КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Их обучения и воспитания как предмет
С нарушениями интеллекта и проблемы С аномалиями развития. Специальная дошкольная педагогика 62 4.1. Учреждения специального назначения для детей дошкольного возраста '. 62 4.2. Теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии 70 4.3. Формы коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста 73 4.4. Материалы для семинарского занятия 76 Глава 5. Особенности психического развития детей олигофренопедагогики 84 5.1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины 84 5.2. Классификации умственной отсталости 87 5.3. Краткая историческая справка и современная характеристика социальной политики в отношении умственно отсталых лиц 92 5.4. Проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей 93 5.5. Зарубежная практика воспитания, обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями 96 5.6. Отечественный опыт пснхолого-педагогической помощи детям с тяжелыми формами умственной отсталости... 99 5.7. Рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы.... 101 5.8. Материалы для семинарского занятия...-. 102 Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и основные направления коррекционно- развивающего обучения 1 13 6.1. Представления о ЗПР и их классификации 113 6.2. Особенности психики детей с ЗПР 121 6.3. Психолого-педагогические особенности коррекционно- развивающего обучения детей с ЗПР 128 6.4. Материалы для семинарского занятия 131 I Содержание Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 136 7.1. Нарушения анализаторных систем.., 136 7.2. Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей 147 7.3. Дети с нарушениями зрения 151 7.4. Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения 160 7.5. Материалы для семинарского занятия, 166 Глава 8. Логопедия и логопсихология 170 8.1. Предмет, задачи и методы логопедии 170 8.2. Виды речи и основные причины ее нарушения 172 8.3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе 174 8.4. Современные классификации речевых нарушений 176 8.5. Предмет, задачи и методы логопсихологии 183 8.6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в ПМПК 185 8.7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения 188 8.8. Элементы психотерапии в работе логопеда 190 8.9. Материалы для семинарского занятия 192 Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.... 208 9.1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича 208 9.2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП. 211 9.3. Нарушения психики при ДЦП 216 9.4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе 218 9.5. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП 220 9.6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом 222 9.7. Материалы для семинарского занятия ≪Особенности развития личности детей с церебральными параличами≫ 225 6 Содержание Глава 10. Комплексные нарушения 238 10.1. Понятие о сложном нарушении развития 238 10.2. Задачи исихолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом 241 10.3. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом 244 10.4. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии 247 10.5. Материалы для семинарского занятия 251 Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков. Его причины и пути коррекции 254 11.1. Девиантное поведение, его причины и проявления 254 11.2. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению 260 11.3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте 261 11.4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте 264 11.5. Работа учителя с девиантными подростками 269 11.6. Материалы для семинарского занятия 276 Глава 12. Акцентуации характера 280 12.1. Характер и черты личности 280 12.2. Акцентуации характера у подростков. Типы акцентуаций 281 12.3. Развитие и трансформации акцентуаций характера 283 12.4. Материалы для семинарского занятия 287 Список литературы 296 Предисловие Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, но разви- той иначе. Л. С. Выготский Данная книга является учебным пособием по дисциплине ≪Основы специальной педагогики и психологии≫. Она предназначена для само- стоятельной работы студентов дневного и заочного отделений высших и средних специальных учебных заведений педагогического профиля. Гуманизация общественного сознания, как и современное социаль- ное право, считает неэтичным терминологию, смыслом которой яв- ляется исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, соци- альную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию. Применительно к личности в целом речь может идти только о педа- гогической помощи, специальных образовательных услугах, которые сам человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не при- нимать. Термин ≪коррекция≫, имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи," либо к среде, окружающей че- ловека с ограниченными возможностями. В современном учебно-воспитательном процессе действует уста- новка нового уровня: ≪Учитель призван не исправлять ошибки, недочеты природной организа- ции ребенка, а максимально использовать свои профессиональные воз- можности для отыскания такой формы, которая соответствует уровню культуры общества, природному и творческому потенциалу ребенка. Ребе- нок — не только и не столько объект воздействия, сколько источник куль- турного и профессионального роста самого учителя≫ (Н. М.Трофимова). 8 Предисловие Особую роль играет эта установка в отношении детей, нуждающих- ся в специальной помощи на ранних этапах нарушений. Как известно, особенностью некоторых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. В связи с этим для студентов педагогических вузов сегодня как никогда актуальна интеграция знаний таких наук, как специальная психология и специальная педагогика. На основе данных специальной психоло- гии строится система обучения, воспитания, и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, система про- фессиональной консультации и профориентации. Авторы ориентируют студентов на опережающий, рефлексивный и творческий характер усвоения педагогических знаний на основе тра- диционных источников. Это позволяет не только получить представ- ление о содержании учебного курса, но и применить полученные зна- ния в собственной научной и практической деятельности в гуманных целях. В книге рассмотрены различные аспекты предмета интегрирован- ного курса. Особое внимание уделено вопросам организации специ- альной психологической помощи в системе образования, проблемам психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетент- ности будущего специалиста. Структура пособия ориентирует студентов на ключевые проблемы учебной дисциплины. Оно состоит из нескольких разделов. Первый раздел посвящен общим вопросам специальной психоло- гии и специальной педагогики. Подробно рассмотрены основные ка- тегории дисциплины, параметры и классификация основных видов дизонтогенеза, общие закономерности психического развития детей с ограниченными возможностями. Следующий раздел рассматривает актуальную психолого-педагоги- ческую проблему эффективной работы с детьми с отклонениями по типу ретардации и дисфункции созревания. В пособии уделено место особенностям работы с детьми в условиях дефицитарного развития. Отдельный раздел содержит материал о де- тях с эмоционально-волевыми нарушениями. По каждой теме авторы предложили свои версии обсуждений про- блемы на семинарско-практических занятиях, дали необходимые ме- тодические рекомендации. Существенное место в пособии отводится организации самостоятельной работы студентов: даны примерные темы, необходимые рекомендации. Предисловие Авторы пособия уверены в том, что полученные читателями в про- цессе творческого переосмысления материалов пособия знания помогут им стать настоящими профессионалами в педагогической деятельно- сти. Наряду с общими представлениями о возрастной, среднестати- стической, функциональной норме и основкых тенденциях развития ребенка с различными отклонениями, так важно научиться видеть его уникальную неповторимость, все богатство индивидуальных разли- чий, сильные стороны растущей личности. Пристальное внимание к внутреннему миру взрослеющего человека, его трудностям и про- блемам, своевременная психологическая поддержка позволят вырабо- тать собственную продуктивную педагогическую систему уже со сту- денческой скамьи. Глава 1
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |