КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структуры. 1 страница
Динамическая теория характера приобрела новую направлен- ность в работах выдающегося психолога XX в. Эриха Фромма (1900—1980). Главное отличие его теории состоит в том, что фун- даментальную основу характера он видит не в различного типа либидиозной организации человека, а в специфических типах его отношений с миром. Эти отношения, или ориентации, опреде- ляют суть характера, выражают форму, способ проведения пси- хической энергии [25, 26]. Э. Фромм обосновывает тезис о том, что по своей природе характер является прижизненным образованием личности, сви- детельствует об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить, и прежде всего об уровне его этического развития. Характер фор- мируется на основе природных, гевотипических свойств, под определяющим влиянием «личных переживаний», особенно пе- реживаний данного периода жизни. Он изменяется, в известной мере, посредством новых видов переживаний. Структура харак- тера одновременно является относительно устойчивым и дина- мичным образованием личности, выражает ее актуальные потреб- ности, доминирующие мотивы. В силу этого характер выполняет, реализует адаптивные и продуктивные функции личности, вы- ступает как мощный психологический инструмент ее самораз- вития и всей жизнедеятельности человека. Ученый расширяет традиционное представление о характе- ре как формах, способах поведения и показывает, что он выпол- няет также функции отбора ценностей и идей, проявляется в стра- тегиях мышления и направленности переживаний. Характер в значительной, часто определяющей мере влияет на то, как че- ловек чувствует, мыслит и действует. Опираясь на эти представ- Глава XI. Характер и психологический опыт личности ления, Э. Фромм развивает учение о социальных и национальных типах характеров, которое явилось крупнейшим вкладом в ха- рактерологию и принесло ему широчайшую известность [26]. В отечественной психологии советского периода интерес к проб- леме характера более четко выражен в 40—70-е гг. XX в. В это время защищаются докторские и кандидатские диссертации, выходят в свет многочисленные монографии, сборники статей, брошюры, определяются ведущие исследователи в этой облас- ти: Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. Д. Левитов, И. В. Страхов, В. С. Фи- латов, Д. Н. Норакидзе и др. Понятие характера идеологизирует- ся, интерпретируется как жизненная направленность личности и образ действия. В центр ставится вопрос о типичных чертах ха- рактера советского человека. Но исследователи стремятся пре- одолеть тенденцию жесткой идеологизации данного феномена. Н. Д. Левитов предлагает широкое и узкое понимание характера. В первом случае характер рассматривается как направленность и образ действия. В узком смысле он интерпретируется как пре- обладающие эмоциональные, волевые, интеллектуальные свой- ства, которые проявляются в привычных формах поведения. Это конкретно-психологическое понимание характера утверждает- ся в литературе и реализуется в циклах исследований по возраст- ной и, в дальнейшем, по управленческой психологии. Современные подходы к феномену характера представлены также в исследованиях В. С. Мерлина, Б. И. Додонова — в контек- сте гуманистических и духовно ориентированных теорий лично- сти. Отечественные авторы разделяют понятия направленности и характера. Первые — это инициативные образования лично- сти, выражающие отношение к проявлениям окрркающего мира. Свойства характера — реактивные образования, показывающие отношение к социально-типическим ситуациям. В. С. Мерлин определяет характер как устойчивые индиви- дуальные свойства, которые проявляются в способах поведения и выражают отношение к социально-типическим ситуациям. При этом он показывает, что характер складывается, формируется на почве глубинных автоматизмов и отношений личности. К авто- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ матизмам В. С. Мерлин относит генотипические характерологи- ческие предпосылки, их комплексы — как глубоко усвоенные поведенческие установки и привычки. Процесс развития, форми- рования характера направляется механизмами индивидуализации, или подчинения жизненных ситуаций природным личностным свойствам, и социализации, или «подтягивания» поведенческих установок и способов к наиболее активным, динамичным отно- шениям. Экскурс в историю характерологии свидетельствует о том, что несмотря на продвижение в представлениях о характере, актуальность исследований данного феномена сохраняется. В его толкованиях, которые разрабатывались выдающимися психо- логами прошлого и нашего времени, подчеркивается, что за по- веденческими характерологическими проявлениями лежат пла- сты глубинных индивидуальных свойств и побуждений человека. Очень четко это видение выражено в одном из наиболее емких определений характера, которое дано С. Л. Рубинштейном. Ха- рактер он рассматривал как закрепленную в индивиде систему генерализованных, обобщенных мотивов, побуждений, законо- мерно проявляющихся у данного человека в сходных условиях. Не случайно С. Л. Рубинштейн разделяет термины «мотивы» и «побуждения». Понятия «потребность», «мотив», «мотивация» являлись ключевыми в естественно-научной методологической ориентации. В духовно ориентированной психологии ключевы- ми остаются термины «побуждение», «нравственно-духовные склонности», «диспозиции». В толковании природы глубинных основ характера в истории характерологии прослеживались обе эти ориентации. Для современной гуманитарной психологии ос- новополагающ приоритет духовно ориентированного подхода. В учении о характерах явно представлены интерес и тенденция к возвращению к этико-психологической трактовке данного феномена. С этой точки зрения, стержень характера составля- ют нравственно-духовные свойства человека. На основе и вокруг него группируются наследственные, природные и приобретен- ные свойства. Глава XI. Характер и психологический опыт личности 11.2. Типология и структура характеров В самых первых работах, посвященных исследованиям харак- теров, проблема классификации выдвигалась на первый план. Как упорядочить представление о многообразии индивидуальных ха- рактеров? Было предложено много различных оснований их клас- сификации и типологий. Большую известность приобрели клас- сификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К. Г. Юнге, А. Ф. Лазурского, Э. Фромма. Д. Я. Райгородский объединяет современные класси- фикации в две большие группы: типологические модели соци- альных характеров и индивидуальных характеров [20]. Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, раз- рабатывалось А. Ф. Лазурским, но заслуга создания основ со- временной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму. Типологическая модель социальных характеров Э. Фромма. Э. Фромм развивает общее представление о социальном ха- рактере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, ко- торая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и об- щего образа жизни. Типология социальных характеров Э. Фром- ма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой в западной психологии и обретает «второе дыхание» в настоящее время в России. Данная типология имеет выраженную мораль- но-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характе- ров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов. Плодотворность — это фундамен- тальная поведенческая установка на использование, реализацию своих сил, творческих возможностей, которая предполагает внут- реннюю свободу, независимость, восприятие себя как творца сво- ей жизни и высокую ответственность за свои поступки, реше- ние, поведение. Неплодотворная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать блага от них или за счет их. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 11.2.1. Неплодотворные ориентации характеров Рецептивная, или берущая, ориентация предполагает, что «ис- точник всех благ» лежит вовне, и единственный способ обрести желаемое — получить его из этого источника. Такие люди стре- мятся «быть любимыми», а не любить. Такова же их склонность и в интеллектуальной деятельности: они ориентированы на вос- приятие идей, а не на их создание; настойчиво ищут поддержку, помощь, хорошие условия, возможность опереться на усилия окружающих. У них есть определенное доверие к жизни и ее да- рам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, ког- да им грозит утрата «источника питания». При благоприятных условиях нравственного развития в характерах людей с рецеп- тивной ориентацией формируются такие положительные свой- ства, как скромность, обаятельность, почтительность, вежливость. Эксплуататорская, или овладевающая, ориентация отличает- ся тем, что люди, наделенные ею, не надеются получать жизнен- ные блага в дар от других и готовы отнимать их силой или хитро- стью. Такая поведенческая установка распространяется на все сферы жизни. Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого могут что-то выжать. Их установки окрашены смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассмат- ривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезно- сти. Их часто отличает подозрительность и цинизм, зависть и рев- ность. Но при благоприятном нравственном развитии личности в характерах этих людей можно обнаружить такие положитель- ные черты, как активность, инициативность, уверенность в себе, требовательность. Стяжательская, или сберегающая, ориентация характеров ба- зируется на установке бережливости, скупости. Главное стремле- ние таких людей — как можно больше приносить в свое укры- тие и как можно меньше отдавать. Их скупость распространяется не только на деньги и вещи, но и на чувства и мысли. Другой ха- рактерный момент их установки — педантичная аккуратность. При благоприятном нравственном развитии личности в этих ха- рактерах представлены такие положительные черты, как прак- Глава XI. Характер и психологический опыт личности точность, осторожность, терпеливость, стойкость, устойчивость к стрессу. Рыночнсяя, или обменивающая, ориентация характеров в ка- честве доминирующей развилась в условиях рыночной экономи- ки, задавшей подобную модель и служащей главным условием его развития. «Ориентацию характера, коренящуюся в восприя- тии себя как товара, а собственной ценности как меновой, я на- зываю рыночной ориентацией» [19, с. 60]. Она получила ускорен- ное развитие с формированием нового — «личностного рынка», своего рода феномена последних десятилетий. Успех в этой сфе- ре деятельности зависит в большей степени от того, насколько хорошо человек умеет подать, «продать» себя, какова его «упа- ковка», насколько он «энергичен», «надежен», «привлекателен», «респектабелен». В каждой области деятельности формируются социально-пси- хологические модели успешной личности. Средства массовой ин- формации на разный лад демонстрируют психологические порт- реты и жизненные истории преуспевающих людей, показывают образцы того, каким быть и как выглядеть, если ты хочешь зара- батывать «большие деньги» на современном личностном рынке [21, с. 62]. Такая ситуация существенно влияет на самосознание человека и окрашивает все человеческие отношения. У сильных личностей с высоким нравственно-духовным потенциалом при благоприятных условиях формируются положительные черты рыночной ориентации характера: целеустремленность, энергич- ность, динамичность, контактность, раскованность, остроумие. 11.2.2. Плодотворные ориентации характеров Они базируются на фундаментальной установке — опирать- ся, создавать, творить, заботиться, брать на себя ответственность. Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посред- ством деятельности и посредством постижения. Человек пости- гает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и мыш- ления. Плодотворное начало составляет основу подлинной любви, оно представлено во всех формах и проявляется в таких сущно- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ стных характеристиках, как забота, уважение, понимание, ответ- ственность. Устойчивая склонность к заботе, участию, уважению, пониманию, ответственности и подобные черты выражают пло- дотворную ориентацию характера. Данная ориентация проявляется также в плодотворном мыш- лении. Э. Фромм подчеркивает ее ведущие характеристики: стрем- ление проникать в суть вещей; раскрывать их сущность; актив- ный интерес к объекту мышления; его целостное, масштабное, объективное видение. Если эти склонности развиваются и за- крепляются, то формируются такие когнитивные черты плодо- творных характеров, как сущностное, заинтересованное, целост- ное постижение объекта. Э. Фромм рассматривает вопрос о сочетании плодотворной и неплодотворной ориентации, про- слеживает наиболее типические их соотношения. 11.2.3. Типологические модели индивидуальных характеров В характерологии XX в. сложилось несколько подходов к клас- сификации индивидуальных. Психоаналитическая типология ха- рактеров объясняет характер со стадиями психосексуального раз- вития. Типологическая модель А. Лоуэна включает оральный, мазохистский, истерический, нарциссический, шизоидный харак- теры [20]. Психиатрический подход объединяет характер с доминирую- щими природными и часто темпераментальными свойствами. Большую известность и широкое практическое применение име- ют типологические модели акцентуированных характеров 1С Леон- гарда [8], Е. Личко [20]. Например, А. Е. Личко описывает такие типы акцентуаций характеров в подростковом возрасте, как ги- пертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сен- зитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, ис- тероидный, неустойчивый, конформный [20]. Личностный подход к типологии характеров разработан К. Юн- гом [27]. Он развивал традиционное представление о структуре характера как о преобладании эмоциональных, интеллектуаль- ных и волевых функций и создал учение о типах направленности Глава XI. Характер и психологический опыт личности личности. Структура характера, по К. Юнгу, интегрирует два энер- гетических источника: экстравертированную или интравертиро- ванную установки и преобладающие психические функции. В со- ответствии с этим К. Юнг выделяет и описывает восемь типов характеров: экстравертированные (мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный) и интравертированные (мыслитель- ный, чувствующий, ощущающий, интуитивный). Типологии ха- рактеров К. Юнга уделяется большое внимание в современной психологии. Новейшие разработки идут в этом направлении. Для практических психологов представляют интерес типология Май- ер-Бригс, переведенная на 26 языков мира, и построенная на ее основе типология Д. Кейрси, адаптированная к современным ус- ловиям России [18, 20]. И, наконец, еще одно достижение в современной характе- рологии — наиболее глубокое, тщательно разработанное учение о структуре и типах характеров А. Ф. Лазурского. Он углубляет личностный подход, намеченный К. Юнгом, но при этом воз- вращает в характерологию нравственно-этическую ориентацию и впервые разрабатывает параметры практической ориентации характеров. Типы характеров, по А. Ф. Лазурскому, задаются прежде всего уровнем личностного развития. Низший, средний и высший уровни личностного развития определяются потенциа- лом врожденных нравственно-духовных склонностей и природ- ных предпосылок эмоциональных, волевых, интеллектуальных свойств. На каждом уровне личностного развития формируются специфические типы. Тип характера, таким образом, А. Ф. Ла- зурский рассматривает как ведущий психологический инстру- мент личностного и духовного саморазвития человека. Стержнем характера являются ведущие нравственно-духовные побуждения человека, именно они задают уровень личностного развития и диа- пазон саморазвития приобретаемых (экзогенных) свойств. Низший уровень. Типы характеров обусловлены преоблада- нием природных психологических функций: рассудочные; аффек- тивные (подвижные, чувственные, мечтательные); активные (энергичные, покорно-деятельные, упрямые). ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Средний уровень, обусловленный соответствием природных и приобретаемых (экзогенных) свойств. Здесь выделяются две большие типологические группы: непрактичные теоретики-иде- алисты — ученые среднего уровня, художники, созерцатели, меч- татели; и практики-реалисты — альтррюты, предприниматели, властные хозяйственники. Высший уровень характеризуется осознанностью, богатством и координированностью душевных побуждений и переживаний. Приобретаемые свойства наиболее полно соответствуют перво- основам характера и становятся ведущими. Структура обретает цельность, устойчивость и четко координируется вокруг идеаль- ных устремлений, ценностных ориентации человека. Эти типы ха- рактеров вырастают на почве обычных, естественных отношений, по своему содержанию соответствуют психосоциальным комплек- сам среднего уровня. Важнейшие из них: альтруизм, знание, кра- сота, религия, общество, государство, управленческая деятельность, борьба, власть и др. Тип и структуру характера, по А. Ф. Лазурско- му, следует рассматривать как многомерное образование. Он вы- делил параметры как уровня личностного развития, так и развития психических функций. Данные параметры объединены в диагно- стической модели характера, которая получила название «звездоч- ка» Лазурского. Интереснейший опыт разработки программ изу- чения характеров школьников А. Ф. Лазурского представляет особый интерес и для практической психодиагностики. 11.3. Чтение характера Давно замечено, что характер — своего рода «скелет личности», интегральное выражение его индивидуальности проявляется не только в поступках, устойчивых формах и линиях поведения. Он зримо отражается и во внешнем облике человека, и в специфичес- ких, чаще неосознанных поведенческих реакциях. Через всю исто- рию характерологии прослеживается стремление наметить пути дешифровки черт характера и по внешним признакам диагно- стировать его носителя. В разное время приобретали большую Глава XI. Характер и психологический опыт личности известность физиогномика лица, френология, графология и другие методы практического распознавания ведущих черт характера. Однако каждый метод неизменно обнаруживал свою ограничен- ность, недостаточную результативность, поэтому подвергался жесткой критике. Но сам принцип дешифровки, чтения харак- тера по его внешним проявлениям не подвергается сомнению. Более того, в настоящее время он приобретает особую актуаль- ность и новое содержание. Переход к рыночным отношениям сопровождается резким преобразованием психологических основ управленческой работы, а также деловых и межличностных связей. Феномен психологи- ческой проницательности привлекает внимание руководителей, ме- неджеров разного уровня, государственных служащих, журнали- стов, работников правоохранительных органов, учителей, которые сталкиваются с проблемой незащищенности, утраты доверия и со- циального отчуждения. Проницательность рассматривается как ценнейшее личностно-деловое качество. Но процесс приобрете- ния этого качества можно упростить и ускорить, если опираться на накопленные в этом направлении специальные знания. В последние годы предпринят опыт обобщения старых и но- вых материалов по данной проблеме и выделения психологии про- ницательности как отдельной области практической психологии. Заслуга эта принадлежит В. Г. Зазыкину. Его работа «Психология проницательности» [2] является первой и пока уникальной в этом направлении. В ней представлены методические разработки ав- тора. Рассмотрим эти материалы. Основу проницательности составляют наблюдательность и умение анализировать внешние проявления с применением конкретных методов, в частности, для распознавания ведущих черт характера В. Г. Зазыкин привлекает в практическую психо- логию наиболее информационные методы чтения характера. Методы физиогномики широко использовались уже в Древ- нем Китае и Японии для характеристики и предсказания жиз- ненного пути. По выражению и цвету лица ставились также и медицинские диагнозы. Платон и Аристотель предлагали во ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ внешнем облике человека находить сходство с каким-нибудь жи- вотным и по аналогии толковать черты характера. В XVIII в. по- лучила большую известность физиологическая система пастора Иоганна Каспера Лафайера, который на основании точных, ос- троумных наблюдений над лицами знаменитых людей составил специальный трактат «Физиогномика*, оказавший существен- ное влияние на последующие работы этого направления [6, 9, 21, 24]. В. Г. Зазыкин, обобщив классические и новейшие мате- риалы по физиогномике, составил дайджест «Черты лица и ха- рактер». [2]. 11.3.1. Дайджест «Черты лица и характер» Форма лица. Продолговатое лицо с очертаниями прямоуголь- ника — способность управлять другими, организаторские качества, стремление следовать выработанным нормам поведения. Треуголь- ное лицо — высокий интеллект, стремление к самообновлению, повышенная чувствительность. Круглое лицо — доброжелатель- ность, приветливость, уступчивость. Квадратное лицо — решитель- ность, доминированность, целеустремленность, упрямство, склон- ность к силовым способам решения проблем. Форма лба. Высокий и широкий лоб — свидетельство ума, склонности к интеллектуальной деятельности. Низкий угловатый, скошенный лоб говорит о низком интеллекте. Узкий лоб при низкой линии волос — посредственность «натуры». Круглая ли- ния волос при высоком лбе — независимость характера. Форма подбородка. Широкий подбородок — выраженные во- левые качества, склонность решать проблемы волевым путем. За- кругленный подбородок — чувствительность, разумность. Острый подбородок — хитрость, хороший потенциал предприниматель- ских качеств. Выдающийся вперед подбородок — уверенность, волевые качества, заносчивость. Скошенный вниз подбородок — недостаток волевых качеств, иногда «трудный характер». Раздвоен- ный подбородок у мужчин — индикатор страстной натуры. Форма ушей. Большие и твердые уши •— долгая жизнь. Кра- сивая форма ушей — хорошие душевные качества. Сильно раз- Глава XI. Характер и психологический опыт личности витая верхняя часть уха — незаурядный ум. Развитая средняя часть уха — индикатор потенциала личностных качеств. Развитая ниж- няя часть уха — здоровые и сексуальные потенции. Верхняя часть уха заострена, «лисы ухо» — хитрость, изворотливость. Форма носа. Длинный нос — выраженная неординарность, индивидуальность. Короткий нос (слегка вздернутый) — опти- мистичность, дружелюбие и сексуальность. Тонкий нос с горбин- кой — гордость, упрямство. Кончик носа наподобие клюва — мстительность. Глаза. Блестящие глаза — высокая энергетика, высокий по- тенциал нравственного саморазвития. Потухшие глаза — слабость, угасание, печаль, нездоровье. Большие, «сияющие» глаза — креа- тивность личности. Маленькие глаза — низкая восприимчивость. Цвет глаз — индикатор целого ряда характерологических свойств, но данные здесь противоречивы. 11.3.2. Дайджест «Невербальное поведение и характер» Неуверенность, нервозность — покашливание, частая зево- та, ерзанье на стуле, постукивание ногой о стол, отведение взгля- да от собеседника. Скрываемая психическая напряженность — крепко сжатые руки, пальцы, потирание рук, манипулирование авторучкой, по- глаживание шеи, расстегивание воротника, готовность встать и пройти по комнате; у курильщиков — упорное желание часто закуривать и гасить сигареты. Агрессия — сжатые кулаки, швыряние предметами, «указую- щий перст» на оппонента, хлопанье дверью и т. п. Закрытость — скрещенные на груди руки, «поза замка», скрещивание ног, откидывание к спинке стула или посадка «вер- хом» со скрещенными руками, прикрывание рта руками, наклон корпуса от собеседника, отведение глаз в сторону. Уверенность —•- хорошая осанка, соединение рук за спиной, неспешное расхаживание «взад и вперед», соединение пальцев обеих рук «куполом» и поднимание их до уровня глаз, наклон корпуса вперед. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Готовность к диалогу, взаимодействию — посадка на край стула, наклон корпуса вперед к собеседнику, расстегнутый пид- жак, жестикуляция у лица, внимательный взгляд, доброжелатель- ная интонация, руки часто протягиваются вперед или немного в сторону, ладони открыты, круговые движения рук. Другие интереснейшие характеристики невербального пове- дения изложены в работах очень популярных ныне Д. Нирен- берга, Г. Камро [17] и других авторов. [3, 5, 6, 9,18,21, 22]. 11.3.3. Дайджест «Почерк и характер» Виды почерка: Твердый почерк — энергия, независимость, самоуверенность. Бледный почерк—слабая воля, бесхарактерность, неуверенность. Легкий, бледный, сухой почерк — осторожность, подозритель- ность, нервозность. Быстрый и беглый почерк — деятельность, влюбчивость, эго- центричность. Медленный, как бы тянущийся — пассивность, леность. Размашистый почерк — великодушие, расточительность. Чересчур размашистый — беззаботное отношение к себе, сво- им делам, обязанностям, другим людям. Крупный почерк — открытость, эмоциональность, великоду- шие, доброта. Сжатый почерк — скупость, подозрительность, упрямство, придирчивость. Мелкий почерк — замкнутость, скрытость. Если строка под- нимается — самолюбие, практичность. Если опускается — ску- пость, привычка все экономить. Неразборчивый, сбивчивый мелкий почерк, но строчка ров- ная — дипломатичность, независимость. Разорванный, дрожащий — болезненность, депрессивное со- стояние, старость. Простой без завитушек — скромность, простота. Строгий правильный почерк — аккуратность, ясность, по- следовательность, формализм. Глава XI. Характер и психологический опыт личности Наклон букв: Наклон вправо — чувствительность, дисциплинированность, склонность к откровенности. Наклон влево — упрямство, недоверие. Влево, сжатый или размашистый — непостоянство. Вертикальный почерк — точность, выносливость, неприхот- ливость, самообладание. Виды букв: Буквы в словах слиты — способность, мечтательность. Раздельное написание букв — рассудительность, но беспо- койство. Отрывистые неровные буквы — сообразительность. Причудливое написание букв — своеобразие характера, воз- можно, кокетство. Виды строк: Строка летит вверх — оптимистичность, целеустремленность, тщеславие. Строка падает вниз — мечтательность, нерешительность, осто- рожность. Ровная строка — выдержанность, последовательность. Строка параболой — поспешность, склонность к неожидан- ным решениям. Строка синусоидная — психические отклонения. В заключение еще раз следует отметить, что характер — это
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |