КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В тезисах, дефинициях, иллюстрациях 85 страница
1) гетерогенные ядра кристаллизации чувств - обусловленные воздействием среди, авторитетов, коллективных нормативных принципов; 2) автономные ядра кристаллизации - связанные с самостоятельным пересмотром этических, религиозных и эстетических оценок, принимаемых или отвергаемых личностью достаточной степени зрелости. «ЯДРО Я» - бессознательная часть Я. ЯЗЫК - система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык - носитель общественного сознания. С позиций материализма, исторически основой появления языка служит деятельность совместная людей. Язык существует и реализуется через речь. ЯСНОВИДЕНИЕ - получение знаний о некоих событиях без использования известных органов чувств или логических суждений. ЯТРОГЕНИЯ -> иатрогения. ЯЩИК ЧЕРНЫЙ - модель описания, основанная на сопоставлении наблюдаемых реакций объекта на внешние воздействия при отвлечении от анализа его внутреннего устройства. Проще говоря, так именуется любой объект, живой или неживой, рассматриваемый как нечто «непрозрачное»: о нем и о его внутреннем содержании можно судить, только оказывая на него некие воздействия (подавая сигналы на вход «ящика») и наблюдая его реакцию (считывая сигналы с выхода «ящика»). Понятие предложено У. Р. Эшби и относится к числу основных в кибернетике: любую биологическую систему (организм) можно представить в виде «ящика черного». Анализируя поведение такой модели и сравнивая его с поведением биологической системы, можно сделать ряд выводов о последней. Наглядный пример использования в психологии моделей типа «ящика черного» - эксперименты и их интерпретация в бихевиоризме. Учебное пособие для педагогических учебных заведений Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям.
Педагогическое общество России Москва-1999 ББК 74.002 С50 СМИРНОВ В.И. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Педагогическое общество России, 1999. -416с. Настоящее пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений. Книга построена нетрадиционным способом и излагает содержание общей педагогики в тезисах, дефинициях и иллюстрациях, содержит материал для самостоятельного изучения педагогических проблем, перечень доступной литературы. Рецензенты: Белкин Август Соломонович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного педагогического университета. Загвязинский Владимир Ильич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета, академик РАО. Ответственный за выпуск Кобылко А.В. Корректор Денисьееа Т. И. Компьютерная верстка Кузнецов Г.А, Яковлев Ю.С: Издательская лицензия ЛР № 030840 от 22.07.98 г. Подписано в печать 20.12.98 г. Формат 84х108/р Бумага офсетная. Гарнитура ТаймсЕТ. Усл. печ. л. 26. Тираж 5000 экз. Заказ № 9/V ISBN 5-93134-025-4 © Смирнов В.И.. 1999 © Педагогическое общество России, 1999 УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! Автор надеется на то, что предлагаемое пособие поможет вам в изучении общей педагогики — весьма сложной, но вместе с тем чрезвычайно и принципиально важной области педагогического знания. Наше время знаменуется мощным подъемом педагогического творчества: педагоги-ученые, педагоги-практики ищут пути и способы создания воспитательно-образовательных систем, обеспечивающих условия для развития человека, реализации его сегодняшних и завтрашних жизненных целей и потенциалов, удовлетворяющих ожидания семьи и общества. Ищут. Часто находят. Нередко обнаруживают ошибочность избранного пути. Практика показывает, что попытки решения образовательных и воспитательных задач через внедрение универсальных и всемогущих методов, приемов, средств (А.С. Макаренко называл это «педагогическими фокусами») существенных результатов не дают, а порой приводят и к негативным последствиям. Очевидно, что удается достичь желаемого только педагогам, руководствующимся в своей деятельности научными знаниями, в основе которых лежит накопленный, систематизированный и апробированный педагогической теорией и практикой опыт. Можно с уверенностью сказать, что успех в педагогическом поиске обусловлен, во-первых, глубоким пониманием того, как и вследствие чего происходит развитие человека, каков характер формирующих влияний наследственности, различных факторов окружающей природной и социальной среды, деятельности и общения, воспитания и самовоспитания; во-вторых, знанием основных противоречий, закономерностей и принципов процесса воспитания. Это понимание и эти знания можно приобрести при изучении общей педагогики. Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие имеет ряд особенностей: • Учебный материал пособия, отражающий утвердившиеся в науке, существенно общие для всех авторов и ав- •горских коллективов подходы, суждения, определения, педагогические выводы, отобран на основе сравнительного анализа содержания используемых в настоящее время в педагогических учебных заведениях учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, философии воспитания и образования. • При освещении проблем дискуссионного характера, автор пытается представить различные научные взгляды, трактовки, в большинстве случаев преднамеренно отказываясь от комментариев и оценок, полагая, что читатель на основе детального изучения источников и литературы, а также с помощью преподавателей педагогики сумеет сам разобраться в сути дискуссии и определит свое отношение и свою педагогическую позицию. • Пособие построено в форме лаконичного тезисного изложения учебного материала с тем, чтобы, во-первых, рельефнее показать внутреннюю логику изучаемых педагогических проблем; во-вторых, стимулировать читателя к самостоятельному активному поиску доказа-тельс1в, подтверждающих истинность или ложность предлагаемых суждений; в-третьих, дать возможность читателю на основе прочтения сравнительно краткого текста обобщить информацию, полученную из других источников. • С целью создания условий для обобщения учебного материала, иллюстрирования причинно-следственных связей и зависимостей педагогических фактов и явлений, отражения их внутренней структуры автор предлагает схемы и таблицы, выражая надежду на то, что они достаточно конкретны и понятны. • В пособии используется большое количество рисунков, которые призваны в сочетании с текстом усилить активность восприятия учебного материала и несколько снизить утомляемость, неизбежно возникающую при чтении больших текстовых блоков. С этой же целью вводится художественное оформление отдельных частей текста, выделение цветом, применяются различные символы. Рассматривая развитие педагогической речи читателя как важную задачу, автор рекомендует составление краткого педагогического словаря, в который предлагается включать не только уже готовые дефиниции, но и определения, сформулированные студентами самостоятельно или на практических занятиях в группе. Интересным и полезным будет знакомство с этимологией слова, именно поэтому в тексте часто встречается рубрика «К слову! Толковый этимологический словарь». Этимологический материал также целесообразно вклю- • чить в ваш краткий педагогический словарь. Каждая тема — основная структурная единица пособия — завершается комплексом заданий для самостоятельной работы и научно-педагогическими текстами, выполняющими две функции: • тексты раскрывают и комментируют тезисы основной части пособия; • тексты служат основой для анализа и осмысления педагогической информации как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях. Выбор текстов обусловлен желанием познакомить с труднодоступными материалами и, по мере необходимости, представить противоречивые педагогические подходы, побуждая тем самым читателя к разностороннему рассмотрению изучаемой проблемы, к выбору собственной позиции. В содержание самостоятельной работы включены задания, связанные с известными литературными персонажами: читателю предлагается охарактеризовать их индивидуальные и половозрастные особенности, проанализировать или спрогнозировать социально-педагогическую ситуацию их развития; персонажи знакомы практически всем — это создает условия для группового взаимодействия и диалога. Ряд заданий для самостоятельной работы ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в период обучения в школе и вузе. • Предлагаемое пособие может быть использовано при изучении не только курса общей педагогики, но и других педагогических дисциплин, а также при обобщении всего цикла психолого-педагогической подготовки и в практической деятельности. В течение нескольких лет автор вместе со своими коллегами — преподавателями кафедры педагогики НТГПИ ведет курс общей педагогики, тематическая направленность которого соответствует проблематике данного учебного пособия. Накопленный опыт позволяет рекомендовать следующий учебно-тематический план курса «Общая педагогика»: Автор выражает искреннюю признательность своим друзьям, единомышленникам и коллегам А.А. Сиялову и С.А. Ноздрину, замечательным Учителям, академикам Белкину А.С. и Петрову Ю.П. за помощь в подготовке этого пособия. И в заключение хотелось бы привести слова русского педагога П.Г. Редкина о том, каким требованиям должна отвечать педагогика: «Живая, как сама жизнь, педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто только привык мыслить. Общие ее положения должны быть не общие места, а, так сказать, темы для рассуждений. Правда, воспользоваться правилами, излагаемыми в педагогике, может вполне только тот, кто сам их в себе снова переосмыслит; оценит же их и оправдает только человек с достаточным запасом опытных сведений, соединяющий взгляд всесторонний, глубокий, светлый'». Автор был бы рад, если бы предлагаемое пособие оказалось способным возбудить мышление в людях, решивших посвятить себя великому и трудному делу воспитания детей, в людях, соединяющих «взгляд всесторонний, глубокий, светлый». Редкий П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антология педагогической мысли России перовй половины XIX в. - М., 1987. -С. 375. Таблица 1
Примечания: 1. В учебно-тематический план и в целом в содержание курса «Общая педагогика» не включена тема «Личность и профессионально-педагогическое мастерство педагога», так как этот материал рассматривается в курсе «Введение в педагогическую профессию». 2. Количество часов и формулировка тематики практических занятий определяются учебным планом и решением кафедры. ТЕМА1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ: • вы станете участниками давнего спора о том, что же такое педагогика: наука? искусство? технология? • узнаете о том, что составляет объект и предмет педагогики, каковы ее основные функции и задачи; • выявите систему взаимодействия педагогической науки и педагогической практики; • определите место педагогики в системе антропологических наук и ее структуру; • начнете составлять вашу малую педагогическую энциклопедию — краткий педагогический словарь; • выполните ряд заданий для самостоятельной работы. • ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?... И (!) ИСКУССТВО ПЕДАГОГИКА — «наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности2». ПЕДАГОГИКА — «совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение3». «Наука о воспитании...» — так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика. 2 Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 979. 'Педагогическая энциклопедия, т. 3. — М., 1966. — С. 281. СУЩЕСТВУЮТ, ОДНАКО, И ИНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ... Таблица 2
4 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2т. — М, 1974. — T.I. — С. 229-230. 5 Блонский П.П. Курс педагогики. - М., 1916. - С. 4. 6 См.: Гессен С.И. Основы педагогики, Введение в прикладную философию.-М., 1995.—С. 23. 7 Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науки воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.). - М., 1987. - С. 261. 8 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. — С.5.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |