КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ III 6 страница
венны, непритворны и очевидны для внешнего наблюдения. В группе циклоидных темпераментов Кречмер выделил не- сколько подгрупп, связанных между собой широкими перехода- ми и вместе с тем наблюдающимися иногда одновременно у од- ного и того же лица: 1) болтливо-веселые; 2) спокойные юмористы; 3) тихие, душевные люди; 4) беспечные любители жизни; 5) энергичные практики. Шизоидный (шизотоимический) темперамент, соответствую- щий астенической конституции, характеризуется такими черта- ми, как замкнутость, необщительность, склонность к уходу в себя, неадекватность реакций внешним воздействиям. Кречмер указы- вал, что шизоиды имеют поверхность и глубину. За внешними про- явлениями сложно бывает понять психологию этих людей. Креч- мер так писал об этом: «Многие шизоидные люди подобны римским домам и виллам с их простыми и гладкими фасадами, Глава X. Темперамент (психодинамика) с окнами, закрытыми от яркого солнца ставнями, но где в полу- сумраке внутренних помещений идут празднества» (2). Шизоиды живут событиями преимущественно внутренней, а не внешней жизни. В группе шизоидного темперамента Креч- мер также выделил три подгруппы: 1) необщительный, тихий, сдержанный, серьезный (лишен- ный юмора), чудаковатый; 2) застенчивый, боязливый, тонко чувствующий, нервный, сентиментальный, друг книг и природы; 3) послушный, добродушный, равнодушный, глупый. Черты первой группы, считал Кречмер, красной нитью про- ходят через вторую и третью группы как наиболее общие. Эмоции шизоидов находятся между полюсами эмоциональ- ной сензитивности и нечувствительности (тупости). Каждый, кто принадлежит к данному типу темперамента, тяготеет к одному из этих полюсов. Тяготеющие к полюсу эмоциональной интен- сивности отличаются уязвимостью, сентиментальностью, обид- чивостью, тонкостью чувств, мимозоподобностью натуры. Проза реальной жизни отталкивает их, воспринимается как резкая, гру- бая, некрасивая. Это обстоятельство побуждает их к уходу в себя, в мир внутреннего «Я», где они могут «вести фантастическую, бездеятельную, но полную мыслей жизнь в грезах... Они ищут одиночества, чтобы закутаться в шелк собственной души...» (2). Те из шизоидов, кто находится ближе к полюсу эмоциональ- ной нечувствительности, отличаются эмоциональной холодно- стью, неприступностью, сдержанностью, равнодушием. Характерная черта любого шизоида — аутизм (погруженность в себя). Они стремятся избегать внешних раздражителей, пред- почитая быть наедине с собой, своими мыслями и чувствами. При- чины необщительности различны — от робости и тревоги до хо- лодности и активного неприятия других. Отдельные шизоиды предпочитают избирательную общительность — в определенной социальной среде, с людьми, выбранными по определенному при- знаку. Отличительная черта их общения — поверхностный ха- рактер, отсутствие глубоких эмоций. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ У. Шелдон, американский врач и психолог, продолжил науч- ное изучение связи основных типов темперамента с типом сома- тического строения. Исходным для Шелдона являлось не понятие «тип», а компо- нента телосложения. Всего им выделено три варианта телосло- жения — эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный (3). Первый тип телосложения — эндоморфный, характеризовал- ся общей сферической формой, мягкостью, наличием большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, крупной головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и но- гами, слаборазвитыми костями и мышцами. Мезоморфный тип с широкими плечами и грудной клеткой, массивной головой, мус- кулистыми руками и ногами, слабо развитой жировой прослой- кой. Эктоморфный — с длинными и тонкими руками и ногами, узкой грудной клеткой и плечами, неразвитой мускулатурой, от- сутствием подкожного жирового слоя, хорошо развитой нервной системой. У них вытянутое лицо, высокий лоб, тихий голос. Телосложение каждого человека Шелдон рассматривал с точ- ки зрения количественной представленности типов. Числовые зна- чения могли располагаться в диапозоне от 1 до 7. Таким образом, телосложение каждого человека оказалось представленным оцен- кой, состоящей из трех цифр. Они отражали степень выражен- ности компонентов телосложения — соматотип. Далее Шелдон обнаружил, что компонентам телосложения соответствуют опре- деленные компоненты темперамента, выделенные им как пер- вичные. Они получили названия «виснеротония», «соматотония», «церебротония». Висцеротоническому типу темперамента соот- ветствует эндоморфное телосложение, соматическому — мезо- морфное, церебротоническому — эктоморфное. Висцеротоники общительны, приветливы, ориентируются на других людей, терпимы, нуждаются в общении в тяжелую мину- ту. Они отличаются глубоким сном, любовью к пище и комфор- ту, расслабленностью осанки и движений. Соматотоники любят приключения, риск и физические на- грузки. Они энергичны, агрессивны, храбры, малочувствительны Глава X. Темперамент (психодинамика) к боли, имеют громкий голос. В общении стараются занимать до- минирующие позиции, стремятся к власти, психологически ма- лочувствительны, недостаточно тактичны. Церебротоники отличаются скрытностью чувств, сдержанно- стью манер, тихим голосом. Они тревожны, испытывают труд- ности в общении, предпочитают умственную деятельность, склон- ны к одиночеству. Выводы Э. Кречмера и у. Шелдона неоднократно подверга- лись экспериментальным проверкам. Многие из полученных ре- зультатов были противоречивыми. Однако в целом исследовате- ли пришли к заключению, что между телосложением человека и его темпераментными качествами существует хотя и слабая, но статистически достоверная связь. Описанные выше гуморальная и морфологическая теории иг- норировали роль нервной системы в структуре психологических индивидуальных различий. Русский физиолог И. П. Павлов впер- вые показал связь четырех типов темперамента, выделенных ан- тичными исследователями, со свойствами нервной системы (4). Существующие на настоящий момент морфологические данные подтверждают большую вариативность индивидуальных разли- чий питоархитектоники коры головного мозга. Павлов установил, что темперамент представляется соотно- шением возбуждения и торможения в нервной системе. Он вы- делил три основных свойства нервной системы: 1) сила процессов возбуждения и торможения, которая за- висит от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы (степень соответ- ствия силы возбуждения силе торможения); 3) подвижность нервных процессов (скорость смены возбуж- дения торможением и наоборот). Четыре основных типа комбинаций этих свойств И. П. Пав- лов описал как четыре типа высшей нервной деятельности. Им соответствуют четыре типа темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной систе- мы соответствует темпераменту сангвиника. Сильный, уравнове- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ шенный, инертный тип характеризует темперамент флегмати- ка. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием процесса воз- буждения тип определяет темперамент холерика. Слабые нерв- ные процессы — отличительная черта меланхолика. И. П. Павлов разработал обширный комплекс методик для измерения свойств нервных процессов. Вот описание некоторых из них. Для оценки силы возбуждения определяли скорость об- разования и упрочения условного рефлекса. Чем быстрее шел этот процесс, тем, соответственно, более сильным был процесс воз- буждения. В соответствии с методикой «кофеиновая проба» уста- навливали дозу кофеина, при которой наблюдалось ослабление условного рефлекса. Чем больше была доза, при которой возни- кало ухудшение условно-рефлекторной деятельности, тем силь- нее оказывался процесс возбуждения. Согласно И. П. Павлову, жизненное значение свойств нервной системы связано с необходимостью адаптации человека к воздей- ствиям окружающей среды. Действующие из нее раздражители нередко отличаются большой силой, интенсивностью. Нервные клетки при этом должны выносить эти чрезвычайные напряже- ния. Если этого не происходит, возможны срывы нервной систе- мы. В этом заключается жизненное значение силы нервных про- цессов. Кроме того, организму приходится подавлять, задерживать действие одних раздражителей под влиянием других, более су- щественных. Для этого необходима сила уже не возбудительно- го, а тормозного процесса. Свойство уравновешенности нервной системы отражает степень равновесия процессов возбуждения и торможения. Значение свойства подвижности связано с тем, что стимулы в окружающей среде могут часто и неожиданно колебаться. Ор- ганизм должен адекватно реагировать на эти изменения, успе- вать за ними. Выделение основных свойств нервной системы являлось ве- личайшим достижением научной мысли XX в. Учение И. П. Пав- лова о типах имеет долголетнюю и сложную историю. Он начал Глава X. Темперамент (психодинамика) заниматься экспериментальными исследованиями этого вопро- са в 1 909 г. и только в 1935 г. пришел к общей теории типов выс- шей нервной деятельности. Выделяя общие типы нервной системы в качестве базовых де- терминант темперамента, Павлов, тем не менее, допускал сущест- вование и других свойств нервной системы, а также другую их комбинацию. Ученики Павлова Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын продолжили линию исследований, начатую им. Они показали, что существуют такие свойства нервной системы, как лабильность и динамичность, связанные с темпераментом (5). Кроме того, они выявили, что такое свойство нервной системы, как сила, само по себе не определяет продуктивности человека. В зависимости от отношения к труду, от широты и направленности интересов, зна- ний, навыков, способности организовать свою деятельность труд людей со сходной нервной системой будет отличаться конечны- ми результатами. Работы школы Теплова-Небылицына показали, что свойства нерв- ной системы должны рассматриваться не абстрактно, а относи- тельно процессов возбуждения и торможения. В этой связи сфор- мулировано представление о первичных и вторичных свойствах. К первичным относятся сила, лабильность, динамичность и подвиж- ность по возбркдению и торможению, ко вторичным — уравно- вешенность по этим параметрам. В рамках данной школы установлено, что лабильность нервной системы — это свойство, определяющее скорость возникновения возбудительного или тормозного процессов. Динамичность опре- деляет скорость и легкость выработки положительных и отрица- тельных условных рефлексов. Продолжателем исследований структуры темперамента в связи со свойствами нервной системы является В. М. Русалов. Он рассмат- ривает структуру темперамента как сочетание подструктур эргич- ности, пластичности, темпа, эмоциональной чувствительности, вы- ступающих как отдельно, так и имеющих социальную окраску (6). Под эргичностью Русалов понимает степень напряженности взаимодействия человека с предметной средой. Социальная эр- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ точность отражает степень напряженности с социальной средой (миром людей). Пластичность проявляется в степени легкости пе- рехода с одних предметных программ поведения на другие. Соци- альная пластичность отражает легкость перехода с одних социальных программ поведения на другие. Индивидуальный темп характери- зует скорость реализации поведенческих предметных программ Ви- зуальный — скорость реализации социальных программ Эмоцио- нальность понимается как чувствительность. Эмоциальность социальная — чувствительность в социальных контактах. Созданная В. М. Русаловым специальная теория индивидуаль- ности направлена на объяснение закономерностей порождения, становления и развития темперамента (7). Рассматривая темпе- рамент как базовую характеристику индивидуальности, он раскры- вает его связь с другими подструктурами — способностями и ха- рактером. Он рассматривает темперамент как важное условие формирования общих способностей. Экспериментально доказано, что в процессе своего развития общие способности взаимодейству- ют с темпераментом прежде всего через характеристики актив- ности — эргичности, пластичности, темпа (8). Темперамент не может напрямую определять содержатель- ные стороны личности (стремления, интересы, идеалы), однако и динамические, и эмоциональные стороны темперамента в зна- чительной степени влияют на характер человека. Такие качества, как энергичность, способность страстно увлекаться, уравновешен- ность в поведении, гибкость, динамичность реакции, воздейству- ют на систему социальных отношений личности, которые опре- деляются свойствами характера (9). Приведенные выше теории темперамента различаются коли- чеством и значимостью его характеристик, однако большинство ученых признают существование двух основных свойств темпера- мента — это общая активность и эмоциональность. В настоящее время для оценки свойств темперамента используются различные опросники — опросник структуры темперамента В. М. Русалова, измеряющие тревожность (Спилбергер, Тейлор), нейротизм (Ай- зенк), активность (Я. Стреляу) и другие. Глава X. Темперамент (психодинамика) Отличительной чертой темперамента является его устойчи- вость. Это значит, что темперамент мало подвержен изменени- ям как в течение жизни, так и в кратких жизненных ситуациях. Темперамент является результатом взаимодействия двух факто- ров — наследственного и средового. Влияние наследственного фактора хорошо изучено на живот- ных. Так, в экспериментах по отбору и разделению наиболее ак- тивных и пассивных крыс по двигательному поведению и после- дующему скрещиванию внутри каждой группы удается вывести «чистые» линии — активных и пассивных. Для изучения роли наследственности в формировании инди- видуальных различий важную роль играет метод близнецов. Близ- нецовым методом доказано, что двигательная активность, слож- ные движения, в особенности тонкие движения кистей рук, наследственно обусловлены. Индивидуальный темп выполнения самых разных действий также в значительной степени контро- лируется генотипом (10). Тот факт, что многие свойства человека определяются наслед- ственностью, говорит об относительной устойчивости влияния воспитания и среды. Утверждение, что в процессе воспитания темперамент может быть изменен, является ошибочным. Благо- даря воспитанию меняются навыки и привычки человека, но не темперамент. В связи с этим в процессе воспитания следует фор- мировать у ребенка такие навыки, привычки, способы поведе- ния, которые помогали бы сглаживать природные недостатки темперамента. Однако не только воспитатели оказывают влияние на прояв- ления темперамента ребенка, сам по себе он воздействует на про- цесс воспитания. Так, с момента рождения некоторые особенности темпе- рамента вызывают вполне определенное поведение взрослых (прежде всего родителей). Тем самым темперамент ребенка действует на воспитательные методы взрослых. Это говорит о том, что среда влияет на ребенка опосредованно, через свойства его темперамента. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Литература 1. Кант И. Антропология. М., 1948. 2. Крсчмер Э. Строение тела и характер: Психология индиви- дуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 219—247. 3. Шелдон У. Анализ конституционных различий по биогра- фическим данным: Психология индивидуальных различий: Тек- сты. М.: Изд-во МГУ. 1982. С. 252-261. 4. Павлов И. П. Полное собр. соч.: В 6 т. М.-Л., 1951-1952. 5. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М.: Пе- дагогика, 1990. С. 408. 6. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. Методи- ческое пособие. М., 1990. 7. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения спе- циальной теории индивидуальности человека //Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23-35. 8. Русалов В. М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психологический журнал. 1995. Т. 16. №5. С. 12-23. 9. Ковалев А. Г., Мясищев В. И. Темперамент и характер: Пси- хология индивидуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 167-171. 10. Данилова И. И., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 399. ГЛАВА XI ХАРАКТЕР И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ Ключевые слова Неплодотворная и плодотворная ориентация. Акцентуация. К. Аеонгард. А. Е. Аичко. А. ф. Аазурский 11.1. Проблема характера в психологии Проблема характера — одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней не- изменно поддерживается ее теоретической сложностью и колос- сальной практической значимостью. Известно, что успешность человека в семейной жизни, межличностных отношениях, про- фессиональной деятельности прямо зависит не только от его спо- собностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловаж- ную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста. Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития че- ловека и его искусства жить. Характерология давно выделилась как важная субдисциплина психологии. Ее проблематика расши- рилась до характера возраста, пола, народа, социального характе- ра. Несмотря на это, теоретическое осмысление данного фено- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ мена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остают- ся открытыми многие вопросы, существуют противоречия [1,20]. Первые попытки составить представление о характере были сделаны еще Платоном. Введенный им термин «характер», в пере- воде с греческого «черта», «примета», «чеканка», в ходу был для обозначения своеобразных черт человека. Наряду с ним использо- вался термин «этос» — нрав, обычай. Платон полагал, что характер определяется врожденными добродетелями, и пытался составить их классификацию, основанную на этических принципах. Первый трактат о характерах составил Теофраст. Он дал описа- ние 30 типов с точки зрения преобладания нравственных черт — типы льстеца, болтуна, труса, лицемера и др. Многие столетия этот трактат, написанный очень ярко и выразительно, считался образ- цом типологии характеров. Лишь в XVII в. переводчик Теофраста французский моралист и писатель Ж. де Лабрюиер составил но- вый трактат «Характеры, или Нравы нынешнего века». К проб- лемам характера обращались многие выдающиеся философы, на- пример К. Гельвеции, Д. Дидро, Дж. С. Милль, в их работах развивается этический подход к феномену характера, выдвига- ются вопросы о его природе и месте в структуре личности. К середине XIX в. возрастает количество научных работ по дан- ной проблематике, углубляется собственно психологическое ос- мысление феномена характера, утверждается сам термин харак- терологии. В эти годы складываются школы характерологии: французская (А. Бине, Ф. Полан, Ф. Галль, Т. Рибо), английская (Дж. С. Милль, Ф. Гальтон), немецкая (В. Штерн, Э. Кречмер) и рус- ская (А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский). Ф. Полан в книге «Психология характера» (1896) развивает представление о том, что природа характера коренится в изна- чальных душевных стремлениях. Эти стремления комбинируют- ся по законам ассоциаций и определяют строение характера. Другой французский психолог Альфред Бине (1857—1911) углуб- ляет собственно психологический подход к структуре характера, предлагает рассматривать его как взаимодействие эмоциональ- ных, волевых и интеллектуальных свойств. Такое представление Глава XI. Характер и психологический опыт личности о структуре характера получило подтверждение в других иссле- дованиях и прочно вошло в характерологию. Наиболее значительный вклад в учение о характерах связан с именем выдающегося русского психолога А. Ф. Лазурского (1847—1917). В его знаменитых работах «Очерк науки о харак- терах» и «Классификация личностей» на материале классической литературы, истории, жизненных наблюдений по-новому осмыс- лены ключевые вопросы характерологии — природа и структура характера, классификация [10,11]. А. Ф. Лазурский рассматрива- ет характер как один из аспектов личности, четко выделяя спе- цифику данного феномена. Характер, по А. Ф. Лазурскому, пред- ставляет собой устойчивые поведенческие формы, способы, которые выражают саму личность. Характерологические свойства проявляются как устойчивые способы поведения. Природа характерологических свойств исключительно слож- на. Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представля- ют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности, составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структуриру- ются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. Они образуют другое ядро — природные, генотипические свойства. На основе нравственно-духовных и природных свойств развер- тывается процесс усвоения социального опыта — поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате складываются ус- тойчивые привычные формы поведения, поведенческие паттер- ны и сложный ансамбль поведенческих форм. Таким образом, А. Ф. Лазурский подошел к пониманию характера как сложного этико-психологического образования из устойчивых поведенчес- ких форм, способов, реакции, причинно коренящихся и во врож- денных нравственно-духовных склонностях человека, и в природ- ных психических свойствах, и в приобретенных поведенческих установках, привычках. Новое толкование данного феномена основывается на дина- мической теории характера, основы которой разработаны 3. Фрей- дом. Он полагал, что в основе характера лежат глубинные источни- ки психической энергии. Характер, по 3. Фрейду, представляет ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ особую форму психической энергии. Он объяснил динамический потенциал характерологических черт сублимацией различных форм либидо. 3. Фрейд также показал, что фундаментальная сущ- ность характера строится не на единичных свойствах, а является целостной структурой. Черты характера следует понимать как синдром, являющийся специфическим выражением этой особой
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |