Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План-конспект тьютерского практикума 6 страница




Использование АМУ абсолютно необходимо:

· при создании предприятия, распределении прав, обязанностей и ответственности между структурными подразделениями и отдельными категориями работников (должностными лицами);

· в экстремальных ситуациях, когда необходимы быстрые и слаженные действия всего коллектива;

· когда нужно выполнить действия, не допускающие двойного толкования или альтернативы.

АМУ можно подразделить на три группы по типу воздействия на управляемую систему.

Организационно-стабилизирующие действия направлены на создание документации, регламентирующей работу предприятия в целом, его структурных подразделений и отдельных категорий работников. Они используются при создании предприятия, формировании его структурных подразделений, подготовке штатного расписания, во время реструктуризации компании, К такой документации относятся: устав, учредительный договор, общее положение об организации или положение по конкретному подразделению, в котором регламентируются назначение, права, обязанности и ответственность каждого подразделения. В каждом структурном подразделении разрабатываются должностные инструкции для каждой категории работников, чтобы очертить круг обязанностей, за которые отвечает человек, занимающий соответствующую должность

Методы распорядительного воздействия также относятся к АМУ.
Распорядительные методы базируются на обязательности выполнения приказов, распоряжений, требований и указаний руководителя. В экстремальной ситуации распорядительные методы зачастую являются единственно возможными. Они требуют незамедлительного выполнения подчиненными приказов руководителя. Невыполнение этих приказов может повлечь за собой весьма серьезные последствия.

Методы дисциплинарного воздействия включают в себя поощрения и наказания как результат оценки деятельности персонала. Если работник хорошо выполнил все распоряжения и указания руководителя, успешно выполнил все задания, то он должен быть поощрен. Поощрение может быть как материальным (премия, бесплатная путевка и т.д.), так и моральным — благодарность, назначение на должность или зачисление в резерв на выдвижение и т.д.

Если сотрудник плохо выполняет обязанности и распоряжения начальника, он должен быть наказан. Характер наказания должен увязываться с уровнем провинности, так как справедливое наказание играет воспитательную роль и способствует улучшению работы, несправедливое — озлоблению человека, а не исправлению ошибок.

Экономические методы управления базируются на стимулировании материальных интересов сотрудников.Чем лучше работает человек, чем выше результаты его деятельности, тем выше должна быть его экономическая оценка, т.е. заработная плата и доход должны напрямую зависеть от конечного результата работы человека.

Социально-психологические методы используются в управлении наряду с административными и экономическими. Считается, что сознательность человека растет по мере удовлетворения его потребностей, до тех пор пока человек не удовлетворил свои физиологические потребности — в пище, одежде, жилище, пока он не уверен в своей защищенности от физического и морального насилия, никакие меры социального побуждения на него не действуют. По мере удовлетворения потребностей экономические стимулы начинают действовать хуже, и наряду с экономическими методами все большую силу набирают социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методыбазируются на социальной мотивации людей, стремящихся к самоутверждению и самореализации.

Управление коллективами и отдельными людьми отличается по типу воздействия. Социальное воздействие направлено на побуждение коллектива к выполнению поставленных задач и достижению целей. Мотивация отдельных личностей осуществляется с помощью методов психологического воздействия. После того как началась реализация решения, необходим контроль за ходом его выполнения, Контроль заключается в учете выполненных работ, выявлении отклонений по объектам или срокам и их ликвидации. Правильно поставленный контроль и проверка исполнения обеспечивают достижение запланированного конечного результата, единство решения и исполнения.

2. Контроль УР как на стадии разработки, так и на стадии реализации является важнейшей функцией управления. Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению.

Контроль по результатам осуществляется на базе организационной, технической, экономической, финансовой и другой документации. Оценивается отклонение фактического результата от планового, зафиксированного в соответствующих документах. Например, контроль сроков проработанности, согласованности с заинтересованными сторонами элементов бизнес-плана. Данный вариант контроля эффективен для циклических процессов с малым временем цикла, например, несколько часов или дней, при небольшой стоимости разработки или реализации УР. Путем корректировок УР можно постепенно, «цикл за циклом» совершенствовать УР, анализируя предыдущий результат разработки или реализации (рис. 13).

Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки или реализации УР. Он применим к любой организации и характеризует высокий профессионализм управленческого ремесла.

 

Рис. 13. Схема процесса контроля управленческого решения по результатам его разработки или реализации.

 

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача — разработка или корректировка критериев оценки, отладки методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля.

Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному регламенту. Контроль может быть пассивным или активным.

Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей.

3.Полномочия и права, делегируемые руководителю, формируют круг проблем, которые он должен решать, разрабатывая и реализуя УР.

Обязанность — это круг действий, возложенных на кого-нибудь
обязательных для выполнения. Выделят служебные, общественные
всеобщие воинские обязанности.

Ответственность — это необходимость, обязанность отдавать кому либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).

Многообразие сфер деятельности компаний сформировало следующий типовой набор видов ответственности: профессиональная, юридическая (в том числе уголовная), социальная, экологическая, экономическая, этическая, политическая, партийная, дисциплинарная, административная, материальная (см. рис. 14).

 

 

Рис.14. Классификация видов ответственности

 

Профессиональная ответственность и обязанность руководителя отражается в должностных инструкциях компании. Типовая должностная инструкция руководителя включает четыре раздела: общие положения, обязанности, права и ответственность.

В качестве профессиональной ответственности могут применяться
меры юридической, дисциплинарной и экономической ответственности.

В настоящее время все большее распространение находит страхование экономических рисков профессиональной ответственности, например страхование профессиональной ответственности нотариуса, водителя автомобиля, аудитора.

Юридическая ответственность частично или полностью касается тех видов ответственности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав государственных законов и норм государственного регулирования, например в Гражданский, Уголовный кодекс и Трудовой кодексы РФ. Юридическая ответственность реализуется в форме замечания, выполнения предписанных действий, заключения под стражу, ареста.

Дисциплинарная ответственность за бездействие или ненадлежащее выполнение задания реализуется в форме взыскания, замечания, выговора, перевода на другую работу, увольнения.

Административная ответственность наступает за совершение административного Правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Базой для реализации административной ответственности являются административное и гражданское право и другие регламенты.

Экономическая ответственность призвана компенсировать полный или частичный ущерб от УР, нанесенный руководителем в материальной или денежной форме.

Этическая ответственность наступает в случае нарушения руководителем этических норм, представляющих собой систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы включают оценки смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов (благородство, вежливость, выдержка, гуманизм, доверие, единство слова и дела, искренность, правдивость, принципиальность, самообладание, скромность). Ответственность реализуется в форме изменения общественного мнения о руководителе, вынесения ему общественного порицания, объявления о его несоответствии должности по этическим соображениям. Примеров реализации такой ответственности в мировой практике можно найти достаточно много.

Политическая ответственность наступает за неправильную или ненадлежащую деятельность субъекта государственной власти и управления, а также деятельность субъекта общественных группировок. Формами реализации ответственности могут быть отставки, импичмент, перевыборы.

Партийная ответственность наступает за деятельность партийного функционера, существенно расходящуюся с уставными документами и решениями представляемой им политической организации. Ответственность реализуется в форме осуждения, исключения из партии, вывода из руководящего состава партии.

Материальная ответственность обычно применяется по отношению к компаниям с ограниченной ответственностью. Так, в ст. З Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ записано, что общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников.

Все виды ответственности классифицируются:

· по уровням ответственности (международный, государственный, уровень компании и ее подразделений и уровень собственного Я (перед самим собой);

· времени ответственности (за прошлые, настоящие или будущие результаты уже принятого решения). Например, ответственность руководителей фашистской Германии за преступные решения в годы Второй мировой войны, ответственность идеологов приватизации в РФ за решения, приведшие к несправедливому разделу общенародной собственности;

· ущербу, вызванному ошибочными решениями (ответственность за существенный ущерб и имеющая сроки давности; ущерб, ответственность по которому имеет срок давности — обычно три или пятьлет, и ущерб, ответственность по которому не предусмотрена).

4. Управленческое решение как деятельность и как процесс имеют свой алгоритм, предметную основу которого составляет информация. С позиций системного подхода управленческую информацию можно классифицировать:

· по аспектам управления и отношениям между субъектом и объектом управления (политика, экономика, социальная или психологическая информация и пр.);

· организационному уровню принятия решения (первое лицо, заместители, руководители подразделений и т.п.);

· процессам, которые необходимы для ее обработки при выработке управленческого решения (сбор информации, анализ информации, оптимизация информации и пр.);

· функциям управления (планирование, контроль и т.п.);

· срочности и важности (срочное решение, решение требующее соблюдения установленных нормативных сроков, перспективное решение);

· времени действия (решение непрерывного действия, действующее определенное время, разовое);

· видам управленческого решения (приказ, распоряжение, пожелание, указание и пр.);

· форме решения: устное, письменное, представленное в виртуальном виде на экране компьютера.

Такая классификация соответствует признанному в литературе порядку выработки и принятия управленческого решения и позволяет проектировать информационные модели организаций.

Информационная модель организации есть материально представленная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее использование дает новую информацию об объекте.

Информационная модель может быть представлена в виде словесного или символического описания, схемы, матрицы, графика, а также комбинации из названных форм, что позволяет достаточно полно отразить технологию обработки данных, взаимосвязь их источников и потребителей.

Проектирование информационной модели есть процесс анализа и отображения реальных процессов формирования данных (информации), видов информационных потоков и взаимосвязей с потребителями.

В подготовке и выработке управленческих решений принимает участие большое количество специалистов. Следовательно, анализ разнообразных фактов, сопровождение процесса интегрирования или дифференцирования различной информации должны проводить компетентные люди, профессионалы с большим опытом работы.

Управленческая информация, как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, как сообщения, осведомляющие о положение дел и состоянии организации, фиксируется:

· в памяти человека;

· в различных нормативно-справочных документах;

· в аудиовизуальном материале;

· в виде банков данных в запоминающих устройствах персональных ЭВМ;

· в виде сообщений на сайтах международной системой ИНТЕРНЕТ.

На объем информации для разработки и принятия управленческого решения влияют следующие факторы:

· количество звеньев управления (иерархия организационной структуры);

· распределение функциональных обязанностей аппарата управления;

· численность аппарата управления;

· распределение полномочий и ответственности по выработке решений;

· правильность классификации и распределения потоков информации.

От объективности, оперативности, достоверности, и полноты информации зависят своевременность и правильность принятого решения. Носителем информации (т.е. результатом отражения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека) выступает документ.

ГОСТом документ определен как «материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве». Документ обеспечивает накопление и сохранение информации, а так же возможность ее передачи другому лицу или возвращение к ней во времени. Документ регистрирует явления, выполняет функцию учета, используется как доказательство чего-либо.

В процессе управления, информация, зафиксированная в документе, является не только основанием для принятия решений, но и доказательством его исполнения, источником для анализа и обобщений. Таким образом, документ выступает как предмет труда руководителей различного уровня управления организацией.

Все формы управленческой деятельности находят отражение в соответствующих документах, которые выступаю способом и средством реализации возложенных на аппарат управления функций.

Ряд типовых функций, которые присущи любому управленческому аппарату (прогнозирование и планирование, организационно-распорядительная деятельность, учет и контроль, финансирование и материально-техническое обеспечение и др.), отражаются в документах, общих по форме для всех учреждений и организаций. «Совокупность взаимоувязанных документов, применяемых в определенной сфере деятельности», составляет систему документации организации[6].

Учетно-отчетные документы, поступая с нижнего на верхний уровень управления, несут информацию о состоянии управляемого объекта. Эта информация является базой для планирования и прогнозирования всех процессов деятельности предприятия.

Организационно-распорядительные документы, поступая с верхнего на нижний уровень управления, формируют структуру предприятия и регламентируют ее внутреннюю и внешнюю деятельность.

Можно классифицировать документы по функциям: организационные, плановые, контрольно-ревизионные, бухгалтерско-финансовые, кадровые, расчетно-денежные и т.п.

Основным направлением совершенствования документации в последние годы является стандартизация и унификация. Документы, созданные по единым правилам и требованиям, позволяют автоматизировать многие процессы управления, и тем самым, способствуют повышению эффективности управленческого труда.

Основные требования к оформлению документов базируются на требованиях государственных стандартов к унифицированным системам документации. Каждый документ состоит из отдельно составляющих его элементов, получивших название «реквизит» (автор, адресат, подпись и т.д.). Совокупность реквизитов, определенным образом расположенных в документе, составляет его формуляр. Различные виды документов имеют различные наборы реквизитов, которые определяются назначением документа.

Служебные документы, как правило, составляются на бланке –стандартном листе бумаги, на котором воспроизводится постоянная информация документа. ГОСТы предполагают два вида бланков: бланк для письма и общий бланк для всех других видов документов. Краткость и ясность изложения предопределяют точность, правильность понимания информации, изложенной в документе.

Служебный документ призван побуждать исполнителей к действию, а аргументированность и логичность приводимых в документе фактов и доводов должным образом обеспечивать оперативную и эффективную реализацию конкретного управленческого решения.

 

Подробнее см.: 1,6.

 

Тема 9. РЕСУРСНАЯ БАЗА УПРАВЛЕНИЯ

 

Основные вопросы темы

1. Виды ресурсов на предприятии и особенности управления.

2. Системы управления ресурсами предприятия.

 

1. Организация управления ресурсами предприятия, правильным их распределением — одна из главных задач управленческого персонала. Однако в России очень часто понятие ресурсов трактуется довольно однобоко. Только деньги, только финансы - и больше ничего.

Ресурсы предприятия — средства, возможности, ценности, запасы фирмы, источники ее доходов, обеспечивающие стабильную работу фирмы по основным видам ее деятельности[7].

1. Персонал предприятия.

1.1. Классификация и структура персонала предприятия.

Различают понятия "трудовые ресурсы" и "персонал" предприятия.

Трудовые ресурсы - это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) — это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

Все работники предприятия делятся на две группы:

· промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;

· непромышленный персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия.

По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

Рабочие — это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.

В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс).

Руководители — работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.

Специалисты —работники, выполняющие инженерно-техничес-кие, экономические и другие функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.

Технические исполнители (служащие)—работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.).

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.

В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.

Профессия —определенный вид деятельности (занятий) человека, обусловленный совокупностью знаний и трудовых навыков, приобретенных в результате специального обучения.

Специальность — вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например: экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономист. Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.

Квалификация — степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения работы или функций определенной сложности, которая отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

Для характеристики трудового потенциала предприятия используется целая система показателей.

Количественная характеристика персонала измеряется в первую очередь такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.

1.2. Определение численности различных категорий работников.

Расчет численности работающих—важнейшая задача определения обоснованной потребности в кадрах для обеспечения бесперебойного производственного процесса на предприятии.

Плановые расчеты по каждой категории работающих ведутся с применением различных методов определения необходимой их численности.

Численность непромышленного персонала не зависит от численности промышленно-производственного персонала и определяется раздельно по каждому виду деятельности с учетом особенностей (детские учреждения, жилищно-коммунальное хозяйство, подсобное сельское хозяйство и т.п.).

1.3. Организация управления персоналом на предприятии

Управление персоналом связано с разработкой и реализацией кадровой политики, основными целями которой являются:

· удовлетворение потребности предприятия в кадрах;

· обеспечение рациональной расстановки, профессионально- квалификационного и должностного продвижения кадров;

· эффективное использование трудового потенциала предприятия;

Реализация этих целей предполагает выполнение многих функций:

· планирование, наем и размещение рабочей силы, включая отбор, ориентацию и адаптацию;

· обучение, подготовку и переподготовку работников, повышение квалификации;

· оценку персонала (проведение аттестации работников, продвижение по службе и организация карьеры);

· определение условий найма, труда и его оплаты;

· мотивацию труда и соблюдение дисциплины;

· обеспечение формальных и неформальных связей, создание благоприятного психологического климата в коллективе;

· реализацию социальных функций (льготное питание на предприятии, помощь семье, организация отдыха и др.);

· контроль за безопасностью труда.

Работу с кадрами на предприятии осуществляют все линейные руководители, а также некоторые функциональные отделы и менеджеры: отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел технического обучения, управляющие (директора, менеджеры) персоналом.

Наем работников осуществляется из внешних и внутренних источников. К внешним источникам относят: региональные биржи труда, государственные центры занятости, высшие учебные заведения и ПТУ.

Внутренние источники: подготовка работников на самом предприятии, продвижение своих работников по службе, прием на работу по рекомендации своих сотрудников и др.

2. Производственные фонды.

2.1. Характеристика производственных фондов.

Средства труда (машины, оборудование, здания, транспортные средства) совместно с предметами труда (сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом) образуют средства производства. Выраженные в стоимостной форме средства производства являются производственными фондами предприятий. Различают основные и оборотные фонды.

Основные производственные фонды —это средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму. Стоимость их переносится на готовую продукцию частями, по мере утраты потребительской стоимости.

Оборотные фонды —это те средства производства, которые целиком потребляются в каждом новом производственном цикле, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и в процессе производства не сохраняют своей натуральной формы.

Наряду с производственными существуют непроизводственные основные фонды —имущество социального назначения. Это жилые дома, детские и спортивные учреждения, столовые, базы отдыха и другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, находящиеся на балансе предприятий и не оказывающие прямого воздействия на производственный процесс.

2.2. Классификация, структура и оценка основных производственных фондов.

В зависимости от производственного назначения основные фонды делятся на группы:

· здания - производственные корпуса, склады, конторы, гаражи и т.п.;

· сооружения - дороги, эстакады, ограждения и др. инженерно-строительные конструкции, создающие необходимые условия для осуществления процесса производства;

· передаточные средства - линии электропередач, связи, трубопроводы;

· машины и устройства - силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие устройства и лабораторное оборудование, вычислительная техника;

· транспортные средства - все виды транспортных средств, в т.ч. межзаводские, межцеховые и внутрицеховые;

· инструменты;

· производственный инвентарь и принадлежности;

· хозяйственный инвентарь;

· другие основные фонды.

Эти группы образуют активную и пассивную части основных производственных фондов. К активной части относятся передаточные устройства, машины и оборудование, к пассивной - здания, сооружения, транспортные средства, которые непосредственно не участвуют в процессе производства, но являются необходимым его условием.

Остаточная стоимость представляет собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных фондов и суммой их износа.

Ликвидационная стоимость — это стоимость реализации изношенных и снятых с производства основных фондов (например, цена лома).

2.3. Воспроизводство основных производственных фондов

Находящиеся на предприятиях основные фонды постепенно изнашиваются. Различают физический и моральный износ.

Физический износ означает материальный износ основных производственных фондов происходит под воздействием процесса труда, сил природы (стирание рабочих органов, коррозия металлических частей и конструкций, гниение деревянных частей, выветривание и т.п.).

Под моральным износом основных производственных фондов понимается их несоответствие современному уровню техники, снижение технико-экономической целесообразности их эксплуатации.

С целью компенсации износа основных фондов и накопления необходимых средств для воспроизводства и восстановления основных фондов используется система амортизационных отчислений.

2.4. Производственная мощность предприятия - максимально возможный годовой (суточный, сменный) выпуск продукции (или объем переработки сырья) в номенклатуре и ассортименте при условии наиболее полного использования оборудования и производственных площадей, применения прогрессивной технологии и организации производства. Для измерения производственной мощности используются натуральные и условно-натуральные измерители (тонны, штуки, метры, тысячи условных банок и т.д.).

Различают три вида мощности:

· проектную (предусмотренную проектом строительства или реконструкции);

· текущую (фактически достигнутую);

· резервную (для покрытия пиковых нагрузок).

2.6. Оборотные фонды предприятия

Наряду с основными производственными фондами в процессе производства участвуют оборотные производственные фонды.

В состав оборотных фондов включают:

· производственные запасы - сырье, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, быстроизнашивающиеся малоценные инструменты, а также хозяйственный инвентарь;

· незавершенное производство - предметы труда, которые находятся в производстве на разных стадиях обработки в подразделениях предприятия;

· полуфабрикаты собственного изготовления - предметы труда, обработка которых полностью завершена в одном из подразделений предприятия, но подлежащие дальнейшей обработке в других подразделениях предприятия;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.