Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь педагогики с другими науками




Учение о высшей нервной деятельности -естественно-научная основа педагогики

Личность формируется в деятельности самого человека. Выра­батываемые качества личности (доброта, честность, трудолюбие и др.) не могут быть привнесены извне. Значит, центральным зве­ном в процессе воспитания, основной стороной этого двусторон­него процесса является деятельность самого воспитанника. Дея­тельность воспитателя - побуждающая, организующая, создаю­щая условия. Если глубинная суть воспитания все-таки в дея­тельности самого воспитанника, то на каких физиологических основах она осуществляется? Есть ли научное обоснование этой деятельности и тем самым научное обоснование науки об органи­зации этой деятельности, т.е. педагогики?

Научное обоснование жизнедеятельности человеческого орга­низма дает наука «физиология человека». Педагогику интересует прежде всего деятельность поведенческая и духовная, деятель­ность по осознанию и преобразованию человеком окружающей действительности. Эту деятельность определяют процессы, про­исходящие в нервной системе, в высших ее отделах.

Учение о высшей нервной деятельности разработали И.М.Се­ченов (1829-1905) и И.П.Павлов (1849-1936). В соответствии с этим учением психические процессы и поведение живых организ­мов обусловлены физиологическими процессами. Условные реф­лексы - реакции организма на воздействия внешней среды - яв­ляются основой поведения. Подбирая соответствующие воздейст­вия, стимулирующие правильные (планируемые) и тормозящие неправильные поступки, можно вырабатывать необходимую цепь повседневных реакций организма, закрепляемую в виде динами­ческого стереотипа. Привычки человека, навыки простых дейст­вий в их сложных сочетаниях - это выработанные стереотипы по­ведения в определенных ситуациях.

Однако следует подчеркнуть, что рассматривать поведение ис­ключительно как адекватную реакцию на воздействие раздражи­теля можно лишь в отношении низших организмов. Поведение человека подконтрольно сознанию. Даже в условиях выработан­ного и закрепленного стереотипа человек сознательно вносит в свое поведение изменения, необязательно связанные непосредст­венно с воздействиями среды. Его решения обусловлены его соб­ственными переживаниями и, бывает, принимаются вопреки ожи­даемым или оказываемым отрицательным воздействиям.

Педагогика и психология изучают очень близкие, тесно между собой связанные предметы: предметом психологии являются пси­хические процессы и состояния (память, мышление, воля, харак­тер и др.); педагогика изучает процесс, в котором развиваются и формируются память, воля, характер и др. Можно сказать, что педагогика в известной мере является продолжением психологии. Знание психологии - непременное условие успешности педаго­гических исследований и практической педагогической работы. В самом деле, можно ли эффективно развивать память или иссле­довать пути и способы развития памяти, не зная сущности про­цессов, на которых основано свойство нервной системы сохранять и воспроизводить информацию?

Психология изучает особенности развития личности в различ­ные возрастные периоды, психические процессы, протекающие в ходе обучения и воспитания школьников. Это предмет возрастной и педагогической психологии. Естественно, что знание ее основ -необходимое условие как практической, так и научной педагоги­ческой деятельности. Характерно, что наиболее значительных успехов в педагогике достигли те ученые, которые строили свои исследования на психологических основах (например, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев и др.). Интересен в этом плане пример научной и практической деятельности известного советского педагога П.П.Блонского. В статье «Как я стал педаго­гом» он пишет, что к педагогике пришел от психологии и что стремление углубить (уже педологические) исследования застав­ляет все более углубляться в психологию. Но это, как писал Блонский, не отход от педагогики, а наоборот, это лучше подготовит к педагогике и поможет выяснить самый интересный вопрос: что такое воспитание?

Педагогика связана также с этнографией - наукой о бытовых и культурных особенностях народов. В свое время К.Д.Ушинский

сформулировал как один из важнейших принцип народности в обу­чении и воспитании. В теории педагогики до сих пор никто не вы­двинул против этого положения принципиальных возражений: все признают необходимость учета культурно-национальных особен­ностей в воспитании, использования национальных традиций. На практике дело обстоит гораздо сложнее. В учебных книгах по педа­гогике трудно найти сколько-нибудь последовательные сведения о национальном своеобразии тех или иных педагогических систем в нашей стране и за рубежом, их сравнительный анализ. Сегодня ин­терес к этническим проблемам в педагогике возрастает. В педаго­гических вузах преподается предмет «Этнопедагогика». Весьма энергично развивается сравнительная педагогика. Устремление к экономической интеграции стран Западной Европы определяет ин­терес к объединению исследований в создании близких или даже общих по структуре и требованиям к подготовке учащихся систем народного образования.

Значительное влияние на развитие педагогики оказывают со­циология, экономика, кибернетика и другие науки. В частности, социология как наука об обществе, социальных процессах, обще­ственных группах дает для педагогики важные сведения о влиянии социальной среды на человека, о взаимоотношениях людей в группах, что позволяет выявить воспитательные возможности групповых отношений.

Связи педагогики с экономикой выросли в развитие целой на­учной отрасли - экономики народного образования. Ее задачами является исследование уровня финансовых и материально-технических затрат на развитие различных типов учебных заведе­ний, определение оптимального количества средств, необходимых для обучения ученика в школе (путем определения наполняемости классов, числа учащихся в школах, стоимости оборудования, оп­латы труда, определения экономической эффективности исполь­зуемых средств и др.).

Повсеместное внедрение в народное хозяйство кибернетики и открытие возможностей ее использования в учебном процессе обусловили тесную связь с ней педагогики, задача которой, во-первых, определить то, чему можно и нужно в этой области учить детей, готовя их к жизни в условиях современного кибернетизируемого производства; во-вторых, выявить возможности и разра­ботать эффективные методы использования кибернетики в самом учебно-воспитательном процессе (методика использования обу­чающих машин, создание учебных программ и др.).

Тесно связана педагогика с историей. В структуре системы пе­дагогических наук есть даже такая дисциплина - история педаго­гики, наука об истории развития педагогических идей и теорий.

Схема 2

Связь педагогики с собственно историей предполагает, преж­де всего, обязательный учет исторических особенностей разви­тия общества при исследовании проблем обучения и воспита­ния, анализе идей и теорий прошлого, определении возможно­стей их использования в настоящее время. Подлинно научная теория, обоснованные научные рекомендации тем и отличаются от прожектерства, что учитывают особенности конкретных ис­торических условий, в которых изучаемое педагогическое явле­ние происходит и в которых будут применяться научные реко­мендации. Разработки, осуществляемые с учетом исторического опыта, по-настоящему жизненны, в наиболее полной мере отра­жают потребности современности.

Приведенные примеры связи педагогики с другими науками, конечно же, не исчерпывают всего их многообразия. Фактически нет такой науки, которая не оказывала бы влияния на развитие педагогики (схема 2). С другой стороны, следует отметить и об­ратное влияние педагогики на развитие других наук. Фундамен­тальные педагогические теории (классно-урочной системы, принципов обучения, воспитания в коллективе и др.) оказывали и оказывают существенное влияние на развитие психологии и социологии, философии и истории и других наук, в том числе и естественных. Важнейшие достижения педагогики вошли со­ставной частью в сокровищницу мировой культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.