КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ III 4 страница
ний, посвященные божествам и вере. В древнейшем папирусе, который египтологи рассматривают как копию еще более раннего и утерянною текста, существует сле- дующая запись: «Принеси опрятную и начищенную лампу, напол- ни ее лучшим ароматным маслом и повесь на клин из куска лавро- вого дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика Погрузи его в сон твоей рукой и заж- ги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди его и спроси так: «Что видел ты?» Ответил он: «Да! Я видел богов вокруг лампы». Тогда будут говорить ему боги все, о чем их будут спрашивать...». По этому поводу В. Е. Рожнов дает очень пра- вильное и вполне однозначное заключение. «Полагаем, — пишет он, — что слова «погрузи его в сон твоей рукой» и то, что в этом Глава IX. Сложные психические состояния искусственно вызванном сне мальчик обретал возможность «ви- деть богов» и «разговаривать» с ними, не оставляет никакого со- мнения о характере описываемого в папирусе состояния, в кото- ром находился мальчик, — он был в гипнозе». (По В. Е. Рожнову, с. 144) [12]. Геродот (V в. до н. э.) был знаком с подобными явлениями через наиболее развитую ассиро-вавилонскую медицину, где ис- пользовались заклинания, магические формулы, сожжения фи- гурок демонов, сопутствующие приему снадобий. Известно, что в Эпидавре, древнегреческом городе в Пелопоннесе, существова- ли культовые центры бога врачевания Асклепия, где в круглых помещениях служители культа погружали одновременно боль- шое число людей в сон и внушали приход Асклепия, который обращался к больным, расспрашивал об их страданиях и осво- бождал от них. Практика т. н. «чудесных исцелений», нашедшая свое отра- жение особенно в религиозной литературе всех времен и наро- дов, сводилась к тому, что в обстановке религиозного экстаза пу- тем внушения и самовнушения у субъектов устранялись функциональные нарушения глухоты, слепоты, потери речи, раз- личного рода параличи и другие психогенные болезни [13]. Под крышей «запредельного знания» часто скрывались от- кровенное невежество и стремление любым путем наживаться на легковерных людях. Целительство и используемые методы чаще всего не имели и не имеют в настоящее время никакого отношения к проповедуемым целителями способам излечения. Первые научные представления о суггестивных явлениях при- нято связывать с именем венского врача Франса Антона Месмера (1734—1815). Основное содержание его теории посвящалось за- висимости психического от энергии космического эфира (флюи- да), пронизывающего всю Вселенную. Его искренняя вера в су- ществование «животного магнетизма», который играл роль посредника в излечении, воспринимается современными специа- листами исключительно как заблуждение ученого, уверовавшего в «чудесное» излечение на сеансах «флюидотерапии». Теория Мес- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ мера натолкнулась на сильную оппозицию научных кругов, в част- ности, врачей, которые единогласно пришли к заключению, что магнетических флюидов просто не существует [14]. Изучая механизм гипнотических явлений, португальский аб- бат Фариа еще в 1814 г. писал, что причина магнетизма (гипноз) не в магнетизере, а в магнетизируемом (во внушаемом). Но эти взгляды слишком опередили свое время и не были поняты ни его современниками, ни многими их последователями [15]. Так что же такое гипноз? Следует признать, что точного определения все еще не существует, хотя гипнотические явле- ния достаточно хорошо изучены, и существовало много попы- ток создать общую теорию, объясняющую истинную природу этого явления. Известно, что не только люди, но и животные впадают в со- стояние оцепенения, похожее на сноподобное, которому и при- своено за это наименование «гипноз» (от гр. hypnos — сон). После публикации работы Брэда «Нейрогипнология, или Тракт о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения для целей облегчения и исцепления болезней» термину «гипноз» суждено навсегда утвердиться в науке и жизни и вытеснить мес- меровское выражение «магнетизм». Однако непросвещенность людей в вопросах суггестии созна- тельно поддерживалась долгое время правительствами многих стран. Это позволяло, с одной стороны, сохранять высокую управ- ляемость людей и кондиционируемость умов, а с другой — про- возгласить гипнотизацию исключительной привилегией меди- цины. В настоящее время большинство цивилизованных стран проводят открытую политику в отношении суггестивных явле- ний и гипноза. Тем не менее искусство гипнотизации специаль- но не афишируется из-за возможности некорректного его исполь- зования и нанесения вреда человеку. Первая идейная основа проявления внушаемости в социуме заложена в 1866 г. доктором из Нанси А. Льебо (1823—1904). Он издал книгу «Сон и подобные ему состояния, рассматриваемые, Глава IX. Сложные психические состояния прежде всего, с точки зрения влияния разума на тело». Льебо счи- тал гипноз разновидностью сна. Чуть позже в Нанси профессор университета И. Бернгейм (1840—1919) возглавил нансийскую школу. Проводя многочисленные исследования, он доказал, что «гипнотическое состояние не есть патологическое; большинство людей внушаемы, и не гипноз делает человека способным к вну- шаемости, а наоборот, внушаемость есть причина гипнотических состояний». Все проявления гипноза сводятся, в сущности, к вну- шению, откуда и берет свое начало знаменитая фраза нансийцев «Гипноза нет, есть внушение» [16]. Практически одновременно с Бернгеймом член Французской академии наук, невролог Жан Мартен Шарко формирует дру- гую школу, получившую название сальпетриерской. Взгляды нан- сийцев и сальпетриерцев разошлись вначале методически, а за- тем концептуально. Но огромная заслуга Шарко состоит в том, что он привлек внимание широких кругов ученых к проблеме суггестивных явлений. Как пишет аналитик истории этого вопроса Л. Шерток: «Более ста лет велись ожесточенные споры, различ- ные комиссии составляли доклады и проверяли друг друга, мно- гие ученые — Пюисегюр (1785), Брэд (1843), Льебо (1866), Рише (1875), Бернгейм (1884) и др. — изучали эти проблемы, и лишь после работ Шарко (1882) суггестивные явления были признаны предметом научного исследования» [17]. Шарко лишь с конца 70-х гг. XIX в. стал изучать гипноз на больных, страдающих истерией, и неверно полагал, что проявле- ние внушаемости — патологическое состояние. Парижская школа Ж. М. Шарко сделала много для клинического знакомства с гип- нозом, с его стадиями. Она впервые привлекла феномены гипно- за для объяснения так называемых «чудесных исцелений», миф о которых веками служил для укрепления религии. Это подняло гипнологию на новую ступень, и поэтому не без основания 70-е и 80-е гг. XIX в. вошли в историю психотерапии как «золотой век гипноза». Тем не менее, идентифицируя его с истерией, Ж. М. Шар- ко выдвинул положение о болезненной природе гипноза. Про- тивостояние парижской (сальпетриерской) и нансиискои школ завершилось победой исследователей из Нанси. К тому времени Бернгейм высказал мысль о том, что происхождение болезнен- ных гипнотических стадий, наблюдаемых Ж. М. Шарко, связано исключительно с внушением, исходящим от гипнотизирующего, а не с патологической природой самого гипноза Огромное значение в раскрытии механизмов гипноза и массо- вых явлений суггестии сыграли работы отечественных исследовате- лей: В. Я. Данилевского, А. А. Токарского, И. П. Павлова, К. И. Плато- нова и многих др. В настоящее время научный интерес представляют работы В. Е. Рожнова, А. М. Свядоща, Л. П. Гримака. Итак, если обобщенно подойти к различным наблюдениям исследователей природы гипноза и суггестивных явлений, то мож- но заключить следующее: 1. Гипнотическое состояние наблюдается при определенных целенаправленных воздействиях, которых человек не осознает и принимает за исходящие «от себя». В силу этого они имеют абсолютизируемое им и неотвратимое на психофизиологическом уровне регуляции значение, благодаря чему становится возмож- ным излечение. 2. Гипнотическое состояние можно получить искусственным путем не только иод воздействием гипнолога, но и самостоятель- но (в виде сомнамбулического сна). 3. Гипноз — не патология, а измененное состояние сознания нормальных людей и частный случай проявления внушаемости. 4. Исследование суггестивных явлений не может быть огра- ничено только медицинским аспектом гипнотизации, они при- сутствуют и в массовом поведении людей. 5. Реальные причины веры людей в защитную силу амулетов, целебное свойство предметов культа и т. п. (что было характерно для ранних, примитивных уровней развития человечества и эпо- хи тотемизма) кроются в суггестивном проявлении нашей пси- хики и в реальных физиологических реакциях организма на это воздействие. 6. Механизмы суггестивного воздействия стали более понят- ными не так давно, и сейчас происходит массовое осознание еще Глава IX. Сложные психические состояния одного из величайших открытий прошлого века, а именно — со- циального направления исследования суггестивных явлений. 7. Культура человечества в настоящем и будущем во многом определяется и будет определяться знанием работы суггестивных механизмов восприятия информации, знанием той роли, кото- рую играют самые различные суггестии в регуляции поведения. 9.2. Монотония, усталость, утомление и переутомление Жизнь человека от рождения до смерти — не что иное, как череда кризисов и следующих за ними подъемов жизненной ак- тивности. Новые исследования на основе теории нелинейных про- цессов показали, что вариативность реакций организма — это вер- ный признак здоровья. Наоборот, монотонное протекание жизненных процессов — это предвестник нарушения жизненно важных функций. Не случайно человек с трудом переносит длительное отсут- ствие перемен в окружающей его обстановке. Молодому здоро- вому машинисту магистрального локомотива в комфортабельной кабине очень трудно дается физическое бездействие (гиподина- мия) на фоне однообразия сенсорного поля, прерываемого ред- кими сигналами светофоров и показаниями приборов. Бедная маловариативная информационная модель ситуации, доминирующая в сознании, отсутствие динамики порождают сонливость. Для контроля бдительности машинистов и предуп- реждения засыпания применяются все новые специальные тех- нические устройства, и тем не менее случаются ошибки, иногда трагические, обусловленные изменением сознания как результа- том монотонии. Особенно труден быстрый переход от состоя- ния монотонии к необходимости «молниеносных» реакций на опасность (красный свет светофора, посторонний предмет на путях и т. д.). Аналогичные состояния монотонии могут развиваться у ра- бочих на конвейере и во многих других ситуациях производствен- ной деятельности. Собственно, первые предпосылки подавления ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ естественных ритмов организма начинаются с поступления ре- бенка первый раз в первый класс и сохраняются в очень многих профессиях. Даже передвигается гражданин современного горо- да, сидя либо в личном, либо в общественном транспорте. Проблема профилактики мышечной гипотонии и психоло- гического состояния монотонии относится к числу наиболее ак- туальных в психологии труда, инженерной психологии и эргоно- мике. Состояние монотонии в известной мере напоминает состояние транса. Общим для этих двух состояний является ис- кусственное нарушение динамики протекания нервно-психиче- ских процессов, т. е. второго принципа СГП — принципа актив- ности и процессуальности психики в условиях ее нормального функционирования. И транс, и монотония легко переходят в ес- тественный сон. Транс и монотония — это измененные (расщепленные) состоя- ния сознания. В отличие от наведения транса в ситуации психоте- рапии, когда отрыв от реальности уместен и полезен, развитие монотонии в условиях трудовой или учебной деятельности, как правило, дает только негативные результаты, прежде всего в фор- ме расстройств внешне направленного внимания, столь необходи- мого в труде и учебе. 9.2.1. Утомление Противоположные нарушения оптимальной работо- и дее- способности наступают при чрезмерной физической, интеллек- туальной и сенсорной нагрузке. Психологическое состояние, возни- кающее при этом, описывается как чувство усталости. Усталость, в свою очередь, рассматривается как субъективный компонент бо- лее широкого психофизиологического состояния утомления. Утомление определяется в Большой медицинской энцикло- педии как «временное уменьшение функциональных возможно- стей организма (физиологической системы органов), вызванное интенсивной или длительной работой и выражающееся в сни- жении работоспособности», а усталость — как субъективная ха- рактеристика — «ощущение утомления». Глава IX. Сложные психические состояния Усталость и утомление изучались главным образом физиоло- гами. Психологических исследований меньше. Важным аспектом диагностики утомления является учет иерархического строения этого психофизиологического состояния. Соответственно, при подборе методик диагностики следует понимать, на каком уров- не они работают. Не следует забывать, что утомление двойственно по своей при- роде. С одной стороны, это нормальная физиологическая реак- ция на физическую, эмоционально-волевую и интеллектуальную нагрузку, совершенно необходимая для тренировки. Без утомле- ния нельзя выработать выносливость, необходимую в любом деле. С другой, это состояние пониженной работо- и дееспособно- сти, опасное при многих видах особо ответственного труда, на- пример у хирурга во время операции или у летчика в полете. Следовательно, диагностика утомления должна быть диффе- ренцированной. Практически важно установить, какие именно психические и физиологические функции снижены, а какие пока сохранены. При одной степени утомления данная конкретная деятельность может быть еще разрешена, а при другой — нет. Подобные исследования весьма зависят от эффективности диагностики состояния мотивационной сферы. Никакие физи- ческие и физиологические параметры, полученные без учета это- го фактора, не дают оснований для обоснованных экспертных вы- водов. Таким образом, утомление должно быть признано типич- ным психофизиологическим, а не только физиологическим со- стоянием. Соответственно, рациональная диагностика, монито- ринг и профилактика утомления возможны лишь при условии гармоничного сочетания социологических, психологических и физиологических методов. История изучения утомления убедительно это подтвержда- ет. Ни одна биохимическая теория утомления, даже мышечного, не была принята научной общественностью. С годами все боль- ший авторитет набирала центрально-нервная теория утомления, предложенная И. М. Сеченовым. А это значит, что понимание ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ утомления и переутомления возможно только при учете всех уров- ней регуляции функций — сознательной и неосознаваемой, пси- хологической, физиологической и гуморальной (биохимической). Психологическое изучение утомления имеет свои традиции. Еще в 1902 г. Э. Крепелин на основании многочисленных экспе- риментов с дозированной работой показал, что фактическая кри- вая продуктивности есть равнодействующая влияния на организм и личность работника многих и разных факторов. В их числе: результаты упражнений, утомления, стимуляции в начале и в конце рабочих циклов, привыкания («насыщения») и напряжения воли (произвольного внимания). Схематически эти влияния могут быть представлены в форме классической кривой работы Крепелина. Е. А. Деревянко и другие авторы предложили свои модификации кривой работы в соответствии с новыми экс- периментальными данными. 9.2.2. Переутомление как функциональное состояние и как неврастенический синдром Как все сложные психологические состояния, переутомление — это состояние не «чисто» психологическое, а психофизиологиче- ское в точном смысле этого слова, т. е. оно в равной мере и психо- логическое, и телесное, и патофизиологическое. Состояние переутомления может возникать как при физи- ческой, так и при умственной перегрузке. Оно похоже и не по- хоже на простое утомление. Главное отличие состоит в том, что симптомы утомления проходят после ночного сна, а проявления переутомления кумулируются и нарастают день ото дня. В отличие от утомления, переутомление — это болезненное состояние, по своей природе весьма близкое одному из видов нев- роза, а именно — неврастении, т. е. раздражительной слабости. Как все неврозы, выраженное переутомление возникает как психогенное заболевание. Это значит, что перегрузки сами по себе, как правило, не приводят к длительному переутомлению. Вовре- мя принятые простые меры нормализации сна и отдыха быстро его купируют. Глава IX. Сложные психические состояния Напротив, при неблагоприятных психологических условиях патологический процесс углубляется, и разворачивается картина невроза. Решающую роль в таком развитии событий, как при вся- ком неврозе, играет психогения, связанная с неуспехом в деятель- ности, приведшей к переутомлению. Большая медицинская энциклопедия определяет переутом- ление как «комплекс функциональных нарушений в организме, обусловленных чрезмерным однократным утомлением или про- грессирующим накоплением утомления, сохраняющимся на про- тяжении длительного времени (недель, месяцев)... Переутомле- ние может перейти в типичный неврастенический синдром». Неврастания в этой же энциклопедии (синоним — нервное переутомление, нервное истощение) — это «психогенное забо- левание из группы неврозов, основным проявлением которого яв- ляется состояние раздражительной слабости — повышение ис- тощаемости и замедленность восстановления психических процессов». Связь неврастении с переутомлением была подмечена впер- вые американскими врачами — Бирдом (G. M. Beard) и Ван-Дюсе- ном (van Deusen). Неврастения — это болезнь трудоголиков. В Рос- сии частота первичной заболеваемости неврастаниеи колеблется и зависит от общей социальной обстановки в стране. Росту заболеваемости способствует переутомление в соче- тании с психогениями, нерешенностью жизненных задач, не- уверенностью в завтрашнем дне и другими негативными пере- живаниями. При утомлении и переутомлении в числе первых расстройств отмечается снижение качества внимания (концентрации, распре- деления и переключения). Появляются ошибки, сначала мелкие, а затем более серьезные. Нарушается сон, ухудшаются самочув- ствие и настроение. Пропадает интерес к работе и жизни, соответственно, сни- жается профессиональная дееспособность в целом, а не только работоспособность. Раздражительность со временем сменяется апатией, расстраивается память. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Симптоматика переутомления и меры профилактики (психологогигиенические мероприятия) сведены К. К. Платоно- вым в таблицу 3. Таблица 3 Схема степеней переутомления Симптомы Снижение дееспособ- ности Усталость Волевая компенсация усталости Эмоциональ- ные сдвиги Расстройство сна Снижение умственной работоспо- собности Лечебно- профилакти- ческие меро- приятия Степени переутомления начинающееся мало при усиленной нагрузке не требуется временами снижение интереса к работе трудно засыпать или просыпаться нет отдых, физ- культура, развлечения легкое заметно при обычной нагрузке достаточна периодиче- ская неустой- чивость настроения то же трудно сосре- доточиться очередной отпуск выраженное выражено при облегчен- ной нагрузке недостаточно раздражитель- ность сонливость днем забывчивость внеочередной отпуск тяжелое резко без всякой нагрузки незначи- тельная резкая раздражи- тельность, сменяющая- ся угнетени- ем бессоница ослабление внимания и памяти лечение у врача При неуспехе профилактических мер и развитии неврасте- нического синдрома необходимо лечение у врача, предпочтитель- Глава IX. Сложные психические состояния но психотерапевта. Лечение неврастении должно быть комплекс- ным при ведущей роли психотерапии. В помощь психотерапии применяются медикаментозные средства, нормализующие фи- зиологические функции нервной системы, снижение нагрузки, оптимизация сна и отдыха, лечебная физкультура. 9.3. Стрессовые состояния Термин «стресс» введен в науку канадским ученым-физиоло- гом Г. Селье в 1936 г. Он обнаружил «синдром ответа на раздра- жение как таковое» [1]. Этот синдром получил название «триа- ды», которая включала в себя: увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников; уменьшение вилоч- ковой железы и лимфатических желез; точечные кровоизлияния в слизистой оболочке желудка и кишечника. Г. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными для любого заболева- ния, и объединил их в единую систему на основе идентичного ме- ханизма управления этими реакциями и общего процесса раз- вития. Г. Селье определил стресс как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реак- ций организма, первично подготавливающих к физической ак- тивности, т. е. к сопротивлению, борьбе или бегству [2]. Он пред- ложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Поверхностная энергия доступна «по первому требо- ванию» и восполнима за счет глубокой. Глубокая адаптационная энергия мобилизуется путем адаптационной перестройки гоме- остатических механизмов организма. Как считал Г. Селье, ее ис- тощение необратимо и ведет к гибели или старению. Выделено три стадии развития стресса: 1. Стадия тревоги. Для нее характерны мобилизация адапта- ционных возможностей организма и повышение его устойчиво- сти по отношению к конкретному стрессогенному воздействию. 2. Стадия стабилизации, характеризующаяся сбалансирован- ным расходованием адаптационных резервов. При этом все па- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ раметры, выведенные из строя на первой стадии, закрепляются на новом уровне, тем самым поддерживается практически не- отличимое от нормы существование организма в условиях повы- шенного требования к его адаптивным системам. 3. Стадия истощения. На ней (как и на первой) в организме возникают сигналы о рассогласовании стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. Но, в отличие от первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию резервов организма, здесь эти сигналы можно рассматривать как призы- вы о помощи, которая может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в форме устранения стрессора [1, 3]. Г. Селье выделял кратковременный и длительный стрессы. Для кратковременного характерны бурное расходование поверхно- стных адаптационных резервов и начало мобилизации глубоких. Длительный характеризуется постепенной мобилизацией и рас- ходованием «поверностных» и «глубоких» адаптационных резер- вов. И хотя кратковременный и длительный стрессы отличаются друг от друга, тем не менее в их основе лежат идентичные меха- низмы, работающие с разной интенсивностью. В настоящее время существование двух мобилизиционных уровней адаптации поддерживается многими исследователями, однако тезис об абсолютной необратимости затрат «адаптаци- онной энергии» является скорее символическим, чем экспери- ментально обоснованным [4]. Современными исследователями достаточно хорошо изуче- на первая стадия стресса, в ней выделяют три периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям. В первых публикациях Г. Селье не рассматривал участия нерв- ных регуляционных механизмов в формировании стресса. Сей- час имеется достаточное количество экспериментальных данных, позволяющих говорить о различных формах вовлечения кортико- лимбико-гипоталамической системы при разных формах стрес- совой нагрузки на организм [4]. В зависимости от сложности биологической системы и от уровня ее эволюционного развития различают следующие формы стресса [4]: Глава IX. Сложные психические состояния — биологический — форма стресса, характерная для многих беспозвоночных животных при воздействии разнообраз- ных физических и физико-химических факторов; — физиологический — форма стресса, проявляющаяся в на- рушении тех или иных физиологических процессов; — эмоциональный (психологический) — форма стресса, при которой на первый план по значимости или заметности для исследователя выступают психологические стресс- реакции. Подобное рассмотрение разных форм стресса, безусловно, правомерно, но при этом не стоит забывать, что стресс все-таки является общим неспецифическим отве- том организма, т. е. понятие «стресс» представляет собой единый концепт. Л. П. Китаев-Смык определяет стресс как общий адаптаци- онный синдром организма [4]. Исследуя структуру стресса, он вы- деляет следующие структурные блоки (субсиндромы): 1) эмоционально-поведенческий; 2) вегетативный; 3) когнитивный; 4) социально-психологический. Коротко охарактеризуем каждый из перечисленных блоков. 9.3.1. Эмоционально-поведенческий блок Различают две формы эмоционально-поведенческого реаги- рования при стрессе: активное реагирование, характеризующее- ся усилением эмоционально-двигательной, поведенческой актив- ности, и пассивное, для которого характерно уменьшение указанной активности при кратковременных, но достаточно ин- тенсивных экстремальных воздействиях. Активное реагирование направлено на удаление экстремального фактора и предотвраще- ние развития стрессогенной ситуации. Пассивное направлено на пережидание действия стрессора. При этом важным является вопрос об адекватности реагиро- вания на ту или иную ситуацию. Активное реагирование может быть как адекватным, так и неадекватным решению выхода из ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ стрессовой ситуации, предотвращению неблагоприятного воздей- ствия стрессора. При чрезмерной, нерациональной активизации поведение может сопровождаться ошибочными действиями, воз- никающими на основе неправильной оценки текущей ситуации, иллюзорным представлением субъекта об опасности, неправиль- ным прогнозом развития событий, снижением контроля за соб- ственными действиями. Такое положение может возникнуть при панике. В свою очередь, пассивное реагирование также может быть адекватным и неадекватным ситуации. В связи с этим различают пассивное поведенческое реагирование, адекватное требовани-
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |