Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет педагогики




Предмет науки

Наука — это L^ сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и систематизация объективных знаний о действительности

Ею законов

Открываемых

На основе

Предмет

Составляющих

И явлений

Процессов

И прогнозирование

Объяснение

Объект науки —1\ категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания

Для того, чтобы выяснить, что такое педагогика — на­ука, искусство, наука и искусство, — необходимо опреде­лить ее объект, предмет, функции и задачи.

В качестве критерия целесообразно использовать уни­версальные (общепринятые) определения (дефиниции) науки, ее функций, объекта и предмета

 

Цель науки — [_^

описание,

действительности,

ее изучения,

 

 

 

наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой

Рисунок 1

В учебниках по педагогике предметом педагогической науки называют, как правило, воспитание. Ниже, в таб­лице 3, представлены различные позиции в определении предмета педагогики.

Таблица 3

Версия 1 Предмет педа­гогики — это   Версия 2 Предмет педа­гогики — это   Версия 3 Предмет педа­гогики — это   Версия 4 Объект и предмет пе­дагогики — это    
воспитание как функция человеческого общества пе­редавать но­вым поколе­ниям знания, мораль, опыт как в органи­зованных фор­мах (система образования), так и в резуль­тате межпоко­ленных взаи­модействий и влияния сре­ды9.   «воспитание человека чело­веком»'°. Воспитатель­ная деятель­ность". «Воспитатель­ная деятель­ность, осуще­ствляемая в учебно-воспи­тательных уч­реждениях»12.     воспитание как «созна­тельно и целе­направленно организуемый процесс»'3. Область спе­циально орга­низованного воспитания14.     целенаправленный процесс формирова­ния личности и кол­лективов, предметом — закономерные связи и отношения, функци­онирующие между со­ставными частями про­цесса формирования личности и коллекти­вов15. «Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования челове­ческой личности и оп­ределение на этой ос­нове теории и методи­ки воспитания как спе­циально организован­ного процесса»16.    
 
           

' См.: Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996. — С. 7. 10 Педагогика /СП. Баранов, Л.Р. Бопотина, Т.В. Беликова, ВА Спасгенин. — М., 1981.—С. 20.

См.: Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). — М., 1977. — С. 21. 12 Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. — С. 9. " Педагогика /Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. - М., 1984. - С. 98. 14 См.: Харламов И.Ф. Педагогика. — Минск, 1979.— С. 11. См.: Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических тео­рий. — М., 1986. — С. 35. 16 Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1990. — С. 23.

Комментарии к Версии 1

Воспитание человека как функция общества - слож­ное, многофакторное, объективное явление - исследует­ся многими науками: философией, социологией, этикой, историей, психологией и др. Следовательно, в приведен­ном определении отражен объект, но не конкретизирован предмет педагогической науки.

Комментарии к Версии 2

Если бы педагогика была ориентирована только (или главным образом) на воспитательную деятельность педа­гога (Версия 2), то задачи науки были бы невольно сведе­ны к разработке педагогической рецептуры, собрания «правил воспитательной деятельности»17. А это уже функ­ция не науки, а некоей теории искусства деятельности. Кроме того, определения «воспитание человека челове­ком», «воспитательная деятельность» ориентируют пре­имущественно на субъектно-объектные отношения в про­цессе воспитания [учитель (субъект) воспитывает, уче­ник (объект) формируется в результате воспитательной деятельности учителя], справедливо отвергаемые совре­менной педагогикой.

Комментарии к Версии 3

Педагогика изучает процесс воспитания, преследуя при этом конкретную цель - обеспечение его эффективного функционирования на основе исследования закономерных связей, выработки и систематизации знаний о его состоянии и перспективах развития. Отсюда можно сделать вывод: оп­ределяя в качестве предмета педагогики воспитательный процесс в целом, авторы, чьи мнения представлены в Версии 3, объект идентифицируют с предметом. Между тем в определении предмета науки объективно должны быть отражены ее основные задачи.

" См: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагоги­ческой антропологии // Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х томах. — М., 1974.-Т 1 -С. 230.

Оптимальными представляются суждения, изложенные в Версии 4, на основании которых объект и предмет педа­гогики могли бы быть определены как:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.