КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ III 5 страница
ям снижения стрессового характера ситуации, и чрезмерное, или неуместное уменьшение двигательной активности, снижающее эффективность пассивно-защитного поведения. Принято разли- чать первичное и вторичное пассивное реагирование. Первичное возникает с самого начала экстремального воздействия, которое субъективно оценивается как невозможное, непонятное, неверо- ятное. Вторичное пассивное реагирование сменяет имеющуюся стрессогенную активизацию поведения. Это происходит вслед- ствие чрезмерной длительности стрессора или при его многократ- ном повторении. Следовательно, пассивное вторичное реагиро- вание при достаточной продолжительности и силе стрессора возникает практически у всех людей, т. е. и у тех, кто пытался активно устранить стрессор, и у тех, кто намеревался его пере- ждать. Однако при этом пассивное реагирование не является уни- версальным проявлением человека при длительном стрессе: оно может охватить одни функции и не затронуть другие [4]. Активность и пассивность поведения при стрессе определя- ются сочетанием внутренних и внешних факторов. К внутрен- ним относятся врожденная предрасположенность человека к ак- тивному или пассивному реагированию в критических ситуациях, а также субъективный опыт столкновения с подобными пробле- мами. Внешним фактором, определяющим активность адаптивного поведения, является экстремальность стрессора, которая зависит от: Глава IX. Сложные психические состояния 1) субъективной оценки опасности стрессора для целостно- сти субъекта; 2) степени субъективной значимости стрессора; 3) степени неожиданности стрессора; 4) близости действия стрессора к крайним точкам субъек- тивной шкалы «приятно-неприятно»; 5) продолжительности действия стрессора при сохранении его субъективной значимости [4]. Таким образом, проявление той или иной формы адаптив- ной активности определяется «совокупным сочетанием индиви- дуальной предрасположенности субъекта к активному либо пас- сивному реагированию и реализующей эту предрасположенность экстремальностью стрессора, которая также субъективно, осо- знанно или бессознательно, оценивается реагирующим на нее индивидом» [4]. Что касается целесообразности и предпочтительности той или иной формы реагирования, то, несмотря на комплексное сочета- ние внешних и внутренних, врожденных и приобретенных, осоз- наваемых и неосознаваемых, индивидуальных и коллективных компонентов, полезными для индивида в плане решения задачи преодоления стрессовой ситуации являются оба защитных меха- низма. Важным является избирательное использование той или иной тактики: так, при сильных, но кратковременных стрессо- рах более целесообразно активное защитное реагирование, тог- да как пассивная тактика более эффективна в ситуациях, экстре- мальность которых создается длительностью, а не силой воздействия. Вместе с тем, с точки зрения эгоцентричности субъекта (его самотождественности и целостности), предпочти- тельным является активное реагирование, поскольку оно служит для субъекта источником благоприятных сигналов о его потен- циальной успешности в овладении стрессором. 9.3.2. Вегетативный блок Выделяют «обслуживающую», регулирующую и превентивно- защитную вегетативную активность. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Вегетатика обслуживает психическую сферу, все, что проис- ходит в психике, базируется на физиологических механизмах. При этом психика как бы управляет вегетатикой. Их взаимодействие призвано обеспечить оптимальный режим психической деятель- ности. В некоторых случаях вегетатика может принимать на себя функции, которые условно рассмотрим как управляющие. Кро- ме того, вегетатика и выполняет защитные функции. При стрес- се, в ожидании опасности, т. е. превентивно, они могут резко уси- ливаться, становиться весьма заметными как для самого субъекта, так и для окружающих. В отличие от защитного поведения (аг- рессии или бегства), которое у человека в той или иной мере конт- ролируется сознанием и направлено на удаление опасного фак- тора, вегетативная защита непосредственно не контролируется сознанием и характеризуется широким набором защитных реак- ций, таких как экскреторно-эвакуаторная активность (рвота, потливость, слюноотделение, «медвежья болезнь»), сердечно-сосу- дистая, регенераторная и т. п. 9.3.3. Когнитивный блок Принято считать, что стресс негативно влияет на когнитивные (познательные) процессы. Однако не следует забывать, что стресс может и благоприятно изменять их течение, в частности, такого процесса, как мышление. Можно считать целесообразным подраз- деление изменений мышления при стрессе на три типа [4]: 1) активизация мышления субъекта с адекватным отраже- нием действительности в сознании (активизация дискур- сивно-логического мышления и возникновение инсайтных форм мышления, т. е. мыслительного «озарения»); 2) гиперактивизация мышления (появление навязчивых мыслей и образов; мнительность; бесплодное фантазиро- вание и гипернастороженность, проявляющаяся в бес- соннице и боязливости); 3) «уход» от решения стрессогенных проблем (решение побоч- ных, «замещающих» проблем, не имеющих отношения к дан- ной ситуации, или уменьшение активности мышления). Глава IX. Сложные психические состояния 9.3.4. Социально-психологический блок Любой человек, хочет он того или нет, испытывает на себе влия- ние своего социального окружения и, шире, социальной и пред- метной среды. При стрессе меняется отношение к окружающему миру, в том числе к миру людей, особенно при действии физиче- ских, физиологических стрессоров, так и в результате контактов с людьми, характер общения которых изменен стрессом. Целесообразно использовать три уровня анализа изменения общения как субсиндрома стресса. Первый (мегауровень) дол- жен охватывать анализ взаимодействия людей в их общении на протяжении больших отрезков времени, сопоставимых с продол- жительностью жизни поколений, с учетом так называемого «стресса жизни», т. е. изменения особенностей личностных ха- рактеристик и показателей здоровья, возникающих под влияни- ем длительных социальных, биологических и физических стрес- соров, действующих локально на группу людей или на широкие слои населения [4]. Второй уровень анализа (метоуровень) отно- сится к анализу отдельных актов общения людей при стрессе с учетом индивидуально психологических, характерологических особенностей каждого, а также с учетом специфики действую- щего стресс-фактора. Микроуровень — третий уровень анализа изменения общения при стрессе — касается изучения отдельных сопряженных элементов общения. Характер и динамика изменения общения при стрессе обус- ловливаются спецификой стрессогенной ситуации, индивидуаль- но-психологическими и личностными особенностями взаимодей- ствующих людей, а также социокультурными, национальными, этническими, религиозными нормами, принятыми в обществе, к которому принадлежат участники взаимодействия. Вместе с тем выявлены общие закономерности динамики общения при дли- тельном стрессе, в частности, связанные с развитием межлично- стных отношений [4]. Первой стадией является так называемое ориентировочное «замирание», когда человек, попадающий в стрессовую ситуацию, как бы замирает, затаивается, присматривается к окружающим, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ чтобы оценить перспективу своих дальнейших контактов с ними. Для этой стадии характерно снижение активности общения. Вторая стадия характеризуется увеличением интенсивности общения, даже у тех, кому не свойственны активные формы об- щения вне стрессогенных условий. Целью интенсификации об- щения является установление индивидуального ролевого статуса. Третья стадия может быть связана с необходимой или вы- нужденой помощью партнеру, при этом возникает, как правило, более тесное общение. Вынужденная помощь активизирует адап- тационные резервы как у того, кто помогает, так; и у того, кому помогают, т. к. и тот, и другой ощущают собственную ценность. Четвертая стадия связана со стабилизацией ролевого статуса, которая может происходить как на фоне негативных, так и по- зитивных эмоциональных проявлений. Пятая стадия развития общения при стрессе может сопро- вождаться как увеличением его активности, так и уменьшением. В первом случае в разных условиях могут преобладать компонен- ты межличностного взаимодействия либо консолидирующие группу (принятие на себя роли лидера или поддержка лидера, принятие ответственности на себя, дружелюбие), либо дезорга- низующие ее (конфронтация с лидером, отчуждение от инте- ресов группы, уклонение от ответственности). При уменьшении активности общения (во втором случае) возможен, во-первых, «уход» от общения, возникающий в результате снижения мо- тивации и способности к нему, во-вторых, «когнитивное ниги- лирование», при котором нарастает неприязнь к партнеру. При этом дальнейшее развитие «нигилирования партнера» чрева- то возникновением склонности к агрессии, направленной на себя — аутоагрессия (суицид) — или на партнера. В-третьих, при уменьшении активности общения возможно появление самоотчужденности, характерным признаком которой явля- ется снижение значимости собственной личности и мнения ок- ружающих, и, в-четвертых, появление самоуглубленности, при котором происходит усиление интериоризации мыслительной активности. Глава IX. Сложные психические состояния 9.3.5. Травматический стресс Травматический стресс является особой формой общей стрес- совой реакции, это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира [5, 6, 7, 8]. Трав- матические события резко отличаются от всего того, что было в прошлом опыте индивида, отличаются как необычностью, вне- запностью, а иногда бессмысленностью и несправедливостью про- исходящего, так и глубиной и силой переживаний. Травматиче- ский стресс возникает тогда, когда ситуация (а точнее, личностная значимость для субъекта) перегружает адаптационные, психоло- гические и физиологические возможности, разрушая при этом защиту личности и вызывая психическую травму. При этом дале- ко не каждое стрессовое событие способно вызвать травматиче- ский стресс. Чтобы стрессовая ситуация стала травматической, она должна, во-первых, осознаваться субъектом как таковая и, во-вторых, нарушать, изменять, а иногда и разрушать привыч- ный образ жизни и образ мира [5]. Психотравмирующими явля- ются не любые сильные или потрясающие переживания, а лишь такие, которые могут быть причиной определенной клинической патологии [9]. В последнее время подход к оценке травматичности пере- житой ситуации был несколько смягчен. В качестве травмати- ческих теперь признаются любые ситуации (необязательно все- гда «выходящие за рамки человеческого опыта»), в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей (или своей собствен- ной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас или чув- ство беспомощности [6, 8, 10]. Кроме того, поскольку детерминантами психического состо- яния являются не только сами ситуации (события) и их личност- ный смысл для субъекта, но и индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, то важно учитывать и этот фактор. Ведь известно, что одна и та же стрессовая ситуа- ция может почти не затронуть одного человека и вызвать травму ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ у другого. Следовательно, как мы уже указывали в теории пси- хических состояний, значима не сама по себе ситуация (хотя в трав- матическом стрессе она, безусловно, важна), а ее личностный конк- ретный смысл для данного индивида. Проанализировав особенности травматического стресса, опи- санные в Международной классификации психических наруше- ний [5], и используя теорию психических состояний А. О. Прохо- рова [11], согласно которой любое психическое состояние может описываться с точки зрения его влияния на психические процес- сы, физиологические реакции, поведение и переживание, можно выделить следующие симптомы травматического стресса: 1) связанные с особенностями протекания психических про- цессов; 2) с особенностями протекания физиологических реакций; 3) поведенческие симптомы; 4) симптомы травматического стресса, вызванные пережи- ваниями субъекта. В травматическом стрессе отмечается регрессия, примитиви- зация всех психических процессов и резкое снижение качества их протекания. Особенно при этом страдает память (вплоть до полной амнезии) и нарушается внимание, главным образом его антипирующая функция и такое свойство, как концентрация. Возрастают иллюзии и нарушается мышление, увеличивается количество ошибок при решении когнитивных задач. Оценка реальности становится менее эффективной, мощность объектив- ного критического подхода ослабевает, мышление становится спутанным и иррациональным [12]. Что касается физиологических изменений, то среди симпто- мов этого блока можно указать возникновение реакций, напо- минающих или символизирующих травматическое событие: спазм в желудке, головных болей и т. п. [5]. Информативными и значимыми являются поведенческие симптомы. В посттравматическом состоянии человек стремится избежать всего того, что хоть как-то связано с пережитой трав- мой (разговоров, места или людей, напоминающих о травме) [5]. Глава IX. Сложные психические состояния Кроме того, у субъекта выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, он становится равнодушным ко всему, его нич- то не интересует. Появляется чувство отстраненности, отчужден- ности от других, ощущение одиночества и трудность, даже невоз- можность установления близких отношений с другими. Можно указать две причины такого поведения. С одной стороны, это ощу- щение собственного уникального опыта, и в связи с этим окружаю- щие воспринимаются как скучные, ничего не понимающие в жиз- ни. Именно поэтому жертвы так тянутся друг к другу (Союз ветеранов афганской войны, чеченской войны и т. п.) [5, 7]. По их мнению, только человек, испытавший подобное, может понять их [5]. С другой стороны, психическая реальность может совпадать и с социальной: жертва не всегда вызывает сочувствие окружаю- щих, иногда, наоборот, она может вызвать и агрессивные реак- ции [6, 8]). Кроме того, люди начинают сторониться пострадав- шего, как бы боясь заразиться от него несчастьем (дети Чернобыля, СПИД) [5]. Среди поведенческих эффектов выделя- ются также речевые нарушения, злоупотребление лекарствами и алкоголем, снижение уровня энергетического обеспечения по- ведения, возникновение странных манер и нетипичных (нехарак- терных) поведенческих черт [12]. Что касается симптомов, связанных с трансформациями эмо- циональной сферы, особенностями переживаний, то можно отме- тить следующее. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Это проявляется в виде воспоминаний, кошмарных снов, появления иллюзий и галлюцинаций [5]. Характерным симп- томом является актуализация чувства вины, в итоге человек как бы «застревает» в прошлом. У людей, переживших психическую трав- му, чувство вины возникает в трех видах: как вина за воображае- мые грехи; за то, что не сделал; как вина «выжившего» [5]. Кроме того, отмечается актуализация интенсивных негатив- ных переживаний при столкновении с чем-то, напоминающим травматическое событие, возрастает болезненная мнительность, ослабевают моральные и эмоциональные ограничения, появля- ются депрессия и беспомощность, самооценка резко падает. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Среди состояний, центральным звеном которых является психо- травмирующее переживание, можно назвать следующие: состоя- ние неудовлетворенности, тоски, подавленности (субдепрессив- ные), тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности (состояние фобического круга), эмоциональной напряженности, а также иные сложные совокупности, возникаю- щие при наличии внутреннего конфликта, столкновении инди- вида с непомерными препятствиями и трудностями. Вопросы для самопроверки по 9-й главе 1. Почему все сложные психические состояния правильно на- зывать психофизиологическими? 2. Что такое быстрый и медленный сон? 3. Как связаны гипноз и внушение? 4. В чем различие понятий «монотония», «усталость», «утом- ление», «переутомление»? 5. Что означают понятия «стресс», «стрессор»? 6. Как проявляется психологический стресс? Список литературы к п. 9. 3 1. Селье Г. Стресс без дистресса. М, 1979. 2. Селье Г. Очерк об адаптационном синдроме. М, 1960. 3. Селье Г. На уровне целого организма. М, 1966. 4. Китаев-Смык А. А. Психология стресса. М, 1983. 5. Черепанова Е. И. Психологический стресс. М, 1997. 6. Зеленова М. £., Аазебная Е. О., Тарабрина Н. В. Психологи- ческие особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане // Психологический журнал. Т. 18. №2.1997. 7. Маклаков А. Г. Проблемы прогнозирования психологиче- ских последствий локальных военных конфликтов // Психоло- гический журнал. Т. 19. № 2.1998. 8. Аазебная Е. О., Зеленова М. Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал. Т. 19. № 2.1999. Глава IX. Сложные психические состояния 9. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотера- пия семьи. СПб, 1999. 10. Тарабрина Н. В., Аазебная Е. О. Синдром посттравматиче- ских стрессовых нарушений: современное состояние и пробле- мы // Психологический журнал. Т. 13. № 2.1992. 11. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М, 1998. 19. Фонтана А,. Как справиться со стрессом. М, 1995. Литература к п. 9.1 1. Исторически в электроэнцефалографии сон без сновиде- ния называется «медленноволновым сном», сон со сновидения- ми — «парадоксальным сном», а гипнотическое состояние — «гипнотическим сном». 2. Труетт Аллисон и Доменик Сикчетн из Иельского универ- ситета обнаружили, что в среднем хищники видят сны намного чаще, чем их жертвы, которые, напротив, с большей вероятно- стью спят без сновидений. 3. Sagan С. «The Dragons of Edem». Coronet books, H/S, 1977. 4. По имени ученого, впервые заявившего об этих состояниях животных (Kircherie). 5. Аанилевский В. Я. Единство гипнотизма у человека и жи- вотных. СПб, 1891. * Оказывается, что во время «быстрого сна» определенный участок варолиевого моста изменяет активность «центра локо- моции», который простирается от варолиева моста дальше вниз вдоль ствола мозга и не дает центру локомоции активировать не- рвные структуры спинного мозга, ответственные за реципрок- ное (т. е. попеременное) движение конечностей. 6. R. Drucker- Colin, Mario Shkurovich, M. H. Chase. «The Functions of Sleep». Academic Press, Inc., 1979. 7. Гроф С. За пределами мозга. (Пер. State University of New- York Press.) M., 1993. 8. См. выше. 9. Аюбуа П. О психотерапии. Вып. II. М.: Наука, 1911. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 10. Дюбуа П. Влияние духа на тело. СПб.: изд. «Литературно- медицинского журнала», 1907. 11. Гримах. А. П. Моделирование состояний человека в гипно- зе. М.: Наука, 1978. 12. Руководство по психотерапии. Ташкент: «Медицина», 1979. 13. Кипецкий М. А. Внушение и мы. М.: «Знание», 1983. 14. Rapport sekret... (deBALLY). In: BERTRAM.) A., 1826. 15. FariaJ. С De la cause du sommeil lucide, Reimpr. Avec pref. et introd. parle Dr D. G. Delgado. Paris, 1906. 16. Bernheim I. Hypnotisme, suggestion, psychotherapie. Paris, 1891. 17. Шсрток А. Непознанное в психике человека. М.: «Про- гресс», 1982. Дополнительная литература к п. 9.1 1. Фрейд 3. Психология бессознательного // «О сновидении». М.: «Просвещение», 1990. 2. Гримах А. П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М.: «Наука», 1978. 3. Бирман Б. Н. Экспериментальный сон. Материалы к вопросу о нервном механизме сна нормального и гипнотического / под ред. акад. И. П. Павлова. С, 1925. 4. Теппервайн К. Высшая школа гипноза. Гипноз — самогип- ноз. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 5. Саган К. Драконы Эдема. М., «Знание», гл. VI, 1986. 6. Современная теория сновидений. Сборник по психологии. / под ред. Фландерс С. М.: «Рефл-бук», 1999. Человек как индивид, личность, индивидуальность и проблемы прикладной психологии
ГЛАВА X ТЕМПЕРАМЕНТ (ПСИХОДИНАМИКА) Ключевые слова Сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Эргичность, пластичность, темп, эмоциональная чувствительность Многообразию человеческого поведения в различных жизнен- ных ситуациях мы обязаны своеобразному сочетанию различных подструктур нашей личности: эмоциям, воле, характеру, интел- лекту, отношениям, мотивам и т. п. Темперамент — одна из та- ких подструктур. Понятием «темперамент» определяют совокуп- ность динамических и эмоциональных характеристик личности. В число динамических характеристик включают такие, как ско- рость возникновения психических процессов и их устойчивость (к примеру, скорость мышления, устойчивость внимания), пси- хический темп и ритм, подвижность (скорость смены психиче- ских реакций). Динамические характеристики определяют энер- гетический уровень поведения: интенсивность, скорость, темп. К числу эмоциональных характеристик поведения относят такие свойства, как импульсивность, эмоциональную возбудимость, реактивность, силу эмоций, тревожность и др. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Темперамент — это одна из наиболее длительно изучаемых психологических категорий. История исследования темперамента насчитывает более 2,5 тыс. лет. Термин «темперамент» в научный обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н. а). В переводе с латинского «темперамент» обозначает «надлежащее соотношение частей». Гиппократ развивал учение о том, что тем- перамент определяется соотношением, пропорцией четырех жидкостей в организме: крови, слизи, желчи и черной желчи. Пре- обладание крови соответствует сангвиническому темпераменту (сангвис — кровь (лат.), слизи — флегматическому (флегма — слизь (греч.), желчи — холерическому (холэ — желчь (греч.), чер- ной желчи — меланхолическому (мелана холэ — черная желчь (греч.). В темперамент Гиппократ включал как физиологические, так и психологические черты. Типология Гиппократа — первая в истории науки классификация темпераментов. Согласно Гиппократу, сангвиник отличается высокой актив- ностью, богатой жестикуляцией. Он подвижен, впечатлителен, быстро отзывается на окружающие события, относительно лег- ко переживает неприятности. Холерик характеризуется высоким уровнем активности; он энергичен, резок и стремителен в движениях, импульсивен. В эмо- циональных ситуациях проявляет несдержанность, вспыльчи- вость, гневливость. Меланхолику присущи низкий уровень активности и повы- шенная эмоциональная чувствительность. Эти черты во многом обусловливают эмоциональную ранимость, сниженный уровень двигательной и речевой активности. Меланхолик замкнут, скло- нен к глубоким внутренним переживаниям. Флегматика отличает низкий уровень поведенческой активно- сти: он медлителен, невозмутим, ровен, спокоен. Он испытывает внутренний дискомфорт при попытке переключиться с одной деятельности на другую. Флегматик склонен к постоянству в сфе- ре чувств и настроений. Типология темпераментов Гиппократа относится к разряду гуморальных теорий, связывающих темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Глава X. Темперамент (психодинамика) В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента впервые обобщена и систематизирована немец- ким философом И. Кантом. Органической основой темперамента Кант считал качествен- ные особенности крови. Однако в его классификации наблюда- ется смешение черт темперамента и характера. К примеру, санг- винический темперамент Кант характеризует следующим образом: «Этот человек достаточно добродушен для того, чтобы оказать помощь другому, но он плохой должник и всегда требует отсрочки». Характеристика холерика: «Холерик любит быть рас- порядителем, организатором дела, но сам вести его не хочет. Гос- подствующая его страсть — честолюбие. Он охотно берется за общественные дела и любит громкие похвалы, блеск и т. д.» (1). Очевидно, что приведенные психологические описания отража- ют преимущественно характеристические черты личности. В отличие от гуморальных теорий, рассматривающих в ка- честве материального субстрата темперамента жидкую среду организма, морфологические (конституциональные) теории в ка- честве такового определяют особенности телосложения. Теория темперамента Э. Кречмера, получившая распростра- нение в 30—40 гг. XX в., строилась на изучении связи психических особенностей человека с его конституцией. Он определял темпе- раменты на основе выделенных им конституционных типов сло- жения. Кречмер отмечал, что у больных, страдающих маниакаль- но-депрессивным психозом (циклотимией), чаще встречается пикническое телосложение: широкая грудь, коренастая, широ- кая фигура, крупная голова, выступающий живот. У больных шизофренией преобладает астенический тип конституции: длин- ная и узкая грудная клетка, длинные конечности, удлиненное лицо, слабая мускулатура, тонкие кисти, тонкий, лишенный жира живот, худощавость. Пикническому конституционному типу, по Кречмеру, соответствует циклоидный (циклотомический) темпе- рамент. Для него характерна адекватная реакция на внешние сти- мулы, стремление к общению, легкая приспособляемость к ок- ружению. Циклоиду не свойственно противопоставление себя ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ окружающему миру, он «требует жизни для себя и дает жить другим» (2). Люди, принадлежащие к данному типу, принимают жизнь такой, какая она есть. Они не являются людьми строгой последо- вательности и продуманной схемы, «это практики, которые рань- ше знакомятся с человеком и реальными возможностями, а за- тем уже считаются с принципом» (2). Среди личностей, принадлежащих к циклоидному типу, дос- таточно редко, как полагал Кречмер, встречаются асоциальные ка- чества. Такие определения, как «деятельный, экономный, предпри- имчивый, солидный», наиболее типичны для описания сферы деятельности циклоидов. Их дополняют также возможная бестакт- ность, суетливость, склонность к смелым, но необдуманным пред- приятиям и поступкам. Эмоции циклоида колеблются в диапазо- не от веселого до грустного настроения. При этом каждый из принадлежащих к данному типу имеет тяготение к одному из двух полюсов эмоций — веселья либо грусти. Чувства циклоидов естест-
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |