Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биологические и социальные факторы в развитии человека




Вероятно, со времени осознания своего положения в природе человеку интересно было знать, почему люди неодинаковы. По­чему рядом с проявляющими успех почти или даже во всем, рядом с одаренными в одной какой-то области всегда были весьма сред­ние, ни в чем себя не проявляющие, заурядные люди? И можно ли добиться успехов каждому хотя бы в чем-то одном?

В решении этого вопроса издавна наметилось два направления, в основе своей сохранившиеся до наших дней. Достаточно после­довательно они были разъяснены уже в Древней Греции. Демок­рит (V-IV вв. до н.э.) утверждал, что люди становятся такими, какими они есть, более от упражнений, чем по какой-либо другой причине, т. е. судьба человека, его успехи в жизни зависят больше всего от него самого, от его деятельности.

Другое мнение по этому вопросу высказывал Платон (IV в. до н.э.). Он утверждал, что люди от рождения неодинаковы, а их развитие определяется тем материалом, который получила душа человека еще до его рождения. В этом и причина разделения лю­дей на правителей и управляемых. Поэтому нет причины обучать тех, которых научить невозможно вследствие отсутствия у них природных возможностей усваивать науки.

Развитие естественных наук и философии привело к выделению факторов, влияющих на формирование человека. В XVIII в. наиболее полно они были представлены в учении французского ученого Д.Дидро. Он утверждал, что на развитие человека влияют наследст­венность, социальная среда и воспитание. Воспитание и условия жизни играют исключительно важную роль в развитии личности. Но Дидро подчеркивал, что нельзя недооценивать и значения анатомо-физиологических особенностей детей, их природных различий.

Эти взгляды были развиты в противовес идеям исключительной значимости одного какого-то фактора, определяющего развитие человека: К.Гельвеций, например, провозглашал всемогущество воспитания, а Ж.Ж.Руссо был сторонником идеи преобладающего значения среды в формировании личности. Сторонники рели­гиозных учений по-прежнему утверждали божественную предопре­деленность развития человека и всей его судьбы.

Великое открытие Г.Менделя и развитая в XX в. на основе этого открытия молекулярно-генетическая теория дала новое ос­нование для популяризации взглядов о преобладающей роли на­следственности в развитии человека, его личности. В самом деле, если есть гены цвета волос, формы носа, длины пальцев и др., то почему не должно быть генов способности учиться? Ведь даже простые наблюдения учителей, долго проработавших в одной школе, показывают, что очень часто дети и внуки давно учивших­ся у них учеников столь же успешно или неуспешно обучаются в школе, как и их родители, дедушки и бабушки. Не менее показа­тельны в этом отношении и примеры «наследования» музыкаль­ных, художественных, спортивных способностей: немало приме­ров профессиональных династий, когда на протяжении несколь­ких поколений люди одного семейства проявляют большие успехи в каком-либо виде деятельности. Но глубокое научное исследова­ние проблемы показывает, что за исключением случаев проявле­ния особой одаренности результаты успешной деятельности в той или иной области искусства, науки, предпринимательства обу­словлены комплексом факторов, среди которых важнейшими ока­зываются среда и воспитание.

Один из основоположников отечественной генетики Н.П.Дуби­нин писал по этому поводу: «Сущность человека, его личностные ка­чества, общественно-исторический прогресс, формирование нового человека - все это выходит за рамки биологического....Генетическая программа человека обеспечивает рождение индивидов с универ­сальным неспециализированным мозгом, функциональная система которого формируется условиями социального бытия»'.

I Дубинин Н. П. Что такое человек. - М., 1983. - С. 62, 63.

И тем не менее развитие ребенка не всегда полностью обу­словлено влиянием среды, воспитания и наследственности. В соответствии с учением Дидро невозможно объяснить, почему в одних и тех же условиях жизни, обучения и воспитания люди с одинаковой наследственностью вырастают разными. Вспомним литературный пример сыновей Тараса Бульбы. Или почему в худших условиях явно не выдающиеся по природным задаткам люди нередко добиваются больших успехов в развитии, чем на­ходящиеся в лучших условиях. И наконец, если наследствен­ность, среда и воспитание определяют развитие человека, то в чем причина поступательного совершенствования человечества, человека вообще? Ведь среда и воспитание приспосабливают человека к существованию в имеющихся условиях, наследствен­ность же фактически не изменяется, а тем не менее человек из пещер переселился в хижины, а затем во дворцы, начал осваи­вать космос. Изменились и внешний облик человека, его мыш­ление, весь духовный мир. Изменил он и среду своего обитания, хотя в соответствии с идеей о развитии под влиянием среды, воспитания и наследственности этого не должно было быть.

Это значит, что развитие человека определяется не только выше указанными факторами. Есть еще какой-то (или какие-то), который не учитывал и Дидро, и те, кто придерживался его взглядов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.