КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Беседа 85,86,88—91 7 страница
нашли широкое применение после войны в бизнесе и государ- ственных структурах. Второй этап — этап массового применения психологических методик на производстве -— начался с первых разочарований. Ока- залось, что работники, принятые но рекомендациям психологов, ничем не лучше тех, кто был принят без тестирования. Более того, было доказано, что под прикрытием научных методов иногда скры- валась дискриминация эмигрантов, людей другого цвета кожи. Преодоление этих недостатков основывалось на изучении тре- бований рабочих мест к человеку (Job Analysis) и понимании того, что нужно стремиться к соответствию между ними и способнос- тями претендента на должность. Самым известным исследованием этого времени, безуслов- но, является Хоторнский эксперимент, названный так по имени захолустного городка близ Чикаго, в котором тогда располагался завод компании Вестерн Электрик, В ходе многолетних экспери- ментов здесь выявили, что социальные факторы, такие как не- формальные отношения между членами группы, отношение к ним Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом других работников, сам факт участия в эксперименте, оказыва- ют существенное влияние на производительность труда. Следующий этап тесно связан со Второй мировой войной, по- явлением новых видов вооружений, предъявивших повышенные требования к человеку. Прежде всего речь идет о летчиках и, со- ответственно, об авиационной психологии. Снова, как и после Первой мировой войны, разработанный психологами инструмен- тарий нашел широкое применение в мирной жизни, в частно- сти, в области человеко-машинных систем. Важнейший теоретический вклад внес Курт Левин (К. Lewin), бежавший от Гитлера в США и разработавший там в рамках шко- лы групповой динамики технику и методологию проведения конт- ролируемого лабораторного эксперимента для исследования сложного группового поведения. Он ввел в научный и практиче- ский оборот тематику, остающуюся актуальной на протяжении полувека: стиль лидерства и его влияние на поведение членов груп- пы; групповые нормы и психологическое давление группы; обра- зование, развитие и распад малых групп; методы проведения груп- повых дискуссий и т. д. В 50-е и, особенно, 60-е годы XX в. на развитие индустриально- организационной психологии за рубежом (российские проблемы мы обсудим ниже) влияли как технологические изменения, так и движение за равные гражданские права. В психологию пришли маркетинговые идеи: как организации лучше обслужить клиента, как сделать пребывание на работе комфортным для работника, как определить миссию организации среди себе подобных. Параллельно нарастала критика бездумного использования психологических тестов на производстве и в сфере образования, прямого обслуживания интересов владельцев в ущерб наемным работникам. В США она завершилась слушаниями в Конгрессе в 1954—1955 гг., на которых обсуждался вопрос о запрете исполь- зования психологических методов в организациях. К счастью, здра- вый смысл возобладал, был найден компромисс, состоявший в стро- гой регламентации их применения на основе «Технических рекомендаций по применению психологических тестов и диагно- стических техник» и «Этических принципов для психологов». ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Нововведениями этого этапа стали появление центров оцен- ки, усиление интереса к трудовой морали, удовлетворенности трудом, мотивации персонала. Выкристаллизовались девять ос- новных теорий, лежащих в основе современной индустриаль- но-организационной психологии (некоторые из них, к сожале- нию, по-прежнему доступны россиянам только в кратком изложении): 1) Врума(Угоот,1964); 2) Портера и Лоулера (Porter, Lawler, 1968); 3) Аткинсона (Atkinson, 1964); 4) Локке (Locke, 1968); 5) Херцберга (Herzberg, 1966); 6) Маслоу (Maslow, 1954); 7) Мак-Грегора (McGregor, 1960); 8) Дракера (Drucker, 1954); 9) Скиннера (Skinner, 1953). Наконец, индустриально-организационная психология офор- милась и в организационном плане: в 1973 г. в США возникло SIOP (Society for Industrial and Organizational Psychology) — Общество индустриальной и организационной психологии, сегод- ня объединяющее тысячи психологов из разных стран мира, в том числе и автора этих строк. На современном этапе в развитых странах мира индустриальные и организационные психологи действуют в строго очерченных за- коном рамках, используя валидные и надежные, проверенные на практике инструменты, соответствующие статистическим стан- дартам и требованиям. Точно так, как при разработке проблем дифференциальной психологии, психологам пришлось придумать факторный ана- лиз, новые требования к тестам привели к появлению новой статистической техники, названной мета-анализом. Как междисциплинарная дисциплина, индустриальная и орга- низационная психология последовательно укрепляла связи с со- циологией, юриспруденцией, экономикой и связью (Интернетом, информационными технологиями). Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом Теоретический итог развития молодой науки подведен в «Спра- вочнике по индустриально-организационной психологии», вы- шедшем несколькими изданиями в США и, увы, не переведен- ном до сих пор на русский язык. Российские индустриальные и организационные психологи шли своим, особым и тернистым путем. Известный психолог Н. Д. Леви- тов выделяет в развитии отечественной психологии труда (промыш- ленной психологии) два этапа: «психотехнический» (примерно с 1925 г. до 1936) и «современный» (с начала пятидесятых годов до наших дней). В 1921 г. в Москве под председательством В. М. Бехтерева — ученого мирового уровня — состоялась I Всероссийская инициа- тивная конференция по научной организации труда (НОТ). К 1925—1927 гг. психотехника выделилась в отдельную отрасль пси- хологии. Были организованы многочисленные лаборатории (в том числе и в Саратове), генерировалось огромное количество плодо- творных идей, ею занимались талантливые молодые люди. Однако, как видится со значительного временного расстоя- ния, дифференциальный подход психотехников и педологов, работавших в сфере образования, не мог не прийти в проти- воречие с уравнительными принципами социализма. Поста- новление ЦК ВКП(б) 1936 г. с жутким названием «О педоло- гических извращениях в системе Наркомпросов» положило конец первому этапу развития психологии труда в России. Ла- боратории были разгромлены, психологи лишились возмож- ности заниматься любимым делом, некоторые из них завер- шили жизнь в ГуЛАГе. Выше мы видели, что аналогичные по содержанию проблемы обсуждались и в США. У них есть объективные причины — это несовершенство психологического инструментария, естественное недоверие людей к тирании тестов, определяющих их судьбу. Увы, итог дискуссий оказался разным и, как показало время, не в нашу пользу. Последствия партийного решения 1936 г., использован- ной тактики выжженной земли не преодолены до сих пор и при- вели к большому отставанию от других стран. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Второе рождение психологии труда в России приходится на начало 50-х гг. Оно во многом связано с потребностями военно- промышленного комплекса и, прежде всего, авиационной и космической отраслей. Российские психологи внесли достой- ный вклад в изучение психологии летчика и космонавта в состоя- ниях невесомости, при ориентации в кабине корабля и за его пределами, методов отбора и обучения специалистов. Постепенно психологи вернулись на промышленные пред- приятия, в сферу образования и обслуживания, развернули рабо- ту по профориентации и профотбору, изучению удовлетворен- ности трудом и психологического климата коллективов. Однако эта работа держалась в основном на энтузиазме исполнителей и не предполагала наличия действенной обратной связи в виде повышения производительности труда, улучшения его оплаты, роста объема продаж, понижения отсева учащихся, уменьшения числа увольнений с работы или опозданий, сокращения числен- ности «несунов» и хищений, увеличения безопасности труда. Психологи занимались своим любимым делом, а производ- ственники — своим, «давали план». Неудивительно поэтому, что с наступлением «перестройки» и началом затяжного экономи- ческого спада индустриальные психологи и социологи одними из первых лишились работы, как люди, совершенно не нужные на производстве. Экономический кризис в России продолжается, и конца ему, к сожалению, не видно. На наших глазах возникают новые отно- шения собственности, устанавливаются новые связи между вла- дельцами, хозяевами и наемными работниками, полным ходом идет информатизация производства и повседневной жизни лю- дей, реклама преобразует ее. По-прежнему участие индустриаль- ного и организационного психолога в этих процессах, мягко го- воря, несущественно. Будем исходить из очевидного разумным людям: России пред- стоит вступить на путь, которым идут другие страны, принять учас- тие в глобальном рынке Земли, научиться сотрудничать с людьми иной культуры и цвета кожи, образования и воспитания. Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом А значит, у индустриальных и организационных психологов есть повод для оптимизма — без работы они не останутся. 16.2. Клиническая психология В комплексе наук о человеке клиническая психология, с одной стороны, реализует связь теоретических и практических областей человекознания, а с другой — непосредственную связь с мировоз- зрением и философским осмыслением человеческого бытия. Клиническую психологию в наиболее общей форме сегодня можно определить как прикладную отрасль психологической науки, преследующую следующие цели: — изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; — изучение влияния тех или иных болезней на психику; — изучение психических проявлений различных болезней в их динамике; — изучение характера отношений больного человека с окру- жающей его микросредой; — наконец, разработку и изучение психологических методов воздействия на психику человека в целях лечения и сохра- нения его здоровья. В настоящее время разработанными являются такие разде- лы, как нейропсихология и патопсихология. Нейропсихология (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова) развивалась в тот период, когда неврология стала особенно отчет- ливо ощущать необходимость в новых, дополнительных приемах исследования больного; в методах, позволяющих получить значи- тельно большую информацию о нарушениях, вызванных очаго- вым поражением мозга. Известно, что невропатолог обладает относительно ограни- ченными возможностями исследования больного. Исследование чувствительности, рефлекторной сферы, тонуса и движений поз- воляет ему описать ряд очень четких и полностью надежных сим- птомов. Однако зоны больших полушарий, непосредственно свя- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ занные с этими процессами, составляют лишь сравнительно не- большую часть головного мозга. Едва ли не две трети мозговой коры — ее вторичные и третичные зоны — определяют органи- зацию сложных форм психической деятельности. Их поражение ведет не к нарушению чувствительности и движений, тонуса и рефлекторной сферы, а к дезорганизации сознательной деятель- ности человека, принимающей различные формы в зависимости от расположения и размера патологического очага. Именно это обстоятельство вызвало острую необходимость в разработке новых экспериментально-психологических методов, позволяющих более детально изучить изменения психологических процессов, возникающих при поражении указанных зон коры мозга, описать их различные формы. Отечественная нейропсихология рассматривает психологи- ческие процессы как сложные формы деятельности, включающие в свой состав движущие мотивы и цели. Есть все основания счи- тать, что эти функциональные системы осуществляются целыми ансамблями совместно работающих зон мозговой коры и бли- жайшей подкорки, каждая из которых вносит свой вклад в тот или иной вид психологической деятельности. Нарушение каждого сложного психического процесса может возникнуть и в результате поражения глубинных структур мозга (функционального блока, обеспечивающего тонус коры и устой- чивости мотивов), и отдельных зон коры, обеспечивающих полу- чение информации от органов чувств, ее анализа и синтеза. На- конец, причиной этих нарушений может быть поражение лобных отделов мозга, дающих возможность создавать сложные устой- чивые программы поведения и обеспечивать контроль за выпол- няемыми действиями. И только детальное описание особенно- стей этих нарушений (иначе говоря — квалификация симптома) дает возможность решить вопрос о локализации очага, вызвав- шего нарушение. Основную цель нейропсихологии, т. о., можно определить как задачу квалификации симптома. Одной из важнейших задач клинического нейропсихологи- ческого исследования является разработка методов восстанови- тельного обучения с ее применением в практической работе по реабилитации больных с локальным поражением мозга. Нейро- Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом психологическое исследование позволяет также подойти к оцен- ке эффективности лечения в условиях динамичного наблюдения до и после операции, а также при медикаментозном, рентгено- терапевтическом и других методах лечения больных с локальным поражением мозга (при опухолях, травмах, кровоизлияниях, анев- ризмах и т. д.). Вместе с тем результаты нейропсихологического диагностического исследования могут использоваться и при оцен- ке трудоспособности больного, степени его инвалидизации и со- ставления прогнозов о возможностях трудовой и социальной реа- билитации. В последнее время нейропсихологические методы стали вне- дряться во внеклиническую сферу, в частности, в анализ проблем школьной неуспеваемости. Школьная неуспеваемость имеет мно- гопричинную обусловленность. Затруднения в учебе могут быть вызваны недостаточной сформированностью отдельных функцио- нальных систем психики. Это может быть следствием внутрисе- мейных отношений, плохими условиями жизни. Возникающие вследствие этого трудности обучения могут иметь преходящий характер, но в то же время их следует обязательно учитывать. Другая причина — это минимальные мозговые дисфункции (ММД), являющиеся следствием патологии беременности и ро- дов, наследственных и экологических, перенесенные в раннем детстве заболевания, черепно-мозговые травмы. По данным раз- личных авторов, количество детей с ММД составляют 30 % в по- пуляции. Подобная декомпенсация обнаруживается и приводит к сбо- ям в учебной деятельности не только (и не всегда) у детей 6—7 лет, но и позднее — в возрасте 9 и 11—12 лет. В это время ребенок сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок. Все это требует специальной диагностической и коррекционной работы. Патопсихология (Б. В. Зейгарник, С. Л. Рубинштейн, Ю. Ф. По- ляков), возникшая на границах психологии и психиатрии, тесно связана с созданием эксперементально-психологических лабора- торий при психоневрологических клиниках в Петербурге, Моск- ве, Харькове, Казани и формированием отечественной школы патопсихологического эксперимента ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Общая психопатология как раздел медицины изучает наибо- лее типичные симптомы и синдромы болезненных состояний. Патопсихология занимается исследованием структуры той или иной формы нарушения психической деятельности, исследова- нием закономерностей распада в их сопоставлении с нормой. Разрушая психическую деятельность человека, болезнь изменяет часто прежде всего личностный компонент, мотивационную сфе- ру, эмоциональные проявления, ценностные ориентации. Материал патологии позволяет подойти ко многим теоретическим вопросам, их опосредованному строению, проблемам смены ведущей дея- тельности, целеобразования. Качественный анализ, возможность ретроспективного анализа жизненного пути человека до болезни (анамнез), с одной стороны, и возможность прослеживания текущей жизни больного, с другой, позволяют выявить некоторые условия формирования и разви- тия конкретной жизнедеятельности индивида и вскрыть зако- номерности его мотивационно-потребностной сферы. Так, напри- мер, исследования некоторых форм деградации личности больных алкоголизмом показали, каким образом ситуативно возникаю- щие мотивы могут при определенных условиях переформиро- ваться в устойчивые патологические влечения (Б. С. Братусь, 1974). Исследование больных нервной анорексией, проведен- ные М. А, Каревой (1975), показали, как при определенных жиз- ненных условиях у девушек-подростков может возникнуть анти- витальная деятельность — целенаправленное голодание вплоть до нарушения жизненных функций. В ряде работ эксперимен- тально показано, что формирование «аномальной личности» у больных шизофренией происходит вследствие сужения круга мотивов, разрыва их смыслообразующей и побудительной функ- ций (М. М. Коченов, 1970,1972). Нередко в качестве механизма личностных изменений вы- ступает нарушение подконтрольности поведения, критической оценки собственных поступков (Б. В. Зейгарник, 1962, Е. Т. Соко- лова, 1989). Решение традиционных для условий психиатриче- ской клиники задач связано прежде всего с дифференциальной Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом диагностикой, оценкой структуры и степени нервно-психичес- ких расстройств, диагностикой психического развития, оценкой динамики нервно-психических нарушений и учетом эффектив- ности терапии, экспертными задачами. Развитие концепции реабилитации в медицине дополнило за- дачи медицинской психологии исследования личности, социальных позиций больного в целях получения данных для проведения рабо- ты по психокоррекции и реабилитации больных. Процесс реабили- тации при этом не должен ограничиваться относительно узкими рамками мероприятий, имеющих своей целью восстановление от- дельных функций. Этот процесс понимается (М. М. Кабанов) как системная деятельность, направленная на восстановление личного и социального статуса больного особым методом, главное содержа- ние которого состоит в опосредовании через личность лечебно-вос- становительных воздействий и мероприятий. Такое понимание реабилитации обусловило актуальность разработки третьего, чрезвычайно важного раздела клинической психологии, который может быть определен как психологи- ческие основы психотерапии и реабилитации (М. М. Кабанов, Б. Д. Карвасарский). Этому способствует экспансия психотера- пии и ее методов во внеклиническую среду. 16.2.1. Психологические основы терапии В современной литературе указывается четыре основные мо- дели психотерапии: — как метод лечения, влияющий на состояние и функцио- нирование организма в сфере психических и соматических функций, — медицинская модель; — как метод, приводящий в действие процесс научения, — психологическая модель; — как метод манипулирования, носящий характер инст- румента и служащий целям общественного контроля, — социологическая модель; — как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодей- ствия между людьми, — философская модель. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Развитие психотерапии тесно связано с разработкой учения о личности и закономерностях ее функционирования. Достаточ- но отметить, что само становление взглядов на личность в психо- анализе, экзистенциально-гуманистической психологии во мно- гом основывалось на психотерапевтической практике. В нашей стране развитие психотерапии связано с работами одного из основателей отечественной медицинской психологии А. Ф. Лазурского (1923). В дальнейшем это направление исследо- ваний продолжено В. Н. Мясищевым, в работах которого раскры- вается психологическая сущность отношений в структуре лично- сти. Психология отношений в нашей стране является основой для разработки учения о неврозах и патогенетической, личностно- ориентированной (реконструктивной) психотерапии. В работах Б. В. Зейгарник, ее учеников и сотрудников были намечены несколько основных направлений анализа личности с позиции психологии деятельности, вошедших в концепцию сис- темы личностно-ориентированной психотерапии: — характеристика преморбидной личности — сформирова- ность иерархии мотивов, их широта, динамика, содержа- ние ведущей деятельности; — анализ основных противоречий, возникающих в развитии личности заболевшего человека — внутри смысловой сис- темы личности, противоречия между операциональной и смысловой сторонами деятельности, несоответствие между уже сложившимся представлением о себе и необ- ходимостью его изменения в связи с болезнью и др.; — характеристика основных перестроек личности, связанных с болезнью; изменение иерархии мотивов, сужение их сфе- ры, изменение опосредованности деятельности. Разработка проблем общения и закономерностей восприя- тия людьми друг друга важна для различных областей психо- терапии, в особенности для групповой психотерапии, чтобы до- биться эффективных методов «социально-психологического тренинга», направленных на развитие коммуникативных и со- циально-перцептивных способностей инвалида. Все это необхо- Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом димо для организации полноценного и продуктивного взаимо- действия между людьми при решении лечебных, психологиче- ских и психопрофилактических задач, поиска путей оптимиза- ции взаимоотношений между врачом и другим медицинским персоналом, с одной стороны, и пациентом, с другой (Б. Д. Карва- сарский 1975, М. М. Кабанов 1978, В. А. Ташлыков 1984). По мнению А. А. Бодалева, способность к общению характе- ризует следующие моменты: во-первых, способность разбирать- ся в людях и верно оценивать их психологию; во-вторых, адек- ватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и, в-третьих, выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями мора- ли, в то же время наилучшим образом отвечал бы их индиви- дуальным особенностям. Таким образом, психотерапия реализует имеющиеся дости- жения психологии личности в решении практических задач. 16.2.2. Психосоматическое направление На выделение в качестве четвертого, самостоятельного раздела клинической психологии претендует комплекс проблем, относя- щихся к исследованию природы, методов лечения и предупрежде- ния так называемых психоматических заболеваний (В. В. Никола- ева, Е. Т. Соколова, А. Ш. Тхостов), значимость которых в структуре заболеваемости населения постоянно возрастает. Психосоматические заболевания не являются однородной груп- пой. Основная группа психогенных заболеваний — неврозы — яв- ляются главным образом реакцией личности на субъективно труд- ную для нее ситуацию, поэтому для понимания их природы, а следовательно, и организации системы лечения и профилактики необходимо в большей мере учитывать условия внутрисемейного воспитания и формирования личности. В возникновении психосоматических заболеваний, например ишемической болезни сердца, соотношение биологических и пси- хологических механизмов куда более сложно. Нарушение систе- мы отношений личности выступает здесь скорее в качестве про- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ межуточного звена, опосредующего для больного субъективное восприятие, как правило, объективно трудной стрессовой ситуа- ции. К психосоматическим заболеваниям относятся такие рас- пространенные назологии, как бронхиальная астма, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, язвен- ная болезнь и др. Практика соматической медицины выдвигает перед психо- логией большой круг исследований, прежде всего касающихся психологии личности. Знание личностных особенностей заболев- шего человека необходимо клиницисту для определения прогно- за заболевания, для выработки правильной тактики терапевти- ческих воздействий. Для этого необходимо решение целого ряда психологических проблем: изменение ведущей деятельности; формирование но- вой ведущей деятельности, замещающей прежнюю, изменен- ную или распавшуюся в процессе заболевания, осознание своей болезни. Всякое тяжелое (особенно хроническое) заболевание ставит препятствия на пути реализации мотивов деятельности. При этом для судьбы человека и для его заболевания небезраз- лично, какая деятельность ограничивается — ведущая или под- чиненная. Именно в момент тяжелого заболевания и выявляет- ся в полной мере, какая по содержанию деятельность была ведущей для человека. Фундаментальной для данной области исследований остается психосоматическая проблема, которая разрабатывается прежде всего в русле психоаналитически ориентированных исследований. Попытка построения объяснительной модели влияния пси- хических факторов на развитие и течение соматических клини- ческих синдромов в нашей стране была предпринята Ф. Б. Басси- ным. Он считал, что происхождение и течение болезни зависят от активности отношения человека к окружающему его миру, к себе, к жизни в целом. Центральным направлением таких исследований является по- иск особого психического качества, являющегося фактором, пред- располагающим к возникновению психосоматической патологии, Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом влияющим на течение и лечение заболеваний. Последней во вре- мени попыткой подобного рода является выделение и описание феномена алекситимии (В. В. Николаева, 1997). Согласно имеющимся в литературе описаниям, для лиц с алек- ситимией характерно особое сочетание эмоциональных, когни- тивных и личностных проявлений. Эмоциональная сфера этих па- циентов отличается слабой дифференцированностью. Они обнаруживают неспособность к распознаванию и точному опи- санию как собственного эмоционального состояния, так и дру- гих людей. Когнитивная сфера лиц с алекситимией отличается недостаточностью воображения, преобладанием наглядно-дей- ственного мышления над абстрактно-логическим, слабой функ- цией символизации и категоризации в мышлении. Личностный профиль этих пациентов характеризуется некоторой примитив- ностью жизненной направленности, инфантильностью и, что осо- бенно существенно, недостаточностью функции рефлексии, т. е. возможности делать объектом анализа самого себя. Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях. Последнее усугуб- ляется еще и тем, что на фоне низкой эмоциональной дифферен- цированности у них в ряде ситуаций с легкостью возникают крат- ковременные, но чрезвычайно резко выраженные в поведении аффективные срывы, причины которых они сами плохо осозна-
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |