Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План-конспект тьютерского практикума 3 страница




Если выполняемые его сотрудниками проекты невелики и каждый из них не требует высоких затрат, то руководитель отдела способен справиться с общим руководством. Но если речь идет о крупных проектах, и их реализация требует больших материальных и человеческих ресурсов, то возникает необходимость в создании специальной управленческой структуры по руководству этим проектом.

Такая структура получила название проектной. Она называется также программно-целевой. Ее разновидностью и развитием являются матричная, или клеточная организационная структура. Обе они относятся ко второму виду структур органических (адаптивных).

Матричная структура является распространенной формой
и развитием проектных структур. Она представляет собой комбинацию двух видов классификации: по функциям и по продукту.

Матричная структура представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, построенный на основе принципов двойного подчинения исполнителей: с одной стороны — непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.

Переход к матричной структуре обычно охватывает часть организации, при этом ее успех зависит от того, насколько руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров. Она применяется в основном в наукоемких отраслях.

Достоинства и недостатки матричной организационной
структуры управления приведены в табл. 6.

Достоинства и недостатки матричной организационной
структуры управления

Таблица 6.

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
1. Лучшая ориентация на проектные цели и спрос. 2. Более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов, повышения качества создаваемой продукции и повышения эффективности использования ресурсов. З. Вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по ускоренному техническому совершенствованию производства. 4. Гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в одной фирме. 5. Усиленная личная ответственность руководителя за программу в целом и за ее элементы. 6. Возможность применения эффективных методов управления. 7. Относительная автономность проектных групп способствует развитию в работниках навыков в области проведения хозяйственных операций, принятия решений, а также их профессиональных навыков. 1. проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы. 2. Трудности установления четкой ответственности за работу подразделения. З. Возможность нарушения установленных правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях из-за длительного отрыва сотрудников, участвующих в работе проекта, от своих подразделений. 4. Трудность в приобретении навыков, необходимых для эффективной работы в коллективах. 5. Возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектов.  

Подробнее см.: 1,4,6.

 

Тема 4. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА

УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Основные вопросы темы

1. Содержание управленческой деятельности на предприятии.

2. Современные тенденции развития науки управления.

3. Школа научного управления.

4. Организация управленческой деятельности руководителя.

 

1. В английском энциклопедическом словаре «менеджмент» имеет несколько определений. Наиболее емкое из них — это «искусство управления».

Термин «менеджмент» не является в полной мере синонимом термина «управление». Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, к разным сферам действительности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством), к органам управления. Термин «менеджмент» применяется, как правило, к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия.

Зарождение управления связано с появлением письменности, изданием законов в государствах Древнего Мира, регулирующих хозяйственную деятельность людей, их участие в экономической жизни общества. Научная база менеджмента представляет собой всю совокупность знаний об управлении. Основателем же научного менеджмента считается инженер-механик Фредерик Тейлор. В 1903г. издана его книга «Цеховой менеджмент», в 1911г. «Принципы и методы научного менеджмента».

Основателем классической административной школы управления принято считать французского горного инженера, управляющего горно-металлургической компанией «Камамболь» Анри Файоля. Теоретические основы управления изложены им в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).

Главные идеи классического управления разработаны немецким социологом Максом Вебером в виде теории «рациональной бюрократии», стержнем которой выступают беспристрастность и обезличенность, рациональность, ограниченность ответственности, строжайшая регламентированность действий при выполнении служебных обязанностей управленческим персоналом, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов деятельности.

Научная мысль в ХХ в. обогатила менеджмент целым рядом выдающихся достижений — школ и подходов. Среди них особо значимые — школа человеческих отношений, поведения и общения в бизнесе, количественный, ситуационный, программно-целевой и системный подходы. В последние годы пристального внимания ученых и практиков менеджмента заслуживают вопросы культуры организации, лидерства, кадрового и инновационного менеджмента.

В настоящее время в России происходит смена парадигмы управления (система представлений, основных концептуальных установок и т.п., характерная для определенного этапа развития науки, культуры, цивилизации в целом).

Применявшаяся в прошлом парадигма имела следующие особенности:

· базировалась на марксистской трактовке экономического развития;

· роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как его регулятор;

· экономическая теория социализма обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны;

· управление экономикой СССР строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами.

Перечисленные выше особенности приводили к широкому применению следующих принципов (законов) управления:

• централизация управления;

• моноцентрическая система хозяйствования;

• прямое управление предприятиями со стороны государства;

• ограничение хозяйственной самостоятельности предприятий;

• жесткая система распрёделения ресурсов и продукции, хозяйственных связей между предприятиями.

На определенном этапе развития использовавшаяся парадигма управления давала неплохие результаты с точки зрения эффективности (особенно это касается управления в чрезвычайных ситуациях во время войны, восстановления экономики после нее, ускоренной индустриализации). Однако она не могла быть эффективной в новых условиях постиндустриального развития общества, когда главной задачей предприятия стала адаптация к изменяющейся внешней среде и победа в жесткой конкурентной борьбе.

Поэтому по мере смены превалирующей формы собственности, проведения рыночных реформ на смену старой пришла новая парадигма управления, особенностями которой являются:

• децентрализация системы управления на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов.

• переход к полицентрической системе хозяйствования;

•сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны;

• формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых социально ориентированных систем. Каждая организация должна решать вопросы, касающиеся взаимодействия с внешней средой. Социальная ориентация организации рассматривается в двух аспектах: ориентация на потребителя и удовлетворение потребностей общества; решение социальных проблем трудового коллектива и среды обитания организации.

2. Смена парадигм управления в России полностью соответствует основным тенденциям развития этой науки за рубежом. Основными причинами возникновения данных тенденций являются:

· научно-технический прогресс;

· концентрация научного и производственного потенциала;

· развитие отраслей, основанных на новых технологиях;

· специализация производства на конкретных запросах потребителей, то есть небольших по емкости рынках, что привело к образованию большого числа средних и мелких предприятий, усложнению связей между предприятиями, высокой значимости таких свойств, как адаптивность, гибкость, динамичность.

Эти тенденции обусловили возникновение следующих основных положений современной управленческой науки:

• предприятие — это отрытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внёшней среды;

• ориентация не на объем выпуска, а на удовлетворение потребностей потребителей;

• ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности управленческой реакции;

• главный ресурс предприятия — люди, обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками, а также условия для реализации их потенциала;

• ориентация на повышение роли организационной культуры и инноваций, мотивацию работников.

Управление может рассматриваться в трех основных аспектах:
Управление как наука, то есть наука управления, возникшая на базе практической деятельности по управлению организациями и имеющая свой предмет исследования, свои проблемы и пути их решения. Научную основу этой дисциплины составляют вся сумма знаний об управлении в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм управления. В самостоятельную область человеческих знаний менеджмент выделился в конце XIX в.

Управление как искусство — это управление, рассматриваемое с точки зрения конкретных управленческих действий. Высокая степень овладения практикой управления может рассматриваться как искусство. Причинами рассмотрения управления как искусства являются: высокая сложность организаций как объектов управления, большое количество факторов, на них воздействующих, участие в управлении людей, необходимость для успешной управленческой деятельности наличия таланта

и опыта.

Управление как практика —связана с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением этой практики для развития теории.

3. Исторически первой школой научного менеджмента была школа научного управления (1885—1920 гг.), связанная с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантга.

Методология школы. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Так, Гилбреты изучали операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял количество руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера, а также явился создателем современной теории резания.

Отношение к человеческому фактору. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы теоретических разработок также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе; подчеркивалось большое значение обучения. Все это выразилось в принципах менеджмента, предложенных Ф. Тейлором:

Отделение функций управления от работы. Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего (при старой системе рабочие сами планировали свою работу). В результате управления стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований, при этом представители школ занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже управленческого (то, что сейчас называется научная организация труда).

Административная (классическая) школа управления (1920—1950 гг.) исторически вторая школа управления. Представители школы (А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни) имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Особенности школы. Исследования были направлены на повышение эффективности работы всей организации. Представители данной школы (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

Цель школы — создание универсальных принципов (законов) управления, следование которым приведет организацию к успеху. Выделялись две категории принципов управления:

1. Связанные с разработкой рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы.

2. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.. Связанные с построением структуры организации и управления работниками.

Наибольший вклад в дальнейшее развитие школы (1930—1950 гг.) внесли два ученых — Мэри Паркер и Элтон Мэйо.

Особенности школ. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Более поздние исследования, проведенные А. Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления.

Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются в основном не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.

Особенности развития взглядов на управление в поведенческих науках.

Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг.

Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Представители нового подхода стремились в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Тем не менее в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

4. Управление в качестве специальной общественной функции выделилось благодаря росту масштабов совместной деятельности людей. Руководители групп работников, участвующих в едином производственном процессе, с увеличением объемов производимой продукции, работ, услуг физически не могли успешно одновременно руководить производственными операциями и эффективно и своевременно выполнять необходимые для этого функции управления. Именно поэтому управленческая деятельность выделилась в обособленную самостоятельную работу, реализуемую специально подготовленными людьми. Таким образом, природа возникновения управления как специфического вида человеческой деятельности связана с масштабной совместной деятельностью людей или, другими словами, с кооперацией.

Совместная деятельность многих людей требует всестороннего согласования и координации в процессе ее осуществления. Эффективность кооперированной работы зависит от того, насколько качественно и всесторонне были согласованы действия ее участников. Поэтому главным в управленческой деятельности является установление согласованности действий участников совместной работы и поддержание этой согласованности в данном процессе.

В процессе осуществления управленческих функций имеет место разделение труда. Разделение труда менеджеров — специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничение полномочий, прав и сфер ответственности, на основе которых решается проблема повышения результативности труда управляющих. Различают следующие виды разделения труда менеджеров:

· функциональное — основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Соответственно в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами;

· структурное — исходит из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая, территориальная специфика. В силу разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации;

· технологическое и профессионально-квалификационное — учитывает виды и сложность выполняемых работ. Выделяют руководителей (принятие решений, организация их реализации), специалистов (проектирование и разработка вариантов решений), служащих (информационное обеспечение процесса). Различают вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда.

· вертикальное — построено на выделении трех уровней управления:
а) низовой (35—40%) — менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки;

б) средний (50—60% общей численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов;

в) высший (3—7%) — администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

· горизонтальное — разделение труда предполагает, что на каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Более глубокое разделение предполагает специализацию по основным подсистемам предприятия (персонал, НИОКР, маркетинг, производство, финансы).

Подробнее см.:2,5.


Тема 5. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Основные вопросы темы

1. Категория цель и ее роль в управлении.

2. Сущность методов управления.

 

1. Вопрос определения целей, которые преследует предприятие в своей деятельности, является одним из важнейших в управлении, так как само оно представляет собой действия, направленные на перевод объекта управления в желаемое состояние, идеальное выражение которого и представляет собой цель.

На предприятии целеполагание является одной из подфункций планирования. И цели являются результатом осуществления данной подфункции управления. Они играют важную роль в организации, способствуя выполнению функций определения направления деятельности, координации, мотивации, оценки, контроля.

При этом цель в управлении является связующим звеном между деятельностью и ее результатом. На этой связи построен целевой подход к определению и оценке эффективности деятельности предприятия. В соответствии с целевым подходом предприятие существует для достижения определенных целей, и оно, а также отдельные члены и группы должны оцениваться на основе достижения поставленных целей.

Платон, Аристотель определяли цель как форму сознания, мысленный образ, представление и т.п., и такое понимание цели длительное время преобладало среди ученых.

В настоящее время считается, что цель должна мыслиться не только как присущая людям, но и сложным техническим и производственным системам.

В качестве результата может выступать объект, субъект, явление, процесс, их части и совокупности, свойства, состояния, действия, а также мысленные образы и конструкции.

С понятием «цель» тесно связано понятие «средство». Под средством обычно понимается все то, что необходимо для реализации цели. Средство является непосредственной причиной достижения цели. В качестве средства может выступать предмет, действие или способ действия, метод, технология, свойство.

Взгляд на предприятие как максимизатора прибыли в настоящее время является наиболее распространенным и лежит в основе неоклассической теории фирмы, разработанной Дж. Хиксом.

Вследствие большого числа достаточно жестких предпосылок концепция максимизации прибыли подвергается критике как с точки зрения максимизации, так и с точки зрения сущности самой цели.

Так, выделяются две основные причины, наличие которых делает невозможным максимизацию прибыли предприятием в действительности:

· последствия неопределенности ситуации. Данная причина означает, что для максимизации прибыли необходимо знание будущих значений многих экономических показателей, которое в условиях неопределенности фактически невозможно;

· сложность организационной структуры. Высшее руководство не может переработать все те знания, которыми владеет работник каждого производственного уровня, и поэтому некоторые детали особых обстоятельств, важные в конкретных случаях, исчезают. Более того, содержание информационных посланий часто искажается в соответствии с предубеждениями и опасениями отправителей и получателей. При наличии этих и других организационных сложностей руководству трудно разрабатывать и проводить в жизнь решения, максимизирующие прибыль.

Данные эмпирических исследований деятельности предприятий позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, получение прибыли не является единственной целью руководства предприятия, во-вторых, имеют место значительные различия в приоритетности целей, обусловленные культурными различиями руководителей.

Существует несколько факторов, которые позволяют объяснить данные о реальных целях руководителей предприятий:

1. Слабая заинтересованность работников предприятия, особенно среднего и младшего звена, в получении прибыли. Это означает, что прибыль в качестве единственной цели не обладает операционностью, т.е. работники, занятые на производственном уровне, почти не видят связи между своими действиями и размером прибыли.

2. Отделение собственности от управления и множественность управленческих целей. Это вызывает стремление управляющих не столько к получению прибыли, сколько к сохранению своего рабочего места путем принятия менее рискованных (а значит менее прибыльных) проектов и решений для приобретения личного престижа и власти, например, путем роста масштабов деятельности предприятия, как правило, за счет несвязанной диверсификации, сопровождающейся снижением его прибыльности.

3. Концепция получения прибыли как главной цели предприятия не отражает важнейшего аспекта в деятельности предприятия— ее долгосрочность.

4. Сегодня во всем мире повышается роль предприятия как социального института, выполняющего возложенные на него обществом и государством социальные функции, обусловливающие появление у предприятия соответствующих целей, трудно совместимых и даже противоречащих получению прибыли.

2. В системе менеджмента методы занимают особое положение ввиду того, что имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояния в желаемое.

Методы — это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны, процесс реализации функций менеджмента, а с другой стороны — процесс воздействия на персонал фирм с целью активизации его работы и придания ей творческого, заинтересованного, активного характера. Эта особенность предполагает использование в менеджменте методов двоякого рода.

Первые из них — это методы реализации управленческих функций, вторые — методы воздействия на деятельность фирм, организаций в целом и их персонал, включая каждого отдельного работника. Естественно, что для менеджмента приоритетное значение имеют методы воздействия на людей, так как главная задача менеджеров заключается в обеспечении высокопродуктивной деятельности каждого работника, независимо от его должности и рода выполняемой в организации работы.

Функциональное назначение методов в системе менеджмента обеспечивается:

• высокой эффективностью деятельности фирмы;

• активной творческой деятельности каждого работника;

• четкой организацией производственной и управленческой деятельности;
• слаженной, гармонично увязанной работой всего персонала фирм.

Исключительная роль и действенность методов менеджмента определяются тем, что они направлены на интересы отдельных работников и фирм в целом. Именно потому, что интересы управляют поступками и поведением людей, этот элемент системы менеджмента приобрел такое практически важное значение в управленческой деятельности. Из этого объективно следует, что эффективность методов менеджмента зависит от того, насколько точно они улавливают интересы людей и в какой мере их удовлетворяют (рис. 10).

 

 

 

Рис 10. Методы управления и механизм их влияния на

интересы предприятия и его персонала

 

Алгоритм выбора методов менеджмента включает:

· исследование, анализ и оценку ситуации, характера интересов участников совместной деятельности;

· выявление направлений воздействия;

· выбор состава и содержания методов;

· обеспечение условий для применения выработанных методов;

· осуществление практической работы по применению методов.

Требования, предъявляемые к свойствам методов менеджмента:

· объективность, соответствовие законам, на которых базируется управленческая деятельность;

· системность, т.е. взаимообусловленность и пропорциональность по силе воздействия;

· гармоничного сочетания личных, коллективных, государственных и общественных интересов.

Ограничениями действенности методов менеджмента являются: объективные экономические, организационные, психологические законы; действующие в стране социальные нормативы, этические нормы, а также законодательные акты директивных органов.

Условием эффективности применения методов менеджмента выступает их комплексное использование, направленное на одновременное удовлетворение объективно присущих людям экономических (имущественных), организационных, социальных и психологических интересов.

Экономические методы — это способы воздействия на имущественные интересы отдельных людей и их объединений. Они не только по-прежнему сохраняют свое приоритетное положение в системе методов, но в условиях рыночной экономики действительно выполняют роль базовых способов влияния на поведение людей, активизируют их труд, повышают деловую активность предприятий, фирм. В основе этих методов лежат объективные экономические законы, специфические законы рыночной экономики, принципы вознаграждения за труд, имеющие определенные особенности в каждой фирме или предприятии.

Система экономических методов в рыночной экономике отличается большим разнообразием. Сюда относятся: цена товаров, работ и услуг, прибыль, различные формы оплаты труда, премии, налоги, акции на биржах, таможенные сборы, процентные ставки платы за депозитные вклады, всевозможные скидки с цены товаров и многое другое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.