Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды учения




Как уже упоминалось, в различных условиях учение осуществ­ляется неодинаково. Наиболее часто встречаются такие виды уче­ния, как учение по образцу, случайное открытие какого-либо зна­ния или умения выполнять действие, приобретение знаний при выполнении другой деятельности (например, игровой, трудовой, общения), учение в ходе самостоятельного решения проблемы или цепи проблемных задач.

Рассматривая эти виды учения, попытаемся сконцентрировать внимание лишь на тех случаях, когда ученик учится сам, когда его не обучают.

Итак, первый вид учения - учение по образцу: ребенок видит, как поступают, выполняют то или иное действие другие и пытает­ся воспроизвести его. Простые действия дети соответствующего уровня развития усваивают легко. В этом им помогает «природа». Что необходимо ученику для того, чтобы правильно выполнить действие взрослого? Прежде всего, желание выполнить это дейст­вие. Второе - это внимание. Оно обеспечит восприятие всего дей­ствия в целом и определение правильной его последовательности (анализ). Третье - память, обеспечивающая запоминание после­довательности выполнения действия и последующее выполнение в том же порядке, в котором оно выполнялось другим человеком, т.е. объединение частей опять же в целое (синтез).

Увидев и запомнив, как выполняется действие, ребенок пыта­ется повторить его самостоятельно. И, как правило, сразу это ему не удается или получается плохо. Заинтересованность в действии заставляет повторять его, совершенствовать. А необходимое ус­ловие совершенствования - анализ, обдумывание причин неудачи. Это происходит, как правило, быстро и незаметно для посторон­них. Тем не менее осуществляемый нередко на интуитивном уров­не анализ связан с осмыслением связи между отдельными элемен­тами действия, сопоставлением результата с примером. Это осу­ществляется несколько раз, и всякий раз ученик корректирует новое выполнение действия в соответствии с полученными ре­зультатами анализа.

1 Пейперт С. Переворот в сознании. - М., 1989. - С. 56, 126.

Чем старше ученик по возрасту, тем целенаправленнее он на­блюдает за выполнением действий взрослым (учителем), тем больше он ориентируется на образец. Возросшие возможности анализа выполняемых действий и выявления причин ошибок по­могают все быстрее добиваться положительных результатов в вы­полнении действий по образцу. Это могут быть практическое дей­ствие, действие сугубо теоретического характера (по решению, например, математической задачи) или комплекс действий теоре­тических и практических (решение расчетных задач, построение схем, графиков или изготовление изделия и т.д.). Руководящая роль учителя деятельностью детей в этих случаях, как правило, минимальна. Равняясь на образец, дети сами его осваивают в дос­тупном для них виде, и единственным собственно от обучения стимулирующим их деятельность фактором являются контроль и оценка результатов учителем. А что происходит в сознании уче­ников в ходе обучения - это для учителей остается почти всегда за семью печатями. П.Ф.Каптерев утверждал: «Чрезвычайно трудно объяснить ребенку смысл многих обычных слов с отвлеченным значением, например, хочу, подумаю, послезавтра, может быть, умно, глупо и пр., и ребенку обыкновенно приходится самому до­ходить до правильного понимания таких слов... То же самое явле­ние повторяется и во всех других областях духовной жизни: дитя само учится наблюдать окружающие явления, выводить заключе­ния, мыслить, бороться с встречающимися препятствиями, осуще­ствлять свои желания, быть сострадательным, любящим и т.п.»1. Насколько современны эти мысли, можно понять, вспомнив ут­верждение Ж.Пиаже, что большинство своих открытий ребенок совершает самостоятельно.

Случайные открытия в детском возрасте тоже чрезвычайно часты: копая землю, дети «случайно» обнаруживают много неиз­вестного, находясь на лугу, они видят бесчисленное множество совершенно нового, которое объясняют сами с позиций имеюще­гося знания или с помощью взрослых. Еще раньше бесчисленное множество ранее неизвестного ребенок открывает в своей кварти­ре и находит очень часто объяснение происхождения и функций предметов совершенно самостоятельно (пусть даже и не всегда достаточно правильно).

Значительно возрастают возможности случайного открытия подлинно научных знаний с введением в обиход компьютера. Ра­ботая с ним, ребенок обнаруживает многое ранее ему неизвестное:

новые комбинации структурных элементов, способ решения зада­чи, изобретения механизма и даже создания художественного

1 Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - С. 353.

произведения. Правда, не все здесь - случайное, но не случайное, а осмысленное действие начинается зачастую со случайного об­наруживания богатейших возможностей компьютера. Сеймур Пейперт утверждает, что можно придумать такие компьютеры, научение общению с которыми превратится в естественный про­цесс. В этом случае учение не превращается в обучение - изменя­ются интеллектульно-материальные условия осуществления дея­тельности учения.

Это замечание С.Пейперта, как и изложенные выше мысли П.Ф.Каптерева об усвоении детьми родного языка, во многом де­лают понятной суть деятельности учения, включенной в другую деятельность, не направленную на сам процесс учения, а имею­щую иную цель. В такого рода деятельности дети как бы попутно многому научаются. Правда, это не случайное открытие ими но­вого, а именно попутное усвоение знаний, формирование умений и навыков как бы «во вторую очередь». Психолог С.Л.Ру­бинштейн писал, что тот вид учения, который является не особой преднамеренной деятельностью, а компонентом другой деятель­ности, выступает как способ непроизвольного научения и являет­ся исторически первичным. Так, например, ребенок первоначаль­но овладевает речью в процессе общения, а не обучения:

«...Существует, таким образом, два вида учения или, точнее, два способа научения и два способа деятельности, в результате кото­рых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и уме­ниями, как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели... Такой процесс научения, при котором научение становится результатом

деятельности, не будучи ее целью, может быть очень эффектив­ным»1.

И наконец, учение осуществляется и в том случае, когда ребе­нок сталкивается с какой-то проблемой, которую ему нужно ре­шить. Например, как решить задачу на неизвестное правило? Читать учебник, пока это правило не найдешь, или попытаться сформулировать правило? Как измерить площадь своего участ­ка, если он «неправильной» формы, а тебя уже научили измерять площади простых геометрических фигур? С подобными и мно­гими другими проблемами и не только практического или учеб­ного характера, но и нравственного, учащиеся сталкиваются по­стоянно. И часто решают их совершенно самостоятельно. Они используют для этого несколько наиболее распространенных способов: методом проб и ошибок (не особенно задумываясь

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С. 600.

вначале, какой способ лучший), по аналогии (вспоминают по­хожие задачи и как они решались); сознательно выдвигая опре­деленные предложения и практически проверяя их состоятель­ность; некоторые другие, связанные с получением помощи в учении от взрослых.

Отвечая на вопрос, как учатся дети, интересно познакомиться с мыслью К.Д.Ушинского: «Мы учимся тремя путями: или путем опыта и собственного наблюдения, - путем, ведущим к прочным, но скудным результатам...; или же нас учат другие: этим путем мы приобретаем менее, чем обыкновенно полагают; или, наконец, мы учимся, подчиняясь бессознательно влиянию сильнейших, уже образовавшихся характеров...». Это едва ли не самый быстрый путь. Он ведет к изумительным результатам. В этом случае «...образование действует не на ум человека, медленно усваиваю­щий новое, но на самый центр человеческой природы, на тот та­инственный узел, которым связываются душа и тело, так что че­ловек начинает радикально изменяться прежде, нежели сам под­метит в себе эту перемену»1.

В любом случае можно выделить три этапа, которые характе­ризуют самостоятельное продвижение учащихся от незнания к знанию, - три ступени, которые последовательно преодолевают дети в процессе освоения окружающей действительности:

1-й этап - чувственное восприятие объекта в его связи с ок­ружением и формирование общего целостного образа предмета или процесса;

2-й этап- анализ полученной информации об объекте и по­лучение новых дополнительных сведений о нем для формулиро­вания вывода о его структуре и функциях;

3-й этап - формулирование выводов об объекте, принятие решения о возможности его использования в практических целях и использование объекта.

Д. Брунер указывает, что изучение какого-либо предмета, по-видимому, включает в себя три одновременно протекающих про­цесса. Во-первых, имеет место усвоение новой информации, часто противоречащей тому, что было известно человеку предваритель­но. Во-вторых, имеет место преобразование, заключающееся в таком видоизменении знаний, которое дает возможность исполь­зовать их при решении новых задач. И в-третьих, это оценка, т.е. проверка адекватности способа переработки информации постав­ленной задаче, является ли обобщение правомерным, правильно ли действие2.

1 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 11 т. - М.; Л., 1949. - Т. 1. - С. 313-314. 2 БрунерД. Процесс обучения. - М., 1962. - С. 46-47.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.