КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План-конспект тьютерского практикума 5 страница
- устранить отклонение, - пересмотреть стандарт. Характеристика конкретных функций управления. Второй тип функций получил название конкретных, так как они присущи определенным объектам управления, а их объем, содержание и число зависят от величины объекта управления, вида его деятельности и отраслевой принадлежности. Для предприятий промышленности характерны следующие конкретные функции: 1. Перспективное и текущее технико-экономическое планирование. 2. Оперативное управление основным производством. 3. Управление вспомогательным производством (процессами). 4. Управление материально-техническим обеспечением. 5.Управление сбытом продукции. 6. Управление маркетингом. 7. Управление технической подготовкой производства. 8. Управление стандартизацией продукции. 9. Управление технологическими процессами. 10. Управление качеством продукции. 11.Управление ремонтом и обслуживанием своей продукции. 12. Управление затратами и ресурсами. 13. Управление производительностью труда. 14. Управление трудом и мотивацией деятельности персонала. 15. Управление строительством, ремонтом зданий и сооружений. 16. Управление персоналом. 17. Управление творческой деятельностью персонала. 18. Управление социальным развитием коллектива предприятия. 19. Управление охраной окружающей среды. 20. Управление финансами. 21. Управление учетом и отчетностью. 22. Управление развитием фирмы и управленческой деятельности. 23. Управление делопроизводством. 24. Управление информационным обеспечением. 25.Управление правовым обеспечением управленческой деятельности. Таким образом, общие и конкретные функции представляют собой одно и то же содержание управленческой деятельности, но расчлененное на различные части по разным признакам. Подробнее см.: 4,5.
Тема 7. ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ
Основные вопросы темы 1.Понятие технологии управления. 2.Проектирование технологии управления на предприятии (фирме). 3. «Интеллектуальные» информационные технологии управления. 4. Информационная техника современного управления предприятием.
1. Технология - это любое средство преобразования исходных материалов для получения желаемых результатов. Поскольку предметом управленческого труда выступает информация, то технологию менеджмента, например, можно определить как комплекс методов и операций по обработке управленческой информации с целью выработки, принятия и реализации управленческих решений. Технология управления отражает содержание управления, характеризуется процессами движения и обработки информации и определяется составом и порядком выполнения управленческих работ, в ходе которых эта информация преобразуется и оказывает воздействие на управляемый объект. Отсюда вытекает основное назначение технологии управления — установление рациональной схемы взаимодействия структурных подразделений и отдельных исполнителей в процессе управления. Основными элементами технологии управления являются управленческие операции и процедуры. Операция - любое действие, приводящее к изменению той или иной характеристики системы. Совокупность разнообразных управленческих операций, выполняемых по определенной схеме или в определенной, последовательности, представляет собой процедуру. Исходя из сказанного, технологию управления определяют также как систему операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств. Разработка технологии менеджмента предполагает определение количества, последовательности и характера операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов, приемов и технических средств, выявление оптимальных условий протекания процесса перевода объекта системы из исходного состояния в желаемое. Понятие «технология менеджмента» тесно связано с процессом алгоритмизации операций в рамках тех или иных функций управляющей системы. В роли алгоритма (процедуры) процесса управления выступает предписание, определяющее содержание и последовательность действий в каком-либо информационном или организационном процессе. Его алгоритм представляет собой правила последовательного осуществления определенных, связанных одна с другой операций, на которые этот процесс может быть разделен, и которые должны быть реализованы для достижения желаемой цели. Процедуру можно определить как систему последовательно реализуемых предписаний о выполнении в определенном порядке операций, приводящих к решению управленческих задач. Классификация операций и процедур осуществляется по ряду критериев: 1. По содержанию: • информационные или информационно-технические операции связаны с обработкой информации и ее носителей. Выделяются документационные, первично-счетные, учетные и вычислительные операции и процедуры; • логико-мыслительные или аналитико-конструктивные, связанные с подготовкой и принятием управленческих решений; • организационные состоят из служебно-коммуникационных, распорядительных и координационных операций и процедур; 2. По характеру сочетания во времени: • последовательные, т.е. каждая операция или процедура начинается только после окончания предыдущей; • параллельные, предполагающие одновременное выполнение операций и процедур; • параллельно-последовательные предусматривают частичное совмещение смежных операций и процедур во времени и в пространстве; 3. По сложности: • простые операции и процедуры, т.е. содержащие несколько элементов и операций; • сложные операции (20-З0 элементов) и процедуры (100 и более операций); 4. По степени повторяемости: • повторяющиеся, т.е. постоянно выполняемые работниками управленческого аппарата; • неповторяющиеся или творческие сложные операции и процедуры. Схематически технология может быть представлена в виде информационного и организационного взаимодействия трех основных циклов или процессов, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры (рис. 11).
Технологическая схема процесса управления: 1. Информационный процесс: поиск, сбор, передача, обработка и хранение различных видов информации. В нем заняты преимущественно технические исполнители и специалисты. 2. Логико-мыслительный, или процесс выработки и принятия управленческих решений: исследование, обработка, расчеты, прогнозы, выработка решений. 3. Организационный процесс или организационное воздействие на объект управления для реализации управленческих решений: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, оперативное планирование, организация труда, диспетчирование, координация, контроль исполнения и пр. В настоящее время существует несколько подходов к формированию управленческой технологии. Так как технология управления определяется составом управленческих работ, то, соответственно, ее построение может осуществляться в зависимости от того, какой подход к пониманию управления взят за основу, или каким стилем управления характеризуется деятельность руководящих работников предприятия. Наиболее разработанным и простым является традиционный функциональный (процессный) подход, в основе которого лежит понимание управления как процесса выполнения определенных функций. Наиболее подходящим в условиях быстроменяющейся внешней среды является ситуационный подход, суть которого заключается в обосновании алгоритма выбора процедуры на основе учета признаков той или иной ситуации или проблемы. При ситуационном подходе технологию управления определяют как последовательность действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий. Схема управленческой технологии включает: • диагноз проблемы и определение путей ее разрешения; • выявление факторов, влияющих на решение; • выработку и оценку альтернатив; • разработку тактики реализации намеченных путей развития. Целевой подход к управлению позволяет рассматривать технологию управления как определенную последовательность действий, используемых при постановке целей предприятия и разработке механизмов их достижения. При этом выделяют два этапа: • выработка целей и стратегии развития предприятия; • формирование технологии принятия и реализации управленческих решений. 2. Проектирование технологии управления (или построение оптимальной схемы) основано на тщательном изучении содержания управленческой деятельности, операций и процедур, их измерении, моделировании и экспериментировании. Проектирование управленческой технологии осуществляется в следующих целях: • повышения эффективности управленческой деятельности, рационализации выполнения работ; • унификации выполнения управленческими работниками различных подразделений одинаковых операций и процедур; • обеспечения контроля за работой технических исполнителей и специалистов; • совершенствования действующих организационных структур предприятия; • создания условий для автоматизации процессов управления и унификации управленческой документации; • формирования условий для быстрого овладения новыми сотрудниками существующих операций и процедур в процессе управления; • создания возможности обмена опытом работы между сотрудниками управленческого аппарата; • обеспечения взаимозаменяемости работников в необходимых и экстренных случаях; • обеспечения сравнения, анализа и обмена опытом между различными предприятиями. Проектирование может осуществляться как заново, так и на основе действующей управленческой технологии. При построении новой технологии управления используется опыт других предприятий, научные рекомендации иразработки, экспертные оценки, а также моделирование. Проектирование на основе действующей технологии осуществляется с учетом тщательного изучения действующей системы; упразднения процедур и операций, не оказывающих позитивного воздействия на процесс управления; модернизации нужных процедур; объединения однородных элементов технологии управления и т.п. Главным в технологическом проектировании является точность описания действий, которые должны совершаться в рамках проектируемого процесса. В общем виде алгоритм разработки оптимальной технологии управления можно представить следующим образом: 1. Постановка целей управления, разукрупнение их до уровня подразделений и рабочих мест. 2. Определение средств достижения целей, стоящих перед работником управления. З. Формирование состава и содержания требуемой и разрабатываемой документации на каждом из уровней управления. 4. Анализ действующей технологии управления. 5. Построение схемы процесса управленческой работы путем разбивки ее на операции. 6. С учетом принципа экономичности достижения конечного результата исследуется необходимость осуществления каждой из операций. 7. Для обеспечения непрерывности технологического процесса рассматривается весь процесс работы исполнителя (а не отдельный фрагмент) с учетом факторов времени и маршрута технологического процесса. 9. Определяется состав используемых информационных и технических средств, предусматриваются варианты выполнения операций в различных ситуациях. Разработанная технология управления реализуется с помощью сводных технологических процедур, блок-схем, сетевых моделей, маршрутных схем, технологических карт, инструкций, распоряжений, приказов и пр. (табл. 8). Формы технологирования управления Таблица 8.
Разработанные процессы управления подлежат технологической регламентации, под которой понимается формальное закрепление оптимального процесса управления в нормативно-документационной форме, обладающей элементами обязательного соблюдения. 3. На протяжении последних десятилетий ХХ в. средства информатики существенно влияли на характер, объем, функции менеджмента. Это влияние проявляется в потребности углубить знания менеджера в сфере современной информационной технологии. Можно выделить три периода, в каждый из которых решались новые проблемы: Первый из них связан с феноменом ЭВМ как устройства, их видоизменением в мейнфреймы (большие ЭВМ), мини ЭВМ, персональные компьютеры и рабочие станции. При этом системный менеджер выступал и развивался как постановщик задач и работодатель для ЭВМ и как пользователь ЭВМ. Каждый менеджер становился не только работодателем по обработке данных и активным пользователем своей компьютерной рабочей станции, но и специалистом, способным к освоению новейших возможностей ЭВМ. Второй период связан с исследованием и пониманием роли систем с ЭВМ в общей структуре систем и процессов управления. Этот период завершился более глубоким пониманием структуры и развертыванием различных видов автоматизированных компьютерных систем (АСУ технологическими, организационными процессами, проектированием (САПР) и т.п.), их встраиванием и интеграцией в системный менеджмент (интегрированные АСУ у нас в стране, менеджерские информационные системы (МИС) в мировой практике). Создана методология и стандарты разработки и внедрения таких систем, где менеджер выступает как заказчик и приемщик работ по созданию систем с ЭВМ и использованию результатов их функционирования. В третий период была выдвинута проблему освоения системным менеджером информационной технологии, когда в зависимости от целей управления через системных администраторов компьютерной сети и баз данных можно обеспечить надежную информацию для процесса управления, полную наблюдаемость объекта управления, информационный комфорт в работе. Менеджер как активный информационный технолог обеспечивает использование каналов адаптивного дуального управления, соединяющего изучение и управление объектами. В связи с этим возникла необходимость преодоления комплекса невмешательства системного менеджера в информационную технологию. Роль менеджера в применении современных информационных средств и технологий, в том числе визуализации данных, кластерных структур серверов, сетей ЭВМ, коммуникационных систем, электронных помощников (мастера, агенты и др.), информационных технологий интеграции средств визуализации с базами данных, технологий развития систем управления за счет проектирования и реинжиниринга, достижения информационного комфорта, овладения понятиями и средствами «офис-технология», очень велика (см.табл. 9).
Примеры некоторых задач и используемых технических средств менеджера
Таблица 9.
Менеджер выступает как конструктор эффективных управленческих решений, что обязывает его участвовать в выборе информационных технологий и сетей компьютеров, баз данных, средств проектирования и развития МИС. Вместе с администратором сети и баз данных он формирует наилучший вариант информационной технологии, обеспечивающий надежную реализацию принятых решений. Классификация информационной техники современного управления предприятием представлена в табл. 10.
Информационная техника современного управления предприятием Таблица 10.
Современные перспективы использования компьютерных средств для менеджмента связаны с визуальным отображением объектов управления с использованием геоинформационных систем, обеспечивающих привязку информации к объекту управления. Архитектуры компьютерных систем представляют собой сети компьютеров с мощной центральной машиной — сервером, который поддерживает эффективный обмен с рабочими станциями — автоматизированными рабочими местами системных менеджеров, используя информационную технологию «клиент-сервер». Состав и роль основных технических и программных средств менеджера приведены в табл. 11. Состави роль основных технических и программных Таблица 11.
Современные средства информационной технологии ориентируют системного менеджера на разностороннее освоение приемов работы на персональном компьютере. Менеджеры, знающие структуру и возможности менеджерских информационных систем (МИС), отличающиеся глубоким пониманием возможностей системных средств информатики, организующих согласованное взаимодействие персонала управления, получают существенные возможности в достижении целей менеджмента.
Подробнее см.: 4,5.
Тема 8. РАЗРАБОТКА, ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Основные вопросы темы 1.Организация управления как система формирования решения. 2.Контроль руководителей за реализацией (исполнением) управленческого решения. УР как функция управления. 3. Сущность и виды ответственности руководителей. 4. Документирование (оформление) управленческого решения.
1. Решения принимаются руководителями всех рангов — от менеджера нижнего звена до генерального директора промышленного предприятия и далее. Вопросы, по которым принимаются решения, носят самый разнообразный характер в зависимости от возникшей производственной проблемы. Назначение решения — устранить проблему — обеспечить нормальный ход функционирования предприятия. Управленческое решение (УР) — это творческий акт руководителя по выработке оптимального комплекса действий для выполнения производственной задачи. Решения, основная форма и специфический продукт управленческого труда. От обоснованности и оптимальности решений зависят итоги деятельности подразделения, престиж коллектива, авторитет руководителя, настроение и взаимоотношения членов коллектива. Принятие решений является ответственным и сложным делом. К качеству УР предъявляются следующие основные требования: научная обоснованность, согласованность, правомочность, ясность, полнота, своевременность. Научная обоснованность. Решение должно приниматься с учетом действия экономических, социальных и других законов, анализа конкретной производственной обстановки и на основе достоверной информации. Согласованность. Решения должны быть согласованы с ранее принятыми и уже действующими и не должны противоречить общим решениям. Правомочность. Руководитель должен принимать решение только в пределах своих прав, которыми он располагает, и не должен перекладывать его на выше- или нижестоящих лиц. Ясность. Форма изложения принятого решения должна быть однозначной, не допускать разночтений и иметь необходимую ясность, кто, что и к какому сроку должен сделать. Ясность формы предусматривает и ее краткость, что способствует экономии времени при работе с решениями как руководителя, так и исполнителей. Полнота. УР должно содержать: цель, основные пути и средства ее достижения, взаимодействие подразделений, контроль и сроки исполнения решения. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов нарушит ясность решения и внесет дезорганизацию в его исполнение. Своевременность. Решение необходимо принимать именно в тот момент, когда этого требует производственная обстановка. Запоздавшие и преждевременные решения одинаково бесполезны и даже вредны. Процесс выработки решения. Несмотря на многообразие видов решений, можно дать определенные рекомендации по логике их выработки. Процесс выработки и реализации УР может быть представлен в виде блок-схемы (см. рис. 12). Разумеется, в каждом реальном случае предлагаемая схема должна наполняться конкретным содержанием.
Рис. 12.Процесс выработки и реализации управленческого решения.
Процесс выработки УР условно можно разделить на следующие этапы: подготовку, принятие и реализацию решения. Подготовка решения — это последовательная система действий, в результате которой формируется исходная информация. В процессе подготовки решения осуществляются постановка и уяснение проблемы, формирование цели, сбор, обработка и анализ необходимой информации, разработка вариантов решения. Определив проблему и сформировав цель решения, руководитель организует сбор необходимой информации, которая проводится под его контролем. Принятие решения — это система действий, связанная с выбором лучшего варианта. Из нескольких вариантов решения руководитель должен выбрать один, наиболее рациональный. Руководитель может принимать решение единолично или коллегиально, но ответственность за результат всегда ложится на него. В некоторых случаях руководитель выбирает не один из имеющихся вариантов, а синтезирует из них наиболее целесообразный, взяв за основу лучший из предлагаемых. Окончательно принятое решение формируется руководителем и оформляется в виде документа (постановление, распоряжение, приказ, докладная записка и др.). Соответствующими стандартами предусмотрены требования к подобной документации: констатирующая и распорядительная части, точные формулировки пунктов мероприятий с указанием конкретных исполнителей, сроков исполнения, контролирующих лиц и пр. должным образом оформленное решение, подписанное руководителем, при необходимости согласованное и утвержденное, становится распорядительным документом и вступает в силу. Алгоритм этапа реализации (исполнения) УР: 1. Организация выполнения УР. 1.1.Составление плана мероприятий по реализации решения. 1.2. Распределение прав и обязанностей, взаимодействие между исполнителями. 1.3. Мотивация участников реализации решения. 2. Анализ и контроль выполнения УР. 2.1. Показатели, точкиконтроля и периодичность. 2.2. Механизм получения информации на этапе реализации. 2.3. Реакция на информацию, кого информировать, что делать. З. Обратная связь и корректировка. 3.1. Изменение плана реализации решения. 3.2. Переход к альтернативе. 3.3. Пересмотр, изменение видения проблемы. Принятое решение требует четкого плана организации его исполнения. Каким бы хорошим и своевременным ни было решение, оно может остаться на бумаге, если не будут приняты организационные меры по его исполнению. Самым необходимым является доведение принятого решения до исполнителей и не менее важным — максимальная уверенность их в правильности решения и заинтересованность в выполнении. Это может быть достигнуто привлечением к разработке решения будущих исполнителей. Для реализации решений используются три класса методов управления: административные (организационно-распорядительные); экономические; социально-психологические. В основе каждого класса методов управления лежит своя конкретная мотивация, побуждающая исполнителей выполнять то, что от них требуется. В основе административных методов управления (АМУ) лежат организационные отношения, возникающие между людьми, работающими в одной компании. АМУ базируются на взаимоотношениях «руководитель- подчиненный» Основой этих отношений является право руководителя отдавать приказы, распоряжения, указания и т.д. и обязанность подчиненного их выполнять.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |