КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ III 2 страница
закономерно вырастает в новый, самостоятельный процесс. Этот принцип четко реализован на рис. 5. Он же представлен в динамике таких явлений, как потреб- ность — влечение — желание — волевое усилие. Такова реаль- ная процессуальность психики. Сформировавшееся волевое усилие в некоторых временных рам- ках мы трактуем как процесс, а за их пределами — как состояние. Каковы эти пределы в общей форме, трудно сформулировать. В кон- кретных ситуациях это сделать гораздо легче. Например, чтобы дать согласие на участие в рискованном мероприятии, достаточно разо- вого кратковременного усилия воли, а чтобы реально в нем участво- вать, понадобятся повторные волевые усилия, перерастающие в еди- ное волевое состояние, продолжающееся часами, сутками, может быть, месяцами, как участие в трудном походе. Все же, в отличие от эмоциональных, волевые состояния бо- лее дискретны. Связано это с тем, что нейродинамическое пред- ставительство воли и произвольного внимания в мозгу существен- но выше, чем эмоций и непроизвольного внимания. Другое отличие волевых состояний от эмоциональных состо- ит в том, что они меньше зависят от внешних факторов (ситуа- ции), а больше — от внутренних (направленности как структуры мотивов, самооценки и т. д.). Они, т. о., более свободны. Свобода воли—традиционная тема философии, религии и пси- хологии. Во всем объеме мы ее обсуждать не будем. Заметим толь- ко, что естественно-научной основой свободы воли (как эмпири- ческое явление ее никто не отрицает) не может быть рефлекторная теория Декарта-Сеченова-Павлова, но с успехом — физиология ак- тивности Н. А. Бернштейна и его единомышленников. В рамках психологии воля должна быть признана свободной от внешних принуждений, но несвободной от структуры соб- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ственнои личности, от ее нравственно-психологических качеств. Человек может освободиться от внешних помех и принужде- ний, но он не может стать свободным от самого себя. То есть может, конечно, но ценой нравственного перерождения в дру- гого человека. Большой интерес представляет еще одна общечеловеческая проблема — доброй и злой воли. Многие мыслители, например Б. Спиноза, обсуждая проблемы воли, злую вообще не рассмат- ривают. Подразумевается, что воля может быть только доброй. Однако это противоречит жизненной практике. Наивно считать Гитлера, Сталина и других серийных убийц людьми безвольны- ми или лишенными воли. Напротив, логично видеть в них людей волевых, и тогда их воля — злая, а не добрая. С позиций СГП, есть принципиально иное решение этой проблемы. А именно: воля, как и внимание, — это внутренние средства регуляции психических и соматических процессов. В этом своем качестве они не могут быть ни добрыми, ни злыми. Как и кухонный нож, который может стать орудием преступления, но в руках преступника. Добрыми или злыми бу- дут намерения личности, а не воля, поскольку воля (8-й уровень) не бывает независимой от высшего, 9-го уровня. 8.6. Проблема внимания. Внимание как сторона психики, как психический процесс, состояние и свойство личности Понятие внимания наряду с понятиями памяти и способ- ности относится к числу наиболее сложных и не имеющих в со- временной психологии однозначной трактовки. Так, в понятие «память» входят не только процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, но и мнемические состояния и такие свой- ства личности, как памятливость или забывчивость. Надо учитывать и то, что память существует и как сторона или свойство любого психического явления. Ни простейшая эмо- ция, ни движение или действие невозможны без такой их сторо- ны, как слитность и целостность, что и есть проявление памяти. Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания Известно, что память есть и у некоторых металлических сплавов: с изменением температуры они принимают ту или иную «задан- ную» форму. Столь же сложна природа внимания. Ею занимались и зани- маются многие авторы. Еще в XIX в. Н. Н. Ланге описал десятки теорий внимания и не поддержал ни одну из них. Известный геш- тальтпсихолог Рубин выступил на международном конгрессе с док- ладом «О несуществовании внимания». Он доказывал, что внимание — это житейское, а не научное понятие. В рамках гешталытеории восприятия он был по-свое- му прав, трактуя феномен объекта и фона не как проявление фун- даментального свойства психики — ее избирательности, обеспе- чиваемой процессами внимания, а как одно из свойств восприятия в ряду других. Беда только в том, что гешальттеория при всей ее значимости существенно не полна, и потому на ее основе не удается ни рас- крыть природу психики в целом, ни сформулировать предмет психологии. Именно поэтому в гештальтпсихологии не нашлось места вниманию. Г. Эббингауз, напротив, задолго до Рубина признал внимание и память древнейшими и важнейшими процессами. Память, по Эббингаузу, фиксирует не все, что несут органы чувств, но лишь то, что отобрано вниманием Считают внимание процессом П. Я. Галь- перин и многие другие психологи. Как справедливо пишет П. Я. Гальперин, внимание, как лю- бой другой психический процесс, имеет свой продукт. Им явля- ется улучшение протекания того процесса, который идет с вни- манием. Сращивание внимания с другими процессами также не является чем-то необычным. Напротив, ни один процесс реаль- но не является «чистым». Любая мысль здорового человека эмо- циональна, и любая эмоция интеллектуальна. Эмоциональная тупость и голое резонерство — классические симптомы разру- шения психики при шизофрении. Однако есть немало сторонников иного взгляда на внимание, а именно — как на сторону психики, а не как на самостоятель- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ный процесс. При всех различиях большинство психологов соглас- ны, что основными функциями внимания, как ни понимать его природу, является обеспечение избирательности и сосредоточен- ности психики на некотором внешнем или внутреннем объекте. Избирательность проявляется в феномене объекта и фона, а сосредоточенность — в факте улучшения протекания основно- го процесса (восприятия, мышления, припоминания и т. д.). Что- бы это понять, достаточно вдуматься в смысл таких слов, как «смотреть», «видеть», «всматриваться». Или: «слушать», «слы- шать», «вслушиваться». Нетрудно понять в этой связи, что функция внимания не сво- дится к контролю (избирательности), но включает коррекции на основе контроля и с помощью контроля как обратной связи. Пол- ная функция внимания — это и контроль, и коррекция, т. е. регу- лирование в целом, с помощью которого и достигается главный результат — повышение эффективности основного процесса, где внимание соединено в одно функционально-структурное целое. Внимание, т. о., надо признать одним из центрально-регуля- торных, а не познавательных процессов. Другими такими же про- цессами являются эмоции и воля. При этом внимание выполня- ет роль исполнительного механизма «в руках» эмоций и воли. Такая кажущаяся избыточность и излишняя многослойность процессов регуляции не случайна. Она обеспечивает надежность нервно-психических функций в стрессовых ситуациях. С позиций СГП представляется возможным примирить поляр- ные точки зрения на внимание как на сторону психики и как на самостоятельный процесс. А именно: опираясь на принципы про- цессуальности психики и функционально-генетической иерархии ее структур, следует признать, что в период внутриутробного раз- вития плода, располагающего лишь простейшей одноуровневой протопсихикой (такова же и эмоционально-вегетативная психи- ка новорожденного и младенца), не только внимание, но и память имеют форму сторон, свойств единой психики. По мере развития психика ребенка дифференцируется. Па- мять из стороны трансформируется в форму простейшего мне- Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания мического процесса. Лишь на 6-ом, уровне (и шестом году жизни ребенка) созревают вполне самостоятельные, высшие формы памяти — ассоциативная, память-рассказ и другие. В принципе, аналогично идет формирование внимания как сто- роны, затем процесса, а далее — состояния и свойства индивида и личности. Если высшие формы памяти созревают на 6-ом уров- не, то первая самостоятельная форма внимания созревает рань- ше, уже к двум годам, в форме рефлекторного внимания. Эта форма одним из первых была описана Н. Н. Ланге. Ему же при- надлежит и ее название. Данная форма внимания существует как психофизиологический процесс с высоким «удельным весом» фи- зиологии, поскольку в основном сводится к сенсомоторному по- вороту головы и рецепторов (глаз, ушей) к объекту внимания. Первая их вполне психологическая форма внимания созре- вает позднее высших форм памяти, а именно — на 7-ом уровне вместе с высшими эмоциями (чувствами). Она описывается в пси- хологии как непроизвольное внимание. Соответственно, по мере трансформации чувств в волю (как бы интеллектуализации чувств) непроизвольное трансформиру- ется в новую, более высокую форму произвольного внимания, выполняющего функцию необходимого передаточного звена от воли к тем психофизиологическим процессам, которые ею ре- гулируются. Особой, весьма интересной формой является послепроизволь- ное внимание. Оно приходит на смену произвольному тогда, ког- да оно, как мавр, сделало свое дело и может уйти. Например, уче- ник заставил себя волевым усилием сесть за уроки. Так он решил два-три заданных примера Затем, в силу врабатываемости, увле- ченный логикой деятельности, он сам, по своей инициативе про- должил решение новых примеров. Понадобились ли для этого новые усилия воли? Нет, они стали лишними, поскольку включилось послепроизвольное внимание, ко- торое еще называют вторичнонепроизвольным, т. е. как бы спон- танным, побркдаемым не волевым усилием «изнутри», а внешним фактором — свойствами раздражителя и всей ситуации в целом ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Есть еще одна, высшая форма внимания как психического процесса. Это внимание, формирующееся в общении и обслужи- вающее его, — нравственно ориентированное внимание 9-го уров- ня. Эта форма внимания не всегда очевидна в качестве выступаю- щей как произвольное. Тем не менее она всегда присутствует при общении и регулирует его, хотя бы путем санкционирования или запрета тех или иных элементов общения. Все формы внимания как процесса при их достаточной про- должительности становятся состояниями внимательности или невнимательности. Многократные повторения этих состояний формируют индивидуальные особенности человека (и профес- сионала) как внимательного или невнимательного. На этом, личностном уровне последовательно формируются структуры сначала операционально-деловой, а потом и нравствен- но-психологической внимательности и невнимательности. Одними из первых выделили эти две разновидности внимательности на лич- ностном уровне советские психологи Б. Г. Ананьев и И. В. Страхов. Таким образом, есть основания различать восемь генетиче- ски взаимосвязанных форм внимания. Это, во-первых, компонент одноуровневой психики, отвечающий за ее избирательное реаги- рование на события внешней и внутренней среды организма. Его логично назвать предвниманием, или протовниманием. Это фе- номены психики плода, новорожденного и младенца. Во-вторых, это рефлекторное внимание 2-го уровня как ком- понент психомоторной психики. В-третьих, это непроизвольное внимание как процесс реализации регуляторных функций эмо- ций 7-го уровня. В-четвертых, это произвольное внимание как процесс реализации регуляторных функций.воли. В-пятых, это послепроизвольное внимание как процесс само- регуляции активности, ранее инициированной с помощью воли. Иначе эта форма внимания называется вторично непризвольным вниманием, поскольку также не требует волевых усилий. В-шестых, это состояния внимательности-невнимательно- сти 16—18-го уровней (см. рис. 5, стр. 120). В-седьмых, это вни- мательность как операционально-деловое свойство личности и, Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания в-восьмых, это внимательность как нравственно-психологическое свойство личности. Интересен вопрос о нейродинамических основах и механиз- мах внимания. Они почти так же многообразны, как механизмы эмоций. Исходя из понимания внимания как регуляторного про- цесса, нетрудно понять, что его основа и механизм — это процес- сы нейрогуморальной регуляции функций организма. В принци- пе, все эти процессы. Как известно, общий тонус нервной системы и психики зави- сит от ретикулярной формации ствола мозга. Именно она ответ- ственна за континуум сон-бодроствование и, соответственно, эф- фективность работы внимания. Важнейшую роль в нервно-психических регуляторных про- цессах играют высшие центры вегетативной нервной системы — симпатической и парасимпатической. Как показали Л. А. Орбели и его ученики, основной для вегетативной нервной системы яв- ляется адаптационно-трофическая функция. Высшим регуляторным центром организма является кора боль- ших полушарий головного мозга, все ее отделы в их иерархиче- ских взаимоотношениях, продиктованных фило- и онтогенезом. Конкретные механизмы внимания в форме мозаики возбркдения и торможения в элементах коры открыл И. П. Павлов. Важным механизмом внимания является доминанта, откры- тая и изученная А. А. Ухтомским, функциональная асимметрия мозга (ФАМ), «воронка» Шеррингтона и другие специфические и неспецифические регуляторные нейрогуморальные процессы. Все они в той или иной мере являются физиологической основой психического процесса внимания. Резюме 8-й главы Психологические состояния — важнейший компонент пси- хики человека. Относительно простые психологические состоя- ния лежат в основе всего многообразия психических как в нор- ме, так и в патологии. Именно они — простые психологические ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ и сложные психические состояния — являются предметом не- посредственного исследования в психологии и объектом педаго- гических, медицинских и иных управляющих воздействий. По своему происхождению психологические состояния яв- ляются психическими процессами во времени. Состояния, как образования более высокого уровня, управляют процессами ниже- расположенных уровней. Основными механизмами саморегуля- ции психики являются эмоции, воля, эмоциональные и волевые функции. Непосредственным механизмом регуляции являются все формы внимания — как процесса, состояния и свойства ЛИЧ- НОСТИ. Вопросы для самоконтроля по 8-й главе 1. Чем различаются формы внимания как процесса (непроиз- вольное, произвольное и послепроизвольное), состояния (внима- тельности-невнимательности) и свойства личности (вниматель- ности-невнимательности). 2. Что общего и в чем различия между эмоционально-вегета- тивными, психомоторными и перцептивными состояниями? 3. Что общего и в чем различия между созерцательными, рече- мыслительными и мнемическими состояниями? 4. Что общего и в чем различия между эмоциональными и во- левыми состояниями? 5. В чем различия между простыми психологическими и слож- ными психическими состояниями? Список литературы 1. Левитов И. Д. О психологических состояниях человека. М.1964. 2. Прохоров А. О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. Самара, 1994. 3. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Ка- зань, 1994. 4. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М, 1998. , проблема внимания 5. Рягузова Е. В. Психические состояния: виды и функции // Психологические этюды: проблема взаимодействия подсистем психики. Вып. 2, с, 159—172. Саратов, 1999. 6. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975. 7. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических со- стояний человека // Вестник ЛГУ, серия 6, вып. 1,1991. 8. Понукалин А. А. Экопсихология труда. Саратов, 1995. 9. Айкая Л. Г., Семинин В. В., Щедров В. И. Исследование ин- дивидуального стиля саморегуляции психофизиологического со- стояния // Психологический журнал, т. 15, № 6, 1994. ГЛАВА IX СЛОЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ Ключевые слова Сон, гипноз, сновидения, усталость, утомление, переутомление, стресс, стрессор, стрессовые состояния Разделение состояний на простые психологические и сложные психические условно. И те, и другие — это состояния психофизио- логические, причем удельный вес физиологического и психологи- ческого компонентов и у тех, и у других разный. А именно — чем ниже уровень простого психологического состояния, тем больше в нем физиологических компонентов. Есть и различия. Заключаются они в том, что для всех сложных психических состояний, таких как сон, гипноз, просоночные состоя- ния, утомление, стрессы и др., психологический компонент никогда не «работает» без мощного участия конкретных анатомо-физиоло- гических структур. В соответствии с этим (с выраженностью теле- сного компонента) все сложные психические состояния имеют чет- ко выраженный медицинский аспект, т. е. прямое отношение к проблемам здоровья и болезней, их лечению и профилактике. Глава IX. Сложные психические состояния Гипноз принадлежит к мощным терапевтическим факторам. Диагностика, профилактика и экспертиза утомления и переутом- ления наряду с психологией труда актуальны и для гигиены тру- да. Проблема стресса появилась и развивается как проблема прежде всего медицинская и лишь потом педагогическая и со- циальная. В этой главе мы рассмотрим некоторые из наиболее актуальных и сложных психических состояний. 9.1. Сон, сноподобные состояния, гипноз Общепринятый ответ, который можно получить из практики повседневной жизни, состоит в том, что сон имеет восстановитель- ное для организма действие: он дает возможность организму от- дохнуть от труда в дневных условиях, от умственной и физической работы. Но достаточно убедительных свидетельств в пользу этой точки зрения, кроме правдоподобности с позиций здравого смыс- ла, пока не существует. Более того, подобное утверждение вызыва- ет некоторые недоуменные вопросы, которые будут рассмотрены в настоящей главе. Аля чего нужен сон? Не подлежит сомнению, что продолжи- тельное бодроствование организма сопровождается вырабатыва- нием нейрохимических веществ, которые в буквальном смысле заставляют нас заснуть. Это подверждено многими эксперимен- тами. В частности, у животных, принудительно лишенных сна, бра- ли вытяжку спинномозговой жидкости и вводили другим живот- ным, пребывавшим в состоянии высокой активности, после чего они немедленно засыпали. Надо полагать, с биологической точки зрения, для существования таких явлений, как сон и сноподоб- ные состояния, у эволюционирующих организмов должны быть очень веские причины, т. к. их незащищенность во время сниже- ния активности и сна абсолютно очевидна. Недаром в греческой мифологии бог сна Морфей считался родным братом бога смер- ти Танатоса. Если бы не существовало какой-то исключительно актуаль- ной биологической потребности во сне, то естественный отбор ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ предоставил бы возможность развиваться тем организмам, кото- рые не спят. Но самое интересное заключается в том, что есть животные — двупалый ленивец, опоссум, летучая мышь, броне- носец и др., — которые могут спать до 20 ч в сутки, проводя, та- ким образом, 80—85 % своей жизни в спячке. Правда, большин- ство из них спят в гнездах, пещерах, дуплах деревьев или иных укромных местах. Необходимо отметить, что встречаются и люди, для которых потребность подольше поспать может оказаться чуть ли не веду- щей, и наоборот, некоторым достаточно всего 2—3 ч, чтобы вы- спаться. Есть сведения, согласно которым, короткий сон может передаваться по наследству. Изучая электроэнцефалограммы (ЭЭГ) головного мозга, ученые обнаружили связь с характерны- ми изменениями альфа- и тета-ритмов в зависимости от сна, сно- видений и сноподобных состояний. Наблюдаются также ОТЛИ- ЧИЯ высокочастотного и низкочастотного спектров ЭЭГ при различных видах сна. Исследования, проведенные на пациентах, имеющих очень короткий сон, свидетельствуют, что гипотеза о восстановительной функции сна не является достаточно кор- ректной. Эти пациенты, бодрствуя, ничем не отличались по своей активности от обычных людей. Зависимость характера протекания фаз сна и альфа-ритма не- однозначна, хотя взаимообусловленность обязательна. Сон может развиваться под влиянием некоторых физических, физиологиче- ских и психологических воздействий. Причем последние, как ока- залось, могут вызывать наибольшее разнообразие сноподобных состояний, таких как релаксации, гипнозы, медитации и др. Ранее считали, что существуют только три основных состояния: бодр- ствование, обычный сон и сон со сновидениями. В настоящее вре- мя число состояний стараются дополнить, вводя как промежу- точные (к примеру, «сон наяву»), так и особые (релаксационное, медитативное, гипнотическо-каталептическое, сомнамбуличес- кое, летаргическое и др.) [1]. В научном мире проявляется повышенный интерес к изме- ненным состояниям сознания. Среди факторов физического воз- Глава IX. Сложные психические состояния действия на сознание ведущее место занимают информацион- ные процессы (компьютеры и возможность воздействия на психику за счет мира «виртуальной реальности», суггестивные воз- действия средств массовой информации и т. п.). К числу физиоло- гических воздействий можно отнести как естественные, так и ис- кусственные (снотворное, алкоголь, транквилизаторы, наркотики и пр.). Такие воздействия изучаются с целью предупреждения опасных последствий. В частности, височная эпилепсия и сопро- вождающее ее состояние бессознательного, автоматического по- ведения могут быть вызваны у некоторых людей, если электриче- ским током частотой 6—12 Гц раздражать миндалину, которая находится в глубине под височной долей коры головного мозга. Но известно также, что у больных эпилепсией приступы, очень похожие на сон, могут быть вызваны при езде на автомобиле во время восхода или захода солнца вдоль дороги, огороженной шта- кетником. При определенной скорости движения планки шта- кетника создают мелькание света той критической частоты, ко- торая вызывает подобные припадки. О возможной связи сна со многими другими состояниями сознания и сноподобными яв- лениями свидетельствуют ЭЭГ-показатели. Электроэнцефалограммы мозга свидетельствуют также о том, что сон — наше общее свойство со всеми приматами, почти со всеми другими млекопитающими и птицами. Существует мне- ние, что это свойство восходит к рептилиям. Согласно заключе- ниям многих исследователей, проявление сна у хищников и ряда других развитых особей может сопровождаться сновидениями, но может иногда оставаться без них. Это в значительной степени зависит от образа жизни животного, а у человека сон почти всег- да сопровождается сновидениями, но одни люди их припомина- ют, а другие — почти нет [2]. Весьма интересные исследования проявлений сна были про- ведены на млекопитающих, относящихся к различным видам (не внутри вида). Оказалось, что у хищников сон со сновидениями более част, чем у их жертв. Любопытно также, что сон без сно- видений менее глубокий, и мы все являлись свидетелями того, как ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ кошки, собаки поднимают уши на звук, когда кажется, что они крепко спят. Принято думать, что когда собаки во сне перебира- ют лапами, как будто на бегу, им снится охота. Факт, что глубокий сон со сновидениями редко посещает жертв хищников, сегодня стал очевидным результатом естественного от- бора. Кроме того, хищники — это обычно животные с большей абсолютной величиной массы мозга и отношением массы мозга к массе тела, чем их жертвы. Видимо, в этом есть определенный смысл: поскольку сон сильно эволюционировал, глупые животные реже обездвиживаются глубоким сном, нежели более развитые. Проводя эмпирические сопоставления, К. Саган задается во- просом: «С какой стати вообще развилось состояние столь глубо- кого сна? Есть ли хоть один полезный намек касательно первона- чальной функции сна?» Пытаясь найти на него ответ, он рассуждает: «Дельфины, киты и другие млекопитающие, живу- щие в воде, обычно спят очень мало. Между тем в океане нет мес- та, где можно было бы спрятаться. Возможно так, что функция сна состоит не в том, чтобы увеличить уязвимость животного, а в том, что-бы ее сильно снизить?» У. Уэб из Флоридского уни- верситета и Р. Меддис из Лондонского университета предполага- ют, что дело обстоит именно таким образом. По их мнению, ме- нее развитые животные, не способные в случае опасности по собственной инициативе замереть, обездвиживаются неумоли- мой силой сна. В частности, все малыши млекопитающих спят значительно больше своих родителей. Но их сон отличается от сна взрослых не только по длительности, но и по характеру про- текания, особенно в фазе сновидения [3]. В этой связи небезынтересно рассмотреть вопрос о «парали- че животных от испуга», который изучался задолго до появления современных работ по различным состояниям сна. Такие экспе- рименты проведены еще в прошлом веке и получили широкую огласку, когда внимание ученых было направлено на изучение феномена «гипнотизма». Благодаря немецким и австрийским ученым они стали известны как «Experimenrum mirabile Kircherie» [4]. Глава IX. Сложные психические состояния Кирхер, наблюдая за убегающим от орла зайчонком, увидел, как тот впал в совершенно необычное состояние, охарактеризо- ванное Кирхером как «искусственная смерть» (с полной утратой чувствительности и всеми признаками смерти). Несколько поз- же сначала Чермак, а вслед за ним и Прейер выдвинули весьма интересную гипотезу о защитном механизме подобных состоя- ний, которые иногда позволяют избежать реальной преждевре- менной смерти. Как известно, не всякий хищник берет добычу, если она обездвижена не им. При изучении феноменологии по- добных состояний были обнаружены различные участки на по- верхности тела животных, при воздействии на которые происхо- дит обездвижение. Многим, вероятно, приходилось наблюдать, как кошка переносит котенка за загривок и при этом он не ока- зывает никакого сопротивления. Экспериментируя с различны- ми животными, ученые обнаружили, что даже у курицы при осо- бых условиях наблюдается оцепенение, характерное для защитной реакции на хищника. Так, например, если заложить голову кури- цы под крыло и сделать по кругу несколько движений, держа ее
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |