КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование у воспитанника научного мировоззрения
Всестороннее и гармоничное развитие личности - общая цель воспитания Человеку свойственно стремление к счастью и свободе. Поэтому всегда общественный идеал личности связывался с этими понятиями. Но что необходимо для счастья человека? При каких действиях он чувствует себя свободным? Для педагогики эти вопросы важны тем, что ответы на них раскрывают содержание цели воспитания, следовательно, в значительной мере и содержание самого воспитания. Философия дает ответы на вопросы о сущности счастья и свободы, но единого учения об этических категориях в философии, как и в других науках, нет. Схема 4 Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, центральными качествами которой являются мудрость, здоровье, благородство. В «Диалогах» Платона мы находим утверждение, что счастливым может быть только человек мудрый. Мудрость же состоит не только в философских рассуждениях, но и в правильном использовании вещей на основе знания, сочетающегося с умением что-то делать и пользоваться сделанным. Мудрости можно научиться, она не придет сама собой. Мудрыми, а значит и счастливыми, могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написания и прочтения текстов), и искусные кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку'. Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали все-таки предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, сладость жизни), составляло цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основой идеи калокагатии - гармонии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания. В средние века почти повсеместно на Земле господствовала идея подчинения и служения человека Богу. В значительной мере она в несколько измененном виде сохранилась и до нашего времени. В человеческом обществе немало религиозных учений: буддизм, магометанство, христианство, иудаизм и др. Каждое из них имеет свои особенности. Общим для всех в отношении цели воспитания является формирование такой личности, которая на Земле все свои мысли и дела посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир. Счастье подлинное - в вечной жизни. Земная жизнь - лишь подготовка к ней. И она определена божественным проведением. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов, стойкость в вере и отстаивании ее интересов, надежда на божественную помощь, спасение и понимание неотвратимости наказания за грехи, - на этих положениях основано (в той или иной степени) воспитание во всех религиозных школах. В эпоху Возрождения поэты и художники Данте, Рафаэль и др. вновь обращаются к идее человека, возвышения его роли в обществе, провозглашения безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению аскетизма и подчинения церкви. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождающейся буржуазии -философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответственности. В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в окончательном ее философско-педагогическом варианте была сформулирована К.Марксом. Он наиболее глубоко раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем и гармоничном раз- ' См.: Платон. Диалоги. - М., 1986. -С. 113-135. витии личности было развито советскими педагогами (Н.К.Крупской, А.В.Луначарским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским). Необходимость всестороннего и гармоничного развития личности обосновывается тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности каждого члена общества становится не только благим пожеланием, но и объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой - потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отношений. Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию. Особую актуальность приобрела задача всестороннего развития всех граждан общества в эпоху научно-технической революции, автоматизации и компьютеризации процессов производства. Известный советский педагог М.Н.Скаткин обосновывал необходимость всестороннего развития всех детей пятью условиями -особенностями развития современного общества: механизацией и автоматизацией процессов промышленного производства; превращением науки в непосредственную производительную силу, когда научные разработки очень быстро внедряются в народном хозяйстве и в быту; участием всего населения в управлении обществом и государством, в общественной жизни; обострением идеологической борьбы между различными общественными системами; увеличением количества свободного времени у населения. 3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности» Маркс определил содержание всестороннего развития личности как цели воспитания следующим образом: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»'. В дальнейшем представления о содержании понятия «всестороннее развитие личности» конкретизировались и ' Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М., 1960. - Т. 16. - С. 198. расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы. Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте. Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечивается усвоением знаний основ наук в школе, использованием методов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность учащихся. Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков. Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйстве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа трудового воспитания школьников - учебные занятия в школе и дома, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию. Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, секциях, клубах художественно-эстетической направленности. Организация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художественное просвещение и обучение. Идейно-политическое воспитание - формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более необходимости подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеждения человек должен вырабатывать сам, он должен быть свободен в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убеждениям человека. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии (хотя в любом государстве работа средств массовой информации подчинена этой цели), а об оказании помощи детям в ориентации в общественной жизни, в деятельности основных общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законотворчества и др. Важнейшая задача идейно-политического воспитания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире. Учитывая отрицательное отношение многих к термину «идейно-политическое», сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях этот термин заменяется на «гражданское воспитание». Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и всегда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной работы придается большое значение. Осуществляется идейно-политическое воспитание не только в специально организованных формах работы (политинформации, обсуждение политических событий и др.), но и на уроках всех учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, среди которых наиболее важное значение занимают история, литература и некоторые другие. Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую актуальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена общества становится необходимым знание разнообразия форм собственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость. В их основе - экономические знания, первоначальные навыки хозяйствования, в том числе участие в работе детских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, кооперативов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на основе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разработаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой навыков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в этом должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязательных и факультативных курсов соответствующей направленности. Экологическое воспитание - это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Бытовавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств существования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недостаточно для оценки истинного соотношения человеческой деятельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за состояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практи- ческого отношения к природе является задачей экологического воспитания. Рассматривая вопрос о всестороннем развитии личности как цели воспитания и о содержании этого понятия, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Первое: всестороннее развитие не есть простая сумма указанных направлений воспитательной работы. Все они тесно между собой связаны, взаимопроникают друг в друга, составляют единое органическое целое. Невозможно представить себе трудовое воспитание вне связи с умственным, физическим, нравственным и др., так же как и элементы эстетического и экологического воспитания мы находим в любом из других направлений. Только в том случае, если все эти направления выступают в единстве, они обеспечивают формирование всесторонне развитой личности. Выделение этих направлений - не более чем умозрительная процедура, облегчающая изучение целостного процесса, функционирование которого по частям невозможно. И естественно, что таких направлений можно выделить больше в зависимости от обстоятельств, актуальности развития того или иного качества личности в конкретных исторических условиях (например, обеспечение компьютерной грамотности всего населения или хотя бы наиболее активной его части, правовое воспитание в условиях опасного развития правового нигилизма в обществе и др.). Второе обстоятельство заключается в том, что всесторонне и гармонично развитая личность понимается как личность активная. Гармония личностных качеств обязательно предусматривает единство разносторонности знаний и личностной активности, которая проявляется в сознательном и творческом использовании знаний для совершенствования окружающей действительности (природной среды и человеческих отношений). Таким образом, достижение цели формирования всесторонне и гармонично развитой личности связано с решением задачи формирования определенного отношения человека к действительности, выработки у него системы взглядов на природу и общество, убеждений, принципов, которые определяют его отношение к миру. Эта система взглядов, убеждений и принципов есть мировоззрение человека. Результатом и задачей воспитания, целью которого является всестороннее развитие личности, является научное мировоззрение, так как оно основывается на усвоении научных знаний и использовании научных методов в приобретении этих знаний. Его существенными признаками являются: - материалистический подход к объяснению явлений природы, общественной жизни и познания; -диалектический склад мышления, характеризующийся рассмотрением природных и общественных процессов и явлений в их развитии, в динамике; - гуманизм, уважение к взглядам и убеждениям других людей, не противоречащим принципам общечеловеческой морали; -творческий, активно преобразующий характер отношения личности к действительности; -понимание относительности полученных знаний, возможности совершенствования, бесконечного продвижения вперед в познании истины. Сложным, противоречивым остается вопрос об отношении науки и религии в воспитании, о соотношении научного и религиозного в формируемом мировоззрении воспитанников. В условиях необязательности и даже недопустимости целенаправленной антирелигиозной борьбы, с одной стороны, и необходимости формирования научного мировоззрения, с другой стороны, сложным становится положение учителя, воспитателя в отношении формирующихся взглядов воспитанника. В этом отношении можно утверждать следующее. При отделении церкви от государства учитель, воспитатель в государственном учебно-воспитательном заведении не может пропагандировать религиозные взгляды хотя бы по той причине, что среди учеников (и их родителей) могут быть сторонники различных религий и отношений к религии. Задачей учителя является обеспечение усвоения учащимися научных знаний, в том числе и в области морали, права, эстетики и т.д. Подлинно научные знания и методы научного познания не отвергаются ни одним из сколько-нибудь значительных современных религиозных учений. Это подтверждают и факты великих открытий, осуществленных глубоко верующими людьми в результате многолетней систематической подлинно научной деятельности (Я.А.Коменский, И.П.Павлов и др.). Вместе с тем можно утверждать, что и религиозность не мешает усвоению научных знаний, формированию диалектико-материалистического склада мышления и активного отношения к действительности, а, более того, способствует воспитанию высокой нравственности человека. Истинная религиозность несовместима с ограниченным сектантством. Ведь находим же мы у Коменского, ревностного христианина, утверждение о необходимости уважительного отношения к людям других верований. Более того, при отсутствии единой идеологической основы религия может стать фактором сплочения нации, мобилизации граждан на решение общих проблем укрепления государ- ственности, сохранения нравственных основ взаимоотношений между людьми.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |