КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Беседа 85,86,88—91 4 страница
Таким образом, рассматривая взаимоотношения роли и лич- ности, следует отметить, что личность формируется, включаясь в систему социальных ролей, но формируясь в этой системе, она не является пассивным продуктом исполняемых ею ролей, а об- ладает правом (обязанностью) ее самостоятельного выбора. Лич- ность самоопределяется по отношению каждой роли, упорядо- чивает их по степени их субъективной значимости, как ведущих и второстепенных. Социальное положение человека, его классовая, сословная, на- циональная принадлежность не зависят от его воли, не являются продуктами свободного выбора, но его конкретная роль во мно- гом зависит от того, как сам человек воспринимает и оценивает свое положение и какие выводы отсюда делает. Чтобы понять по- ведение индивида, недостаточно знать лишь внешнюю, объектив- ную систему его ролей. Необходимо также понимать их внут- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ реннюю структуру, их смысл и удельный вес в его собственных глазах. Своеобразие биологических особенностей, специфических черт индивидуальной биографии, множественность и противо- речивость ролевой структуры делают каждого человека неповто- римой индивидуальностью. Литература 1. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 12—41. 2. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984. С. 136-140; 258-322. 3. Кириллов Л. А. Основы психологии. Саратов, 1995. С. А—21. 4. Кузьмин £. С. Основы социальной психологии. ЛГУ, 1967. С. 120-123. 5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 256—262; 278-285. 6. Психология: учебник /под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998. С. 301-312. 7. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс. 1969, С. 535. • ГЛАВА XIV НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СТРУКТУРА МОТИВОВ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ Ключевые слова Мотивация. Потребность. Мотив. Направленность. Принцип реальности. Механизм сдвига мотива на цель Близится к завершению рассказ о строении и функциях пси- хики взрослого нормального человека. Ведь направленность лич- ности — это 26-й уровень-компонент психики из 27-ми воз- можных. Конец, как известно, делу венец. Венец психики не простой, а составной. Собственно, и вся психика — явление не простое, а составное. Неудивительно, что таков же ее венец. Аело в том, что психические процессы, как мы уже знаем, на- правляются волей — центрально-регуляторным процессом, рас- положившимся на 8-м, предпоследнем уровне столбца процес- сов. А в целом, напомним, три высших уровня (7-й, 8-й и 9-й) не только регуляторные, но и ценностно-ориентационные. Вне и без социальной, нравственной оценки не может быть полноценной регуляции психических процессов и функций. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Эти три уровня вместе и составляют завершающие структу- ры психики. Это 7—9-й уровни процессов, 16—18-й уровни со- стояний и 25—27-й уровни интегральных образований (свойств личности). Каждое дело, которое мы делаем, каждое слово, которое мы произносим, имеет определенный социальный смысл — прием- лемый или неприемлемый. Воля может быть злой, хотя некото- рые психологи это и отрицают. Почему они так считают? Пото- му, что они не мыслят 26-й уровень в отрыве от 27-го, от нравственных критериев. При таком подходе действительно нет места злой воле. Она может быть только, как принято говорить, морально воспитанной, т. е. доброй. Мы, однако, в целях научного анализа разведем свойства лич- ности 25-го, 26-го и 27-го уровней. В результате получится более точная и конкретная картина. Итак, предпоследний уровень изучаемой нами большой сис- темы — человеческой психики — это направленность лично- сти, содержанием которой является структура мотивов. В направленности в единое целое сплавлены цели, во имя ко- торых действует личность, ее мотивы и субъективные отноше- ния к различным сторонам действительности. В связи с этим в клас- сическом отечественном учебнике С. Л. Рубинштейн написал: «Проблема направленности — это прежде всего вопрос о дина- мических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и за- дачами». Отечественные психологи исходят из того, что любая форма нашей активности, сознательной или неосознаваемой, актуали- зируется благодаря потребностям и мотивам. Как они пришли к этому выводу? Мотивация — один из самых многозначных терминов, ис- пользуемых в науке и прикладных областях, характеризующих человеческие деятельность и поведение. На практике термином «мотивированный» обозначается слу- чай, когда приведены аргументы «за» или «против» какого-то по- Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств ложения. В таком контексте отсутствует личностный характер мотивации. Имеется в виду четкое логическое обоснование вы- двинутых положений. В медицине, юриспруденции, педагогике при оценке поступ- ков личности часто используются понятия мотивированных и не- мотивированных действий. При этом в последнем случае отме- чается их импульсивный характер, малая осознанность личностью, дается социальная оценка как противоречащих системе общест- венных ценностей. Понятие мотивации в психологии чаще всего используется в контексте деятельности достижения: «его мотивирует успех», «его мотивирует стремление избежать неудачи». В этом случае мотивация рассматривается как внутренняя причина действия, причем выделяется его направленность (успех, неудача). Нередко человек добросовестно заблуждается относительно своих истинных побуждений. Рассмотрим, вслед за А. Н. Леонтье- вым (1903—1979), многолетним лидером московских психоло- гов, следующий пример. Ученый в течение многих лет отдает все силы поиску истины, но когда ее первым обнаруживает другой, выясняется, что в ос- нове страсти лежало не научное познание, а мотив достижения. Быть первым или никаким — вот что объединяет нашего ученого со спортсменом. Дадим следующее рабочее определение. Под мотивацией в психологии понимаются побуждения, вы- зывающие активность организма и определяющие ее направ- ленность. В данном определении четко зафиксирована мысль о том, что понятие мотивации в психологии тесно связано с понятиями «дея- тельность» и «поведение», что не существует другой мотивации, кроме мотивации деятельности и поведения. Термин «мотивация» в широком смысле слова используется во всех областях психологии, исследующих причины и механиз- мы целенаправленного поведения человека и животных. При желании данное нами определение несложно подвергнуть кри- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ тике и противопоставить ему другие, впрочем, столь же ей до- ступные. Увы, внутри современной психологии существует мно- жество концепций мотивации, отличающихся и даже противо- речащих друг другу. Познакомимся с некоторыми из них. Начнем с философских (умозрительных) подходов. Представ- ления о мотивации в до дарвиновский период были основаны на противопоставлении человека с его разумом, сознанием и волей животным с их машинообразным, инстинктивным поведением и представлены двумя известными принципами: гедонизма (Пла- тон) и максимизации пользы, (теория утилитаризма Бентама). Г. Спенсеру и Ч. Дарвину принадлежит гомеостатическая мо- дель мотивации, основанная на принципе уравновешивания орга- низма со средой и понятии потребности, о чем мы упоминали выше. Суть модели проста: наличие потребности говорит о нуж- де, нехватке чего-то для организма. Возникновение потребности выводит организм из состояния равновесия, порождает движе- ние по направлению к объекту потребности, к тому, что способ- но вернуть организм в первоначальное состояние. Дадим формальное определение. Под потребностью в пси- хологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне него и составляет необходи- мое условие его нормального функционирования. Таким образом, во-первых, стремление организма к равнове- сию вызывает мотивацию, направленную на удовлетворение по- требности, на снятие источника, вызывающего нарушение рав- новесия. Однако далеко не все психологи связывают мотивацию с восстановлением нарушенного равновесия. Об этом пойдет речь ниже. Далее из нашего определения следует первая и простейшая классификация потребностей на телесные и духовные. Более важную для практики, в частности, для маркетинга и пси- хологии потребителя, классификацию предложил американец Аб- рахам Маслоу (1908-1970): — физиологические потребности (потребности в еде, питье, дыхании, сне и сексе); Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств — потребность в безопасности (чувства стабильности, поряд- ка, защищенности, отсутствие страха и тревоги); — потребность в любви и чувстве общности, принадлежно- сти к определенной группе; — потребность в уважении со стороны окружающих и в са- моуважении; — потребность в самоактуализации. Его структура потребностно-мотивационной сферы представ- ляет из себя иерархическую пятиуровневую схему, в которой пер- вичными признаются телесные, физиологические потребности. После их удовлетворения возникают потребности второго уров- ня — в безопасности. Далее следуют потребности в любви и при- вязанности (третий уровень), в признании и оценке (четвертый). Высшим, по Маслоу, пятым признается уровень само актуали- зации. Человек, достигший самоактуализации, — это идеал инди- видуального психологического и социального развития. Теория Маслоу подверглась обоснованной критике, но не ис- чезла со страниц учебников по маркетингу, потому что... работа- ет на практике. С ее помощью рекламист знает, что надо делать с потребителем. Например, исследования, проведенные в США, показали, что у современного американца физиологические потребности удов- летворены на 90 %, потребность в безопасности — на 70 %, в ува- жении — на 40 % и в самореализации — на 15 %. От этих про- центов, полученных в соответствии с иерархической моделью потребностей Маслоу, до эффективной рекламы — один шаг, так как именно реклама помогает человеку осознать реально сущест- вующую потребность, которую невозможно удовлетворить, не об- ладая тем, что тебе предлагают. Вдумайтесь в слова Коносуке Мацусита, главы корпорации, производящей Panasonic: «Человек на самом деле не знает, чего ему хочется. Покажите ему вещь, и он будет знать, чего хотеть. Большинство людей понятия не имеют, что такое лазерный про- игрыватель. Покажите его, объясните его достоинства и преиму- щества — и он сделается необходимым для всех». ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Но с одним из типичных критических аргументов все-таки есть смысл познакомиться поближе. Некоторые критики гово- рят, что пирамида потребностей Маслоу отражает его личные приоритеты (и людей, похожих на него) — и только. Аналогично о психоанализе Зигмунда Фрейда (1856—1939) говорят как о его самоанализе и т. д. и т. п. Не будем отмахиваться от критиков и честно признаем: роль личности ученого в психологии велика, как ни в какой другой науке. Потребность, как правило, зарождается как обобщенная и не- достаточно определенная. Найдя предмет, удовлетворяющий по- требность, она становится источником активности, направлен- ной на достижение конкретной цели. Психологический компонент такой активности называется мотивом. Дадим соот- ветствующее определение. Мотивом называется любое психическое явление, побуждаю- щее к активности. Трудно дать исчерпывающую классификацию мотивов чело- века. В качестве примера рассмотрим некоторые мотивы поведе- ния потребителя, т. е. основные причины и поводы его покупок. Во-первых, это утилитарные мотивы, связанные с эксплуа- тационными характеристиками товара, его гарантийным сроком и ценой, скидками. Во-вторых, это эстетические мотивы, основанные на красо- те, внешнем виде изделия, привлекательности его формы, ориги- нальности расцветки, дизайне. В-третьих, это престижные мотивы: товар покупается для под- черкивания социального статуса, материального достатка, поло- жения в обществе. В-четвертых, это могут быть мотивы достижения, уподобле- ния, моды, следования национальной традиции и т. д. Потребности и мотивы многообразны. Соответственно, пси- хическая активность и поведение человека полимотивированы. Тем не менее реально каждый поступок человека, как правило, обусловлен одним, главным мотивом, победившим в борьбе с ос- тальными, хотя не всегда понятным ему самому и окружающим. Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств Более того, мы склонны бываем сами обманываться и дезориен- тировать других в этом вопросе. Вспомните рассмотренный выше пример А. Н. Леонтьева! Или такой: парень говорит, что страстно любит девушку, а сам забывает о назначенном ей свидании. Эти примеры наглядно демонстрируют типичность наличия не одного, изолированного мотива, а их множества, но не хаотич- ного, а более или менее четко структурированного. Вспомните концепцию Н. А. Бернштейна (1896—1966) о ведущих и фоно- вых уровнях построения движений. При чем тут она? Дело в том, что не только движения, но и все другие формы психической активности и поведения строятся по этой же схеме. Выделяется (стихийно или сознательно) один мотив, он и опре- деляет поступок. Однако рядом с ним и в помощь ему работают фоновые уровни, другие мотивы, другие побуждения, и поступок (серия поступков) т. о. оказывается полимотивированным. Вернемся, однако, к нашему обзору теорий мотивации. Сторонники принципа активности, активационной теории мотивации (Г. Олпорт) считают, что человек по своей природе активен, и активность не нужно объяснять, сама жизнь уже есть активность. Основной постулат теории состоит в том, что актив- ность сама по себе есть глубинная потребность организма. При таком подходе речь идет не о возникновении мотива- ции, а о регуляции активности, основными параметрами кото- рой выступают сила, интенсивность, направленность («канали- зация»). Можно предположить, что описанные модели выделяют раз- личные аспекты поведения личности: саморегуляцию в первом случае и зависимость мотивации от значимости и доступности объекта потребности для личности во втором. Важную роль сыграла в психологии мотивации теория эво- люции Дарвина. Она сняла противопоставление человека живот- ным и стала основанием развития нескольких линий проблемы мотивации: а) человек — высшее животное. Следовательно, зачатки ин- теллекта есть у животных, и необходимо изучать их пове- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ дение и их мотивацию (И. П. Павлов, Э. Торндайк, К. Халл и др.); б) человек — животное. Следовательно, можно изучать ин- стинктивные тенденции в поведении человека в следую- щих направлениях: 6j) теории инстинкта (В. Макдаугалл). Инстинкт при этом понимается весьма расширенно и включает в себя когни- тивные, эмоциональные, поведенческие компоненты. Можно говорить об инстинктах изобретательства, строи- тельства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, отвращения, репродуктивное™, самоунижения, само- утверждения и т. д.; б9) динамические теории мотивации. 3. Фрейд, как вам уже известно, искал источники человеческой активности в бес- сознательных влечениях. Н. Ах, К. Левин исследовали мо- тивацию в рамках теории личности, в связи с ситуацион- ными факторами и, наконец, в рамках популярной и ныне схемы взаимодействия «личность-ситуация»; б3) теория индивидуальных различий. Г. Мюррей, Д. Кеттелл в центр анализа помещают внутривидовую изменчивость как важный фактор приспособления к среде. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Мяси- шев, Д. Н. Узнадзе — далеко не полный перечень отечественных психологов, внесших существенный вклад в теорию мотивации. Извлечем из их богатого наследия два примера, которые по- лезно знать любому культурному человеку. Первый вошел в историю как эффект горькой конфеты. Рас- скажем о нем и воспользуемся случаем для того, чтобы показать в действии знаменитые фрейдовские принципы. Экономические соображения — редкий гость в классической психологии. Например, Курт Левин, о котором мы вскользь упоми- нали выше, предпочитал им в своей полевой теории личности гео- метрические построения топологии, а его эксперименты по груп- повой динамике напоминают изощренные физические опыты. Глава_Х1\МНаправленность личности как структура мотивов и волевых качеств Похоже, что психологи стесняются включать в свои воздуш- ные, кружевные построения грубые меркантильные аргументы, а для обывателей конца XX в. разговоры о доходах — такая же интимная тема, как сексуальные отношения для обывателя нача- ла века. Однако нашелся человек, без колебания избравший эконо- мическую точку зрения. Его имя известно всем — Зигмунд Фрейд. В структуре личности Зигмунд Фрейд выделил Оно (ИД), ко- торому «незнакомы никакие оценки, никакое добро и зло, ника- кая мораль». Его бессознательные, инстинктивные побуждения управляются принципом удовольствия, заключающимся в стрем- лении устранить связанное с неудовольствием напряжение и по- лучить удовольствие. Фрейд неизменно отмечает экономический (количественный) момент, присущий принципу удовольствия. Итак, если верить Фрейду, внутри каждого из нас находится «экономический человек», на невидимых весах взвешивающий различные варианты действий и выбирающий те, что ведут к боль- шему удовольствию. Однако здравый смысл и житейский опыт явно противоре- чат этому. Многое взрослый человек делает не потому, что хо- чется, а потому, что надо. Так прав Фрейд или нет? От мучительных философских раз- думий и избавляет эффект горькой конфеты. Итак, психолог дает ребенку-дошкольнику невыполнимое за- дание, например достать удаленный предмет, не вставая со стула, и через некоторое время под благовидным предлогом выходит из комнаты, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего по- мещения. После ряда безуспешных попыток ребенок встает, берет пред- мет и возвращается с ним на место. Тут же в комнату возвраща- ется психолог, хвалит ребенка за решение трудной задачи и пред- лагает ему в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных настойчи- вых предложений начинает плакать. Конфета оказалась для хо- рошо воспитанного ребенка «горькой». ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Что же произошло? Попробуем истолковать ситуацию в духе изложенного выше. Схема столкновения мотивов, возможно, такова. Непосред- ственное побуждение, вытекающее из принципа удовольствия, состояло в том, чтобы просто встать и взять предмет, тем самым решив задачу. Однако оно столкнулось с присутствием взрослого и его зап- ретом, который оказался сильнее. Такое поведение, скованное правилами, Фрейд объясняет принципом реальности. Когда взрослый вышел, действие запрета ослабело, и верх взяло непосредственное побуждение. Возвращение психолога напом- нило о нарушенном запрете, значение которого усилилось неза- служенной наградой и чувством вины. Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания ребенка определяются социальными мотивами, заслуживает осо- бого выделения. Второй пример известен как механизм сдвига мотива на цель (другое название — механизм превращения цели в мотив) и также очень популярен в школе А. Н. Леонтьева. Он дает не- которое представление о том, откуда появляются новые моти- вы у человека. Обратимся к жизненному опыту, знакомому каждому. Уче- ник приходит в начале учебного года в школу и знакомится с но- вым учителем. Тот увлечен своим предметом, рассказывает очень интересно, и время до звонка пролетает незаметно. У ученика возникает естественное желание понравиться учи- телю, наладить с ним добрые отношения. Он начинает тщательнее обычного готовиться к урокам, изучает дополнительную литерату- ру, записывается в кружок для особо заинтересованных и заслу- живает внимание и похвалу учителя. Но вот учитель по какой-то причине исчезает из жизни уче- ника, а интерес к предмету остается, причем нередко настолько сильный, что заставляет выбрать его в качестве профессиональ- ной специализации. Именно этот процесс психологи и называют сдвигом мотива на цель. Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств Выделим итоговую схему: человек на первых порах выполня- ет требуемое действие (цель) ради общения с другим человеком (мотив). Если на это действие проецируется все большее количест- во положительных переживаний, то вместе с их аккумуляцией действие приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. само становится мотивом. Рассмотренный пример имеет важное практическое след- ствие. Чтобы научить любое животное выполнять требуемое дей- ствие, можно воспользоваться двумя равнозначными, на пер- вый взгляд, способами: положительным подкреплением (поощрением за успехи) или отрицательным подкреплением (наказанием за неудачи). Механизм превращения цели в мотив позволяет нам понять, что роль поощрения и наказания в вос- питании молодого человека является разной: в первом случае образуются новые мотивы и жизнь становится содержательнее и богаче, а во втором — нет. Наш краткий обзор был бы неполон без упоминания подхо- да гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.). Для него характерно: — отрицание существования единой теории мотивации для человека и животных; — отрицание принципа редукции напряжения как основно- го принципа мотивации; — утверждение принципа активности человека; — признание, наряду с бессознательным, существенной роли сознания; — использование терминов, отражающих особенности чело- веческой мотивации: социальные потребности, цели, мо- тивы (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, X. Хекхаузен); — жизненные ценности, планы (А. Маслоу, К. Роджерс); — черты личности (Г. Олпорт, Р. Кеттелл); — когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келли); — отрицание адекватности применения к человеку таких ме- тодов, как удары электрическим током, пищевая депри- вация и т. д.; ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — стремление использовать методы, связанные с речью и со- знанием. В век компьютеров и информатизации каждая сфера челове- ческой деятельности оценивается, среди прочего, уровнем своей формализованности. Теория мотивации выделяется своей чрез- вычайно высокой, по сравнению с другими разделами психоло- гии, математизацией. В заключение главы мы рассмотрим чрезвычайно упрощен- ный, модельный пример того, как мотивация оценивается и ис- пользуется в процессе принятия решения. Предположим, что при принятии решения человек, исходя из сво- их возможностей, дает субъективную оценку вероятности Р дости- жения цели. Тогда вероятность неудачи он оценивает как Q = 1 — Р. Далее он оценивает цель и по степени ее значимости, ценно- сти, полезности V (V — первая буква английского слова value — ценность). Значимость неудачи обозначим W. Тогда естественно предположить, что тенденция к достиже- нию цели определяется произведением PV. Действительно, чем больше уверенность в успехе и его цен- ность, тем интенсивнее человек будет стремиться к достижению цели. Если же Р или V мало, то и тенденция к достижению такой цели' будет невелика. Противоположная тенденция — избегание неудачи — будет определяться произведением QW, а в целом принятие решения определится соотношением R = PV — QW: если R > 0, то принимается положительное решение, если же R < 0 — отказ от действия. Рассмотрим нашу модель на рисунке 30. Из рис. 30 видно, что если Р = 0, то R = — W; если Р = 1, то R = V, но самой интересной является точка S — пересечение оси абсцисс Р с прямой R = PV — QW. Она отделяет зону субъективного решения (R > 0) от зоны субъективного отказа от него (R < 0). Глава XIV. Направленность личности как структура мотивов и волевых качеств R = р у — QW = PV — (1 — P)W = P(V + W) — W Рис. 30. Модель принятия решения, основанная на субъективной вероятности Р и ценности V Нетрудно подсчитать, что S = W/(V+W). Из этой формулы вытекает множество следствий, представ- ляющих психологический интерес и доступных эксперименталь- ной проверке: 1) если ценность неудачи растет, то требуется большая ве- роятность успеха, чтобы человек принял решение доби- ваться цели; 2) если растет ценность успеха, то решение принимается при меньшей вероятности успеха; 3) если ценности успеха и неудачи равны, то S = 0,5; 4) если ценность успеха больше, чем ценность неудачи, то S < 0,5; 5) если ценность успеха меньше, чем ценность неудачи, то S>0,5; 6) если ценность неудачи равна нулю, то S = 0, то есть приня- тие решения гарантировано; 7) если ценность успеха равна нулю, то S = 1, то есть гаран- тирован отказ от действий. Напомним, мы исходили из того, что субъективная вероят- ность и полезность не зависят друг от друга. Однако житейский опыт и здравый смысл говорят об ином. Например, оптимисты верят в удачу. Им кажется, что случится то, что им выгодно. В связи с этим они переоценивают вероятности положительных исходов и недооценивают — отрицательных. Пессимисты, напротив, считают, что «удача пройдет мимо» и что им не повезет. Поэтому они недооценивают вероятности выгодных результатов и переоценивают — невыгодных. nc^ __________ На этом мы завершим наш разговор о человеческой мотива- ции (напоминаем, что в конце главы размещены резюме, конт- рольные вопросы и упражнение) и перейдем к обсуждению нрав- ственно-психологических свойств личности. Резюме 14-й главы Направленность личности (структура мотивов и волевых ка- честв) является предпоследним уровнем изучаемого нами внут- реннего мира человека, важным фактором самоорганизации пси- хики, выражающимся, в частности, регулирующим влиянием на все нижележащие компоненты в принятой нами схеме. В направленности в единое целое сплавлены цели, во имя ко- торых действует личность, ее мотивы и субъективные отноше- ния к различным сторонам действительности. Под мотивацией в психологии понимаются побуждения, вы- зывающие активность организма и определяющие ее направлен- ность. Существует множество концепций мотивации (гедонисти- ческая и утилитарная, гомеостатическая и т. д.), отличающихся и даже противоречащих друг другу.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |