Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беседа 85,86,88—91 5 страница




Многие из них используют понятие потребности, под кото-

рой в психологии понимается состояние объективной нужды

организма (личности) в чем-то, что лежит вне его и составляет

необходимое условие его нормального функционирования. Наи-

более часто применяемую на практике классификацию потреб-

ностей предложил А. Маслоу.

Его структура потребностно-мотивационной сферы представ-

ляет из себя иерахическую пятиуровневую схему, в которой пер-

вичными признаются телесные, физиологические потребности.

После их удовлетворения возникают потребности второго уров-

ня — в безопасности. Далее следуют потребности в любви и при-

вязанности (третий уровень), в признании и оценке (четвертый).

Высшим, по Маслоу, пятым признается уровень самоактуализа-

ции. Человек, достигший самоактуализации, — это идеал инди-

видуального психологического и социального развития.

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

Однако направленность не является высшим уровнем психи-

ки человека. Роль такового играет нравственность. Выше этого

уровня нет инстанции, которая регулировала бы психическую

жизнь человека. Природа нравственности двойственна: ее меха-

низмы — психологические, а содержание нравственного поведе-

ния — по его происхождению и значению — социальное.

Материалы для самопроверки

Заполните пробелы

1. Под... в психологии понимаются побуждения, вызывающие

активность организма и определяющие ее направленность.

2. Под... в психологии понимается состояние объективной

нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне него и со-

ставляет необходимое условие его нормального функциониро-

вания.

3. Простейшая классификация потребностей делит их на... и...

4.... называется любое психическое явление, побуждающее

к активности.

5. Г. Спенсеру и Ч, Дарвину принадлежит... модель мотивации,

основанная на принципе уравновешивания организма со средой.

6. Высшим в модели А. Маслоу признается уровень....

7. Поведение, скованное правилами, 3. Фрейд объясняет прин-

ципом...

8. Для... психологии характерно отрицание существования

единой теории мотивации для человека и животных, отрицание

принципа редукции напряжения как основного принципа мо-

тивации и т. д.

9. Тенденция к достижению цели в математической моде-

ли мотивации в конце главы определяется произведением...

на...

Верно или неверно?

1. Направленность личности определяется структурой ее мо-

тивов.

2. А. Маслоу первым разделил потребности человека на ду-

ховные и телесные.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

3. На практике термином «мотивированный» обозначается

случай, когда приведены аргументы «за» или «против» какого-то

положения.

4.3. Фрейд был сторонником активационной теории мотивами.

5. Теория эволюции Ч. Дарвина сняла противопоставление че-

ловека животным и стала основанием развития нескольких тео-

рий мотивации.

6. Тенденции достижения успеха противостоит тенденция из-

бегания неудачи.

7. Если растет ценность успеха, то решение принимается при

большей вероятности успеха.

8. Житейский опыт и здравый смысл говорят о том, что субъек-

тивная вероятность и полезность не зависят друг от друга.

Выберите правильный ответ

1. Суть эффекта «горькой» конфеты состоит в том, что:

а) в отсутствие взрослых ребенок руководствуется первыми

побуждениями;

б) ребенок понимает, что среди взрослых встречаются не-

честные люди;

в) хорошо воспитанный ребенок отказывается от незаслу-

женной награды;

г) нельзя давать детям невыполнимых заданий.

2. Представления о мотивации в додарвиновский период были

основаны на:

а) противопоставлении человека животным;

б) принципе гедонизма Платона;

в) принципе максимизации пользы Бентама;

г) верны все ответы.

3. Потребность в любви и чувстве общности, принадлежно-

сти к определенной группе находится на следующем уровне пи-

рамиды А. Маслоу:

а) первом;

б) третьем;

в) пятом;

г) неверен ни один из ответов.

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

4. 3. Фрейд был сторонником:

а) динамической теории мотивации;

б) теории утилитаризма;

в) гомеостатической модели мотивации;

г) теории инстинктов.

Упражнение. Прочтите первое утверждение предлагаемой ниже

анкеты по определению поведенческой ориентированности лично-

сти (А Л. Попов, И. М. Юсупов, с сокращениями) и выберите ва-

риант ответа, наиболее близкий к вашей точке зрения, пометьте его

на бланке ответов звездочкой. Затем из двух оставшихся вариантов

выберите тот, который меньше всего соответствует вашему мнению,

и пометьте его двумя звездочками, после чего переходите ко второ-

му утверждению и т. д. Будьте внимательны! В заполненном до кон-

ца бланке в каждой строчке должно стоять три звездочки. Обрабо-

тайте и обсудите полученные результаты с преподавателем.

1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

а) оценка выполненной работы;

б) сознание, что работа выполнена хорошо;

в) сознание, что находишься среди друзей.

2. В спортивных играх мне хотелось бы, чтобы я был:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) проявляют интерес к учащимся и к каждому имеют ин-

дивидуальный подход;

б) вызывают интерес к предмету настолько, что учащиеся

с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создают в коллективе такую атмосферу, в которой никто

не боится высказывать свою точку зрения.

4. Самые худшие преподаватели — те, которые:

а) не могут скрывать своей неприязни к некоторым учащимся;

б) вызывают у всех дух соперничества друг с другом;

в) производят впечатление, что преподаваемый предмет их

не интересует.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

5. Я радуюсь, когда мои друзья:

а) помогают другим, когда для этого представляется случай;

б) всегда преданны, верны, надежны;

в) интеллигентны и у них много интересов.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с которыми хорошо строятся взаимные отношения;

б) которые умеют больше, чем я;

в) на которых всегда можно положиться.

7. Хотелось бы, чтобы известность приходила к тем, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) может сильно любить;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. При равной возможности мне хотелось бы быть:

а) научным работником;

б) начальником отдела;

в) опытным летчиком.

9. В детстве мне нравилось:

а) играть со сверстниками;

б) создавать строения из песка;

в) когда меня хвалили.

10. Мне не нравится, когда я:

а) наталкиваюсь на препятствия, мешающие осуществлению

порученного дела;

б) замечаю серьезное ухудшение отношений в коллективе;

в) выслушиваю критику старших.

11. Основная роль школы должна бы заключаться:

а) в подготовке учащихся к трудовой деятельности;

б) в развитии индивидуальных способностей;

в) в воспитании умения строить хорошие взаимоотношения

с людьми.

12. Некоторые учреждения мне не нравятся из-за того, что

в них:

а) недемократическая система;

б) человек теряет свою индивидуальность в массе других людей;

в) невозможно проявление инициативы.

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

13. Если бы у меня было больше свободного времени, мне бы

хотелось использовать его для:

а) общения с друзьями;

б) любимых дел и самообразования;

в) беспечного отдыха.

14. Максимальные достижения для меня возможны в случае,

если:

а) я работаю с людьми, которые мне нравятся;

б) выполняю работу, которая мне по душе;

в) мои усилия достаточно вознаграждаются.

15. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценят;

б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:

а) написали о каком-либо деле, которое мне удалось;

б) похвалили меня за мою деятельность;

в) сообщили о том, что меня выбрали на руководящую долж-

ность.

17. Мои учебные успехи связаны с тем, что преподаватель:

а) нашел ко мне индивидуальный подход;

б) развивая интерес, стимулировал меня к занятиям;

в) вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

а) оскорбления личного достоинства;

б) неуспех при выполнении важной работы;

в) потеря друзей.

19. Я ценю:

а) успех;

б) совместную работу;

в) практичность.

20. Я считаю, что очень мало людей:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) выполняют свою работу действительно хорошо.

ГЛАВА XV

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова

Нравственность. Нравственный идеал.

Нравственная зрелость. Десять заповедей

человечности по Д. С. Лихачеву.

Гетерономная мораль.

Автономная мораль. Нравственное

развитие по А. Кольбергу. Мужская

и женская нравственность. Опросник

Аефевра. Моральный кодекс строителя

коммунизма. Этический компромисс

Идея поуровневого анализа строения и функционирования

психики как результата ее фило- и онтогенетического развития

на языке современной науки формулируется как принцип функ-

ционально-генетической иерархии психологических структур.

Он нам хорошо знаком, поскольку определил все содержание дан-

ного курса от первой до последней главы.

В его рамках нравственность (27-й уровень-компонент) рас-

сматривается нами как вершинное образование личности и глав-

ный фактор целостности человека, его телесных, душевных и ду-

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

ховных качеств, определяющий функции всех нижележащих

уровней психики человека.

В то же время полезно помнить, что ведущая роль этого уров-

ня не абсолютна. В определенных, главным образом, искусст-

венных и патологических состояниях (гипноз, транс, отравле-

ние) нравственность из ведущего может стать фоновым уровнем,

уступив роль ведущего одному из нижерасположенных уровней,

как это бывает с регуляцией движений, описанной Н. А. Берн-

штейном.

Но это — отступление от нормы, поучительное исключение,

лишь подтверждающее правило. Оно должно послужить уроком

каждому из нас. Никакие серьезные проблемы не надо пытаться

решать сгоряча. Чем серьезнее проблема, тем большую роль в ее

решении должны играть не «голые эмоции» первого или даже

седьмого уровня, но непременно высшие уровни психики, вклю-

чая самый высокий — 27-й.

Необходимость высшего контроля подметила и народная муд-

рость. О человеке, действующем неудачно, во вред себе, делу и лю-

дям, говорят, что у него «крыша поехала». «Крыша» — это выс-

ший уровень. По нашей схеме это нравственная оценка

происходящего, самоцензура, без которой нет свободного и от-

ветственного человека. Только рабу она не нужна. За него дума-

ют надсмотрщики и сообщают свое решение ударами бича (или,

с учетом технического прогресса, по телевизору).

Как представить себе влияние нравственности на психику и фи-

зическое состояние человека? 27 уровней-компонентов структу-

ры психики взрослого нормального человека можно изобразить

вертикальным столбиком взаимно пересекающихся овалов.

Из этой геометрической модели следует, что часть элементов

27-го уровня входит в состав нижележащего, 26-го, и т. д. Таким

образом, все уровни-компоненты структуры оказываются взаи-

моувязаны в одну систему. Это и есть конкретный механизм це-

лостности психики.

Однако эта схема неполна. В ней представлены усредненные

и опосредованные взаимоотношения разных уровней. Кроме

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

этих, работают иные, непосредственные связи между разноуров-

невыми структурами.

Эти два типа связей действуют и последовательно, и одновре-

менно. Однако в любом случае формируется вполне определен-

ное соотношение одного — ведущего и прочих — фоновых уров-

ней (по Н. А. Бернштейну).

Таким образом, влияние нравственного настроя на физиче-

ские силы человека реализуется двояко: и мягко, опосредованно,

через всю цепочку уровней, и прямо, жестко, как реализация связи

27-го уровня с первым и вторым (психомоторным и эмоциональ-

но-вегетативным).

Непосредственное воздействие высших уровней психики,

включая нравственность, на нижележащие особенно характер-

но для стрессовых ситуаций. Именно в них наиболее ярко прояв-

ляется сущность человека. Это имел в виду В. Высоцкий, когда

пел, что для проверки нравственных качеств человека надо пойти

с ним в горы. Опасность освобождает психику от ролевых услов-

ностей и масок, и человек предстает перед собой и другими

в истинном свете своих нравственных и физических достоинств

и недостатков.

Признание нравственности вершинным образованием может

привести и к неожиданным выводам. Например, может быть, нас

неточно называют homo sapiens — человек разумный, а точнее

говорить — homo moralis — человек нравственный, раз уж мы

поставили совесть выше разума?

Далее, мы часто слышим удивленные голоса: «Как же так, мы

все такие умные и страна такая богатая на полезные ископае-

мые. Почему же мы так плохо живем в России?» В рамках рас-

сматриваемой нами схемы напрашивается простой «психологи-

ческий» ответ: «Дело не в недостатке ума или бедности ресурсов.

Не хватает совести. Надо меньше воровать и врать — и дела сра-

зу пойдут на лад».

Перед тем как обратиться к конкретным психологическим ис-

следованиям нравственности, кратко рассмотрим два других, ис-

торически более ранних подхода — религиозный и философский.

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

В свойственной священным книгам форме идея нравствен-

ности представлена, например, в притче об Иакове, который уви-

дел во сне лестницу, соединяющую землю (людей) с небом (Выс-

шим Духом, Божеством).

По лестнице (в других переводах — по канату или столбу)

вверх и вниз перемещались ангелы — живые посланцы от людей

к Богу и обратно. В целом это и есть образ души, того, что в ней

происходит, а именно — сочетания низких и высоких ее потреб-

ностей: в еде и сне, в любви и нравственности, в «земном» и «бо-

жественном».

Немаловажно отметить, что общение с Высшими Силами пре-

образило Иакова: он стал сильнее, причем и духовно, и физиче-

ски. Отметим совпадение взглядов древних и современных уче-

ных в вопросе о единстве духовных и физических сил.

Религиозная форма нравственных идей важна для всех, кто

чтит Библию как Священное Писание. Другие вправе восприни-

мать эти же идеи вне и без их религиозного смысла, как образ

строения души человека в ее естественно-научной и социально-

общественной природе одновременно. Эта целостность души —

важнейшее ее качество. Нарушение целостности •—• одна из глав-

нейших причин душевных расстройств, и это хорошо понимали

мудрецы древности (лучше, чем некоторые современные врачи).

Традиционно ученые-психологи в качестве первого система-

тического изложения психологических проблем рассматривают

философский труд Аристотеля «О душе». Учение Аристотеля о душе

целиком укладывается в рамки естествознания и игнорирует со-

циальный аспект.

Когда речь идет о психике высших животных, с этим можно

согласиться. Однако на уровне человека подход Аристотеля ста-

новится недостаточным.

В отличие от Аристотеля-политеиста, пророки, будучи пропо-

ведниками строгого монотеизма, не ограничились констатацией

растительной и животной природы души человека, но включили

в ее состав высший уровень — нравственность, отсутствующую

в схеме Аристотеля.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Разумеется, сделали они это не из научных или социологиче-

ских предпосылок (они им были неизвестны), а из религиозных,

чтобы подчеркнуть божественное происхождение человека и на-

личие в душе каждого «искры Божьей». Однако было бы неспра-

ведливо на этом основании отрицать их заслугу в решении науч-

ной проблемы строения психики (души) человека.

Итак, объединяя подходы Аристотеля и пророков, мы кон-

статируем, что в период осевого времени (по К. Ясперсу) сложи-

лось представление о душе человека как об многоуровневой струк-

туре. Именно: растительной, животной и божественной (т. е.

нравственной).

Одним из экстремистских подходов к нравственности явля-

ется разделяемое некоторыми современными философами убеж-

дение, что мораль имеет абсолютный, а не культурно-историче-

ский характер, что она, как и звездное небо у нас над головами,

инвариантна (вспомните знаменитую фразу И. Канта!).

Истоки этой позиции можно найти, например, в христиан-

ской религии, которая учит, что «моральный закон вписан Богом

в сердце каждого человека, независимо от его принадлежности

к той или иной религии» (Ю. Шрейдер).

Таким образом, религиозный и философский подходы к нрав-

ственности являются в значительной степени нормативными,

определяющими, как должно поступать, в отличие от психологи-

ческого подхода, являющегося в лучших своих образцах дескрип-

тивным (описательным), т. е. описывающим (и объясняющим),

как принято поступать в тех или иных социальных общностях,

в том или ином возрасте и т. д. (и почему).

Религиозный, философский и психологический подходы к нрав-

ственности взаимно обогащают друг друга и, как правило, не всту-

пают в противоречие, демонстрируя единство человеческой куль-

туры.

Одним из первых представление о многоуровневом строении

психики в научном виде представил Г. Эббингауз в своем учебни-

ке по общей психологии. В первой части своего курса он рассмат-

ривает «элементарные деятельности души», во второй — слож-

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

ные и в третьей — «высшие деятельности души». К этим последним

он относит психологию религии, искусства и нравственности.

В трехуровневой схеме строения психики 3. Фрейда (Оно,

Я и Сверх-Я) иерархия душевных качеств занимает центральное

место. Сверх-Я, по Фрейду, является высшим уровнем психики,

ее цензурой, тормозящей все социально неприемлемые проявле-

ния человека.

Нравственная зрелость — это вершина психологической зре-

лости человека как личности. Никто не рождается высоконрав-

ственным. Нравственным человек становится в итоге длительно-

го и сложного процесса развития, воспитания и самовоспитания.

Нравственные идеалы известны всем взрослым людям. Одна-

ко органическое усвоение и неуклонное следование им — дело

непростое, требующее упорной работы над собой (вспомните

эффект горькой конфеты, описанный в предыдущей главе).

Чтобы стать нравственным человеком, нужна вера в идеалы,

достойные подражания. Сначала они усваиваются с детской непо-

средственностью, но по мере взросления неизбежны сомнения

и поиск своей индивидуальной правды (в ее соотнесении с прав-

дой окружающих, близких и дальних, людей хороших и не очень).

Конечно, жизнь учит. Но хорошо учится только тот, кто хочет

учиться. Воспитание нравственного, совестливого человека во все

времена было и всегда будет непростой задачей. При ее решении

очень часто возникает одна и та же иллюзия: взрослым уравнове-

шенным людям кажется, что молодежь растет безнравственной.

Молодым людям нередко приходится слышать, что в их воз-

расте прошлые поколения были такими-то и такими, и всегда

лучше, чем современные. Истина, однако, состоит в том, что люди

всегда были разные, и молодость редко бывает безошибочно при-

мерной.

Есть, конечно, общепринятые рамки поведения, за которые

нельзя выходить. Однако эти рамки условны и исторически по-

движны. Ошибки бывают, и не надо из них делать трагедии. Как

правило, существует возможность «вернуться на путь истинный»

любому «блудному сыну» (или дочери).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема эта бесконечна в ее разнообразии, поэтому мы рассмот-

рим только один вопрос: откуда брать идеалы, заслуживающие

подражания?

Есть как минимум два различных ответа на этот вопрос. Один

дает религия. Заключается он в том, что есть высшие силы, и на

них надо ориентироваться. Конкретные правила поведения опре-

делены волей Бога, изложенной в Священном Писании. Религи-

озные правила строги и высоконравственны. Если человек искрен-

не и глубоко верит в Бога, то он живет, уважая и соблюдая эти

правила (исключение составляют некоторые секты и религиоз-

ные фанатики, но не о них сейчас речь).

Значит ли это, что люди, не исповедующие религии, непре-

менно безнравственны? Нет, не значит, хотя эта мысль иногда

разделяется даже священнослужителями. Кроме религии, есть

иные источники нравственных ориентиров, не менее высоких

и действенных. Это и художественная литература, и публицисти-

ка, и практика семейного и школьного воспитания.

В качестве примера познакомимся с раздумьями акаде-

мика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он обосновывает идею

использования истории культуры для формирования духовно-

сти без использования идеи Бога и формулирует свои десять

заповедей высоконравственного поведения. Познакомьтесь

с ними.

Десять заповедей человечности (по Д. С. Лихачеву).

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или

ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное

ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свобод-

ного творца, а не раба.

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Слова эти обращены ко всем людям, но прежде всего к моло-

дежи. И по форме, и по содержанию они не противоречат биб-

лейским заповедям, демонстрируя тем самым путь конструктив-

ного взаимодействия религиозного и светского воспитания

нравственности.

Об этом же сказал Патриарх Московский и всея Руси

Алексий II: «Мы можем по-разному думать о Боге. Но мы все

согласны в одном: человек достоин заботы о нем. В этой нашей

заботе о созидании человека и о защите подлинно человеческого

в человеке — да будем мы едины!»

Как протекает нравственное развитие человека? В детском

возрасте любой поступок оценивается как хороший или плохой

в соответствии с правилами, переданными и усвоенными от взрос-

лых {гетерономная мораль). При этом примерно до 7 лет ребе-

нок склонен судить о поступках по важности их последствий, а не

обусловивших их намерений.

Рассмотрим модельный пример. Мальчик Коля хотел помочь

маме накрыть на стол, но не удержал в руках десять тарелок и раз-

бил их. С точки зрения ребенка, он заслуживает большего нака-

зания, чем мальчик Вова, тайком от взрослых взявший конфеты

из серванта и разбивший при этом всего одну тарелку.

С возрастом суждения начинают основываться в большей сте-

пени на личных критериях {автономная мораль) и понимании

того, что намерение нужно оценивать наряду с результатами со-

вершенного поступка (памятуя при этом, куда ведут иногда бла-

гие намерения).

Рассмотрим основные идеи и результаты знаменитой серии

исследований Л. Кольберга (L. Kohlberg), начатой им в 60-е гг.

XX в. Он выделил три уровня нравственного развития: преднрав-

ственный, конвенциональный и постконвенциональный, причем

каждый уровень включает две стадии.

Преднравственный уровень характерен для детей от 4 до

10 лет (здесь и далее необходимо иметь в виду, что полученные

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

результаты справедливы для западной цивилизации и примени-

тельно к России должны критически переоцениваться); поступ-

ки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения

других людей не принимается во внимание.

На первой стадии суждение выносится в зависимости от того

вознаграждения или наказания, которое может повлечь за со-

бой данный поступок. На второй стадии суждение о поступке

выносится в соответствии с той пользой, которую из него мож-

но извлечь.

Конвенциональный уровень охватывает в среднем возраст от

10 до 13 лет. На нем человек придерживается моральных прин-

ципов других людей. При этом на третьей стадии суждение ос-

новывается на том, получит ли поступок одобрение других лю-

дей или нет, а на четвертой стадии суждение выносится

в соответствии с установленным порядком, уважением к власти

и предписанными ею законами.

Постконвенциональный уровень начинается с 13 лет, чело-

век начинает судить о поведении, исходя из своих собственных

критериев.

На пятой стадии оправдание поступка основывается на ува-

жении демократически принятого решения или вообще уваже-

нии прав человека.

На шестой — поступок квалифицируется как правильный,

если он продиктован совестью, независимо от его законности или

мнения других людей.

Кольберг утверждает, что многие люди никогда не переходят

четвертую стадию нравственного развития, а шестой, элитарной

стадии достигает менее десяти процентов людей.

Как ему удается столь точно оценить уровень нравственного

развития людей? В основе исследования Кольберга (и ему подоб-

ных) лежали истории, содержащие нравственную дилемму. Вот

одна из них — история Хайнца.

В одной европейской стране умирает от особой формы рака

некая женщина. Между тем есть лекарство, которое, по мнению

врачей, могло бы ее спасти. Это лекарство только что изготовил

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

живущий в том же городе фармацевт. На его разработку от за-

тратил $200), однако только за одну дозу этого препарата он тре-

бует $2000. Муж больной, Хайнц, сделал все возможное, чтобы

собрать эту сумму, залез в долги, но добыл только $1000. Он по-

просил понизить цену на лекарство или продать его в рассрочку,

однако фармацевт отказал. Той же ночью отчаявшийся Хайнц

задумал проникнуть в аптеку и похитить лекарство.

Прав он или не прав? В своем ответе испытуемый, а теперь

и вы, не мог ограничиться односложным ответом «прав» или «не

прав», а должен подробно объяснить, почему он так считает, ка-

ковы мотивы ответа. В соответствии с преобладающим духом

ответов на серию подобных историй респондент (мальчик или

девочка) относился к тому или иному уровню, стадии нравст-

венного развития. Вы можете заняться самодиагностикой с по-

мощью предлагаемых ниже психологических описаний отдель-

ных стадий.

Стадия 1 — покорность и наказание. Ценность людей не учи-

тывается, речь идет преимущественно о связанных с поступком

выгодах и наказании: чем серьезнее последствия поступка (мате-

риальные, юридические), тем предосудительнее он считается.

Стадия 2 — личный интерес. Ценность людей учитывается,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.