Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад западных педагогов в науку о воспитании




Я. А. Коменский - основоположник педагогики

Новую систему обучения - классно-урочную - разработал в XVII в. чешский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670). Он же обосновал принципы учебной работы, систематизировал многие известные в его время знания о воспитании, развил их в соответ­ствии с требованиями времени и даже значительно опередил вре­мя. Таким образом, он создал новую самостоятельную науку -педагогику.

Принципиальной новизной системы Коменского явилось разделение учащихся на однородные по возрасту группы, а так­же разделение учебного процесса на временные отрезки - уроки, на которых ученики изучали строго определенное содержание учебного предмета. Основным, универсальным методом обуче­ния Коменский утвердил наглядный, а принципами обучения - природосообразностъ, сознательность, систематичность и проч­ность.

Воспитание Коменский понимал как состоящее из обучения наукам, нравственного и религиозного воспитания. В обучении он большое значение придавал пробуждению у учащихся инте­реса к знаниям, для чего на учебных занятиях использовал метод драматизации. Для таких занятий он написал книгу «Школа-игра» (1656), в которую включил 8 специально сочиненных им пьес. Разыгрывая их, дети получали необходимые знания. Рань­ше эти знания нужно было просто заучивать. Особое значение имели (и имеют сейчас) разработанные Коменским принципы обучения - наглядности, сознательности, систематичности, прочности и др. Это, собственно, технология обучения: руково-

 

дство для учителей, как учить детей, чтобы они усваивали все необходимое. Наглядность в обучении он считал самым важным условием эффективного обучения и создал для детей первый ил­люстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картин­ках». В нем каждое рассматриваемое понятие было иллюстриро­вано рисунком - небывалое для того времени явление.

После Коменского многие ученые занимались исследованием проблем воспитания, т.е. проблем собственно педагогических. Среди них следует упомянуть прежде всего Ж.Ж.Руссо (1712-1778). Он первым обратил внимание на то, что ребенка нужно обучать и воспитывать, максимально полагаясь на его собствен­ные интересы, его выбор, его действия. Не строгая регламента­ция, не подавление личности, а косвенное воздействие, руковод­ство интересами, побуждение и создание условий для самостоя­тельного решения воспитанником вопроса - в этом суть свобод­ного воспитания. Это существенный шаг вперед по сравнению с педагогикой Коменского: в своем учении Коменский всецело полагался на то, что учитель, воспитатель должен мудро и уве­ренно вести за собой детей. У Руссо иная позиция: мудрый вос­питатель должен создавать условия и побуждать детей к тому, чтобы они сами открывали истину, были в известной мере неза­висимыми от воспитателя даже в пору ученичества: правильное воспитание - это создание условий для самовоспитания.

Из других западных ученых-педагогов, оказавших значитель­ное влияние на развитие педагогики, следует назвать швейцар­ского ученого И.Г.Песталоцци (1746-1827), который развил уче­ние о том, что целью воспитания является развитие природных сил и способностей ребенка. Обучая детей, можно не только обогащать их знания, но и развивать их ум, физические силы, нравственные наклонности. По Руссо, «саморазвивается» в ре­бенке то, что есть в нем от природы. Песталоцци утверждал, что развивать можно и следует, обучая. И он разработал ориги­нальную, во многом не потерявшую до наших дней методику элементарного развивающего обучения, физического, трудового и нравственного воспитания с помощью строго продуманных уп­ражнений. Что здесь нового? Ребенок, обучаясь по правильно организованной системе (методике), не просто узнает то, что должен уметь, - он развивается, совершенствуется в умственном, физическом и нравственном отношениях.

Немецкий педагог И.Ф.Гербарт (1776-1841) сделал продук­тивную попытку выделить ступени обучения, т.е. рассмотреть структуру процесса обучения таким образом, чтобы можно было им управлять, рационально его организовывать. По Гербарту, обучение проходит через четыре ступени: 1) ясность (первона­чальное ознакомление с изучаемым на основе объяснения учителя с применением наглядности); 2) ассоциация (установление связи нового с известным); 3) система (выделение основных положений, поиски выводов, формулирование правил, законов); 4) метод (при­менение полученных знаний, выполнение упражнений, отыскания способов приложения знаний к новым явлениям и фактам, что тре­бует творческого мышления). Эта структура очень похожа на тра­диционно рассматриваемую в нашей отечественной педагогике и основанную на схеме процесса познания: восприятие - осмыслива­ние - закрепление - применение знаний в практической деятель­ности.

В отличие от своих великих предшественников, Гербарт не ве­рил во всемогущество одного, универсального метода обучения. Он рассматривал три метода: описательное обучение, аналитиче­ское и синтетическое.

Гербарт ввел в педагогику понятие и сам термин воспитываю­щее обучение. Он первым совершенно определенно указал на то, что нет самостоятельных процессов обучения и воспитания, есть единый сложный процесс воспитывающего обучения, в котором самое главное - пробудить и развить у ученика интерес к образо­ванию. Известный русский педагог П.Ф.Каптерев справедливо утверждал, что Гербарта следует считать отцом учения о воспи­тании как организации деятельности, основывающейся на интере­сах. Педагогика Гербарта есть педагогика интереса (он рассмат­ривал различные виды интереса: непосредственный и опосредо­ванный; интересы, соответствующие опыту, - эмпирический, спе­кулятивный и эстетический, - и интересы, соответствующие об­щению, - симпатический, социальный, религиозный). Основными путями воспитания являются управление (внешнее дисциплини-рование, умение занять ребенка полезными занятиями путем ор­ганизации режима, жизни и деятельности) и воспитывающее обу­чение, существенной, неотъемлемой частью которого является нравственное образование. В нравственном воспитании основой должно служить все лучшее в ребенке. Деятельность воспитателя должна быть направлена на возбуждение, поддержание и разви­тие чувства собственного достоинства воспитанника с помощью одобрения его хороших поступков. Провинности же, дурные на­клонности следует пресекать решительно и даже самыми суровы­ми методами. За это Гербарта критиковали сторонники гумани-

стической педагогики, нередко перечеркивая его действительный вклад в развитие науки.

В западной педагогике XX в. замечательный след оставил аме­риканский ученый Джон Дьюи (1859-1952). В противовес господ­ствовавшей в начале XX в. школе приобретения знаний, школе, оторванной от жизни, Д.Дьюи создал школу-лабораторию, школу действия. В ней обучение основывалось на организации само­стоятельного поиска детьми ответов на вопросы практического, жизненного для детей характера. Роль учителя в этой школе - в пробуждении пытливости у детей и руководстве их самодеятель­ностью. Знания ученики получали в активной практической и по­знавательной деятельности. Школа Дьюи - это школа труда, в которой практически полезная деятельность, труд являются осно­вой учебной и воспитательной работы. Идеи Дьюи оказали силь­ное влияние на развитие мировой педагогики XX в. Углубление представлений о принципах сознательности, активности, связи обучения с жизнью, о развивающем обучении тесно связано с идеями и практической работой этого великого американского педагога и философа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.