КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объект и предмет педагогики
Предмет науки Наука — это L^ сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и систематизация объективных знаний о действительности Ею законов Открываемых На основе Предмет Составляющих И явлений Процессов И прогнозирование Объяснение Объект науки —1\ категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания Для того, чтобы выяснить, что такое педагогика — наука, искусство, наука и искусство, — необходимо определить ее объект, предмет, функции и задачи. В качестве критерия целесообразно использовать универсальные (общепринятые) определения (дефиниции) науки, ее функций, объекта и предмета
Цель науки — [_^ описание, действительности, ее изучения,
наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой Рисунок 1 В учебниках по педагогике предметом педагогической науки называют, как правило, воспитание. Ниже, в таблице 3, представлены различные позиции в определении предмета педагогики. Таблица 3
' См.: Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996. — С. 7. 10 Педагогика /СП. Баранов, Л.Р. Бопотина, Т.В. Беликова, ВА Спасгенин. — М., 1981.—С. 20. См.: Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). — М., 1977. — С. 21. 12 Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. — С. 9. " Педагогика /Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. - М., 1984. - С. 98. 14 См.: Харламов И.Ф. Педагогика. — Минск, 1979.— С. 11. См.: Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. — М., 1986. — С. 35. 16 Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1990. — С. 23. Комментарии к Версии 1 Воспитание человека как функция общества - сложное, многофакторное, объективное явление - исследуется многими науками: философией, социологией, этикой, историей, психологией и др. Следовательно, в приведенном определении отражен объект, но не конкретизирован предмет педагогической науки. Комментарии к Версии 2 Если бы педагогика была ориентирована только (или главным образом) на воспитательную деятельность педагога (Версия 2), то задачи науки были бы невольно сведены к разработке педагогической рецептуры, собрания «правил воспитательной деятельности»17. А это уже функция не науки, а некоей теории искусства деятельности. Кроме того, определения «воспитание человека человеком», «воспитательная деятельность» ориентируют преимущественно на субъектно-объектные отношения в процессе воспитания [учитель (субъект) воспитывает, ученик (объект) формируется в результате воспитательной деятельности учителя], справедливо отвергаемые современной педагогикой. Комментарии к Версии 3 Педагогика изучает процесс воспитания, преследуя при этом конкретную цель - обеспечение его эффективного функционирования на основе исследования закономерных связей, выработки и систематизации знаний о его состоянии и перспективах развития. Отсюда можно сделать вывод: определяя в качестве предмета педагогики воспитательный процесс в целом, авторы, чьи мнения представлены в Версии 3, объект идентифицируют с предметом. Между тем в определении предмета науки объективно должны быть отражены ее основные задачи. " См: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х томах. — М., 1974.-Т 1 -С. 230. Оптимальными представляются суждения, изложенные в Версии 4, на основании которых объект и предмет педагогики могли бы быть определены как:
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |