экономических параметров товара. В ценообразовании на экспортную продукцию часто используются следующие методы расчета текущих цен [54,75].
1) метод «текущие издержки + прибыль»; 2) метод целевой прибыли; 3) метод установления цены с учетом спроса; 4) метод среднемировых цен; 5) метод установления цены на основании ощущаемой ценности товара; 6) установление цены на международном тендере, 7) определение цены на основании сметы затрат. В зависимости от выбранного метода ценообразования определяется величина тех или иных видов издержек. В любом случае должна оцениваться средняя величина удельных текущих издержек, которая необходима для принятия решения о целесообразности функционирования фирмы на целевом сегменте рынка. Для учета психологических аспектов восприятия цены потребителями проверяется соответствие уровня цены традициям, сложившимся на целевом сегменте мирового рынка. Завершающей процедурой установления исходной цены является прогнозирование реакции конкурентов и анализ ее последствий для экспортера. При установлении окончательной цены обязательно учитываются коммерческие условия поставки Реальная цена, по которой осуществляется экспорт товара, отличается от ее исходного уровня. В зависимости от содержания коммерческих условий поставки товара контрактная цена отличается от исходной (базовой) цены в большую или меньшую сторону. При подготовке сделок для определения уровня текущей цены необходимо проанализировать цены, сложившиеся в данный момент на рынке этого товара. Для анализа цен применяются сравнительный и расчетный методы. 312 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге В составе сравнительных методов используется анализ биржевых котировок, анализ аукционных цен, анализ справочных и прейскурантных цен. При этом предполагается наличие достаточной ценовой информации, которая систематизируется и приводится в состояние, позволяющее сделать обоснованный вывод об уровне цен на момент заключения и выполнения сделки.
Расчетные методы включают метод удельной стоимости и метод приближенной калькуляции. Обычно они применяются при недостатке информации или отсутствии цен и предусматривают расчет по специальным формулам возможного уровня цен с учетом цен на аналогичные изделия, затрат на производство и других показателей. Применение того или иного метода зависит от предмета будущей сделки. Наиболее распространенный метод анализа цен — изучение уровня биржевых котировок на основных биржах и их динамики за определенный период, чтобы определить соответствующие тенденции на будущее. При этом желательно также иметь данные о ценах реальных сделок. Биржевые цены сравнительно точно соответствуют среднему уровню цен мирового рынка, поскольку на биржах заключается значительное количество сделок (десятки, сотни тысяч сделок в день). Существенно и то, что биржа работает постоянно, поэтому биржевые котировки можно получать регулярно (как правило, на следующий день) и в них могут даваться сведения на начало, середину и конец дня. По аукционным товарам справочным материалом служат цены соответствующих аукционов. Если товар не продается на особых рынках, то в качестве метода анализа цен в период подготовки к переговорам используются справочные цены: из информационных писем фирм, прейскурантов из газет и журналов, используются цены сделок отдельных ведущих по данному товару фирм, а также соответствующая информация об уровне скидок или наценок. При анализе цен по прейскурантам нужно располагать информацией о том, в каком соотношении находятся уровни прейскурантных цен и реально зафиксированных в контрактах по реальным сделкам, а также учитывать сложившиеся торговые традиции и обычаи. Опыт предшествующих сделок и соответствующая информация помогают определить тенденцию отклонения фактических цен от прейскурантных. При отсутствии справочных цен на интересующий товар можно воспользоваться справочными ценами на аналогичный товар. Из расчетных методов часто используется метод удельной стоимости. Особенности установления экспортных цен Удельная стоимость представляет собой стоимость технико-экономической единицы товара: единицы веса, единицы мощности и т. д. В некоторых случаях для определения и проверки цен на товар используют метод приближенной калькуляции. Этот метод применяется при отсутствии цены на товар (новый товар, первая сделка), а также в случае дополнительной проверки данных, полученных другими методами. Метод приближенной калькуляции предусматривает определение стоимости товара путем суммирования стоимостей составных элементов' материалов, заработной платы, накладных расходов и др. Все это подсчитывается по среднемировой стоимости и суммируется. При пользовании данным методом возможны значительные ошибки, поскольку многие статьи, входящие в калькуляцию, определяются приближенно. В международной практике распространенным способом размещения заказов является проведение тендера (торгов). Покупатель обращается к двум и более конкурирующим поставщикам с предложением назначить цену на предлагаемый ими товар или контракт. После этого покупатель заключает сделку с поставщиком, который предложит лучший вариант. Что окажется «лучшим» с точки зрения данного покупателя, зависит от его особой заинтересованности в определенных сторонах данного варианта, таких как цена, сроки поставки, репутация товарной марки или практика прошлого выполнения заказов. Конкурентные торги наиболее распространены на рынке промышленных товаров. В тех случаях, когда контракты заключаются главным образом в результате согласования цены (если другие факторы, такие как качество или уровень обслуживания, одинаковы), в выигрыше оказывается, как правило, продавец, предлагающий более низкую цену. В подобных ситуациях задача, стоящая перед продавцом, состоит в том, чтобы попытаться предложить такую цену, которая, во-первых, способствовала бы достижению целей, стоящих перед его фирмой, а во-вторых, оказалась бы не выше цен, предлагаемых конкурентами. Работа по определению целесообразной величины цены предложения этим методом ведется в следующей последовательности: 1) расчет издержек фирмы-экспортера, связанных с выполнением данного контракта, и оценки ориентировочного уровня издержек по выполнению контрактов, по размещению которых фирма участвовала или могла бы участвовать в торгах; 2) анализ тактики торгов, применяющейся потенциальными конкурентами. Анализ ведется на основании информации о проводившихся ранее торгах. Выявляется количество случаев установления 314 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге конкурентами цен, которые соответствуют определенному соотношению предлагаемой ими цены и издержек экспортера; 3) определение вероятности того, что цена предложения фирмы-экспортера окажется ниже цены, запрашиваемой конкурентами; 4) определение величины цены, которая принесет экспортеру максимальную ожидаемую прибыль Ожидаемая прибыль — это прибыль, получения которой можно ожидать при данной запрашиваемой цене, если известна вероятность того, что запрашиваемая цена будет принята и фирма получит заказ. Ожидаемая прибыль представляет среднюю отдачу в расчете на предлагаемую цену, которой может ожидать фирма, если она повторит предложение той же цены для обширного числа контрактов, в точности одинаковых по издержкам, и если остается фиксированной вероятность получения ею контракта. Если экспортер плохо знает конкурентов и не имеет информации о тактике каждого из них в области цен, то он вынужден при выборе цены опираться на менее достоверную информацию. Вместо использования информации об определенных конкурентах фирма может использовать информацию о своем «усредненном» или «типичном» конкуренте путем переноса тактики всех прошлых конкурентов на те же контракты, для которых фирма провела оценку издержек. Цены, рассчитанные на основе учета издержек производства и запланированной прибыли, не могут являться внешнеторговыми ценами, так как не отражают затрат труда, определяющих реальную стоимость товаров на внешнем рынке. Следует иметь в виду, что в контрактах не используются внутренние оптовые цены или отпускные цены, тем более договорные цены, носящие в большинстве случаев затратный характер и значительно отклоняющиеся от стоимости. Применение их для внешнеторговых операций неизбежно приведет или к неконкурентоспособности продукции на внешнем рынке, или к серьезным валютным потерям. За базу сопоставления цен принимаются технические характеристики товара и другие условия планируемой внешнеторговой операции. Порядок расчета экспортной цены приведен на рис. 7 2. Внесение поправок в исходные цены осуществляется в определенной последовательности [57]. Конкурентные материалы приводятся к масштабу базового товара, в том числе по количественным показателям — рассчитывается цена одного изделия (весовой единицы и т. п.). При этом необходимо
316 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге учесть скидку за объем заказа, которая может достигать 10-40 %. Цена единицы продукции может быть увеличена с учетом предоставленных скидок. Должны учитываться также вид поставки, сроки, вид платеж,! и т. д. Затем учитывается поправка на комплектацию поставки, она особенно важна при покупке (продаже) сложного комплектного оборудования. В этом случае из цены, имеющейся в конкурентном материале, вычитаются цены тех комплектующих изделий, которые будут получены иным путем (например, закуплены у отечественных предприятий). Если же в комплекте поставки товара по конкурентному материалу отсут ствуют какие-либо изделия, цены этих изделий прибавляются к цене, имеющейся в конкурентном материале. Пересчет цен конкурентов в цены, выраженные в валюте предстоящей сделки, осуществляется по курсу соответствующих валют на момент действия конкурентного материала. Для коммерческих предложений таким моментом будет дата предложения, продленная на указанный в предложении срок поставки товара; для контракта, не предусматривающего скользящих цен, — дата поставки; для контракта, предусматривающего такие цены, — дата подписания. Для прейскурантных цен принимается конечная дата действия самого прейскуранта, указанная на нем или в сопроводительном письме. Цену, пересчитанную в валюту предстоящей сделки, приводят к сроку предстоящей сделки, чтобы учесть изменения цен при удорожании товаров, мировой инфляции и изменении курсов валют. Эти изменения учитываются при приведении цен по времени официальных индексов. Индексы внутренних и экспортных цен у нас в стране официально не публикуются, отечественные организации используют для пересчета цен индексы других государств (обычно США, Японии и стран Западной Европы). При этом принимаются во внимание условия платежа, оказывающие влияние на расчетную экспортную и импортную цены. Наиболее распространенной является аккредитивная форма расчетов (документальный аккредитив), которая наряду с расчетными чеками, банковскими переводами и инкассо представляет собой наличный платеж. Цена товара при платеже наличными, как правило, ниже, чем при продаже в кредит, на величину банковского процента кредитуемой части цены и на скрытые в кредитной контрактной цене затраты продавца в связи с кредитом (стоимость страхования кредита в страховых компаниях и др.). Особенности установления экспортных цен Для расчета внешнеторговой цены условия платежа, содержащиеся в имеющихся конкурентных материалах, приводят к условиям платежа наличными. Поправку на условия платежа вводят, если в конкурентном материале указана рассрочка платежа (срок кредита) более 12 месяцев. Приведение по базису поставки осуществляется с учетом затрат (по предстоящей сделке и конкурентов) на фрахт, при условиях СИФ — и на страхование грузов. Обыч но приводят цены конкурентов для экспортных поставок к условиям ФОБ, для импорта — СИФ. Величина стоимостного фрахта и страхования устанавливается согласно официальным данным транспорт-но-экспедиторских организаций. Поправка на уторговывание применяется прежде всего при расчете импортной цены, поскольку обычно продавец, приславший коммерческое предложение, выдвигает в нем несколько завышенную цену. Покупатель же старается получить скидку, абсолютная величина которой определяется на основе длительной практики коммерческой работы с фирмами-продавцами. Иногда можно получить скидку 50 %, а в других случаях — только 10 %. Если достоверная информация о возможном размере скидки на уторговывание отсутствует, то в расчете импортной цены принимают ее в размере 10—15 %. Когда же в основу расчета импортной цены берется прейскурант, можно получить скидку с прейскурантной цены 50 % и более — все зависит от того, насколько успешно выбрана политика переговоров, и от других обстоятельств. Поправка на технико-экономические различия выполняется на финальном этапе расчетов. Так как обычно изделия фирм, приславших свои предложения, отличаются по технико-экономическим параметрам, заявленные этими фирмами цены поставки должны быть скорректированы, т. е. учтены достоинства и недостатки изделий. Этой цели служат поправки на комплектацию и технико-экономические различия. Для экспортных операций оптимальным уровнем цены принято считать среднюю величину из приведенных цен конкурентов. Однако при выходе на рынки, где высок накал конкурентной борьбы (например, с машинами и оборудованием в промышленно развитых странах), более справедливо принимать самую нижнюю из приведенных цен. При определении цен на импортные товары оптимально принято считать самые низкие из приведенных цен конкурентов. 318 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге Формирование решений по ценам при работе фирмы на внешних рынках связано со значительными трудностями. Они возникают на разных этапах этого процесса: ♦ при определении оптимальной продажной цены для каждой страны; ♦ при внесении поправок для обеспечения относи гельного единства цен. Сложность заключается прежде всего в определении степени свободы для назначения собственной цены продажи товара (лежащей в пределах от административной фиксации до полной свободы). В каждой стране существуют свои критерии оптимальной цены, на которую влия -ют затраты, покупательная способность, социальная ценность товара, соотношение «цена-качество», происхождение товара (имидж) и т. д. Устанавливая цену товара на внешних рынках, при составлении экспортной (импортной) калькуляции затрат приходится учитывать и те расходы, которые связаны с таможенным оформлением ввоза (вывоза) товаров за рубеж.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |