Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беседа 85,86,88—91 6 страница




но только в том объеме, в котором они могут представлять инте-

рес для совершающего поступок, и в той мере, в какой они впо-

следствии способны отплатить за совершение этого поступка.

Стадия 3 — одобрение другими людьми. Ценность человека

определяется теми чувствами, которые он к себе вызывает (по-

следовательно замените в истории Хайнца жену на друга, затем

на собаку, затем на соседа по лестничной клетке и, наконец, на

случайного прохожего. Как изменятся ваши оценки ситуации?).

Стадия 4 — авторитет, закон и порядок. Человек оценивается

условиями договора, контракта или обязательства, которые воз-

лагают на него ответственность — перед женой, законом, Богом

и т. д. Например, вступая в брак, многие западные люди дают пуб-

личную клятву быть друг с другом в здоровье и в болезни, пока

смерть не разлучит их.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Стадия 5 — общественный договор и демократия. Ценность

личности определяется правами человека, предполагающими ра-

венство всех людей независимо от того, в каких личных или дело-

вых отношениях они находятся.

Стадия 6 — универсальные принципы (западной культуры).

Жизнь человека выше закона, решения, даже принятого демокра-

тическим путем, авторитета — человеческого или божественного.

Как правило, психолог-экспериментатор удовлетворяется по-

лученными результатами исследования и не пытается на их ос-

нове изменить окружающий мир. Кольберг — яркое исключе-

ние из этого правила. Он основал центр, занимавшийся

нравственным развитием детей, и на практике показал, что нрав-

ственным развитием ребенка можно целенаправленно управлять.

Однако, как известно, и на Солнце имеются пятна. К. Гиллиган

(С. Gilligan), одна из сотрудниц Кольберга, подвергла получен-

ные им результаты обоснованной критике.

Она утверждала, что Кольберг разработал систему мужских

нравственных ценностей, основанных на самоутверждении

и справедливости, низводящую большинство женщин до

третьей стадии нравственного развития.

Любопытно, что помимо научной аргументации, Гиллиган

апеллировала к Библии: чтобы доказать Богу свою преданность,

Авраам был готов принести ему в жертву собственного сына, в то

время как блудница предпочла уступить своего ребенка сопер-

нице, когда царь Соломон, разрешая ее спор с другой блудницей,

предложил разрезать его пополам.

Гиллиган противопоставила системе Кольберга свою, женскую,

основанную на заботе о другом, человеке и самоотречении. Со-

гласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит

три уровня, между которыми имеются переходные стадии.

Уровень 1 — самоозабоченность. На этом уровне женщину

занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собствен-

ные потребности и обеспечить ее существование. На первой пе-

реходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к са-

моотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

благополучии, но в случае принятия решения все больше учиты-

вает интересы других людей.

Уровень 2 — самопожертвование. Социальные нормы, кото-

рые регулируют поведение женщины, заставляют ее переходить

к удовлетворению собственных потребностей лишь после удов-

летворения потребностей других. Такова, например, роль «хоро-

шей матери». На второй переходной стадии женщина начинает

все больше принимать в расчет собственные желания и перехо-

дит в результате на

Уровень 3 — самоуважение. На этом уровне женщина пони-

мает, что только она сама способна сделать свой жизненный вы-

бор, не наносящий вреда людям, связанным с нею социальными

связями, и вообще другим людям.

А теперь отдохните от теории и выполните следующее

Упражение. Оцените историю Хайнца, поменяв мужа и жену

местами (болен муж, а жена хочет ему помочь), с точки зрения

женской морали.

Итак, мы теперь знаем, чем отличается детская мораль от мо-

рали взрослых, мужская от женской. На очереди вопрос: «Чем

они (западные люди) отличаются от нас, россиян?»

Во времена, когда железный занавес надежно отделял нас от

них и общение между ними и нами осуществлялось компетент-

ными органами, многие искренне верили, что мы лучше. Мы

строили коммунизм — светлое будущее всего человечества, а они

загнивали. Немного смущало то, что их мучат кризисы перепро-

изводства, а у нас не хватает самого необходимого, но это не ме-

шало советским людям увлеченно петь, что «никто на свете не

умеет лучше нас смеяться и любить».

Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший ле-

том 1957 г. в Москве, пробил первую брешь в круговой обороне

нашего миролюбивого государства. Москвичи и немногочисленные

гости столицы увидели, что они ничем особенно не отличаются от

нас, разве лишь одеваются по-другому, более ярко, привыкли к дру-

гой еде и ведут себя непривычно: громко говорят на улицах, могут

перешагнуть через ряд в театре и все время улыбаются.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Немногим тогда удалось разглядеть их внутреннюю свободу

и чувство собственного достоинства. Чаще говорили об их невос-

питанности и развязности, бесцеремонности и высокомерии чу-

жаков.

Когда железный занавес наконец рухнул, нам стали доступны

далекие страны, новые товары и незнакомые люди, и вопрос «Чем

они отличаются от нас?» приобрел практический интерес, так как

за чашкой чая или за столом переговоров быстро выяснялось, что

мы — разные.

Тогда появилось волшебное слово «менталитет». Просто у них

другая ментальность. Вспомнили Редьярда Киплинга: Запад есть

Запад, а Восток есть Восток, и никогда им не сойтись. Так или

иначе, но волшебное слово объясняло все. Одно только остава-

лось неясным: а что означает оно само, как обращаться с этой

самой ментальностью, чтобы всем было хорошо.

Ясность внес Владимир Лефевр — эмигрант из России, вы-

пускник мехмата Московского госуниверситета и кандидат пси-

хологических наук, а ныне сотрудник университета в Калифор-

нии. В 1982 г. в своей книге «Алгебра совести. Сравнительный

анализ западной и советской этических систем», ставшей науч-

ным бестселлером, он дал простой, исчерпывающий и неприят-

ный для нас ответ, который опровергнуть или хотя бы поставить

под сомнение пока что никому не удалось. Познакомимся с ос-

новными идеями и результатами Лефевра.

Начните с ответа («да» или «нет») на опросник Лефевра:

1. Врач должен скрыть от пациента, что у него рак, чтобы

уменьшить его страдания?

2. Врач не должен скрывать от пациента, что у него рак, что-

бы уменьшить его страдания?

3. Преступник может быть наказан более сурово, чем требу-

ет закон, если это может устрашить других?

4. Преступник не может быть наказан более сурово, чем тре-

бует закон, даже если это устрашит остальных?

5. Можно дать лживые показания, чтобы помочь невинов-

ному избежать тюрьмы?

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

6. Нельзя давать лживые показания даже для того, чтобы не-

виновный избежал тюрьмы?

7. Можно послать шпаргалку во время экзамена близкому

другу?

8. Нельзя посылать шпаргалку во время экзамена даже близ-

кому другу?

Респонденты Лефевра (62 американца и 84 бывших советских

гражданина) показали, что типичный представитель западной эти-

ческой системы ответит нет-да-нет-да-нет-да-нет-да, а советской —

противоположным образом — да-нет-да-нет-да-нет-да-нет.

Сравните свой ответ с типичными, и количество совпадений

подскажет, какой из них вам ближе по духу.

Как устроен опросник Лефевра? Предложенные им восемь во-

просов легко разбить на четыре пары противоположных утверж-

дений. Во всех парах ставится прекрасная цель: уменьшить стра-

дания больного, устрашить преступников, спасти невиновного от

тюрьмы, помочь близкому другу.

Вот только средства достижения этих целей предлагаются раз-

ные: хорошие (сказать правду больному, соблюсти закон, дать иск-

ренние показания, добросовестно выполнить процедуру экзамена)

и плохие (обмануть больного, нарушить закон, дать лживые показа-

ния, обмануть экзаменатора и нарушить процедуру экзамена).

Таким образом, опросник выясняет наше отношение к тому,

какие средства, по нашему мнению, хороши для достижения хо-

рошей цели. Проблема эта стара, как мир. Вспомните знаменитую

формулу Никколо Макиавелли (Machiavelli) «цель оправдывает

средства» и знакомую многим с детства фразу «ложь во спасение».

Эксперимент Лефевра вскрыл глубинное различие между

ними и нами. Оно не надуманное. Например, в наших медицин-

ских университетах, в отличие от американских, продолжают

учить будущих врачей тому, что нельзя говорить правду онколо-

гическому больному.

Но почему мы отвечаем противоположным образом?

Западная, или христианская, этика основана на десяти запо-

ведях, запрещающих зло: не убивай, не прелюбодействуй, не кра-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ди, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

(эту заповедь люди помнят и, соответственно, соблюдают хуже

всего), не желай дома ближнего твоего и т. д. (Ветхий Завет,

Исход, 20:2).

Это запреты против некоторых средств достижения любой

цели. Следовательно, любой компромисс добра и зла, например

убийство для блага человечества, оценивается как зло.

В основе советской этики лежит «Моральный кодекс строите-

ля коммунизма», принятый на XXII съезде КПСС в 1962 г. Во вре-

мена Н. С. Хрущева его текст висел на стене каждой столовой, не

говоря уже о более официальных местах. Сегодня молодые граж-

дане России с трудом вспоминают название этого программного

документа (им лучше известна музыкальная группа «Моральный

кодекс»), а его полный текст (12 коммунистических «заповедей»)

и вовсе стал труднодоступным. Однако любой здравомыслящий че-

ловек понимает, что он не содержит прямых призывов убивать,

прелюбодействовать, красть или оговаривать ближних.

На первый взгляд, «Моральный кодекс» представляет из себя

комбинацию Ветхого и Нового Завета. Он содержит предписа-

ния двух типов: каким быть (верным Родине, честным и правди-

вым, нравственно чистым, простым и скромным) и что делать

(добросовестно работать на благо общества, сохранять и умно-

жать общественное достояние).

Однако более пристальный анализ показывает, что в нем есть

декларация добра, но нет запрета зла. Следовательно, компро-

мисс между добром и злом оценивается положительно (напри-

мер, правильно с точки зрения «Морального кодекса» поступил

Павлик Морозов, ради светлого коммунистического будущего

предавший отца).

В книге Лефевра приводится ответ Сталина на вопрос леди

Астор «Когда вы перестанете убивать людей?»: «Когда в этом не

будет больше необходимости».

Христианская идеология основана на запрете зла, советская —

на декларации добра. Но есть большая разница между принципа-

ми «не лги» и «будь честным»!

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

Более того, согласно «Моральному кодексу», нужно по-раз-

ному относиться к друзьям (коллективизм и товарищеская взаи-

мопомощь, гуманные отношения и взаимное уважение) и к вра-

гам (нетерпимость к нарушителям общественных интересов,

к тунеядцам, карьеристам, стяжателям, антикоммунистам).

Основной результат, доказанный Лефевром как теорема (ред-

кий случай для современных социальных наук), парадоксален:

идеальный представитель западной этической системы, отрица-

тельно оценивающий компромисс между добром и злом, тем не

менее стремится к компромиссу с другим даже в ситуации конф-

ликта (что родственно христианскому принципу ненавидеть грех,

но быть терпимым к грешнику).

Напротив, идеальный представитель советской этической сис-

темы, положительно оценивающий компромисс между добром

и злом, тем не менее, стремится к конфронтации с партнером.

Он ориентирован на беспощадную борьбу даже с тем, чья угроза

для него маловероятна.

Из теоремы Лефевра не следует, что нормальное общество

нуждается только в представителях западной этической систе-

мы. Конечно, желательно, чтобы большинство граждан поддер-

живало дух сотрудничества, но необходимы и люди, четко реаги-

рующие на опасность.

Проиллюстрируем теорему Лефевра на бытовом уровне. В Аме-

рике демонстрация агрессивности с угрожающими мимикой и жес-

тами в ходе конфликта есть признак распущенности и плохих ма-

нер, а в советской культуре говорит о наличии у человека твердых

жизненных принципов, сформированных в процессе воспитания.

Упрощенный внутренний монолог «хорошего» американца

таков: «Я не знаю этого человека, но опущусь в собственных гла-

зах, если буду к нему враждебен. Даже если мне будет плохо, я дол-

жен протянуть ему руку и засмеяться. Мой компромисс, моя доб-

рожелательность — это жертва, но я должен поступить так, чтобы

уважать себя».

«Принципиальный» советский человек рассуждает по-иному:

«Я не знаю этого человека, но упаду в собственных глазах, если

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

буду к нему доброжелателен или прогнусь перед ним. Даже если

мне будет плохо, я должен показать, что готов бороться до конца.

Моя враждебность — это жертва, но я должен пойти на нее, что-

бы уважать себя». Он воспринимает смех или формальную бла-

гожелательность противника как слабость или трусость, считает,

что «добро должно быть с кулаками».

Итак, этическая бескомпромиссность связана с компромис-

сом в человеческих отношениях, а этический компромисс связан

с бескомпромиссностью в них же.

Иногда пытаются снять проблему различий между ними и на-

ми, утверждая, что при коммунистах люди вместе с религией утра-

тили моральные ценности. Покажем, что это не так. Критерий

прост: способность «идеала» данной культуры к жертве. Способ-

ность к жертве, например во имя идеи, несовместима с утратой

морали. В истории Советской России мы находим такое количест-

во кровавых жертв, что остается только признать: мораль не была

утрачена. Она изменилась и стала несовместима с прежней. Мы

и они — разные и морально несовместимые.

В 1994 г. Владимир Лефевр приехал в Москву на Междуна-

родный симпозиум, посвященный рефлексивным процессам,

и, безусловно, был на нем центральной фигурой. Главная идея, вла-

девшая им тогда, состояла в том, что нужна специальная програм-

ма, включающая игры и упражнения, предназначенные для фор-

мирования у юных россиян западной этической системы. Однако

на вопрос из зала женщины-педагога о том, как же будут ужи-

ваться в одной семье носители двух полярных концепций, убеди-

тельного ответа не последовало (художественный ответ был дан

ранее в книге братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Гадкие ле-

беди», и он трагичен).

«Моральный кодекс строителя коммунизма» начертан на па-

радном, красивом входе в здание социализма. Но есть и черный,

мрачный вход. Имя ему — ГУЛАГ. Его духом пропитан даже со-

ветский официоз. Вспомним недавнюю терминологию: социалис-

тический лагерь, построенный зэками Московский университет

был разбит на зоны, а общежития — на блоки.

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

Самая известная из заповедей ГУЛАГа — сводная, состоящая

из трех не: «Не верь, не бойся, не проси!». Ее форма, основанная

на абсолютных запретах (никому не верь, никого не бойся, ниче-

го ни у кого не проси), не должна ввести вас в заблуждение. По

авторитетному свидетельству Александра Солженицына, запове-

ди зэков «ничего общего не имеют с христианством», на разных

островах ГУЛАГа их «...насчитывают разное количество, не совпа-

дают в точности их формулировки, и было бы увлекательным от-

дельным исследованием провести их систематизацию».

Лефевр и Солженицын — проницательные люди, но для пол-

ноты картины полезно бы узнать мнение о нас коренных амери-

канцев. Они немногословны и прагматичны: «Все ваши пробле-

мы и разговоры о духовности — от бедности. Если бы у вас были

такие же квартиры и автомобили, как у нас, вы думали бы точно

так же».

В конце главы, как обычно, размещены резюме и упражне-

ние, позволяющее быстро оценить степень духовного сходства

различных людей (на финише мы решили обойтись без конт-

рольных вопросов).

Резюме 15-й главы

Нравственность рассматривается нами как вершинное обра-

зование личности и главный фактор целостности человека, его те-

лесных, душевных и духовных качеств, определяющий функции

всех нижележащих уровней психики. Эта научная концепция за-

родилась в борьбе естественно-научной трактовки строения души

по Аристотелю (политеисту) с трудами его современников, про-

роков (строгих монотеистов), авторов текстов Библии.

Природа нравственности изначально двойственна Являясь ре-

зультатом развития субъект-субъектных отношений, по строению

она — явление психологическое, а по функциям — социальное.

Нравственно-психологические свойства личности формиру-

ются и проявляются в «высших деятельностях души» (Г. Эббин-

гауз), а именно: в религии, искусстве и нравственном поведении.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Религиозный и философский подходы к нравственности яв-

ляются нормативными, определяющими, как должно поступать,

в отличие от психологического подхода, являющегося дескрип-

тивным, т. е. описывающим (и объясняющим), как принято по-

ступать в тех или иных социальных общностях, в том или ином

возрасте и т. д. (и почему).

Религиозный, философский и психологический подходы к нрав-

ственности взаимно обогащают друг друга и, как правило, не всту-

пают в противоречие, демонстрируя единство человеческой куль-

туры.

В детском возрасте любой поступок оценивается как хоро-

ший или плохой, в соответствии с правилами, переданными и ус-

военными от взрослых (гетерономной моралью), с возрастом суж-

дения начинают основываться в большей степени на личных

критериях (автономной морали).

Следует различать систему мужских нравственных ценностей,

основанных на самоутверждении и справедливости (Кольберг),

и систему женских нравственных ценностей, основанных на за-

боте о других людях и самоотречении (Гиллиган).

Представители западной и советской этических систем отли-

чаются друг от друга отношением к компромиссу между прекрас-

ными целями и плохими средствами их достижения. Западная эти-

ка основана на десяти заповедях, запрещающих зло. В основе

советской этики лежит «Моральный кодекс строителя коммуниз-

ма», декларирующий добро, но не запрещающий зло. Этическая

бескомпромиссность ведет к сотрудничеству между людьми, а эти-

ческий компромисс — к бескомпромиссной борьбе (Лефевр).

Упражнение. Познакомьтесь с методикой М. Рокича (М. Rokeach),

используемой в разных странах мира. Рокич описал тер-

минальные ценности (конечные цели человеческой жизни). Их

список приведен ниже.

1. Активная, деятельная жизнь.

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл).

3. Здоровье (физическое и психическое).

4. Интересная работа.

Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности

5. Красота природы и искусства.

6. Любовь (духовная и физическая близость).

7. Материально обеспеченная жизнь.

8. Хорошие и верные друзья.

9. Общая хорошая обстановка в стране, в обществе.

10. Общественное признание, уважение.

11. Познание, интеллектуальное развитие.

12. Равенство, равные возможности для всех.

13. Самостоятельность (независимость в суждениях и оценках).

14. Свобода (независимость в поступках и действиях).

15. Счастливая семейная жизнь.

16. Творчество, самореализация.

17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий

и сомнений, жизнь в ладу с самим собой).

18. Удовольствия, развлечения.

Проранжируйте данные ценности от наиболее значимой для

вас (№ 1) до наименее значимой (№ 18) и предложите сделать

то же самое близкому другу или родственнику, жениху или не-

весте, а затем вычислите коэффициент ранговой корреляции

Спирмена для своих ответов. Полученное число покажет, в ка-

кой степени этот человек относится к жизни так, как и вы, мо-

жет ли он считаться вашим единомышленником. Если вы не зна-

комы с математической статистикой, разберите приводимый

ниже числовой пример, основанный на ответах двух студенток.

ценно-

сти

Ранги I

Ранги I]

Разно-

сти

рангов

- 4

-11

- 2

Квад-

раты

разно-

стей

ценности

Ранги I

Ранги II

Разно-

сти

рангов

-12

- 3

- 8

- 4

- 3

Квадрать:

разно-

стей

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Для расчета коэффициента ранговой корреляции в первый

столбец вписаны номера ценностей от 1 до 18, во второй — ранги

этих ценностей, присвоенные первой студенткой, в третий — ран-

ги ценностей, присвоенные второй студенткой. В четвертом столб-

це вычислены разности соответствующих рангов, в пятом — квад-

раты полученных чисел.

Осталось найти сумму чисел последнего столбца s (в нашем

случае s = 672) и воспользоваться формулой для коэффициента

ранговой корреляции г = 1 — s/969 (в нашем случае г = 0,31).

Как интерпретировать полученное число? Математики дока-

зали, что оно не может быть больше 1 и меньше — 1. Если г при-

мерно равно 1, то вы — единомышленники, если г близко к — 1,

то ваши взгляды на жизнь противоположны, полярны. В рассмот-

ренном выше примере (г = 0,31) можно утверждать, что, хотя

девушки и не являются единомышленницами, их взгляды на

жизнь совместимы и не противоречат сильно друг другу.

;

ГЛАВА 16

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОАОГИЯ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ключевые слова

Психологическое образование.

Преподавание психологии в средней

школе. Психология подростка

16.1. Индустриальная и организационная психология

Отделившись от философии, психология, как и многие дру-

гие научные дисциплины, стала искать приложение своим силам

в окружающем мире, на практике. Первые обращения психоло-

гов к отбору персонала, рекламе или организации рабочих мест

выглядели во многом случайными, личностно или ситуационно

обусловленными (увольнением из университета за аморальное по-

ведение, низкой зарплатой в вузе или потребностями отдельных

бизнесменов или военных).

Однако в XX в., особенно во второй его половине, индуст-

риальные и организационные психологи стали систематически

предлагать свои услуги, доказали свою нужность и заняли обшир-

ную нишу на предприятиях и в организациях, в фирмах и орга-

нах власти, на производстве и в торговле, словом, всюду, где люди

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

занимаются общественно полезной деятельностью и где роль че-

ловеческого фактора (и ошибок) достаточно велика.

Внимание к человеку на работе во многом обусловлено тем,

что персонал в развитых странах стал одним из крупнейших

объектов инвестиций. Высокая и постоянно растущая оплата тру-

да, огромные траты на поиск и отбор новых работников, их обу-

чение и переобучение привели к тому, что каждый успешный

предприниматель или дальновидный чиновник считает своим

долгом оптимизировать эту статью расходов, что, разумеется,

невозможно без специалистов-психологов.

Спектр интересов современных индустриальных и организа-

ционных психологов, инженерных психологов и психологов тру-

да необычайно широк и включает в себя:

— отбор и оценку (эссессмент) персонала;

— организационную культуру и психологический климат;

— деловую и служебную этику;

— групповые процессы в организациях;

— человеческие факторы и эргономику;

— проектирование и анализ рабочих мест;

— мотивацию работников, менеджеров и служащих;

— трудовые отношения;

— лидерство и руководство;

— организационное поведение и развитие, управление изме-

нениями;

— оценку результатов деятельности;

— качество трудовой (служебной) жизни;

— стратегическое планирование и корпоративную стратегию;

— стресс и менеджмент стресса;

— последовательное планирование;

— происшествия, здоровье и безопасность труда;

— планирование и развитие карьеры;

— компенсации, льготы, системы оплаты труда;

— менеджмент конфликта;

— психологию потребителя;

— удовлетворенность трудом (службой);

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

— развитие высших руководителей (топ-менеджеров) и мно-

гое другое.

Для удобства анализа перечисленное выше можно сгруппи-

ровать в шесть тематических блоков:

— организационное развитие и изменение (28 %);

— индивидуальное развитие (22 %);

— оценка результатов деятельности и отбор (33 %);

— подготовка и представление результатов (10 %);

— компенсации и льготы персонала (5 %);

— остальное (2 %).

Проценты в скобках дают представление о доле времени, за-

трачиваемого психологом на соответствующую работу.

В основе индустриальной-организационной психологии лежат

три раздела психологии:

экспериментальная психология, изучающая психологиче-

ские феномены экспериментальными методами;

дифференциальная психология, выделяющая, оцениваю-

щая и объясняющая индивидуальные различия между

людьми;

инженерная психология, ставящая целью приведение в со-

ответствие проектирование устройств и условий труда воз-

можностям человеческих органов чувств, психомоторных

способностей, размеров тела, разумный комфорт, безопас-

ность и удовлетворенность трудом.

Историю развития индустриальной-организационной психо-

логии можно разбить на пять периодов времени:

— «доисторический» этап и 10-е годы XX в.;

— 20-е и 30-е годы XX в.;

— 40-е годы XX в.;

— 50-е и 60-е годы XX в.;

— «современный» этап — от 1970 г. до наших дней.

Отличительной чертой всех этих периодов (и рассматривае-

мой ветви психологии) является то, что наука и практика шли

нога в ногу: на вызовы практики наука неизменно давала достой-

ный времени строгий ответ.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

С известной долей условности первым индустриально-органи-

зационным психологом можно считать француза Альфреда Бине

(A. Binet), в 1905 г. опубликовавшего совместно с Теодором Сай-

моном (Т. Simon) первую шкалу интеллекта, предшественницу зна-

менитого IQ.

В это же время психологи начали осваивать вторую, ныне тра-

диционную область: в 1903 г. Уолтер Скотт (W. Scott) опублико-

вал книгу, посвященную психологии рекламы.

Огромен вклад непсихолога Фредерика Тэйлора (F. Taylor), отца

научного менеджмента, и Хьюго Мюнстерберга (Н. Munsterberg),

американца немецкого происхождения, в постановку «вечных»

вопросов психологии труда.

Наконец, развитию индустриальной-организационной пси-

хологии на первом этапе сильно способствовала Первая мировая

война, положившая начало массовым обследованиям новобранцев.

Хотя усилия психологов не оказали большого влияния на исход

войны, разработанные ими методы оценки и отбора персонала




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.