![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия педагогики
В первой, вводной, части, мы рассматривали общие вопросы развития педагогики как науки, пришли к выводу, что эта наука о воспитании: о цели, средствах, формах и методах, которые исполь- зуются в воспитательной работе. Будущему учителю важно глубоко знать теоретические основы науки о своей профессиональной деятельности - содержание предмета; с каких позиций рассматривается предмет исследования, какие общенаучные положения составляют фундамент педагогических теорий, данные каких других наук использует педагогика в своих изысканиях; какова структура педагогики, на какие научные дисциплины она разветвляется и какими методами пользуется при изучении своего предмета. Как уже было сказано, предметом педагогики является воспитание. Под воспитанием понимают процесс целенаправленного формирования личности. Это процесс сложный, он включает в себя специально организуемую деятельность в специально создаваемых воспитательных учреждениях и учебных заведениях, а также воспитание в семье и воздействие средств массовой информации, осуществляемое специально в воспитательных целях. Воспитательное влияние оказывают и непреднамеренные воздействия самых разнообразных условий и примеров окружающей человека среды - предметов, явлений, результатов человеческой деятельности, взаимоотношений между людьми. Чтобы как-то систематизировать все это многообразие объектов, попадающих в сферу педагогических исследований, выделяют кроме категории воспитания еще образование, обучение и воспитательную работу. Образование - это процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа. Уровень образования, образованности всегда ассоциируется с уровнем культуры человека. Человек образованный, имеющий, например, высшее образование, - это и человек высокой общей культуры, а не только солидной профессиональной подготовки. Если же это не так, то, очевидно, диплом не полностью соответствует подразумеваемому уровню культурного развития его обладателя. Обучение - это основной путь получения образования. Обучение определяется как двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков. Преподавание и учение - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны обучения. Обучение - основной, но не единственный путь получения образования. Очень важным путем получения образования является самообразование, т.е. целенаправленная самостоятельная работа человека по усвоению системы знаний, умений, навыков, повышению своего общекультурного уровня. Определенное значение имеет в этом и влияние факторов неспециально направленного характера - средств массовой коммуникации, обыденного общения с людьми и др. Воспитательная работа - это специально организуемая педагогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности. Соотношение и взаимосвязь этих трех основных педагогических понятий можно изобразить следующим образом: обучение является частью образования, которое, в свою очередь, составляет часть еще более широкого понятия - воспитания, воспитательная работа - это та часть воспитания, которая не включается в образование. Существует и иное представление о соотношении педагогических понятий: образование - это общее понятие по отношению к обучению и воспитанию, оно включает в себя понятия обучения и воспитания. В этом случае под образованием понимается «единый процесс физического и духовного формирования личности...», а воспитание - «это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса»1. Различия в определении этих понятий коренятся в отсутствии строгой определенности толкования их в русском языке. В обычной речи под образованностью понимают как обладание лишь определенной суммой знаний, научную развитость, так и общий уровень культуры. Воспитанность же понимается и как внешняя натренированность поведения в соответствии с правилами приличия, и как общий уровень нравственности и научной развитости человека. Это отмечал В.И.Даль, известный знаток русского языка: «Образованный, научно развитой; воспитанный, приличный в обществе, знающий светские обычаи; первое, умственное образование; второе, внешнее; для нравственного -нет слова!»2. Вот потому, что нет в русском языке специального слова для обозначения нравственной воспитанности человека, «воспитание» и «образование» употребляют и как синонимы, и как обозначающие: воспитание - воспитанность, образование -обучение, просвещение, получение разносторонних знаний. Однако все же в большей степени лингвисты (особенно современные) склонны толковать «воспитание» как имеющее более широкое значение, чем «образование». У того же В.И.Даля читаем: «Воспитывать... в высшем значении научить, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно»3. С большей определенностью толковал это понятие уже в XX в. другой известный лингвист Д.Н.Ушаков. В словаре под его ре- 1 Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1997. - С. 78, 86. 2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978. -Т. II. -С. 613. 3 Там же.-T.I.-С. 249. дакцией воспитание определяется как «систематическое воздействие на развитие ребенка», а образование - как «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения»1. Позже, у С.И.Ожегова, образование определяется как «обучение, просвещение. Образованный - имеющий разносторонние знания», а воспитать - значит «вырастить, дав образование, обучив правилам поведения»2. Вероятно, в соответствии с тем, что в российском обществе выдвигается на передний план - деловые качества или общая направленность личности, наделяется более широким значением «воспитание» (середина XX в.) или «образование» (90-е годы XX в.). «Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце», -писал В.И.Даль. Но для делового человека на первом месте - ум и знания. Воспитанность же как единство знаний и отношений, научной развитости и общественной гуманистической ориентированности кажется второстепенной и даже излишней, нарушающей эмоциональный комфорт. Для педагогики же как науки о формировании личности понятие «воспитание» является общим по отношению к обучению и образованию. Это отношение можно представить в виде схемы (схема 1). Схема 1 1Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушакова. - М., 1938. - Т. 2. - С. 371,695. 2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1978. - С. 396.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |