Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ III 2 страница




закономерно вырастает в новый, самостоятельный процесс. Этот

принцип четко реализован на рис. 5.

Он же представлен в динамике таких явлений, как потреб-

ностьвлечениежеланиеволевое усилие. Такова реаль-

ная процессуальность психики.

Сформировавшееся волевое усилие в некоторых временных рам-

ках мы трактуем как процесс, а за их пределами — как состояние.

Каковы эти пределы в общей форме, трудно сформулировать. В кон-

кретных ситуациях это сделать гораздо легче. Например, чтобы дать

согласие на участие в рискованном мероприятии, достаточно разо-

вого кратковременного усилия воли, а чтобы реально в нем участво-

вать, понадобятся повторные волевые усилия, перерастающие в еди-

ное волевое состояние, продолжающееся часами, сутками, может

быть, месяцами, как участие в трудном походе.

Все же, в отличие от эмоциональных, волевые состояния бо-

лее дискретны. Связано это с тем, что нейродинамическое пред-

ставительство воли и произвольного внимания в мозгу существен-

но выше, чем эмоций и непроизвольного внимания.

Другое отличие волевых состояний от эмоциональных состо-

ит в том, что они меньше зависят от внешних факторов (ситуа-

ции), а больше — от внутренних (направленности как структуры

мотивов, самооценки и т. д.). Они, т. о., более свободны.

Свобода воли—традиционная тема философии, религии и пси-

хологии. Во всем объеме мы ее обсуждать не будем. Заметим толь-

ко, что естественно-научной основой свободы воли (как эмпири-

ческое явление ее никто не отрицает) не может быть рефлекторная

теория Декарта-Сеченова-Павлова, но с успехом — физиология ак-

тивности Н. А. Бернштейна и его единомышленников.

В рамках психологии воля должна быть признана свободной

от внешних принуждений, но несвободной от структуры соб-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ственнои личности, от ее нравственно-психологических качеств.

Человек может освободиться от внешних помех и принужде-

ний, но он не может стать свободным от самого себя. То есть

может, конечно, но ценой нравственного перерождения в дру-

гого человека.

Большой интерес представляет еще одна общечеловеческая

проблема — доброй и злой воли. Многие мыслители, например

Б. Спиноза, обсуждая проблемы воли, злую вообще не рассмат-

ривают. Подразумевается, что воля может быть только доброй.

Однако это противоречит жизненной практике. Наивно считать

Гитлера, Сталина и других серийных убийц людьми безвольны-

ми или лишенными воли.

Напротив, логично видеть в них людей волевых, и тогда их

воля — злая, а не добрая. С позиций СГП, есть принципиально

иное решение этой проблемы. А именно: воля, как и внимание, —

это внутренние средства регуляции психических и соматических

процессов. В этом своем качестве они не могут быть ни добрыми,

ни злыми. Как и кухонный нож, который может стать орудием

преступления, но в руках преступника. Добрыми или злыми бу-

дут намерения личности, а не воля, поскольку воля (8-й уровень)

не бывает независимой от высшего, 9-го уровня.

8.6. Проблема внимания. Внимание как сторона психики,

как психический процесс, состояние и свойство личности

Понятие внимания наряду с понятиями памяти и способ-

ности относится к числу наиболее сложных и не имеющих в со-

временной психологии однозначной трактовки. Так, в понятие

«память» входят не только процессы запоминания, сохранения

и воспроизведения, но и мнемические состояния и такие свой-

ства личности, как памятливость или забывчивость.

Надо учитывать и то, что память существует и как сторона

или свойство любого психического явления. Ни простейшая эмо-

ция, ни движение или действие невозможны без такой их сторо-

ны, как слитность и целостность, что и есть проявление памяти.

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

Известно, что память есть и у некоторых металлических сплавов:

с изменением температуры они принимают ту или иную «задан-

ную» форму.

Столь же сложна природа внимания. Ею занимались и зани-

маются многие авторы. Еще в XIX в. Н. Н. Ланге описал десятки

теорий внимания и не поддержал ни одну из них. Известный геш-

тальтпсихолог Рубин выступил на международном конгрессе с док-

ладом «О несуществовании внимания».

Он доказывал, что внимание — это житейское, а не научное

понятие. В рамках гешталытеории восприятия он был по-свое-

му прав, трактуя феномен объекта и фона не как проявление фун-

даментального свойства психики — ее избирательности, обеспе-

чиваемой процессами внимания, а как одно из свойств

восприятия в ряду других.

Беда только в том, что гешальттеория при всей ее значимости

существенно не полна, и потому на ее основе не удается ни рас-

крыть природу психики в целом, ни сформулировать предмет

психологии. Именно поэтому в гештальтпсихологии не нашлось

места вниманию.

Г. Эббингауз, напротив, задолго до Рубина признал внимание

и память древнейшими и важнейшими процессами. Память, по

Эббингаузу, фиксирует не все, что несут органы чувств, но лишь то,

что отобрано вниманием Считают внимание процессом П. Я. Галь-

перин и многие другие психологи.

Как справедливо пишет П. Я. Гальперин, внимание, как лю-

бой другой психический процесс, имеет свой продукт. Им явля-

ется улучшение протекания того процесса, который идет с вни-

манием. Сращивание внимания с другими процессами также не

является чем-то необычным. Напротив, ни один процесс реаль-

но не является «чистым». Любая мысль здорового человека эмо-

циональна, и любая эмоция интеллектуальна. Эмоциональная

тупость и голое резонерство — классические симптомы разру-

шения психики при шизофрении.

Однако есть немало сторонников иного взгляда на внимание,

а именно — как на сторону психики, а не как на самостоятель-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ный процесс. При всех различиях большинство психологов соглас-

ны, что основными функциями внимания, как ни понимать его

природу, является обеспечение избирательности и сосредоточен-

ности психики на некотором внешнем или внутреннем объекте.

Избирательность проявляется в феномене объекта и фона,

а сосредоточенность — в факте улучшения протекания основно-

го процесса (восприятия, мышления, припоминания и т. д.). Что-

бы это понять, достаточно вдуматься в смысл таких слов, как

«смотреть», «видеть», «всматриваться». Или: «слушать», «слы-

шать», «вслушиваться».

Нетрудно понять в этой связи, что функция внимания не сво-

дится к контролю (избирательности), но включает коррекции на

основе контроля и с помощью контроля как обратной связи. Пол-

ная функция внимания — это и контроль, и коррекция, т. е. регу-

лирование в целом, с помощью которого и достигается главный

результат — повышение эффективности основного процесса, где

внимание соединено в одно функционально-структурное целое.

Внимание, т. о., надо признать одним из центрально-регуля-

торных, а не познавательных процессов. Другими такими же про-

цессами являются эмоции и воля. При этом внимание выполня-

ет роль исполнительного механизма «в руках» эмоций и воли.

Такая кажущаяся избыточность и излишняя многослойность

процессов регуляции не случайна. Она обеспечивает надежность

нервно-психических функций в стрессовых ситуациях.

С позиций СГП представляется возможным примирить поляр-

ные точки зрения на внимание как на сторону психики и как на

самостоятельный процесс. А именно: опираясь на принципы про-

цессуальности психики и функционально-генетической иерархии

ее структур, следует признать, что в период внутриутробного раз-

вития плода, располагающего лишь простейшей одноуровневой

протопсихикой (такова же и эмоционально-вегетативная психи-

ка новорожденного и младенца), не только внимание, но и память

имеют форму сторон, свойств единой психики.

По мере развития психика ребенка дифференцируется. Па-

мять из стороны трансформируется в форму простейшего мне-

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

мического процесса. Лишь на 6-ом, уровне (и шестом году жизни

ребенка) созревают вполне самостоятельные, высшие формы

памяти — ассоциативная, память-рассказ и другие.

В принципе, аналогично идет формирование внимания как сто-

роны, затем процесса, а далее — состояния и свойства индивида

и личности. Если высшие формы памяти созревают на 6-ом уров-

не, то первая самостоятельная форма внимания созревает рань-

ше, уже к двум годам, в форме рефлекторного внимания. Эта

форма одним из первых была описана Н. Н. Ланге. Ему же при-

надлежит и ее название. Данная форма внимания существует как

психофизиологический процесс с высоким «удельным весом» фи-

зиологии, поскольку в основном сводится к сенсомоторному по-

вороту головы и рецепторов (глаз, ушей) к объекту внимания.

Первая их вполне психологическая форма внимания созре-

вает позднее высших форм памяти, а именно — на 7-ом уровне

вместе с высшими эмоциями (чувствами). Она описывается в пси-

хологии как непроизвольное внимание.

Соответственно, по мере трансформации чувств в волю (как

бы интеллектуализации чувств) непроизвольное трансформиру-

ется в новую, более высокую форму произвольного внимания,

выполняющего функцию необходимого передаточного звена от

воли к тем психофизиологическим процессам, которые ею ре-

гулируются.

Особой, весьма интересной формой является послепроизволь-

ное внимание. Оно приходит на смену произвольному тогда, ког-

да оно, как мавр, сделало свое дело и может уйти. Например, уче-

ник заставил себя волевым усилием сесть за уроки. Так он решил

два-три заданных примера Затем, в силу врабатываемости, увле-

ченный логикой деятельности, он сам, по своей инициативе про-

должил решение новых примеров.

Понадобились ли для этого новые усилия воли? Нет, они стали

лишними, поскольку включилось послепроизвольное внимание, ко-

торое еще называют вторичнонепроизвольным, т. е. как бы спон-

танным, побркдаемым не волевым усилием «изнутри», а внешним

фактором — свойствами раздражителя и всей ситуации в целом

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Есть еще одна, высшая форма внимания как психического

процесса. Это внимание, формирующееся в общении и обслужи-

вающее его, — нравственно ориентированное внимание 9-го уров-

ня. Эта форма внимания не всегда очевидна в качестве выступаю-

щей как произвольное. Тем не менее она всегда присутствует при

общении и регулирует его, хотя бы путем санкционирования или

запрета тех или иных элементов общения.

Все формы внимания как процесса при их достаточной про-

должительности становятся состояниями внимательности или

невнимательности. Многократные повторения этих состояний

формируют индивидуальные особенности человека (и профес-

сионала) как внимательного или невнимательного.

На этом, личностном уровне последовательно формируются

структуры сначала операционально-деловой, а потом и нравствен-

но-психологической внимательности и невнимательности. Одними

из первых выделили эти две разновидности внимательности на лич-

ностном уровне советские психологи Б. Г. Ананьев и И. В. Страхов.

Таким образом, есть основания различать восемь генетиче-

ски взаимосвязанных форм внимания. Это, во-первых, компонент

одноуровневой психики, отвечающий за ее избирательное реаги-

рование на события внешней и внутренней среды организма. Его

логично назвать предвниманием, или протовниманием. Это фе-

номены психики плода, новорожденного и младенца.

Во-вторых, это рефлекторное внимание 2-го уровня как ком-

понент психомоторной психики. В-третьих, это непроизвольное

внимание как процесс реализации регуляторных функций эмо-

ций 7-го уровня. В-четвертых, это произвольное внимание как

процесс реализации регуляторных функций.воли.

В-пятых, это послепроизвольное внимание как процесс само-

регуляции активности, ранее инициированной с помощью воли.

Иначе эта форма внимания называется вторично непризвольным

вниманием, поскольку также не требует волевых усилий.

В-шестых, это состояния внимательности-невнимательно-

сти 16—18-го уровней (см. рис. 5, стр. 120). В-седьмых, это вни-

мательность как операционально-деловое свойство личности и,

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

в-восьмых, это внимательность как нравственно-психологическое

свойство личности.

Интересен вопрос о нейродинамических основах и механиз-

мах внимания. Они почти так же многообразны, как механизмы

эмоций. Исходя из понимания внимания как регуляторного про-

цесса, нетрудно понять, что его основа и механизм — это процес-

сы нейрогуморальной регуляции функций организма. В принци-

пе, все эти процессы.

Как известно, общий тонус нервной системы и психики зави-

сит от ретикулярной формации ствола мозга. Именно она ответ-

ственна за континуум сон-бодроствование и, соответственно, эф-

фективность работы внимания.

Важнейшую роль в нервно-психических регуляторных про-

цессах играют высшие центры вегетативной нервной системы —

симпатической и парасимпатической. Как показали Л. А. Орбели

и его ученики, основной для вегетативной нервной системы яв-

ляется адаптационно-трофическая функция.

Высшим регуляторным центром организма является кора боль-

ших полушарий головного мозга, все ее отделы в их иерархиче-

ских взаимоотношениях, продиктованных фило- и онтогенезом.

Конкретные механизмы внимания в форме мозаики возбркдения

и торможения в элементах коры открыл И. П. Павлов.

Важным механизмом внимания является доминанта, откры-

тая и изученная А. А. Ухтомским, функциональная асимметрия

мозга (ФАМ), «воронка» Шеррингтона и другие специфические

и неспецифические регуляторные нейрогуморальные процессы.

Все они в той или иной мере являются физиологической основой

психического процесса внимания.

Резюме 8-й главы

Психологические состояния — важнейший компонент пси-

хики человека. Относительно простые психологические состоя-

ния лежат в основе всего многообразия психических как в нор-

ме, так и в патологии. Именно они — простые психологические

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

и сложные психические состояния — являются предметом не-

посредственного исследования в психологии и объектом педаго-

гических, медицинских и иных управляющих воздействий.

По своему происхождению психологические состояния яв-

ляются психическими процессами во времени. Состояния, как

образования более высокого уровня, управляют процессами ниже-

расположенных уровней. Основными механизмами саморегуля-

ции психики являются эмоции, воля, эмоциональные и волевые

функции. Непосредственным механизмом регуляции являются

все формы внимания — как процесса, состояния и свойства ЛИЧ-

НОСТИ.

Вопросы для самоконтроля по 8-й главе

1. Чем различаются формы внимания как процесса (непроиз-

вольное, произвольное и послепроизвольное), состояния (внима-

тельности-невнимательности) и свойства личности (вниматель-

ности-невнимательности).

2. Что общего и в чем различия между эмоционально-вегета-

тивными, психомоторными и перцептивными состояниями?

3. Что общего и в чем различия между созерцательными, рече-

мыслительными и мнемическими состояниями?

4. Что общего и в чем различия между эмоциональными и во-

левыми состояниями?

5. В чем различия между простыми психологическими и слож-

ными психическими состояниями?

Список литературы

1. Левитов И. Д. О психологических состояниях человека.

М.1964.

2. Прохоров А. О. Теоретические и практические аспекты

проблемы психических состояний личности. Самара, 1994.

3. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Ка-

зань, 1994.

4. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М,

1998.

, проблема внимания

5. Рягузова Е. В. Психические состояния: виды и функции //

Психологические этюды: проблема взаимодействия подсистем

психики. Вып. 2, с, 159—172. Саратов, 1999.

6. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их

классификация и диагностика. Горький, 1975.

7. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических со-

стояний человека // Вестник ЛГУ, серия 6, вып. 1,1991.

8. Понукалин А. А. Экопсихология труда. Саратов, 1995.

9. Айкая Л. Г., Семинин В. В., Щедров В. И. Исследование ин-

дивидуального стиля саморегуляции психофизиологического со-

стояния // Психологический журнал, т. 15, № 6, 1994.

ГЛАВА IX

СЛОЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Ключевые слова

Сон, гипноз, сновидения,

усталость, утомление,

переутомление, стресс, стрессор,

стрессовые состояния

Разделение состояний на простые психологические и сложные

психические условно. И те, и другие — это состояния психофизио-

логические, причем удельный вес физиологического и психологи-

ческого компонентов и у тех, и у других разный. А именно — чем

ниже уровень простого психологического состояния, тем больше

в нем физиологических компонентов.

Есть и различия. Заключаются они в том, что для всех сложных

психических состояний, таких как сон, гипноз, просоночные состоя-

ния, утомление, стрессы и др., психологический компонент никогда

не «работает» без мощного участия конкретных анатомо-физиоло-

гических структур. В соответствии с этим (с выраженностью теле-

сного компонента) все сложные психические состояния имеют чет-

ко выраженный медицинский аспект, т. е. прямое отношение

к проблемам здоровья и болезней, их лечению и профилактике.

Глава IX. Сложные психические состояния

Гипноз принадлежит к мощным терапевтическим факторам.

Диагностика, профилактика и экспертиза утомления и переутом-

ления наряду с психологией труда актуальны и для гигиены тру-

да. Проблема стресса появилась и развивается как проблема

прежде всего медицинская и лишь потом педагогическая и со-

циальная. В этой главе мы рассмотрим некоторые из наиболее

актуальных и сложных психических состояний.

9.1. Сон, сноподобные состояния, гипноз

Общепринятый ответ, который можно получить из практики

повседневной жизни, состоит в том, что сон имеет восстановитель-

ное для организма действие: он дает возможность организму от-

дохнуть от труда в дневных условиях, от умственной и физической

работы. Но достаточно убедительных свидетельств в пользу этой

точки зрения, кроме правдоподобности с позиций здравого смыс-

ла, пока не существует. Более того, подобное утверждение вызыва-

ет некоторые недоуменные вопросы, которые будут рассмотрены

в настоящей главе.

Аля чего нужен сон? Не подлежит сомнению, что продолжи-

тельное бодроствование организма сопровождается вырабатыва-

нием нейрохимических веществ, которые в буквальном смысле

заставляют нас заснуть. Это подверждено многими эксперимен-

тами. В частности, у животных, принудительно лишенных сна, бра-

ли вытяжку спинномозговой жидкости и вводили другим живот-

ным, пребывавшим в состоянии высокой активности, после чего

они немедленно засыпали. Надо полагать, с биологической точки

зрения, для существования таких явлений, как сон и сноподоб-

ные состояния, у эволюционирующих организмов должны быть

очень веские причины, т. к. их незащищенность во время сниже-

ния активности и сна абсолютно очевидна. Недаром в греческой

мифологии бог сна Морфей считался родным братом бога смер-

ти Танатоса.

Если бы не существовало какой-то исключительно актуаль-

ной биологической потребности во сне, то естественный отбор

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

предоставил бы возможность развиваться тем организмам, кото-

рые не спят. Но самое интересное заключается в том, что есть

животные — двупалый ленивец, опоссум, летучая мышь, броне-

носец и др., — которые могут спать до 20 ч в сутки, проводя, та-

ким образом, 80—85 % своей жизни в спячке. Правда, большин-

ство из них спят в гнездах, пещерах, дуплах деревьев или иных

укромных местах.

Необходимо отметить, что встречаются и люди, для которых

потребность подольше поспать может оказаться чуть ли не веду-

щей, и наоборот, некоторым достаточно всего 2—3 ч, чтобы вы-

спаться. Есть сведения, согласно которым, короткий сон может

передаваться по наследству. Изучая электроэнцефалограммы

(ЭЭГ) головного мозга, ученые обнаружили связь с характерны-

ми изменениями альфа- и тета-ритмов в зависимости от сна, сно-

видений и сноподобных состояний. Наблюдаются также ОТЛИ-

ЧИЯ высокочастотного и низкочастотного спектров ЭЭГ при

различных видах сна. Исследования, проведенные на пациентах,

имеющих очень короткий сон, свидетельствуют, что гипотеза

о восстановительной функции сна не является достаточно кор-

ректной. Эти пациенты, бодрствуя, ничем не отличались по своей

активности от обычных людей.

Зависимость характера протекания фаз сна и альфа-ритма не-

однозначна, хотя взаимообусловленность обязательна. Сон может

развиваться под влиянием некоторых физических, физиологиче-

ских и психологических воздействий. Причем последние, как ока-

залось, могут вызывать наибольшее разнообразие сноподобных

состояний, таких как релаксации, гипнозы, медитации и др. Ранее

считали, что существуют только три основных состояния: бодр-

ствование, обычный сон и сон со сновидениями. В настоящее вре-

мя число состояний стараются дополнить, вводя как промежу-

точные (к примеру, «сон наяву»), так и особые (релаксационное,

медитативное, гипнотическо-каталептическое, сомнамбуличес-

кое, летаргическое и др.) [1].

В научном мире проявляется повышенный интерес к изме-

ненным состояниям сознания. Среди факторов физического воз-

Глава IX. Сложные психические состояния

действия на сознание ведущее место занимают информацион-

ные процессы (компьютеры и возможность воздействия на

психику за счет мира «виртуальной реальности», суггестивные воз-

действия средств массовой информации и т. п.). К числу физиоло-

гических воздействий можно отнести как естественные, так и ис-

кусственные (снотворное, алкоголь, транквилизаторы, наркотики

и пр.). Такие воздействия изучаются с целью предупреждения

опасных последствий. В частности, височная эпилепсия и сопро-

вождающее ее состояние бессознательного, автоматического по-

ведения могут быть вызваны у некоторых людей, если электриче-

ским током частотой 6—12 Гц раздражать миндалину, которая

находится в глубине под височной долей коры головного мозга.

Но известно также, что у больных эпилепсией приступы, очень

похожие на сон, могут быть вызваны при езде на автомобиле во

время восхода или захода солнца вдоль дороги, огороженной шта-

кетником. При определенной скорости движения планки шта-

кетника создают мелькание света той критической частоты, ко-

торая вызывает подобные припадки. О возможной связи сна со

многими другими состояниями сознания и сноподобными яв-

лениями свидетельствуют ЭЭГ-показатели.

Электроэнцефалограммы мозга свидетельствуют также о том,

что сон — наше общее свойство со всеми приматами, почти со

всеми другими млекопитающими и птицами. Существует мне-

ние, что это свойство восходит к рептилиям. Согласно заключе-

ниям многих исследователей, проявление сна у хищников и ряда

других развитых особей может сопровождаться сновидениями,

но может иногда оставаться без них. Это в значительной степени

зависит от образа жизни животного, а у человека сон почти всег-

да сопровождается сновидениями, но одни люди их припомина-

ют, а другие — почти нет [2].

Весьма интересные исследования проявлений сна были про-

ведены на млекопитающих, относящихся к различным видам (не

внутри вида). Оказалось, что у хищников сон со сновидениями

более част, чем у их жертв. Любопытно также, что сон без сно-

видений менее глубокий, и мы все являлись свидетелями того, как

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

кошки, собаки поднимают уши на звук, когда кажется, что они

крепко спят. Принято думать, что когда собаки во сне перебира-

ют лапами, как будто на бегу, им снится охота.

Факт, что глубокий сон со сновидениями редко посещает жертв

хищников, сегодня стал очевидным результатом естественного от-

бора. Кроме того, хищники — это обычно животные с большей

абсолютной величиной массы мозга и отношением массы мозга

к массе тела, чем их жертвы. Видимо, в этом есть определенный

смысл: поскольку сон сильно эволюционировал, глупые животные

реже обездвиживаются глубоким сном, нежели более развитые.

Проводя эмпирические сопоставления, К. Саган задается во-

просом: «С какой стати вообще развилось состояние столь глубо-

кого сна? Есть ли хоть один полезный намек касательно первона-

чальной функции сна?» Пытаясь найти на него ответ, он

рассуждает: «Дельфины, киты и другие млекопитающие, живу-

щие в воде, обычно спят очень мало. Между тем в океане нет мес-

та, где можно было бы спрятаться. Возможно так, что функция

сна состоит не в том, чтобы увеличить уязвимость животного,

а в том, что-бы ее сильно снизить?» У. Уэб из Флоридского уни-

верситета и Р. Меддис из Лондонского университета предполага-

ют, что дело обстоит именно таким образом. По их мнению, ме-

нее развитые животные, не способные в случае опасности по

собственной инициативе замереть, обездвиживаются неумоли-

мой силой сна. В частности, все малыши млекопитающих спят

значительно больше своих родителей. Но их сон отличается от

сна взрослых не только по длительности, но и по характеру про-

текания, особенно в фазе сновидения [3].

В этой связи небезынтересно рассмотреть вопрос о «парали-

че животных от испуга», который изучался задолго до появления

современных работ по различным состояниям сна. Такие экспе-

рименты проведены еще в прошлом веке и получили широкую

огласку, когда внимание ученых было направлено на изучение

феномена «гипнотизма». Благодаря немецким и австрийским

ученым они стали известны как «Experimenrum mirabile

Kircherie» [4].

Глава IX. Сложные психические состояния

Кирхер, наблюдая за убегающим от орла зайчонком, увидел,

как тот впал в совершенно необычное состояние, охарактеризо-

ванное Кирхером как «искусственная смерть» (с полной утратой

чувствительности и всеми признаками смерти). Несколько поз-

же сначала Чермак, а вслед за ним и Прейер выдвинули весьма

интересную гипотезу о защитном механизме подобных состоя-

ний, которые иногда позволяют избежать реальной преждевре-

менной смерти. Как известно, не всякий хищник берет добычу,

если она обездвижена не им. При изучении феноменологии по-

добных состояний были обнаружены различные участки на по-

верхности тела животных, при воздействии на которые происхо-

дит обездвижение. Многим, вероятно, приходилось наблюдать,

как кошка переносит котенка за загривок и при этом он не ока-

зывает никакого сопротивления. Экспериментируя с различны-

ми животными, ученые обнаружили, что даже у курицы при осо-

бых условиях наблюдается оцепенение, характерное для защитной

реакции на хищника. Так, например, если заложить голову кури-

цы под крыло и сделать по кругу несколько движений, держа ее




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.