![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проведение эксперимента, математическая обработка его данных и формулирование выводов - третий (основной) этап исследования
Разработанная таким образом программа исследования осуществляется затем при скрупулезном учете всех полученных результатов - как положительных, так и отрицательных. Специальная математическая обработка полученных таким образом данных дает возможность сформулировать основные выводы. Эти математические расчеты довольно сложны.Их суть сводится к тому, чтобы определить среднюю величину исследуемого показателя в опытных и контрольных условиях. Далее следует установить величину отклонений от средней в положительную и отрицательную стороны, с помощью специальных формул вычислить наличие зависимости исследуемого показателя от изменения того фактора, который по гипотезе считается определяющим.(В приведенным выше примере этим показателем является сформиро-ванность творческого мышления, способность выполнять действия не типового, а творческого характера.) В качестве же фактора, лимитирующего развитие творческих способностей школьников, в гипотезе определены содержание образования, объем изучаемого материала. Описанный выше пример возможного исследования относится к разновидности так называемых естественных экспериментов. Такие эксперименты проводятся в естественных условиях учебно-воспитательного процесса: дети обучаются и воспитываются в обычных условиях, они могут даже не знать, что участвуют в опытной работе. Специальные усилия по моделированию процесса здесь сведены к минимуму: исследователь не создает всю модель процесса, а отбирает типичные классы, школы, изменяя лишь исследуемый фактор. Но иногда в педагогике возникает необходимость проведения эксперимента в специально созданных условиях - лабораторного эксперимента. Делается это для того, чтобы выяснить, по возможности как можно более точно, влияние одного какого-то фактора на развитие (протекание) того или иного процесса. Например, исследователь поставил задачу - выяснить влияние посторонних звуков (шума) на внимание учеников. Для решения этой задачи ему нужно будет работать с одним учеником сначала в классе (лаборатории), где никакие посторонние звуки не отвлекают внимания ученика, а затем в помещении, где специально создают отвлекающий шум. В этом эксперименте вряд ли возможно привлечение более одного ученика, поскольку исследователь не в состоянии точно зафиксировать результаты работы двух, а тем более нескольких учеников. В педагогике подобные эксперименты проводятся не часто. Они больше характерны для психологических и физиологических исследований, результаты которых затем используются в педагогике. В зависимости от того, ставится ли задача создания чего-то нового в учебно-воспитательном процессе и проверки его эффективности или предполагается выявить зависимости в существующих отношениях, различают эксперименты созидательные и констатирующие. Приведенный выше пример - это созидательный эксперимент. Примером констатирующего эксперимента может быть выявление зависимости успехов в учении от состояния здоровья учащихся: здесь исследователь не будет вводить какого-либо влияющего фактора, а будет изучать существующие связи -сравнивать успеваемость здоровых и больных детей. Как особый вид эксперимента в педагогической литературе описан косвенный эксперимент. Суть его в том, что исследователь сам не вносит никаких изменений в изучаемый процесс. Он отыскивает в исследуемой действительности имеющиеся случаи про- исшедших без его участия изменений. Учет и анализ этих изменений помогают установить их причины. Например, для выяснения отношения сельского населения к разным типам школ не обязательно создавать экспериментальные группы районов с различными типами школ. Во всем многообразии сельские школы существуют и без участия экспериментаторов. Главная задача исследователя здесь - найти достаточное количество фактов, соответствующих экспериментальным и контрольным условиям, правильно учесть результаты и на основе использования методов математической статистики сделать обоснованные выводы.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |