КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Беседа 85,86,88—91 5 страница
Многие из них используют понятие потребности, под кото- рой в психологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Наи- более часто применяемую на практике классификацию потреб- ностей предложил А. Маслоу. Его структура потребностно-мотивационной сферы представ- ляет из себя иерахическую пятиуровневую схему, в которой пер- вичными признаются телесные, физиологические потребности. После их удовлетворения возникают потребности второго уров- ня — в безопасности. Далее следуют потребности в любви и при- вязанности (третий уровень), в признании и оценке (четвертый). Высшим, по Маслоу, пятым признается уровень самоактуализа- ции. Человек, достигший самоактуализации, — это идеал инди- видуального психологического и социального развития. Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств Однако направленность не является высшим уровнем психи- ки человека. Роль такового играет нравственность. Выше этого уровня нет инстанции, которая регулировала бы психическую жизнь человека. Природа нравственности двойственна: ее меха- низмы — психологические, а содержание нравственного поведе- ния — по его происхождению и значению — социальное. Материалы для самопроверки Заполните пробелы 1. Под... в психологии понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. 2. Под... в психологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне него и со- ставляет необходимое условие его нормального функциониро- вания. 3. Простейшая классификация потребностей делит их на... и... 4.... называется любое психическое явление, побуждающее к активности. 5. Г. Спенсеру и Ч, Дарвину принадлежит... модель мотивации, основанная на принципе уравновешивания организма со средой. 6. Высшим в модели А. Маслоу признается уровень.... 7. Поведение, скованное правилами, 3. Фрейд объясняет прин- ципом... 8. Для... психологии характерно отрицание существования единой теории мотивации для человека и животных, отрицание принципа редукции напряжения как основного принципа мо- тивации и т. д. 9. Тенденция к достижению цели в математической моде- ли мотивации в конце главы определяется произведением... на... Верно или неверно? 1. Направленность личности определяется структурой ее мо- тивов. 2. А. Маслоу первым разделил потребности человека на ду- ховные и телесные. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3. На практике термином «мотивированный» обозначается случай, когда приведены аргументы «за» или «против» какого-то положения. 4.3. Фрейд был сторонником активационной теории мотивами. 5. Теория эволюции Ч. Дарвина сняла противопоставление че- ловека животным и стала основанием развития нескольких тео- рий мотивации. 6. Тенденции достижения успеха противостоит тенденция из- бегания неудачи. 7. Если растет ценность успеха, то решение принимается при большей вероятности успеха. 8. Житейский опыт и здравый смысл говорят о том, что субъек- тивная вероятность и полезность не зависят друг от друга. Выберите правильный ответ 1. Суть эффекта «горькой» конфеты состоит в том, что: а) в отсутствие взрослых ребенок руководствуется первыми побуждениями; б) ребенок понимает, что среди взрослых встречаются не- честные люди; в) хорошо воспитанный ребенок отказывается от незаслу- женной награды; г) нельзя давать детям невыполнимых заданий. 2. Представления о мотивации в додарвиновский период были основаны на: а) противопоставлении человека животным; б) принципе гедонизма Платона; в) принципе максимизации пользы Бентама; г) верны все ответы. 3. Потребность в любви и чувстве общности, принадлежно- сти к определенной группе находится на следующем уровне пи- рамиды А. Маслоу: а) первом; б) третьем; в) пятом; г) неверен ни один из ответов. Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств 4. 3. Фрейд был сторонником: а) динамической теории мотивации; б) теории утилитаризма; в) гомеостатической модели мотивации; г) теории инстинктов. Упражнение. Прочтите первое утверждение предлагаемой ниже анкеты по определению поведенческой ориентированности лично- сти (А Л. Попов, И. М. Юсупов, с сокращениями) и выберите ва- риант ответа, наиболее близкий к вашей точке зрения, пометьте его на бланке ответов звездочкой. Затем из двух оставшихся вариантов выберите тот, который меньше всего соответствует вашему мнению, и пометьте его двумя звездочками, после чего переходите ко второ- му утверждению и т. д. Будьте внимательны! В заполненном до кон- ца бланке в каждой строчке должно стоять три звездочки. Обрабо- тайте и обсудите полученные результаты с преподавателем. 1. Больше всего удовлетворения в жизни дает: а) оценка выполненной работы; б) сознание, что работа выполнена хорошо; в) сознание, что находишься среди друзей. 2. В спортивных играх мне хотелось бы, чтобы я был: а) тренером, который разрабатывает тактику игры; б) известным игроком; в) выбранным капитаном команды. 3. Лучшими преподавателями являются те, которые: а) проявляют интерес к учащимся и к каждому имеют ин- дивидуальный подход; б) вызывают интерес к предмету настолько, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; в) создают в коллективе такую атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения. 4. Самые худшие преподаватели — те, которые: а) не могут скрывать своей неприязни к некоторым учащимся; б) вызывают у всех дух соперничества друг с другом; в) производят впечатление, что преподаваемый предмет их не интересует. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 5. Я радуюсь, когда мои друзья: а) помогают другим, когда для этого представляется случай; б) всегда преданны, верны, надежны; в) интеллигентны и у них много интересов. 6. Лучшими друзьями я считаю тех: а) с которыми хорошо строятся взаимные отношения; б) которые умеют больше, чем я; в) на которых всегда можно положиться. 7. Хотелось бы, чтобы известность приходила к тем, кто: а) добился успеха в жизни; б) может сильно любить; в) отличается дружелюбием и доброжелательностью. 8. При равной возможности мне хотелось бы быть: а) научным работником; б) начальником отдела; в) опытным летчиком. 9. В детстве мне нравилось: а) играть со сверстниками; б) создавать строения из песка; в) когда меня хвалили. 10. Мне не нравится, когда я: а) наталкиваюсь на препятствия, мешающие осуществлению порученного дела; б) замечаю серьезное ухудшение отношений в коллективе; в) выслушиваю критику старших. 11. Основная роль школы должна бы заключаться: а) в подготовке учащихся к трудовой деятельности; б) в развитии индивидуальных способностей; в) в воспитании умения строить хорошие взаимоотношения с людьми. 12. Некоторые учреждения мне не нравятся из-за того, что в них: а) недемократическая система; б) человек теряет свою индивидуальность в массе других людей; в) невозможно проявление инициативы. Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств 13. Если бы у меня было больше свободного времени, мне бы хотелось использовать его для: а) общения с друзьями; б) любимых дел и самообразования; в) беспечного отдыха. 14. Максимальные достижения для меня возможны в случае, если: а) я работаю с людьми, которые мне нравятся; б) выполняю работу, которая мне по душе; в) мои усилия достаточно вознаграждаются. 15. Я люблю, когда: а) другие люди меня ценят; б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы; в) приятно провожу время с друзьями. 16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы: а) написали о каком-либо деле, которое мне удалось; б) похвалили меня за мою деятельность; в) сообщили о том, что меня выбрали на руководящую долж- ность. 17. Мои учебные успехи связаны с тем, что преподаватель: а) нашел ко мне индивидуальный подход; б) развивая интерес, стимулировал меня к занятиям; в) вызвал дискуссию по разбираемым вопросам. 18. Нет ничего хуже, чем: а) оскорбления личного достоинства; б) неуспех при выполнении важной работы; в) потеря друзей. 19. Я ценю: а) успех; б) совместную работу; в) практичность. 20. Я считаю, что очень мало людей: а) радуются выполненной работе; б) с удовольствием работают в коллективе; в) выполняют свою работу действительно хорошо. ГЛАВА XV НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ Ключевые слова Нравственность. Нравственный идеал. Нравственная зрелость. Десять заповедей человечности по Д. С. Лихачеву. Гетерономная мораль. Автономная мораль. Нравственное развитие по А. Кольбергу. Мужская и женская нравственность. Опросник Аефевра. Моральный кодекс строителя коммунизма. Этический компромисс Идея поуровневого анализа строения и функционирования психики как результата ее фило- и онтогенетического развития на языке современной науки формулируется как принцип функ- ционально-генетической иерархии психологических структур. Он нам хорошо знаком, поскольку определил все содержание дан- ного курса от первой до последней главы. В его рамках нравственность (27-й уровень-компонент) рас- сматривается нами как вершинное образование личности и глав- ный фактор целостности человека, его телесных, душевных и ду- Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности ховных качеств, определяющий функции всех нижележащих уровней психики человека. В то же время полезно помнить, что ведущая роль этого уров- ня не абсолютна. В определенных, главным образом, искусст- венных и патологических состояниях (гипноз, транс, отравле- ние) нравственность из ведущего может стать фоновым уровнем, уступив роль ведущего одному из нижерасположенных уровней, как это бывает с регуляцией движений, описанной Н. А. Берн- штейном. Но это — отступление от нормы, поучительное исключение, лишь подтверждающее правило. Оно должно послужить уроком каждому из нас. Никакие серьезные проблемы не надо пытаться решать сгоряча. Чем серьезнее проблема, тем большую роль в ее решении должны играть не «голые эмоции» первого или даже седьмого уровня, но непременно высшие уровни психики, вклю- чая самый высокий — 27-й. Необходимость высшего контроля подметила и народная муд- рость. О человеке, действующем неудачно, во вред себе, делу и лю- дям, говорят, что у него «крыша поехала». «Крыша» — это выс- ший уровень. По нашей схеме это нравственная оценка происходящего, самоцензура, без которой нет свободного и от- ветственного человека. Только рабу она не нужна. За него дума- ют надсмотрщики и сообщают свое решение ударами бича (или, с учетом технического прогресса, по телевизору). Как представить себе влияние нравственности на психику и фи- зическое состояние человека? 27 уровней-компонентов структу- ры психики взрослого нормального человека можно изобразить вертикальным столбиком взаимно пересекающихся овалов. Из этой геометрической модели следует, что часть элементов 27-го уровня входит в состав нижележащего, 26-го, и т. д. Таким образом, все уровни-компоненты структуры оказываются взаи- моувязаны в одну систему. Это и есть конкретный механизм це- лостности психики. Однако эта схема неполна. В ней представлены усредненные и опосредованные взаимоотношения разных уровней. Кроме ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ этих, работают иные, непосредственные связи между разноуров- невыми структурами. Эти два типа связей действуют и последовательно, и одновре- менно. Однако в любом случае формируется вполне определен- ное соотношение одного — ведущего и прочих — фоновых уров- ней (по Н. А. Бернштейну). Таким образом, влияние нравственного настроя на физиче- ские силы человека реализуется двояко: и мягко, опосредованно, через всю цепочку уровней, и прямо, жестко, как реализация связи 27-го уровня с первым и вторым (психомоторным и эмоциональ- но-вегетативным). Непосредственное воздействие высших уровней психики, включая нравственность, на нижележащие особенно характер- но для стрессовых ситуаций. Именно в них наиболее ярко прояв- ляется сущность человека. Это имел в виду В. Высоцкий, когда пел, что для проверки нравственных качеств человека надо пойти с ним в горы. Опасность освобождает психику от ролевых услов- ностей и масок, и человек предстает перед собой и другими в истинном свете своих нравственных и физических достоинств и недостатков. Признание нравственности вершинным образованием может привести и к неожиданным выводам. Например, может быть, нас неточно называют homo sapiens — человек разумный, а точнее говорить — homo moralis — человек нравственный, раз уж мы поставили совесть выше разума? Далее, мы часто слышим удивленные голоса: «Как же так, мы все такие умные и страна такая богатая на полезные ископае- мые. Почему же мы так плохо живем в России?» В рамках рас- сматриваемой нами схемы напрашивается простой «психологи- ческий» ответ: «Дело не в недостатке ума или бедности ресурсов. Не хватает совести. Надо меньше воровать и врать — и дела сра- зу пойдут на лад». Перед тем как обратиться к конкретным психологическим ис- следованиям нравственности, кратко рассмотрим два других, ис- торически более ранних подхода — религиозный и философский. Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности В свойственной священным книгам форме идея нравствен- ности представлена, например, в притче об Иакове, который уви- дел во сне лестницу, соединяющую землю (людей) с небом (Выс- шим Духом, Божеством). По лестнице (в других переводах — по канату или столбу) вверх и вниз перемещались ангелы — живые посланцы от людей к Богу и обратно. В целом это и есть образ души, того, что в ней происходит, а именно — сочетания низких и высоких ее потреб- ностей: в еде и сне, в любви и нравственности, в «земном» и «бо- жественном». Немаловажно отметить, что общение с Высшими Силами пре- образило Иакова: он стал сильнее, причем и духовно, и физиче- ски. Отметим совпадение взглядов древних и современных уче- ных в вопросе о единстве духовных и физических сил. Религиозная форма нравственных идей важна для всех, кто чтит Библию как Священное Писание. Другие вправе восприни- мать эти же идеи вне и без их религиозного смысла, как образ строения души человека в ее естественно-научной и социально- общественной природе одновременно. Эта целостность души — важнейшее ее качество. Нарушение целостности •—• одна из глав- нейших причин душевных расстройств, и это хорошо понимали мудрецы древности (лучше, чем некоторые современные врачи). Традиционно ученые-психологи в качестве первого система- тического изложения психологических проблем рассматривают философский труд Аристотеля «О душе». Учение Аристотеля о душе целиком укладывается в рамки естествознания и игнорирует со- циальный аспект. Когда речь идет о психике высших животных, с этим можно согласиться. Однако на уровне человека подход Аристотеля ста- новится недостаточным. В отличие от Аристотеля-политеиста, пророки, будучи пропо- ведниками строгого монотеизма, не ограничились констатацией растительной и животной природы души человека, но включили в ее состав высший уровень — нравственность, отсутствующую в схеме Аристотеля. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Разумеется, сделали они это не из научных или социологиче- ских предпосылок (они им были неизвестны), а из религиозных, чтобы подчеркнуть божественное происхождение человека и на- личие в душе каждого «искры Божьей». Однако было бы неспра- ведливо на этом основании отрицать их заслугу в решении науч- ной проблемы строения психики (души) человека. Итак, объединяя подходы Аристотеля и пророков, мы кон- статируем, что в период осевого времени (по К. Ясперсу) сложи- лось представление о душе человека как об многоуровневой струк- туре. Именно: растительной, животной и божественной (т. е. нравственной). Одним из экстремистских подходов к нравственности явля- ется разделяемое некоторыми современными философами убеж- дение, что мораль имеет абсолютный, а не культурно-историче- ский характер, что она, как и звездное небо у нас над головами, инвариантна (вспомните знаменитую фразу И. Канта!). Истоки этой позиции можно найти, например, в христиан- ской религии, которая учит, что «моральный закон вписан Богом в сердце каждого человека, независимо от его принадлежности к той или иной религии» (Ю. Шрейдер). Таким образом, религиозный и философский подходы к нрав- ственности являются в значительной степени нормативными, определяющими, как должно поступать, в отличие от психологи- ческого подхода, являющегося в лучших своих образцах дескрип- тивным (описательным), т. е. описывающим (и объясняющим), как принято поступать в тех или иных социальных общностях, в том или ином возрасте и т. д. (и почему). Религиозный, философский и психологический подходы к нрав- ственности взаимно обогащают друг друга и, как правило, не всту- пают в противоречие, демонстрируя единство человеческой куль- туры. Одним из первых представление о многоуровневом строении психики в научном виде представил Г. Эббингауз в своем учебни- ке по общей психологии. В первой части своего курса он рассмат- ривает «элементарные деятельности души», во второй — слож- Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности ные и в третьей — «высшие деятельности души». К этим последним он относит психологию религии, искусства и нравственности. В трехуровневой схеме строения психики 3. Фрейда (Оно, Я и Сверх-Я) иерархия душевных качеств занимает центральное место. Сверх-Я, по Фрейду, является высшим уровнем психики, ее цензурой, тормозящей все социально неприемлемые проявле- ния человека. Нравственная зрелость — это вершина психологической зре- лости человека как личности. Никто не рождается высоконрав- ственным. Нравственным человек становится в итоге длительно- го и сложного процесса развития, воспитания и самовоспитания. Нравственные идеалы известны всем взрослым людям. Одна- ко органическое усвоение и неуклонное следование им — дело непростое, требующее упорной работы над собой (вспомните эффект горькой конфеты, описанный в предыдущей главе). Чтобы стать нравственным человеком, нужна вера в идеалы, достойные подражания. Сначала они усваиваются с детской непо- средственностью, но по мере взросления неизбежны сомнения и поиск своей индивидуальной правды (в ее соотнесении с прав- дой окружающих, близких и дальних, людей хороших и не очень). Конечно, жизнь учит. Но хорошо учится только тот, кто хочет учиться. Воспитание нравственного, совестливого человека во все времена было и всегда будет непростой задачей. При ее решении очень часто возникает одна и та же иллюзия: взрослым уравнове- шенным людям кажется, что молодежь растет безнравственной. Молодым людям нередко приходится слышать, что в их воз- расте прошлые поколения были такими-то и такими, и всегда лучше, чем современные. Истина, однако, состоит в том, что люди всегда были разные, и молодость редко бывает безошибочно при- мерной. Есть, конечно, общепринятые рамки поведения, за которые нельзя выходить. Однако эти рамки условны и исторически по- движны. Ошибки бывают, и не надо из них делать трагедии. Как правило, существует возможность «вернуться на путь истинный» любому «блудному сыну» (или дочери). ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тема эта бесконечна в ее разнообразии, поэтому мы рассмот- рим только один вопрос: откуда брать идеалы, заслуживающие подражания? Есть как минимум два различных ответа на этот вопрос. Один дает религия. Заключается он в том, что есть высшие силы, и на них надо ориентироваться. Конкретные правила поведения опре- делены волей Бога, изложенной в Священном Писании. Религи- озные правила строги и высоконравственны. Если человек искрен- не и глубоко верит в Бога, то он живет, уважая и соблюдая эти правила (исключение составляют некоторые секты и религиоз- ные фанатики, но не о них сейчас речь). Значит ли это, что люди, не исповедующие религии, непре- менно безнравственны? Нет, не значит, хотя эта мысль иногда разделяется даже священнослужителями. Кроме религии, есть иные источники нравственных ориентиров, не менее высоких и действенных. Это и художественная литература, и публицисти- ка, и практика семейного и школьного воспитания. В качестве примера познакомимся с раздумьями акаде- мика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он обосновывает идею использования истории культуры для формирования духовно- сти без использования идеи Бога и формулирует свои десять заповедей высоконравственного поведения. Познакомьтесь с ними. Десять заповедей человечности (по Д. С. Лихачеву). 1. Не убий и не начинай войны. 2. Не помысли народ свой врагом других народов. 3. Не укради и не присваивай труда брата своего. 4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. 5. Уважай мысли и чувства братьев своих. 6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. 7. Чти природу как матерь свою и помощницу. 8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свобод- ного творца, а не раба. Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности 9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. 10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Слова эти обращены ко всем людям, но прежде всего к моло- дежи. И по форме, и по содержанию они не противоречат биб- лейским заповедям, демонстрируя тем самым путь конструктив- ного взаимодействия религиозного и светского воспитания нравственности. Об этом же сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Мы можем по-разному думать о Боге. Но мы все согласны в одном: человек достоин заботы о нем. В этой нашей заботе о созидании человека и о защите подлинно человеческого в человеке — да будем мы едины!» Как протекает нравственное развитие человека? В детском возрасте любой поступок оценивается как хороший или плохой в соответствии с правилами, переданными и усвоенными от взрос- лых {гетерономная мораль). При этом примерно до 7 лет ребе- нок склонен судить о поступках по важности их последствий, а не обусловивших их намерений. Рассмотрим модельный пример. Мальчик Коля хотел помочь маме накрыть на стол, но не удержал в руках десять тарелок и раз- бил их. С точки зрения ребенка, он заслуживает большего нака- зания, чем мальчик Вова, тайком от взрослых взявший конфеты из серванта и разбивший при этом всего одну тарелку. С возрастом суждения начинают основываться в большей сте- пени на личных критериях {автономная мораль) и понимании того, что намерение нужно оценивать наряду с результатами со- вершенного поступка (памятуя при этом, куда ведут иногда бла- гие намерения). Рассмотрим основные идеи и результаты знаменитой серии исследований Л. Кольберга (L. Kohlberg), начатой им в 60-е гг. XX в. Он выделил три уровня нравственного развития: преднрав- ственный, конвенциональный и постконвенциональный, причем каждый уровень включает две стадии. Преднравственный уровень характерен для детей от 4 до 10 лет (здесь и далее необходимо иметь в виду, что полученные ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ результаты справедливы для западной цивилизации и примени- тельно к России должны критически переоцениваться); поступ- ки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не принимается во внимание. На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за со- бой данный поступок. На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него мож- но извлечь. Конвенциональный уровень охватывает в среднем возраст от 10 до 13 лет. На нем человек придерживается моральных прин- ципов других людей. При этом на третьей стадии суждение ос- новывается на том, получит ли поступок одобрение других лю- дей или нет, а на четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами. Постконвенциональный уровень начинается с 13 лет, чело- век начинает судить о поведении, исходя из своих собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на ува- жении демократически принятого решения или вообще уваже- нии прав человека. На шестой — поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг утверждает, что многие люди никогда не переходят четвертую стадию нравственного развития, а шестой, элитарной стадии достигает менее десяти процентов людей. Как ему удается столь точно оценить уровень нравственного развития людей? В основе исследования Кольберга (и ему подоб- ных) лежали истории, содержащие нравственную дилемму. Вот одна из них — история Хайнца. В одной европейской стране умирает от особой формы рака некая женщина. Между тем есть лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Это лекарство только что изготовил Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности живущий в том же городе фармацевт. На его разработку от за- тратил $200), однако только за одну дозу этого препарата он тре- бует $2000. Муж больной, Хайнц, сделал все возможное, чтобы собрать эту сумму, залез в долги, но добыл только $1000. Он по- просил понизить цену на лекарство или продать его в рассрочку, однако фармацевт отказал. Той же ночью отчаявшийся Хайнц задумал проникнуть в аптеку и похитить лекарство. Прав он или не прав? В своем ответе испытуемый, а теперь и вы, не мог ограничиться односложным ответом «прав» или «не прав», а должен подробно объяснить, почему он так считает, ка- ковы мотивы ответа. В соответствии с преобладающим духом ответов на серию подобных историй респондент (мальчик или девочка) относился к тому или иному уровню, стадии нравст- венного развития. Вы можете заняться самодиагностикой с по- мощью предлагаемых ниже психологических описаний отдель- ных стадий. Стадия 1 — покорность и наказание. Ценность людей не учи- тывается, речь идет преимущественно о связанных с поступком выгодах и наказании: чем серьезнее последствия поступка (мате- риальные, юридические), тем предосудительнее он считается. Стадия 2 — личный интерес. Ценность людей учитывается,
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |