Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беседа 85,86,88—91 4 страница




Таким образом, рассматривая взаимоотношения роли и лич-

ности, следует отметить, что личность формируется, включаясь

в систему социальных ролей, но формируясь в этой системе, она

не является пассивным продуктом исполняемых ею ролей, а об-

ладает правом (обязанностью) ее самостоятельного выбора. Лич-

ность самоопределяется по отношению каждой роли, упорядо-

чивает их по степени их субъективной значимости, как ведущих

и второстепенных.

Социальное положение человека, его классовая, сословная, на-

циональная принадлежность не зависят от его воли, не являются

продуктами свободного выбора, но его конкретная роль во мно-

гом зависит от того, как сам человек воспринимает и оценивает

свое положение и какие выводы отсюда делает. Чтобы понять по-

ведение индивида, недостаточно знать лишь внешнюю, объектив-

ную систему его ролей. Необходимо также понимать их внут-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

реннюю структуру, их смысл и удельный вес в его собственных

глазах.

Своеобразие биологических особенностей, специфических

черт индивидуальной биографии, множественность и противо-

речивость ролевой структуры делают каждого человека неповто-

римой индивидуальностью.

Литература

1. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 12—41.

2. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984. С. 136-140; 258-322.

3. Кириллов Л. А. Основы психологии. Саратов, 1995. С. А—21.

4. Кузьмин £. С. Основы социальной психологии. ЛГУ, 1967.

С. 120-123.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 256—262;

278-285.

6. Психология: учебник /под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект,

1998. С. 301-312.

7. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс. 1969,

С. 535.

ГЛАВА XIV

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

КАК СТРУКТУРА МОТИВОВ

И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Ключевые слова

Мотивация. Потребность. Мотив.

Направленность. Принцип реальности.

Механизм сдвига мотива на цель

Близится к завершению рассказ о строении и функциях пси-

хики взрослого нормального человека. Ведь направленность лич-

ности — это 26-й уровень-компонент психики из 27-ми воз-

можных.

Конец, как известно, делу венец. Венец психики не простой,

а составной. Собственно, и вся психика — явление не простое,

а составное. Неудивительно, что таков же ее венец.

Аело в том, что психические процессы, как мы уже знаем, на-

правляются волей — центрально-регуляторным процессом, рас-

положившимся на 8-м, предпоследнем уровне столбца процес-

сов. А в целом, напомним, три высших уровня (7-й, 8-й и 9-й) не

только регуляторные, но и ценностно-ориентационные. Вне и без

социальной, нравственной оценки не может быть полноценной

регуляции психических процессов и функций.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Эти три уровня вместе и составляют завершающие структу-

ры психики. Это 7—9-й уровни процессов, 16—18-й уровни со-

стояний и 25—27-й уровни интегральных образований (свойств

личности).

Каждое дело, которое мы делаем, каждое слово, которое мы

произносим, имеет определенный социальный смысл — прием-

лемый или неприемлемый. Воля может быть злой, хотя некото-

рые психологи это и отрицают. Почему они так считают? Пото-

му, что они не мыслят 26-й уровень в отрыве от 27-го, от

нравственных критериев. При таком подходе действительно нет

места злой воле. Она может быть только, как принято говорить,

морально воспитанной, т. е. доброй.

Мы, однако, в целях научного анализа разведем свойства лич-

ности 25-го, 26-го и 27-го уровней. В результате получится более

точная и конкретная картина.

Итак, предпоследний уровень изучаемой нами большой сис-

темы — человеческой психики — это направленность лично-

сти, содержанием которой является структура мотивов.

В направленности в единое целое сплавлены цели, во имя ко-

торых действует личность, ее мотивы и субъективные отноше-

ния к различным сторонам действительности. В связи с этим в клас-

сическом отечественном учебнике С. Л. Рубинштейн написал:

«Проблема направленности — это прежде всего вопрос о дина-

мических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют

деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и за-

дачами».

Отечественные психологи исходят из того, что любая форма

нашей активности, сознательной или неосознаваемой, актуали-

зируется благодаря потребностям и мотивам. Как они пришли

к этому выводу?

Мотивация — один из самых многозначных терминов, ис-

пользуемых в науке и прикладных областях, характеризующих

человеческие деятельность и поведение.

На практике термином «мотивированный» обозначается слу-

чай, когда приведены аргументы «за» или «против» какого-то по-

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

ложения. В таком контексте отсутствует личностный характер

мотивации. Имеется в виду четкое логическое обоснование вы-

двинутых положений.

В медицине, юриспруденции, педагогике при оценке поступ-

ков личности часто используются понятия мотивированных и не-

мотивированных действий. При этом в последнем случае отме-

чается их импульсивный характер, малая осознанность личностью,

дается социальная оценка как противоречащих системе общест-

венных ценностей.

Понятие мотивации в психологии чаще всего используется

в контексте деятельности достижения: «его мотивирует успех»,

«его мотивирует стремление избежать неудачи». В этом случае

мотивация рассматривается как внутренняя причина действия,

причем выделяется его направленность (успех, неудача).

Нередко человек добросовестно заблуждается относительно

своих истинных побуждений. Рассмотрим, вслед за А. Н. Леонтье-

вым (1903—1979), многолетним лидером московских психоло-

гов, следующий пример.

Ученый в течение многих лет отдает все силы поиску истины,

но когда ее первым обнаруживает другой, выясняется, что в ос-

нове страсти лежало не научное познание, а мотив достижения.

Быть первым или никаким — вот что объединяет нашего ученого

со спортсменом.

Дадим следующее рабочее определение.

Под мотивацией в психологии понимаются побуждения, вы-

зывающие активность организма и определяющие ее направ-

ленность.

В данном определении четко зафиксирована мысль о том, что

понятие мотивации в психологии тесно связано с понятиями «дея-

тельность» и «поведение», что не существует другой мотивации,

кроме мотивации деятельности и поведения.

Термин «мотивация» в широком смысле слова используется

во всех областях психологии, исследующих причины и механиз-

мы целенаправленного поведения человека и животных. При

желании данное нами определение несложно подвергнуть кри-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

тике и противопоставить ему другие, впрочем, столь же ей до-

ступные. Увы, внутри современной психологии существует мно-

жество концепций мотивации, отличающихся и даже противо-

речащих друг другу. Познакомимся с некоторыми из них.

Начнем с философских (умозрительных) подходов. Представ-

ления о мотивации в до дарвиновский период были основаны на

противопоставлении человека с его разумом, сознанием и волей

животным с их машинообразным, инстинктивным поведением

и представлены двумя известными принципами: гедонизма (Пла-

тон) и максимизации пользы, (теория утилитаризма Бентама).

Г. Спенсеру и Ч. Дарвину принадлежит гомеостатическая мо-

дель мотивации, основанная на принципе уравновешивания орга-

низма со средой и понятии потребности, о чем мы упоминали

выше. Суть модели проста: наличие потребности говорит о нуж-

де, нехватке чего-то для организма. Возникновение потребности

выводит организм из состояния равновесия, порождает движе-

ние по направлению к объекту потребности, к тому, что способ-

но вернуть организм в первоначальное состояние.

Дадим формальное определение. Под потребностью в пси-

хологии понимается состояние объективной нужды организма

(личности) в чем-то, что лежит вне него и составляет необходи-

мое условие его нормального функционирования.

Таким образом, во-первых, стремление организма к равнове-

сию вызывает мотивацию, направленную на удовлетворение по-

требности, на снятие источника, вызывающего нарушение рав-

новесия. Однако далеко не все психологи связывают мотивацию

с восстановлением нарушенного равновесия. Об этом пойдет речь

ниже.

Далее из нашего определения следует первая и простейшая

классификация потребностей на телесные и духовные.

Более важную для практики, в частности, для маркетинга и пси-

хологии потребителя, классификацию предложил американец Аб-

рахам Маслоу (1908-1970):

— физиологические потребности (потребности в еде, питье,

дыхании, сне и сексе);

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

— потребность в безопасности (чувства стабильности, поряд-

ка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);

— потребность в любви и чувстве общности, принадлежно-

сти к определенной группе;

— потребность в уважении со стороны окружающих и в са-

моуважении;

— потребность в самоактуализации.

Его структура потребностно-мотивационной сферы представ-

ляет из себя иерархическую пятиуровневую схему, в которой пер-

вичными признаются телесные, физиологические потребности.

После их удовлетворения возникают потребности второго уров-

ня — в безопасности. Далее следуют потребности в любви и при-

вязанности (третий уровень), в признании и оценке (четвертый).

Высшим, по Маслоу, пятым признается уровень само актуали-

зации. Человек, достигший самоактуализации, — это идеал инди-

видуального психологического и социального развития.

Теория Маслоу подверглась обоснованной критике, но не ис-

чезла со страниц учебников по маркетингу, потому что... работа-

ет на практике. С ее помощью рекламист знает, что надо делать

с потребителем.

Например, исследования, проведенные в США, показали, что

у современного американца физиологические потребности удов-

летворены на 90 %, потребность в безопасности — на 70 %, в ува-

жении — на 40 % и в самореализации — на 15 %. От этих про-

центов, полученных в соответствии с иерархической моделью

потребностей Маслоу, до эффективной рекламы — один шаг, так

как именно реклама помогает человеку осознать реально сущест-

вующую потребность, которую невозможно удовлетворить, не об-

ладая тем, что тебе предлагают.

Вдумайтесь в слова Коносуке Мацусита, главы корпорации,

производящей Panasonic: «Человек на самом деле не знает, чего

ему хочется. Покажите ему вещь, и он будет знать, чего хотеть.

Большинство людей понятия не имеют, что такое лазерный про-

игрыватель. Покажите его, объясните его достоинства и преиму-

щества — и он сделается необходимым для всех».

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Но с одним из типичных критических аргументов все-таки

есть смысл познакомиться поближе. Некоторые критики гово-

рят, что пирамида потребностей Маслоу отражает его личные

приоритеты (и людей, похожих на него) — и только. Аналогично

о психоанализе Зигмунда Фрейда (1856—1939) говорят как о его

самоанализе и т. д. и т. п. Не будем отмахиваться от критиков

и честно признаем: роль личности ученого в психологии велика,

как ни в какой другой науке.

Потребность, как правило, зарождается как обобщенная и не-

достаточно определенная. Найдя предмет, удовлетворяющий по-

требность, она становится источником активности, направлен-

ной на достижение конкретной цели. Психологический

компонент такой активности называется мотивом. Дадим соот-

ветствующее определение.

Мотивом называется любое психическое явление, побуждаю-

щее к активности.

Трудно дать исчерпывающую классификацию мотивов чело-

века. В качестве примера рассмотрим некоторые мотивы поведе-

ния потребителя, т. е. основные причины и поводы его покупок.

Во-первых, это утилитарные мотивы, связанные с эксплуа-

тационными характеристиками товара, его гарантийным сроком

и ценой, скидками.

Во-вторых, это эстетические мотивы, основанные на красо-

те, внешнем виде изделия, привлекательности его формы, ориги-

нальности расцветки, дизайне.

В-третьих, это престижные мотивы: товар покупается для под-

черкивания социального статуса, материального достатка, поло-

жения в обществе.

В-четвертых, это могут быть мотивы достижения, уподобле-

ния, моды, следования национальной традиции и т. д.

Потребности и мотивы многообразны. Соответственно, пси-

хическая активность и поведение человека полимотивированы.

Тем не менее реально каждый поступок человека, как правило,

обусловлен одним, главным мотивом, победившим в борьбе с ос-

тальными, хотя не всегда понятным ему самому и окружающим.

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

Более того, мы склонны бываем сами обманываться и дезориен-

тировать других в этом вопросе. Вспомните рассмотренный выше

пример А. Н. Леонтьева! Или такой: парень говорит, что страстно

любит девушку, а сам забывает о назначенном ей свидании.

Эти примеры наглядно демонстрируют типичность наличия

не одного, изолированного мотива, а их множества, но не хаотич-

ного, а более или менее четко структурированного. Вспомните

концепцию Н. А. Бернштейна (1896—1966) о ведущих и фоно-

вых уровнях построения движений. При чем тут она?

Дело в том, что не только движения, но и все другие формы

психической активности и поведения строятся по этой же схеме.

Выделяется (стихийно или сознательно) один мотив, он и опре-

деляет поступок. Однако рядом с ним и в помощь ему работают

фоновые уровни, другие мотивы, другие побуждения, и поступок

(серия поступков) т. о. оказывается полимотивированным.

Вернемся, однако, к нашему обзору теорий мотивации.

Сторонники принципа активности, активационной теории

мотивации (Г. Олпорт) считают, что человек по своей природе

активен, и активность не нужно объяснять, сама жизнь уже есть

активность. Основной постулат теории состоит в том, что актив-

ность сама по себе есть глубинная потребность организма.

При таком подходе речь идет не о возникновении мотива-

ции, а о регуляции активности, основными параметрами кото-

рой выступают сила, интенсивность, направленность («канали-

зация»).

Можно предположить, что описанные модели выделяют раз-

личные аспекты поведения личности: саморегуляцию в первом

случае и зависимость мотивации от значимости и доступности

объекта потребности для личности во втором.

Важную роль сыграла в психологии мотивации теория эво-

люции Дарвина. Она сняла противопоставление человека живот-

ным и стала основанием развития нескольких линий проблемы

мотивации:

а) человек — высшее животное. Следовательно, зачатки ин-

теллекта есть у животных, и необходимо изучать их пове-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

дение и их мотивацию (И. П. Павлов, Э. Торндайк, К. Халл

и др.);

б) человек — животное. Следовательно, можно изучать ин-

стинктивные тенденции в поведении человека в следую-

щих направлениях:

6j) теории инстинкта (В. Макдаугалл). Инстинкт при этом

понимается весьма расширенно и включает в себя когни-

тивные, эмоциональные, поведенческие компоненты.

Можно говорить об инстинктах изобретательства, строи-

тельства, любопытства, бегства, стадности, драчливости,

отвращения, репродуктивное™, самоунижения, само-

утверждения и т. д.;

б9) динамические теории мотивации. 3. Фрейд, как вам уже

известно, искал источники человеческой активности в бес-

сознательных влечениях. Н. Ах, К. Левин исследовали мо-

тивацию в рамках теории личности, в связи с ситуацион-

ными факторами и, наконец, в рамках популярной и ныне

схемы взаимодействия «личность-ситуация»;

б3) теория индивидуальных различий. Г. Мюррей, Д. Кеттелл

в центр анализа помещают внутривидовую изменчивость

как важный фактор приспособления к среде.

И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский,

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Мяси-

шев, Д. Н. Узнадзе — далеко не полный перечень отечественных

психологов, внесших существенный вклад в теорию мотивации.

Извлечем из их богатого наследия два примера, которые по-

лезно знать любому культурному человеку.

Первый вошел в историю как эффект горькой конфеты. Рас-

скажем о нем и воспользуемся случаем для того, чтобы показать

в действии знаменитые фрейдовские принципы.

Экономические соображения — редкий гость в классической

психологии. Например, Курт Левин, о котором мы вскользь упоми-

нали выше, предпочитал им в своей полевой теории личности гео-

метрические построения топологии, а его эксперименты по груп-

повой динамике напоминают изощренные физические опыты.

Глава_Х1\МНаправленность личности как структура мотивов и волевых качеств

Похоже, что психологи стесняются включать в свои воздуш-

ные, кружевные построения грубые меркантильные аргументы,

а для обывателей конца XX в. разговоры о доходах — такая же

интимная тема, как сексуальные отношения для обывателя нача-

ла века.

Однако нашелся человек, без колебания избравший эконо-

мическую точку зрения. Его имя известно всем — Зигмунд Фрейд.

В структуре личности Зигмунд Фрейд выделил Оно (ИД), ко-

торому «незнакомы никакие оценки, никакое добро и зло, ника-

кая мораль». Его бессознательные, инстинктивные побуждения

управляются принципом удовольствия, заключающимся в стрем-

лении устранить связанное с неудовольствием напряжение и по-

лучить удовольствие. Фрейд неизменно отмечает экономический

(количественный) момент, присущий принципу удовольствия.

Итак, если верить Фрейду, внутри каждого из нас находится

«экономический человек», на невидимых весах взвешивающий

различные варианты действий и выбирающий те, что ведут к боль-

шему удовольствию.

Однако здравый смысл и житейский опыт явно противоре-

чат этому. Многое взрослый человек делает не потому, что хо-

чется, а потому, что надо.

Так прав Фрейд или нет? От мучительных философских раз-

думий и избавляет эффект горькой конфеты.

Итак, психолог дает ребенку-дошкольнику невыполнимое за-

дание, например достать удаленный предмет, не вставая со стула,

и через некоторое время под благовидным предлогом выходит

из комнаты, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего по-

мещения.

После ряда безуспешных попыток ребенок встает, берет пред-

мет и возвращается с ним на место. Тут же в комнату возвраща-

ется психолог, хвалит ребенка за решение трудной задачи и пред-

лагает ему в награду конфету.

Ребенок отказывается от нее, а после повторных настойчи-

вых предложений начинает плакать. Конфета оказалась для хо-

рошо воспитанного ребенка «горькой».

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Что же произошло? Попробуем истолковать ситуацию в духе

изложенного выше.

Схема столкновения мотивов, возможно, такова. Непосред-

ственное побуждение, вытекающее из принципа удовольствия,

состояло в том, чтобы просто встать и взять предмет, тем самым

решив задачу.

Однако оно столкнулось с присутствием взрослого и его зап-

ретом, который оказался сильнее. Такое поведение, скованное

правилами, Фрейд объясняет принципом реальности.

Когда взрослый вышел, действие запрета ослабело, и верх взяло

непосредственное побуждение. Возвращение психолога напом-

нило о нарушенном запрете, значение которого усилилось неза-

служенной наградой и чувством вины.

Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания

ребенка определяются социальными мотивами, заслуживает осо-

бого выделения.

Второй пример известен как механизм сдвига мотива на

цель (другое название — механизм превращения цели в мотив)

и также очень популярен в школе А. Н. Леонтьева. Он дает не-

которое представление о том, откуда появляются новые моти-

вы у человека.

Обратимся к жизненному опыту, знакомому каждому. Уче-

ник приходит в начале учебного года в школу и знакомится с но-

вым учителем. Тот увлечен своим предметом, рассказывает очень

интересно, и время до звонка пролетает незаметно.

У ученика возникает естественное желание понравиться учи-

телю, наладить с ним добрые отношения. Он начинает тщательнее

обычного готовиться к урокам, изучает дополнительную литерату-

ру, записывается в кружок для особо заинтересованных и заслу-

живает внимание и похвалу учителя.

Но вот учитель по какой-то причине исчезает из жизни уче-

ника, а интерес к предмету остается, причем нередко настолько

сильный, что заставляет выбрать его в качестве профессиональ-

ной специализации. Именно этот процесс психологи и называют

сдвигом мотива на цель.

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

Выделим итоговую схему: человек на первых порах выполня-

ет требуемое действие (цель) ради общения с другим человеком

(мотив). Если на это действие проецируется все большее количест-

во положительных переживаний, то вместе с их аккумуляцией

действие приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е.

само становится мотивом.

Рассмотренный пример имеет важное практическое след-

ствие. Чтобы научить любое животное выполнять требуемое дей-

ствие, можно воспользоваться двумя равнозначными, на пер-

вый взгляд, способами: положительным подкреплением

(поощрением за успехи) или отрицательным подкреплением

(наказанием за неудачи). Механизм превращения цели в мотив

позволяет нам понять, что роль поощрения и наказания в вос-

питании молодого человека является разной: в первом случае

образуются новые мотивы и жизнь становится содержательнее

и богаче, а во втором — нет.

Наш краткий обзор был бы неполон без упоминания подхо-

да гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс

и др.). Для него характерно:

— отрицание существования единой теории мотивации для

человека и животных;

— отрицание принципа редукции напряжения как основно-

го принципа мотивации;

— утверждение принципа активности человека;

— признание, наряду с бессознательным, существенной роли

сознания;

— использование терминов, отражающих особенности чело-

веческой мотивации: социальные потребности, цели, мо-

тивы (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, X. Хекхаузен);

— жизненные ценности, планы (А. Маслоу, К. Роджерс);

— черты личности (Г. Олпорт, Р. Кеттелл);

— когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келли);

— отрицание адекватности применения к человеку таких ме-

тодов, как удары электрическим током, пищевая депри-

вация и т. д.;

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

— стремление использовать методы, связанные с речью и со-

знанием.

В век компьютеров и информатизации каждая сфера челове-

ческой деятельности оценивается, среди прочего, уровнем своей

формализованности. Теория мотивации выделяется своей чрез-

вычайно высокой, по сравнению с другими разделами психоло-

гии, математизацией.

В заключение главы мы рассмотрим чрезвычайно упрощен-

ный, модельный пример того, как мотивация оценивается и ис-

пользуется в процессе принятия решения.

Предположим, что при принятии решения человек, исходя из сво-

их возможностей, дает субъективную оценку вероятности Р дости-

жения цели. Тогда вероятность неудачи он оценивает как Q = 1 — Р.

Далее он оценивает цель и по степени ее значимости, ценно-

сти, полезности V (V — первая буква английского слова value —

ценность). Значимость неудачи обозначим W.

Тогда естественно предположить, что тенденция к достиже-

нию цели определяется произведением PV.

Действительно, чем больше уверенность в успехе и его цен-

ность, тем интенсивнее человек будет стремиться к достижению

цели. Если же Р или V мало, то и тенденция к достижению такой

цели' будет невелика.

Противоположная тенденция — избегание неудачи — будет

определяться произведением QW, а в целом принятие решения

определится соотношением

R = PV — QW:

если R > 0, то принимается положительное решение, если же

R < 0 — отказ от действия.

Рассмотрим нашу модель на рисунке 30.

Из рис. 30 видно, что если Р = 0, то R = — W; если Р = 1, то

R = V, но самой интересной является точка S — пересечение оси

абсцисс Р с прямой R = PV — QW.

Она отделяет зону субъективного решения (R > 0) от зоны

субъективного отказа от него (R < 0).

Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств

R = р у — QW = PV — (1 — P)W = P(V + W) — W

Рис. 30. Модель принятия решения,

основанная на субъективной вероятности Р и ценности V

Нетрудно подсчитать, что S = W/(V+W).

Из этой формулы вытекает множество следствий, представ-

ляющих психологический интерес и доступных эксперименталь-

ной проверке:

1) если ценность неудачи растет, то требуется большая ве-

роятность успеха, чтобы человек принял решение доби-

ваться цели;

2) если растет ценность успеха, то решение принимается при

меньшей вероятности успеха;

3) если ценности успеха и неудачи равны, то S = 0,5;

4) если ценность успеха больше, чем ценность неудачи, то

S < 0,5;

5) если ценность успеха меньше, чем ценность неудачи, то

S>0,5;

6) если ценность неудачи равна нулю, то S = 0, то есть приня-

тие решения гарантировано;

7) если ценность успеха равна нулю, то S = 1, то есть гаран-

тирован отказ от действий.

Напомним, мы исходили из того, что субъективная вероят-

ность и полезность не зависят друг от друга. Однако житейский

опыт и здравый смысл говорят об ином.

Например, оптимисты верят в удачу. Им кажется, что случится

то, что им выгодно. В связи с этим они переоценивают вероятности

положительных исходов и недооценивают — отрицательных.

Пессимисты, напротив, считают, что «удача пройдет мимо»

и что им не повезет. Поэтому они недооценивают вероятности

выгодных результатов и переоценивают — невыгодных.

nc^ __________

На этом мы завершим наш разговор о человеческой мотива-

ции (напоминаем, что в конце главы размещены резюме, конт-

рольные вопросы и упражнение) и перейдем к обсуждению нрав-

ственно-психологических свойств личности.

Резюме 14-й главы

Направленность личности (структура мотивов и волевых ка-

честв) является предпоследним уровнем изучаемого нами внут-

реннего мира человека, важным фактором самоорганизации пси-

хики, выражающимся, в частности, регулирующим влиянием на

все нижележащие компоненты в принятой нами схеме.

В направленности в единое целое сплавлены цели, во имя ко-

торых действует личность, ее мотивы и субъективные отноше-

ния к различным сторонам действительности.

Под мотивацией в психологии понимаются побуждения, вы-

зывающие активность организма и определяющие ее направлен-

ность. Существует множество концепций мотивации (гедонисти-

ческая и утилитарная, гомеостатическая и т. д.), отличающихся

и даже противоречащих друг другу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.