Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ III 4 страница




ний, посвященные божествам и вере.

В древнейшем папирусе, который египтологи рассматривают

как копию еще более раннего и утерянною текста, существует сле-

дующая запись: «Принеси опрятную и начищенную лампу, напол-

ни ее лучшим ароматным маслом и повесь на клин из куска лавро-

вого дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем

поставь перед ней мальчика Погрузи его в сон твоей рукой и заж-

ги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова

разбуди его и спроси так: «Что видел ты?» Ответил он: «Да! Я видел

богов вокруг лампы». Тогда будут говорить ему боги все, о чем их

будут спрашивать...». По этому поводу В. Е. Рожнов дает очень пра-

вильное и вполне однозначное заключение. «Полагаем, — пишет

он, — что слова «погрузи его в сон твоей рукой» и то, что в этом

Глава IX. Сложные психические состояния

искусственно вызванном сне мальчик обретал возможность «ви-

деть богов» и «разговаривать» с ними, не оставляет никакого со-

мнения о характере описываемого в папирусе состояния, в кото-

ром находился мальчик, — он был в гипнозе». (По В. Е. Рожнову,

с. 144) [12].

Геродот (V в. до н. э.) был знаком с подобными явлениями

через наиболее развитую ассиро-вавилонскую медицину, где ис-

пользовались заклинания, магические формулы, сожжения фи-

гурок демонов, сопутствующие приему снадобий. Известно, что

в Эпидавре, древнегреческом городе в Пелопоннесе, существова-

ли культовые центры бога врачевания Асклепия, где в круглых

помещениях служители культа погружали одновременно боль-

шое число людей в сон и внушали приход Асклепия, который

обращался к больным, расспрашивал об их страданиях и осво-

бождал от них.

Практика т. н. «чудесных исцелений», нашедшая свое отра-

жение особенно в религиозной литературе всех времен и наро-

дов, сводилась к тому, что в обстановке религиозного экстаза пу-

тем внушения и самовнушения у субъектов устранялись

функциональные нарушения глухоты, слепоты, потери речи, раз-

личного рода параличи и другие психогенные болезни [13].

Под крышей «запредельного знания» часто скрывались от-

кровенное невежество и стремление любым путем наживаться

на легковерных людях. Целительство и используемые методы

чаще всего не имели и не имеют в настоящее время никакого

отношения к проповедуемым целителями способам излечения.

Первые научные представления о суггестивных явлениях при-

нято связывать с именем венского врача Франса Антона Месмера

(1734—1815). Основное содержание его теории посвящалось за-

висимости психического от энергии космического эфира (флюи-

да), пронизывающего всю Вселенную. Его искренняя вера в су-

ществование «животного магнетизма», который играл роль

посредника в излечении, воспринимается современными специа-

листами исключительно как заблуждение ученого, уверовавшего

в «чудесное» излечение на сеансах «флюидотерапии». Теория Мес-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

мера натолкнулась на сильную оппозицию научных кругов, в част-

ности, врачей, которые единогласно пришли к заключению, что

магнетических флюидов просто не существует [14].

Изучая механизм гипнотических явлений, португальский аб-

бат Фариа еще в 1814 г. писал, что причина магнетизма (гипноз)

не в магнетизере, а в магнетизируемом (во внушаемом). Но эти

взгляды слишком опередили свое время и не были поняты ни его

современниками, ни многими их последователями [15].

Так что же такое гипноз? Следует признать, что точного

определения все еще не существует, хотя гипнотические явле-

ния достаточно хорошо изучены, и существовало много попы-

ток создать общую теорию, объясняющую истинную природу

этого явления.

Известно, что не только люди, но и животные впадают в со-

стояние оцепенения, похожее на сноподобное, которому и при-

своено за это наименование «гипноз» (от гр. hypnos — сон). После

публикации работы Брэда «Нейрогипнология, или Тракт о нервном

сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму

и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения

для целей облегчения и исцепления болезней» термину «гипноз»

суждено навсегда утвердиться в науке и жизни и вытеснить мес-

меровское выражение «магнетизм».

Однако непросвещенность людей в вопросах суггестии созна-

тельно поддерживалась долгое время правительствами многих

стран. Это позволяло, с одной стороны, сохранять высокую управ-

ляемость людей и кондиционируемость умов, а с другой — про-

возгласить гипнотизацию исключительной привилегией меди-

цины. В настоящее время большинство цивилизованных стран

проводят открытую политику в отношении суггестивных явле-

ний и гипноза. Тем не менее искусство гипнотизации специаль-

но не афишируется из-за возможности некорректного его исполь-

зования и нанесения вреда человеку.

Первая идейная основа проявления внушаемости в социуме

заложена в 1866 г. доктором из Нанси А. Льебо (1823—1904). Он

издал книгу «Сон и подобные ему состояния, рассматриваемые,

Глава IX. Сложные психические состояния

прежде всего, с точки зрения влияния разума на тело». Льебо счи-

тал гипноз разновидностью сна. Чуть позже в Нанси профессор

университета И. Бернгейм (1840—1919) возглавил нансийскую

школу. Проводя многочисленные исследования, он доказал, что

«гипнотическое состояние не есть патологическое; большинство

людей внушаемы, и не гипноз делает человека способным к вну-

шаемости, а наоборот, внушаемость есть причина гипнотических

состояний». Все проявления гипноза сводятся, в сущности, к вну-

шению, откуда и берет свое начало знаменитая фраза нансийцев

«Гипноза нет, есть внушение» [16].

Практически одновременно с Бернгеймом член Французской

академии наук, невролог Жан Мартен Шарко формирует дру-

гую школу, получившую название сальпетриерской. Взгляды нан-

сийцев и сальпетриерцев разошлись вначале методически, а за-

тем концептуально. Но огромная заслуга Шарко состоит в том,

что он привлек внимание широких кругов ученых к проблеме

суггестивных явлений. Как пишет аналитик истории этого вопроса

Л. Шерток: «Более ста лет велись ожесточенные споры, различ-

ные комиссии составляли доклады и проверяли друг друга, мно-

гие ученые — Пюисегюр (1785), Брэд (1843), Льебо (1866), Рише

(1875), Бернгейм (1884) и др. — изучали эти проблемы, и лишь

после работ Шарко (1882) суггестивные явления были признаны

предметом научного исследования» [17].

Шарко лишь с конца 70-х гг. XIX в. стал изучать гипноз на

больных, страдающих истерией, и неверно полагал, что проявле-

ние внушаемости — патологическое состояние. Парижская школа

Ж. М. Шарко сделала много для клинического знакомства с гип-

нозом, с его стадиями. Она впервые привлекла феномены гипно-

за для объяснения так называемых «чудесных исцелений», миф

о которых веками служил для укрепления религии. Это подняло

гипнологию на новую ступень, и поэтому не без основания 70-е

и 80-е гг. XIX в. вошли в историю психотерапии как «золотой век

гипноза». Тем не менее, идентифицируя его с истерией, Ж. М. Шар-

ко выдвинул положение о болезненной природе гипноза. Про-

тивостояние парижской (сальпетриерской) и нансиискои школ

завершилось победой исследователей из Нанси. К тому времени

Бернгейм высказал мысль о том, что происхождение болезнен-

ных гипнотических стадий, наблюдаемых Ж. М. Шарко, связано

исключительно с внушением, исходящим от гипнотизирующего,

а не с патологической природой самого гипноза

Огромное значение в раскрытии механизмов гипноза и массо-

вых явлений суггестии сыграли работы отечественных исследовате-

лей: В. Я. Данилевского, А. А. Токарского, И. П. Павлова, К. И. Плато-

нова и многих др. В настоящее время научный интерес представляют

работы В. Е. Рожнова, А. М. Свядоща, Л. П. Гримака.

Итак, если обобщенно подойти к различным наблюдениям

исследователей природы гипноза и суггестивных явлений, то мож-

но заключить следующее:

1. Гипнотическое состояние наблюдается при определенных

целенаправленных воздействиях, которых человек не осознает

и принимает за исходящие «от себя». В силу этого они имеют

абсолютизируемое им и неотвратимое на психофизиологическом

уровне регуляции значение, благодаря чему становится возмож-

ным излечение.

2. Гипнотическое состояние можно получить искусственным

путем не только иод воздействием гипнолога, но и самостоятель-

но (в виде сомнамбулического сна).

3. Гипноз — не патология, а измененное состояние сознания

нормальных людей и частный случай проявления внушаемости.

4. Исследование суггестивных явлений не может быть огра-

ничено только медицинским аспектом гипнотизации, они при-

сутствуют и в массовом поведении людей.

5. Реальные причины веры людей в защитную силу амулетов,

целебное свойство предметов культа и т. п. (что было характерно

для ранних, примитивных уровней развития человечества и эпо-

хи тотемизма) кроются в суггестивном проявлении нашей пси-

хики и в реальных физиологических реакциях организма на это

воздействие.

6. Механизмы суггестивного воздействия стали более понят-

ными не так давно, и сейчас происходит массовое осознание еще

Глава IX. Сложные психические состояния

одного из величайших открытий прошлого века, а именно — со-

циального направления исследования суггестивных явлений.

7. Культура человечества в настоящем и будущем во многом

определяется и будет определяться знанием работы суггестивных

механизмов восприятия информации, знанием той роли, кото-

рую играют самые различные суггестии в регуляции поведения.

9.2. Монотония, усталость, утомление и переутомление

Жизнь человека от рождения до смерти — не что иное, как

череда кризисов и следующих за ними подъемов жизненной ак-

тивности. Новые исследования на основе теории нелинейных про-

цессов показали, что вариативность реакций организма — это вер-

ный признак здоровья. Наоборот, монотонное протекание

жизненных процессов — это предвестник нарушения жизненно

важных функций.

Не случайно человек с трудом переносит длительное отсут-

ствие перемен в окружающей его обстановке. Молодому здоро-

вому машинисту магистрального локомотива в комфортабельной

кабине очень трудно дается физическое бездействие (гиподина-

мия) на фоне однообразия сенсорного поля, прерываемого ред-

кими сигналами светофоров и показаниями приборов.

Бедная маловариативная информационная модель ситуации,

доминирующая в сознании, отсутствие динамики порождают

сонливость. Для контроля бдительности машинистов и предуп-

реждения засыпания применяются все новые специальные тех-

нические устройства, и тем не менее случаются ошибки, иногда

трагические, обусловленные изменением сознания как результа-

том монотонии. Особенно труден быстрый переход от состоя-

ния монотонии к необходимости «молниеносных» реакций на

опасность (красный свет светофора, посторонний предмет на

путях и т. д.).

Аналогичные состояния монотонии могут развиваться у ра-

бочих на конвейере и во многих других ситуациях производствен-

ной деятельности. Собственно, первые предпосылки подавления

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

естественных ритмов организма начинаются с поступления ре-

бенка первый раз в первый класс и сохраняются в очень многих

профессиях. Даже передвигается гражданин современного горо-

да, сидя либо в личном, либо в общественном транспорте.

Проблема профилактики мышечной гипотонии и психоло-

гического состояния монотонии относится к числу наиболее ак-

туальных в психологии труда, инженерной психологии и эргоно-

мике. Состояние монотонии в известной мере напоминает

состояние транса. Общим для этих двух состояний является ис-

кусственное нарушение динамики протекания нервно-психиче-

ских процессов, т. е. второго принципа СГП — принципа актив-

ности и процессуальности психики в условиях ее нормального

функционирования. И транс, и монотония легко переходят в ес-

тественный сон.

Транс и монотония — это измененные (расщепленные) состоя-

ния сознания. В отличие от наведения транса в ситуации психоте-

рапии, когда отрыв от реальности уместен и полезен, развитие

монотонии в условиях трудовой или учебной деятельности, как

правило, дает только негативные результаты, прежде всего в фор-

ме расстройств внешне направленного внимания, столь необходи-

мого в труде и учебе.

9.2.1. Утомление

Противоположные нарушения оптимальной работо- и дее-

способности наступают при чрезмерной физической, интеллек-

туальной и сенсорной нагрузке. Психологическое состояние, возни-

кающее при этом, описывается как чувство усталости. Усталость,

в свою очередь, рассматривается как субъективный компонент бо-

лее широкого психофизиологического состояния утомления.

Утомление определяется в Большой медицинской энцикло-

педии как «временное уменьшение функциональных возможно-

стей организма (физиологической системы органов), вызванное

интенсивной или длительной работой и выражающееся в сни-

жении работоспособности», а усталость — как субъективная ха-

рактеристика — «ощущение утомления».

Глава IX. Сложные психические состояния

Усталость и утомление изучались главным образом физиоло-

гами. Психологических исследований меньше. Важным аспектом

диагностики утомления является учет иерархического строения

этого психофизиологического состояния. Соответственно, при

подборе методик диагностики следует понимать, на каком уров-

не они работают.

Не следует забывать, что утомление двойственно по своей при-

роде. С одной стороны, это нормальная физиологическая реак-

ция на физическую, эмоционально-волевую и интеллектуальную

нагрузку, совершенно необходимая для тренировки. Без утомле-

ния нельзя выработать выносливость, необходимую в любом деле.

С другой, это состояние пониженной работо- и дееспособно-

сти, опасное при многих видах особо ответственного труда, на-

пример у хирурга во время операции или у летчика в полете.

Следовательно, диагностика утомления должна быть диффе-

ренцированной. Практически важно установить, какие именно

психические и физиологические функции снижены, а какие пока

сохранены. При одной степени утомления данная конкретная

деятельность может быть еще разрешена, а при другой — нет.

Подобные исследования весьма зависят от эффективности

диагностики состояния мотивационной сферы. Никакие физи-

ческие и физиологические параметры, полученные без учета это-

го фактора, не дают оснований для обоснованных экспертных вы-

водов.

Таким образом, утомление должно быть признано типич-

ным психофизиологическим, а не только физиологическим со-

стоянием. Соответственно, рациональная диагностика, монито-

ринг и профилактика утомления возможны лишь при условии

гармоничного сочетания социологических, психологических

и физиологических методов.

История изучения утомления убедительно это подтвержда-

ет. Ни одна биохимическая теория утомления, даже мышечного,

не была принята научной общественностью. С годами все боль-

ший авторитет набирала центрально-нервная теория утомления,

предложенная И. М. Сеченовым. А это значит, что понимание

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

утомления и переутомления возможно только при учете всех уров-

ней регуляции функций — сознательной и неосознаваемой, пси-

хологической, физиологической и гуморальной (биохимической).

Психологическое изучение утомления имеет свои традиции.

Еще в 1902 г. Э. Крепелин на основании многочисленных экспе-

риментов с дозированной работой показал, что фактическая кри-

вая продуктивности есть равнодействующая влияния на организм

и личность работника многих и разных факторов.

В их числе: результаты упражнений, утомления, стимуляции

в начале и в конце рабочих циклов, привыкания («насыщения»)

и напряжения воли (произвольного внимания). Схематически эти

влияния могут быть представлены в форме классической кривой

работы Крепелина. Е. А. Деревянко и другие авторы предложили

свои модификации кривой работы в соответствии с новыми экс-

периментальными данными.

9.2.2. Переутомление как функциональное состояние

и как неврастенический синдром

Как все сложные психологические состояния, переутомление —

это состояние не «чисто» психологическое, а психофизиологиче-

ское в точном смысле этого слова, т. е. оно в равной мере и психо-

логическое, и телесное, и патофизиологическое.

Состояние переутомления может возникать как при физи-

ческой, так и при умственной перегрузке. Оно похоже и не по-

хоже на простое утомление. Главное отличие состоит в том, что

симптомы утомления проходят после ночного сна, а проявления

переутомления кумулируются и нарастают день ото дня.

В отличие от утомления, переутомление — это болезненное

состояние, по своей природе весьма близкое одному из видов нев-

роза, а именно — неврастении, т. е. раздражительной слабости.

Как все неврозы, выраженное переутомление возникает как

психогенное заболевание. Это значит, что перегрузки сами по себе,

как правило, не приводят к длительному переутомлению. Вовре-

мя принятые простые меры нормализации сна и отдыха быстро

его купируют.

Глава IX. Сложные психические состояния

Напротив, при неблагоприятных психологических условиях

патологический процесс углубляется, и разворачивается картина

невроза. Решающую роль в таком развитии событий, как при вся-

ком неврозе, играет психогения, связанная с неуспехом в деятель-

ности, приведшей к переутомлению.

Большая медицинская энциклопедия определяет переутом-

ление как «комплекс функциональных нарушений в организме,

обусловленных чрезмерным однократным утомлением или про-

грессирующим накоплением утомления, сохраняющимся на про-

тяжении длительного времени (недель, месяцев)... Переутомле-

ние может перейти в типичный неврастенический синдром».

Неврастания в этой же энциклопедии (синоним — нервное

переутомление, нервное истощение) — это «психогенное забо-

левание из группы неврозов, основным проявлением которого яв-

ляется состояние раздражительной слабости — повышение ис-

тощаемости и замедленность восстановления психических

процессов».

Связь неврастении с переутомлением была подмечена впер-

вые американскими врачами — Бирдом (G. M. Beard) и Ван-Дюсе-

ном (van Deusen). Неврастения — это болезнь трудоголиков. В Рос-

сии частота первичной заболеваемости неврастаниеи колеблется

и зависит от общей социальной обстановки в стране.

Росту заболеваемости способствует переутомление в соче-

тании с психогениями, нерешенностью жизненных задач, не-

уверенностью в завтрашнем дне и другими негативными пере-

живаниями.

При утомлении и переутомлении в числе первых расстройств

отмечается снижение качества внимания (концентрации, распре-

деления и переключения). Появляются ошибки, сначала мелкие,

а затем более серьезные. Нарушается сон, ухудшаются самочув-

ствие и настроение.

Пропадает интерес к работе и жизни, соответственно, сни-

жается профессиональная дееспособность в целом, а не только

работоспособность. Раздражительность со временем сменяется

апатией, расстраивается память.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Симптоматика переутомления и меры профилактики

(психологогигиенические мероприятия) сведены К. К. Платоно-

вым в таблицу 3.

Таблица 3

Схема степеней переутомления

Симптомы

Снижение

дееспособ-

ности

Усталость

Волевая

компенсация

усталости

Эмоциональ-

ные сдвиги

Расстройство

сна

Снижение

умственной

работоспо-

собности

Лечебно-

профилакти-

ческие меро-

приятия

Степени переутомления

начинающееся

мало

при усиленной

нагрузке

не требуется

временами

снижение

интереса

к работе

трудно

засыпать или

просыпаться

нет

отдых, физ-

культура,

развлечения

легкое

заметно

при обычной

нагрузке

достаточна

периодиче-

ская неустой-

чивость

настроения

то же

трудно сосре-

доточиться

очередной

отпуск

выраженное

выражено

при облегчен-

ной нагрузке

недостаточно

раздражитель-

ность

сонливость

днем

забывчивость

внеочередной

отпуск

тяжелое

резко

без всякой

нагрузки

незначи-

тельная

резкая

раздражи-

тельность,

сменяющая-

ся угнетени-

ем

бессоница

ослабление

внимания

и памяти

лечение

у врача

При неуспехе профилактических мер и развитии неврасте-

нического синдрома необходимо лечение у врача, предпочтитель-

Глава IX. Сложные психические состояния

но психотерапевта. Лечение неврастении должно быть комплекс-

ным при ведущей роли психотерапии. В помощь психотерапии

применяются медикаментозные средства, нормализующие фи-

зиологические функции нервной системы, снижение нагрузки,

оптимизация сна и отдыха, лечебная физкультура.

9.3. Стрессовые состояния

Термин «стресс» введен в науку канадским ученым-физиоло-

гом Г. Селье в 1936 г. Он обнаружил «синдром ответа на раздра-

жение как таковое» [1]. Этот синдром получил название «триа-

ды», которая включала в себя: увеличение и повышение

активности коркового слоя надпочечников; уменьшение вилоч-

ковой железы и лимфатических желез; точечные кровоизлияния

в слизистой оболочке желудка и кишечника. Г. Селье сопоставил

эти реакции с симптомами, характерными для любого заболева-

ния, и объединил их в единую систему на основе идентичного ме-

ханизма управления этими реакциями и общего процесса раз-

вития.

Г. Селье определил стресс как совокупность стереотипных,

филогенетически запрограммированных неспецифических реак-

ций организма, первично подготавливающих к физической ак-

тивности, т. е. к сопротивлению, борьбе или бегству [2]. Он пред-

ложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную

энергию. Поверхностная энергия доступна «по первому требо-

ванию» и восполнима за счет глубокой. Глубокая адаптационная

энергия мобилизуется путем адаптационной перестройки гоме-

остатических механизмов организма. Как считал Г. Селье, ее ис-

тощение необратимо и ведет к гибели или старению.

Выделено три стадии развития стресса:

1. Стадия тревоги. Для нее характерны мобилизация адапта-

ционных возможностей организма и повышение его устойчиво-

сти по отношению к конкретному стрессогенному воздействию.

2. Стадия стабилизации, характеризующаяся сбалансирован-

ным расходованием адаптационных резервов. При этом все па-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

раметры, выведенные из строя на первой стадии, закрепляются

на новом уровне, тем самым поддерживается практически не-

отличимое от нормы существование организма в условиях повы-

шенного требования к его адаптивным системам.

3. Стадия истощения. На ней (как и на первой) в организме

возникают сигналы о рассогласовании стрессогенных требований

среды и ответов организма на эти требования. Но, в отличие от

первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию резервов

организма, здесь эти сигналы можно рассматривать как призы-

вы о помощи, которая может прийти только извне — либо в виде

поддержки, либо в форме устранения стрессора [1, 3].

Г. Селье выделял кратковременный и длительный стрессы. Для

кратковременного характерны бурное расходование поверхно-

стных адаптационных резервов и начало мобилизации глубоких.

Длительный характеризуется постепенной мобилизацией и рас-

ходованием «поверностных» и «глубоких» адаптационных резер-

вов. И хотя кратковременный и длительный стрессы отличаются

друг от друга, тем не менее в их основе лежат идентичные меха-

низмы, работающие с разной интенсивностью.

В настоящее время существование двух мобилизиционных

уровней адаптации поддерживается многими исследователями,

однако тезис об абсолютной необратимости затрат «адаптаци-

онной энергии» является скорее символическим, чем экспери-

ментально обоснованным [4].

Современными исследователями достаточно хорошо изуче-

на первая стадия стресса, в ней выделяют три периода адаптации

к устойчивым стрессогенным воздействиям.

В первых публикациях Г. Селье не рассматривал участия нерв-

ных регуляционных механизмов в формировании стресса. Сей-

час имеется достаточное количество экспериментальных данных,

позволяющих говорить о различных формах вовлечения кортико-

лимбико-гипоталамической системы при разных формах стрес-

совой нагрузки на организм [4].

В зависимости от сложности биологической системы и от уровня

ее эволюционного развития различают следующие формы стресса [4]:

Глава IX. Сложные психические состояния

— биологический — форма стресса, характерная для многих

беспозвоночных животных при воздействии разнообраз-

ных физических и физико-химических факторов;

— физиологический — форма стресса, проявляющаяся в на-

рушении тех или иных физиологических процессов;

— эмоциональный (психологический) — форма стресса, при

которой на первый план по значимости или заметности

для исследователя выступают психологические стресс-

реакции. Подобное рассмотрение разных форм стресса,

безусловно, правомерно, но при этом не стоит забывать, что

стресс все-таки является общим неспецифическим отве-

том организма, т. е. понятие «стресс» представляет собой

единый концепт.

Л. П. Китаев-Смык определяет стресс как общий адаптаци-

онный синдром организма [4]. Исследуя структуру стресса, он вы-

деляет следующие структурные блоки (субсиндромы):

1) эмоционально-поведенческий;

2) вегетативный;

3) когнитивный;

4) социально-психологический.

Коротко охарактеризуем каждый из перечисленных блоков.

9.3.1. Эмоционально-поведенческий блок

Различают две формы эмоционально-поведенческого реаги-

рования при стрессе: активное реагирование, характеризующее-

ся усилением эмоционально-двигательной, поведенческой актив-

ности, и пассивное, для которого характерно уменьшение

указанной активности при кратковременных, но достаточно ин-

тенсивных экстремальных воздействиях. Активное реагирование

направлено на удаление экстремального фактора и предотвраще-

ние развития стрессогенной ситуации. Пассивное направлено на

пережидание действия стрессора.

При этом важным является вопрос об адекватности реагиро-

вания на ту или иную ситуацию. Активное реагирование может

быть как адекватным, так и неадекватным решению выхода из

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

стрессовой ситуации, предотвращению неблагоприятного воздей-

ствия стрессора. При чрезмерной, нерациональной активизации

поведение может сопровождаться ошибочными действиями, воз-

никающими на основе неправильной оценки текущей ситуации,

иллюзорным представлением субъекта об опасности, неправиль-

ным прогнозом развития событий, снижением контроля за соб-

ственными действиями. Такое положение может возникнуть при

панике.

В свою очередь, пассивное реагирование также может быть

адекватным и неадекватным ситуации. В связи с этим различают

пассивное поведенческое реагирование, адекватное требовани-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.272 сек.