Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для облегчения диагностики внутренней среды предприятия можно использовать методику замеряемых показателей сильных и слабых сторон как ключевых точек бизнес-процесса




Методика STEP-анализа, как и все методики анализа макросреды дает наибольший ре­зультат, если анализ проводится регулярно с использованием одинакового формата. В этом случае фиксируются показатели динамики факторов и их влияние на предприятие. В итоге можно получить так называемую модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды.

 

Таблица 3

Итоговый формат STEP-анализа для заполнения экспертами

 

Группы факторов События Факторы Опасность Возможность Вероятность События или Проявления фактора Важность Фактора или события Влияние на компанию Программа действий
             
Политические 2….          
Экономические 2….          
Социальные 2…          
Технологические 2….          

Для анализа влияния факторов макросреды также может быть ис­пользован анализ ЕТОМ. Термин «ЕТОМ» — это аббре­виатура от Environmental Threats and Opportunities Matrix — матрица угроз и возможностей внешней среды. Преимущест­вом данного анализа является введение ограниченного числа выделяемых экспертами факторов и событий (обычно 15).

 

Таблица 4

Формат таблицы по методу ЕТОМ

Группы факторов События Возможности Угрозы Вес (1-5) Важность (1-15) Сила
             
Социальные 1. 2. 3.          
Демографические 1. 2. 3.          
Географические 1. 2. 3.          
Политические 1. 2. 3.          
Технологические 1. 2. 3.          
Конкурентные 1. 2. 3.          
Итого            
Всего (+)            
Всего (-)            

 

Формат заполняется самостоятельно каждым экспертом следующим образом:

Колонка 1 — определяется группа, к которой относится фак­тор: экономический, социальный и культурный, демографиче­ский, географический, политический и юридический, техно­логический и конкурентный.

Колонка 2 — записываются значимые с точки зрения экс­перта факторы макросреды, а также важные события, которые могут повлиять на деятельность компании.

Колонка 3 — по каждому выделенному событию или фак­тору определяется, может ли он являться угрозой и иметь отри­цательное влияние, если может, то ставится знак «—».

Колонка 4 — по каждому выделенному событию или фак­тору определяется, может ли он являться возможностью и иметь положительное влияние, если может, то ставится знак «+».

Колонка 5 — оценивается вес (от 1 до 5) каждого включен­ного в анализ фактора с точки зрения возможной силы воздей­ствия на деятельность предприятия (внутри группы факторов).

Колонка 6 — устанавливается рейтинг важности среди всех включенных в анализ событий и факторов (всего их должно быть 15, по условиям анализа) соответственно от 1 до 15.

Колонка 7 — рассчитывается сила влияния фактора или со­бытия на стратегию предприятия.

 

Формула: Умножение значения веса фактора (колонка 4) на значение рейтинга (колонка 5). Знак полученного результата (— или +) зависит от выбранного значения колонки 3 и 4. В слу­чае, когда одно и то же событие или фактор является возмож­ностью или угрозой, учитываются оба варианта, причем балль­ная оценка у них будет отличаться по показателям веса и рей­тинга.

Общим недостатком методик анализа STEP и ЕТОМ является то, что в них не учитывается возможная взаимосвязь и взаимовлияние факторов и событий макросреды. Методика анализа факторов макросреды QUEST позволяет устранить этот не­достаток.

Термин «QUEST» — это аббревиатура от Quick Environ­mental Scanning Technique — техника быстрого сканирования внешней среды.

Одним из широко распространенных методов совместного анализа микросреды и внутренней среды предприятия являет­ся SWOT-анализ. Термин «SWOT» — это аббревиатура от сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон предприятия, возможностей (Opportunities) и опасностей (Threats) на рынке. В анализ SWOT входят: изучение тенденций показателей развития фирмы, анализ ресурсов, анализ возможностей исполь­зования преимуществ и недостатков фирмы, определение це­лей и задач фирмы, исследование внешней среды для выявле­ния ее возможностей и угроз. Цель SWOT-анализа состоит в определении и изучении сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз рынка. Знание сильных сторон позволит эффективнее использовать возможности рынка и избегать его угроз, понимание слабых сторон, позволит вовремя выстроить их защиту, а также спланировать деятельность по их минимизации.

Сильные и слабые стороны предприятия могут быть определены и проанализированы путем изучения тенденций изменения показателей хозяйственной деятельности предприятия, оценки его ресурсов и возможностей развития. Показатели производства прошлых лет обычно измеряются в финансовом выражении, в размерах продаж и прибыли. Прибыль используется в какой-то мере в качестве прогнозной величины, например, годовой прирост прибыли является признаком имеющихся преимуществ, в то время как постепенный спад прибыли указывает на наличие у предприятия проблем.

Текущие ресурсы и перспективы развития ресурсного обеспечения также способствуют определению преимуществ и недостатков предприятия. Под ресурсами и ключевыми способностями подразумеваются самые разные показатели: особые отличия предприятия от конкурентов в области разработки то варов и обслуживания, уникальные ноу-хау или любые другие преимущества, которые могут быть засчитаны в качестве положительных моментов. Недостаток специальных ресурсов или способностей, особенно по сравнению с конкурентами, должен считаться слабой стороной предприятия.

В то же время не каждое преимущество и не каждый недос­таток имеют для предприятия стратегическое значение. Например, предприятие-производитель может располагаться вда­ли от своих основных рынков (слабая сторона), но этот недостаток может быть и не очень важным, если предприятие имеет эффективную систему распределения (сильная сторона). Все преимущества и недостатки должны быть оценены для определения их общей важности для предприятия

Для выделения критериев сильных и слабых сторон предприятия необходимо понимать, каковы цели и задачи предприятия в рыночной среде. Цель предприятия представляет собой общее обоснование его существования.

Во-первых, описание целей должно быть сконцентрировано на рынке, а не на самом предприятии и его продукте. Во-вторых, оно должно быть сравнительно коротким, акцен­тировать внимание на ограниченном числе задач и определять реальные пути развития. Описание основной политики пред­приятия не должно превратиться в специальный документ, предназначенный для установления отношений с общественностью с целью создания положительного имиджа предприятия, вместо определения отношения предприятия к своим рынкам.

Цель предприятия не должна ограничиваться определенным сроком или определенным продуктом, она должна быть настолько широкой, чтобы быть актуальной и через пять, десять или двадцать лет, как и в настоящий момент. Более конкретное направление указывается в описании за­дач фирмы, так как задачи представляют собой конкретные, количественные результаты, которых фирма желает добиться за определенный промежуток времени.

После выработки целей и задач необходимо исследовать среду для определения возможностей и угроз. Например, возникновение неудовлетворенного или невыполненного потребительского желания, удовлетворение которого представляет интерес для компании, располагающей необходимыми для этого мощностями — являются отличной возможностью предоставляемой рынком, которая позволит получить дополнительный доход.

Рыночная возможность должна представлять для предприятия интерес, необходимо, чтобы цели и задачи предприятия совпадали с целями удовлетворения новой потребности. Предприятие должно иметь достаточные мощности для удовлетворения этой потребности. Следует также учитывать, что каждая встреченная предприятием рыночная возможность тесно свя­зана с другими внешними факторами.

Новые возможности и угрозы появляются при изменении социальной, технологической, конкурентной, законодательной, политической, этической, экономической или физической среды.

В качестве негативных необходимо рассматривать четыре типа угроз. Прежде всего, это угроза, препятствующая успеш­ному достижению цели предприятия. Второй тип угроз связан с негативной силой, повышающей уровень риска при выпол­нении стратегии предприятия. Третий тип угроз возникает при увеличении объема ресурсов, необходимых для выполнения стратегии. Четвертый тип угроз снижает прибыльность или ухудшает ожидаемые финансовые показатели.

SWOT-анализ может быть проведен с использованием ряда качественных и количественных методик. Они отличают­ся прежде всего по способу оценки показателей и уровню формализации. Качественные методики предусматривают вы­бор экспертами показателей возможных сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз. Качественные методики отличаются по формату, который используется для работы экспертов и составления итоговой формы.

Методика SWOT-анализа с использованием четырехпольной таблицы:

1. Определение объекта анализа.

  1. Определение критериев отбора и отбор экспертов.

3. Разработка формата для занесения результатов анализа фак­торов экспертами и итоговой формы. При необходимости - проведение тестирования формата. Таблица четырехпольного SWOT-анализа обычно не вызывает трудностей при заполне­нии, но иногда возникают сложности при формировании ито­говой матрицы, что необходимо учесть на данном этапе.

4. Заполнение согласованного экспертами формата SWOT-анализа. Данная методика обычно не имеет ограничений по чис­лу факторов, оцениваемых экспертами. Каждый эксперт опре­деляет набор факторов микросреды и внутренней среды пред­приятия, которые, с его точки зрения, наиболее важны. Факторы оцениваются по группам: сильные и слабые стороны предпри­ятия, возможности угрозы рыночной среды.

5. Подготовка итогового формата анализа микросреды и внут­ренней среды предприятия. Здесь часто возникают проблемы, связанные с низкой формализацией данного анализа. Кроме то­го, данный формат не предусматривает количественной оцен­ки факторов по важности, силе влияния на деятельность пред­приятия, а также по рейтингу показателей у разных экспертов. Это, в свою очередь, снижает ценность анализа и усложняет использование результатов в процессе разработки программ дей­ствия предприятия в рыночной среде.

6. Использование результатов итогового формата SWOT-анализа в процессе стратегического планирования.

7. После окончания планового периода проведение оценки запланированных действий с точки зрения достижения целей предприятия в рыночной среде.

Основным недостатком методики проведения SWOT-ана­лиза с использованием четырехпольной таблицы является труд­ность принятия решения и разработки возможных действий по учету факторов рыночной среды из-за небольшой информа­тивности. Методика качественного SWOT-анализа с использо­ванием четырехпольной матрицы решает часть этих проблем.

Количественные методики SWOT-анализа позволяют оце­нивать важность и силу влияния фактора на предприятие. На практике часто решения о возможных действиях и программах предприятия принимаются в условиях ограниченных ресурсов; временных, административных, материальных и финансовых. В таком случае очень важно правильно распределить ресурсы для достижения поставленных целей с учетом приоритетности и эффективности. Кроме того, информативность и простота работы с результатами анализа при использовании количест­венных методик повышаются.

Чтобы избежать ошибок и извлечь максимум пользы из SWOT-анализа, необходимо следовать следующим правилам:

1. Тщательно определить сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

2. Необходимо понять различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.

3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости, они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов.

4. Сильных и слабых сторон может набраться очень много, надо выделить из них главные. Преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах, а также на основе объективности и использовании разносторонней входной информации. Не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. SWOT-анализ — это не просто перечисление подозрений менеджеров, он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.