Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие методы педагогического исследования




Кроме эксперимента в научных педагогических исследованиях широко используется наблюдение. Это специально организован­ное восприятие части педагогического процесса с целью выявле­ния зависимости между отдельными его сторонами (элементами).

Различают наблюдение непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, визуальное и с использованием технических средств и оборудования. Особым видом наблюдения считается так называемое «включенное», когда исследователь включается на равных в систему отношений изучаемой группы.

Как и при использовании эксперимента, достоверность резуль­татов наблюдения обеспечивается повторением восприятия изу­чаемого явления в других условиях (классах, группах, школах и т.п.). Многократное повторение наблюдения позволяет получить достаточно достоверные результаты. Именно это многократное повторение, глубокий анализ и учет результатов позволяют учи­телям-новаторам продуктивно участвовать в научном творчестве, получать результаты, имеющие высокую научную и практическую значимость, и сделать обоснованные выводы. Естественно, на­блюдение не может дать столь же достоверные данные, как экспе­римент, но его бесспорным достоинством является возможность видения целостного педагогического процесса, учета одновре­менного влияния многих условий.

Широко используется в педагогических исследованиях анкети­рование - это письменные ответы испытуемых (респондентов) на заранее составленные исследователем вопросы.

По характеру вопросов различают анкеты открытые и закры­тые. В открытых респонденты сами формулируют ответы на по­ставленные вопросы, а в закрытых - даются ответы готовыми, но в нескольких вариантах. Респонденты выбирают тот ответ на во­прос, который считают правильным. Основная трудность для ис­следователя при составлении анкет - формулирование таких во-

 

просов, чтобы испытуемые не видели главной цели эксперимента­тора: прямые вопросы, как правило, не дают достаточно пра­вильных ответов. И связано это не обязательно с нежеланием от­вечающих быть откровенными. Чаще это зависит от их незнания ответа, от стремления дать так'й ответ, который ожидает иссле­дователь, и от других причин.

Правильный вывод формулируется, как правило, на основе анализа ответов на многие вопросы, на каждый из которых испы­туемый может дать лишь один ответ. Например, чтобы выяснить идеал старшеклассника, можно задать ему вопрос: «Каков ваш идеал?» Но достоверность результатов подобного опроса крайне незначительна. Более обоснованными будут выводы на основе анализа ответов на вопросы о том, что читает этот старшекласс­ник, как любит проводить свободное время, какую профессию собирается осваивать, какие качества в людях больше всего ценит, как относится к политическим деятелям и организациям, с кем дружит, на кого хочет быть похожим и т.п.

В практике используются именные и анонимные анкеты. На первый взгляд может показаться, что анонимные анкеты исполь­зуются тогда, когда нужно получить более откровенные ответы. Но это не совсем так. Иначе вообще применялись бы только ано­нимные анкеты: ведь исследователю всегда желательно получить самые откровенные ответы. Применяется же анонимное анкети­рование в том случае, если исследователю важно узнать коли­чество имеющих то или иное мнение, а не то, как влияют осо­бенности людей (возраст, профессия и др.) на формирование это­го мнения. Если же исследователю нужно узнать, какие группы респондентов (по возрасту, полу, образованию и др.) имеют одно, а какие другое мнение, то в этом случае используется именное ан­кетирование.

Достоверность результатов анкетирования повышается с уве­личением количества анкетируемых. Однако при любом их коли­честве нельзя полностью полагаться на полученные путем анкети­рования результаты: нужно обязательно уточнять полученные данные с помощью наблюдения, эксперимента и других методов.

К числу этих других методов относятся изучение школьных документов (протоколов, приказов, журналов и др.); изучение продуктов и материалов деятельности учащихся, особенно ре­зультатов их самостоятельной и творческой работы; изучение не­зависимых характеристик (рейтинг) - сравнение, анализ мнений об изучаемом явлении различных людей, компетентных в этой области; изучение и обобщение передового опыта.

О последнем- изучении и обобщении передового педагогического опыта - есть необходимость сделать некоторые пояснения, по-

скольку существует мнение, что изучать передовой опыт нет не­обходимости, нужно лишь выявлять его, правильно описывать, делать достоянием всех учителей и воспитателей.

Однако этого далеко не достаточно. Опыт каждого учителя и воспитателя во многом неповторим, обусловлен особенностями личности автора этого опыта. Механическое копирование, пере­несение его в другие условия далеко не всегда дают положитель­ные результаты. Это неоднократно подтверждалось при исполь­зовании как самых общих педагогических идей, так и конкретных методик. Например, в колонии и коммуне А.С.Макаренко с большим успехом использовалось правило доверия самой труд­ной и неприятной работы лучшим коллективам. Даже право по­лучить наказание в коммуне им. Дзержинского нужно было за­служить. Многие из последователей Макаренко пытались в своей работе использовать это правило, но мало кому удавалось до­биться его реализации.

Изучение и обобщение педагогического опыта поэтому - важ­ная задача педагогической науки и одновременно один из мето­дов педагогического исследования. Хотя, строго говоря, правиль­нее было бы считать, что изучение опыта осуществляется путем использования разнообразных методов: эксперимента, наблюде­ния, анкетирования, рейтинга и др. Важно знать, что делается это с целью выявления условий, при которых применение методики новатора обязательно приведет к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, даст более высокие результаты в обу­чении и воспитании учащихся по сравнению с общепринятыми методами работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.