Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение эксперимента, математическая обработка его данных и формулирование выводов - третий (основной) этап исследования




Разработанная таким образом программа исследования осуще­ствляется затем при скрупулезном учете всех полученных резуль­татов - как положительных, так и отрицательных. Специальная математическая обработка полученных таким образом данных дает возможность сформулировать основные выводы. Эти мате­матические расчеты довольно сложны.Их суть сводится к тому, чтобы определить среднюю величину исследуемого показателя в опытных и контрольных условиях. Далее следует установить ве­личину отклонений от средней в положительную и отрицатель­ную стороны, с помощью специальных формул вычислить нали­чие зависимости исследуемого показателя от изменения того фак­тора, который по гипотезе считается определяющим.(В при­веденным выше примере этим показателем является сформиро-ванность творческого мышления, способность выполнять дейст­вия не типового, а творческого характера.) В качестве же фактора,

лимитирующего развитие творческих способностей школьников, в гипотезе определены содержание образования, объем изучаемо­го материала.

Описанный выше пример возможного исследования относится к разновидности так называемых естественных экспериментов. Такие эксперименты проводятся в естественных условиях учебно-воспитательного процесса: дети обучаются и воспитываются в обычных условиях, они могут даже не знать, что участвуют в опытной работе. Специальные усилия по моделированию процес­са здесь сведены к минимуму: исследователь не создает всю мо­дель процесса, а отбирает типичные классы, школы, изменяя лишь исследуемый фактор.

Но иногда в педагогике возникает необходимость проведения эксперимента в специально созданных условиях - лабораторного эксперимента. Делается это для того, чтобы выяснить, по воз­можности как можно более точно, влияние одного какого-то фак­тора на развитие (протекание) того или иного процесса. Напри­мер, исследователь поставил задачу - выяснить влияние посто­ронних звуков (шума) на внимание учеников. Для решения этой задачи ему нужно будет работать с одним учеником сначала в классе (лаборатории), где никакие посторонние звуки не отвлека­ют внимания ученика, а затем в помещении, где специально соз­дают отвлекающий шум. В этом эксперименте вряд ли возможно привлечение более одного ученика, поскольку исследователь не в состоянии точно зафиксировать результаты работы двух, а тем более нескольких учеников.

В педагогике подобные эксперименты проводятся не часто. Они больше характерны для психологических и физиологиче­ских исследований, результаты которых затем используются в педагогике.

В зависимости от того, ставится ли задача создания чего-то нового в учебно-воспитательном процессе и проверки его эффек­тивности или предполагается выявить зависимости в существую­щих отношениях, различают эксперименты созидательные и кон­статирующие. Приведенный выше пример - это созидательный эксперимент. Примером констатирующего эксперимента может быть выявление зависимости успехов в учении от состояния здо­ровья учащихся: здесь исследователь не будет вводить какого-либо влияющего фактора, а будет изучать существующие связи -сравнивать успеваемость здоровых и больных детей.

Как особый вид эксперимента в педагогической литературе описан косвенный эксперимент. Суть его в том, что исследователь сам не вносит никаких изменений в изучаемый процесс. Он оты­скивает в исследуемой действительности имеющиеся случаи про-

исшедших без его участия изменений. Учет и анализ этих измене­ний помогают установить их причины. Например, для выяснения отношения сельского населения к разным типам школ не обяза­тельно создавать экспериментальные группы районов с различ­ными типами школ. Во всем многообразии сельские школы суще­ствуют и без участия экспериментаторов. Главная задача исследо­вателя здесь - найти достаточное количество фактов, соответ­ствующих экспериментальным и контрольным условиям, пра­вильно учесть результаты и на основе использования методов ма­тематической статистики сделать обоснованные выводы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.