КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IQ-1(^(1 -е-П
V Лабильно-нервной системы по зрительному сигнализатору Зависимости памяти, интеллекта и анализа (группа с коэффициентами интеллекта выше среднего) №п/п Rv 262,00 270,00 274,00 258,00 276,00 240,00 280,00 250,00 284,00 246,00 266,00 272,00 290,00 282,00 300,00 268,00 278,00 286,00 292,00 246,00 Lm i/Mm] 3,60 3,50 5,00 4,00 3,80 2,50 5,20 1,80 5,50 2,80 2,50 4,70 4,00 3,80 4,20 3,50 2,20 4,10 3,20 1,80 115,00 118,00 125,00 118,00 120,00 112,00 130,00 116,00 130,00 120,00 122,00 126,00 130,00 118,00 140,00 125,00 118,00 122,00 140,00 120,00 АБ-99 34,00 29,00 42,00 35,00 38,00 28,00 40,00 30,00 44,00 32,00 28,00 40,00 42,00 35,00 46,00 30,00 36,00 43,00 41,00 38,00 Lmi/Mnu 4,90 3,70 4,10 3,00 5,20 4,00 2,80 3,10 3,60 4,50 3,00 1,50 2,80 4,60 5,00 2,70 1,50 5,00 4,50 3,40 31,00 35,00 40,00 30,00 34,00 26,00 45,00 31,00 47,00 38,00 35,00 40,00 43,00 32,00 45,00 38,00 41,00 34,00 40,00 27,00 где: Rv — баллы по тесту Равена; L,/Мтг — отношение объемов логической и механической памяти для невербальных образных стимулов; IQA — коэффициент интеллекта по Г. Айзенку; АБ-99 — баллы комплексного интеллектуального теста; L,/М — отношение объемов логической и механической памяти на числа; X) — критическая частота мельканий по зрительному анализатору — аналог его лабильности. Резюмируя все сказанное, следует отметить, что нами полу- чены интересные данные, позволяющие предположить, что для Глава XII. Способности и операционально-деловые свойства личности Таблица 6 Корреляции между столбцами таблицы 5 к, к2 к, IQ R S к, 0,586121 0,749116 0,720041 0,126543 0,72084 К, 0,472522 0,632104 0,090616 0,613241 0,706731 0,059979 0,769724 IQ 0,167046 0,607747 R -0,20579 S измерения интеллекта можно использовать более простые, ме- нее трудоемкие и требующие меньших затрат времени методи- ки, связанные с измерением объемов механической и логической памяти, но с учетом специфики деятельности. В частности, для некоторых профессий возможны исследования по обратной за- висимости. Ранее были получены результаты зависимости между общи- ми способностями и свойствами интеллектуальной сферы. Найдено, что существуют значительные корреляционные свя- зи между показателями интеллекта, определенными по методи- кам Г. Айзенка и Д. Векслера (г = 0,874, на уровне значимости р < 0,001). Взяв за основу средний показатель интеллекта, опре- деленный по Г. Айзенку и Д. Векслеру IQ и IQB, нашли, что кор- реляция академической успеваемости с IQABr4 = 0,907, при m = 0,055 и t = 16,56, с отношением к учебе ray = 0,48 (m = 0,97, t = 4,96). Сопоставляя результаты по измерению IQAB с показа- телями свойств личности, определенными с помощью MMMPI по Т-шкале, определили, что коэффициент интеллекта имеет зна- чимые корреляции с альтруизмом, женственностью у мужчин, смущаемостью, высокой самооценкой и уверенностью в себе, мерой контроля интеллекта над эмоциями, устойчивостью струк- туры личности, доминированием, способностью учиться в выс- шей школе, оригинальностью и рядом других шкал MMMPI. Силь- ная связь интеллекта обнаружена и с таким показателем, как ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ отношение объема логической к объему механической памяти и с лабильностью нервной системы, определенной по методике КЧМ. Все результаты получены на студенческой выборке испы- туемых объемом в 110 человек. Средний возраст — 20 лет. По- лученные данные позволяют надеяться на возможность при- менения метода многомерного шкалирования в описании интеллектуальной сферы личности, так как векторы свойств ин- теллекта, определяемые разными методами, образуют острые углы в многомерном пространстве свойств. Это значит, что все качественные характеристики интеллекта и связанных с ним свойств образуют узкий многомерный конус, концы образую- щих которого описывают некоторую гиперповерхность, яв- ляющуюся геометрическим отображением модели интеллек- туальной личности. Исходя из этого, легко понять и затруднения при попытках описания интеллекта какой-либо одной харак- теристикой. Определенный интерес представляют и результаты изучения динамики интеллектуального развития дошкольника и вопросы ее измерения. В работах Р. X. Тугушева, О. М. Клементьевой «Ин- теллектуальное и физическое развитие дошкольника» и Р. X. Ту- гушева, Т. А. Челышевой «Динамика интеллектуального развития дошкольника и его измерение» было показано, что рост коэффи- циента интеллекта происходит по закону вида: где IQ^. — устоявшийся уровень развития интеллекта личности к 16—25 годам, а — показатель крутизны роста, определенный в период 5—6-летнего возраста. Оказалось, что есть принципиальная возможность управле- ния ростом интеллекта именно в этот возрастной период. Для групп более старшего возраста проведен эксперимент по отбору детей в школу с повышенными требованиями. В 1990 г. в отборе участвовало более 250 детей 13 лет. Для обследования применялись тесты кратковременного запомина- Глава XII. Способности и операционально-деловые свойства личности ния, числовые ряды и тесты IQ. Кроме того, учитывались оценки успеваемости по русскому языку, литературе, алгебре, геометрии и информатике. Выделено две группы по 74 человека — приня- тые в лицей и не прошедшие по конкурсу. По данным группам рассчитаны средние арифметические х, среднеквадратические отклонения О и доверительные интервалы х±А. Результаты пред- ставлены в таблице 7. Таблица 7
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |