КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Беседа 85,86,88—91 6 страница
но только в том объеме, в котором они могут представлять инте- рес для совершающего поступок, и в той мере, в какой они впо- следствии способны отплатить за совершение этого поступка. Стадия 3 — одобрение другими людьми. Ценность человека определяется теми чувствами, которые он к себе вызывает (по- следовательно замените в истории Хайнца жену на друга, затем на собаку, затем на соседа по лестничной клетке и, наконец, на случайного прохожего. Как изменятся ваши оценки ситуации?). Стадия 4 — авторитет, закон и порядок. Человек оценивается условиями договора, контракта или обязательства, которые воз- лагают на него ответственность — перед женой, законом, Богом и т. д. Например, вступая в брак, многие западные люди дают пуб- личную клятву быть друг с другом в здоровье и в болезни, пока смерть не разлучит их. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Стадия 5 — общественный договор и демократия. Ценность личности определяется правами человека, предполагающими ра- венство всех людей независимо от того, в каких личных или дело- вых отношениях они находятся. Стадия 6 — универсальные принципы (западной культуры). Жизнь человека выше закона, решения, даже принятого демокра- тическим путем, авторитета — человеческого или божественного. Как правило, психолог-экспериментатор удовлетворяется по- лученными результатами исследования и не пытается на их ос- нове изменить окружающий мир. Кольберг — яркое исключе- ние из этого правила. Он основал центр, занимавшийся нравственным развитием детей, и на практике показал, что нрав- ственным развитием ребенка можно целенаправленно управлять. Однако, как известно, и на Солнце имеются пятна. К. Гиллиган (С. Gilligan), одна из сотрудниц Кольберга, подвергла получен- ные им результаты обоснованной критике. Она утверждала, что Кольберг разработал систему мужских нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, низводящую большинство женщин до третьей стадии нравственного развития. Любопытно, что помимо научной аргументации, Гиллиган апеллировала к Библии: чтобы доказать Богу свою преданность, Авраам был готов принести ему в жертву собственного сына, в то время как блудница предпочла уступить своего ребенка сопер- нице, когда царь Соломон, разрешая ее спор с другой блудницей, предложил разрезать его пополам. Гиллиган противопоставила системе Кольберга свою, женскую, основанную на заботе о другом, человеке и самоотречении. Со- гласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии. Уровень 1 — самоозабоченность. На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собствен- ные потребности и обеспечить ее существование. На первой пе- реходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к са- моотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности благополучии, но в случае принятия решения все больше учиты- вает интересы других людей. Уровень 2 — самопожертвование. Социальные нормы, кото- рые регулируют поведение женщины, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных потребностей лишь после удов- летворения потребностей других. Такова, например, роль «хоро- шей матери». На второй переходной стадии женщина начинает все больше принимать в расчет собственные желания и перехо- дит в результате на Уровень 3 — самоуважение. На этом уровне женщина пони- мает, что только она сама способна сделать свой жизненный вы- бор, не наносящий вреда людям, связанным с нею социальными связями, и вообще другим людям. А теперь отдохните от теории и выполните следующее Упражение. Оцените историю Хайнца, поменяв мужа и жену местами (болен муж, а жена хочет ему помочь), с точки зрения женской морали. Итак, мы теперь знаем, чем отличается детская мораль от мо- рали взрослых, мужская от женской. На очереди вопрос: «Чем они (западные люди) отличаются от нас, россиян?» Во времена, когда железный занавес надежно отделял нас от них и общение между ними и нами осуществлялось компетент- ными органами, многие искренне верили, что мы лучше. Мы строили коммунизм — светлое будущее всего человечества, а они загнивали. Немного смущало то, что их мучат кризисы перепро- изводства, а у нас не хватает самого необходимого, но это не ме- шало советским людям увлеченно петь, что «никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить». Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший ле- том 1957 г. в Москве, пробил первую брешь в круговой обороне нашего миролюбивого государства. Москвичи и немногочисленные гости столицы увидели, что они ничем особенно не отличаются от нас, разве лишь одеваются по-другому, более ярко, привыкли к дру- гой еде и ведут себя непривычно: громко говорят на улицах, могут перешагнуть через ряд в театре и все время улыбаются. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Немногим тогда удалось разглядеть их внутреннюю свободу и чувство собственного достоинства. Чаще говорили об их невос- питанности и развязности, бесцеремонности и высокомерии чу- жаков. Когда железный занавес наконец рухнул, нам стали доступны далекие страны, новые товары и незнакомые люди, и вопрос «Чем они отличаются от нас?» приобрел практический интерес, так как за чашкой чая или за столом переговоров быстро выяснялось, что мы — разные. Тогда появилось волшебное слово «менталитет». Просто у них другая ментальность. Вспомнили Редьярда Киплинга: Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и никогда им не сойтись. Так или иначе, но волшебное слово объясняло все. Одно только остава- лось неясным: а что означает оно само, как обращаться с этой самой ментальностью, чтобы всем было хорошо. Ясность внес Владимир Лефевр — эмигрант из России, вы- пускник мехмата Московского госуниверситета и кандидат пси- хологических наук, а ныне сотрудник университета в Калифор- нии. В 1982 г. в своей книге «Алгебра совести. Сравнительный анализ западной и советской этических систем», ставшей науч- ным бестселлером, он дал простой, исчерпывающий и неприят- ный для нас ответ, который опровергнуть или хотя бы поставить под сомнение пока что никому не удалось. Познакомимся с ос- новными идеями и результатами Лефевра. Начните с ответа («да» или «нет») на опросник Лефевра: 1. Врач должен скрыть от пациента, что у него рак, чтобы уменьшить его страдания? 2. Врач не должен скрывать от пациента, что у него рак, что- бы уменьшить его страдания? 3. Преступник может быть наказан более сурово, чем требу- ет закон, если это может устрашить других? 4. Преступник не может быть наказан более сурово, чем тре- бует закон, даже если это устрашит остальных? 5. Можно дать лживые показания, чтобы помочь невинов- ному избежать тюрьмы? Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности 6. Нельзя давать лживые показания даже для того, чтобы не- виновный избежал тюрьмы? 7. Можно послать шпаргалку во время экзамена близкому другу? 8. Нельзя посылать шпаргалку во время экзамена даже близ- кому другу? Респонденты Лефевра (62 американца и 84 бывших советских гражданина) показали, что типичный представитель западной эти- ческой системы ответит нет-да-нет-да-нет-да-нет-да, а советской — противоположным образом — да-нет-да-нет-да-нет-да-нет. Сравните свой ответ с типичными, и количество совпадений подскажет, какой из них вам ближе по духу. Как устроен опросник Лефевра? Предложенные им восемь во- просов легко разбить на четыре пары противоположных утверж- дений. Во всех парах ставится прекрасная цель: уменьшить стра- дания больного, устрашить преступников, спасти невиновного от тюрьмы, помочь близкому другу. Вот только средства достижения этих целей предлагаются раз- ные: хорошие (сказать правду больному, соблюсти закон, дать иск- ренние показания, добросовестно выполнить процедуру экзамена) и плохие (обмануть больного, нарушить закон, дать лживые показа- ния, обмануть экзаменатора и нарушить процедуру экзамена). Таким образом, опросник выясняет наше отношение к тому, какие средства, по нашему мнению, хороши для достижения хо- рошей цели. Проблема эта стара, как мир. Вспомните знаменитую формулу Никколо Макиавелли (Machiavelli) «цель оправдывает средства» и знакомую многим с детства фразу «ложь во спасение». Эксперимент Лефевра вскрыл глубинное различие между ними и нами. Оно не надуманное. Например, в наших медицин- ских университетах, в отличие от американских, продолжают учить будущих врачей тому, что нельзя говорить правду онколо- гическому больному. Но почему мы отвечаем противоположным образом? Западная, или христианская, этика основана на десяти запо- ведях, запрещающих зло: не убивай, не прелюбодействуй, не кра- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ди, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (эту заповедь люди помнят и, соответственно, соблюдают хуже всего), не желай дома ближнего твоего и т. д. (Ветхий Завет, Исход, 20:2). Это запреты против некоторых средств достижения любой цели. Следовательно, любой компромисс добра и зла, например убийство для блага человечества, оценивается как зло. В основе советской этики лежит «Моральный кодекс строите- ля коммунизма», принятый на XXII съезде КПСС в 1962 г. Во вре- мена Н. С. Хрущева его текст висел на стене каждой столовой, не говоря уже о более официальных местах. Сегодня молодые граж- дане России с трудом вспоминают название этого программного документа (им лучше известна музыкальная группа «Моральный кодекс»), а его полный текст (12 коммунистических «заповедей») и вовсе стал труднодоступным. Однако любой здравомыслящий че- ловек понимает, что он не содержит прямых призывов убивать, прелюбодействовать, красть или оговаривать ближних. На первый взгляд, «Моральный кодекс» представляет из себя комбинацию Ветхого и Нового Завета. Он содержит предписа- ния двух типов: каким быть (верным Родине, честным и правди- вым, нравственно чистым, простым и скромным) и что делать (добросовестно работать на благо общества, сохранять и умно- жать общественное достояние). Однако более пристальный анализ показывает, что в нем есть декларация добра, но нет запрета зла. Следовательно, компро- мисс между добром и злом оценивается положительно (напри- мер, правильно с точки зрения «Морального кодекса» поступил Павлик Морозов, ради светлого коммунистического будущего предавший отца). В книге Лефевра приводится ответ Сталина на вопрос леди Астор «Когда вы перестанете убивать людей?»: «Когда в этом не будет больше необходимости». Христианская идеология основана на запрете зла, советская — на декларации добра. Но есть большая разница между принципа- ми «не лги» и «будь честным»! Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности Более того, согласно «Моральному кодексу», нужно по-раз- ному относиться к друзьям (коллективизм и товарищеская взаи- мопомощь, гуманные отношения и взаимное уважение) и к вра- гам (нетерпимость к нарушителям общественных интересов, к тунеядцам, карьеристам, стяжателям, антикоммунистам). Основной результат, доказанный Лефевром как теорема (ред- кий случай для современных социальных наук), парадоксален: идеальный представитель западной этической системы, отрица- тельно оценивающий компромисс между добром и злом, тем не менее стремится к компромиссу с другим даже в ситуации конф- ликта (что родственно христианскому принципу ненавидеть грех, но быть терпимым к грешнику). Напротив, идеальный представитель советской этической сис- темы, положительно оценивающий компромисс между добром и злом, тем не менее, стремится к конфронтации с партнером. Он ориентирован на беспощадную борьбу даже с тем, чья угроза для него маловероятна. Из теоремы Лефевра не следует, что нормальное общество нуждается только в представителях западной этической систе- мы. Конечно, желательно, чтобы большинство граждан поддер- живало дух сотрудничества, но необходимы и люди, четко реаги- рующие на опасность. Проиллюстрируем теорему Лефевра на бытовом уровне. В Аме- рике демонстрация агрессивности с угрожающими мимикой и жес- тами в ходе конфликта есть признак распущенности и плохих ма- нер, а в советской культуре говорит о наличии у человека твердых жизненных принципов, сформированных в процессе воспитания. Упрощенный внутренний монолог «хорошего» американца таков: «Я не знаю этого человека, но опущусь в собственных гла- зах, если буду к нему враждебен. Даже если мне будет плохо, я дол- жен протянуть ему руку и засмеяться. Мой компромисс, моя доб- рожелательность — это жертва, но я должен поступить так, чтобы уважать себя». «Принципиальный» советский человек рассуждает по-иному: «Я не знаю этого человека, но упаду в собственных глазах, если ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ буду к нему доброжелателен или прогнусь перед ним. Даже если мне будет плохо, я должен показать, что готов бороться до конца. Моя враждебность — это жертва, но я должен пойти на нее, что- бы уважать себя». Он воспринимает смех или формальную бла- гожелательность противника как слабость или трусость, считает, что «добро должно быть с кулаками». Итак, этическая бескомпромиссность связана с компромис- сом в человеческих отношениях, а этический компромисс связан с бескомпромиссностью в них же. Иногда пытаются снять проблему различий между ними и на- ми, утверждая, что при коммунистах люди вместе с религией утра- тили моральные ценности. Покажем, что это не так. Критерий прост: способность «идеала» данной культуры к жертве. Способ- ность к жертве, например во имя идеи, несовместима с утратой морали. В истории Советской России мы находим такое количест- во кровавых жертв, что остается только признать: мораль не была утрачена. Она изменилась и стала несовместима с прежней. Мы и они — разные и морально несовместимые. В 1994 г. Владимир Лефевр приехал в Москву на Междуна- родный симпозиум, посвященный рефлексивным процессам, и, безусловно, был на нем центральной фигурой. Главная идея, вла- девшая им тогда, состояла в том, что нужна специальная програм- ма, включающая игры и упражнения, предназначенные для фор- мирования у юных россиян западной этической системы. Однако на вопрос из зала женщины-педагога о том, как же будут ужи- ваться в одной семье носители двух полярных концепций, убеди- тельного ответа не последовало (художественный ответ был дан ранее в книге братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Гадкие ле- беди», и он трагичен). «Моральный кодекс строителя коммунизма» начертан на па- радном, красивом входе в здание социализма. Но есть и черный, мрачный вход. Имя ему — ГУЛАГ. Его духом пропитан даже со- ветский официоз. Вспомним недавнюю терминологию: социалис- тический лагерь, построенный зэками Московский университет был разбит на зоны, а общежития — на блоки. Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности Самая известная из заповедей ГУЛАГа — сводная, состоящая из трех не: «Не верь, не бойся, не проси!». Ее форма, основанная на абсолютных запретах (никому не верь, никого не бойся, ниче- го ни у кого не проси), не должна ввести вас в заблуждение. По авторитетному свидетельству Александра Солженицына, запове- ди зэков «ничего общего не имеют с христианством», на разных островах ГУЛАГа их «...насчитывают разное количество, не совпа- дают в точности их формулировки, и было бы увлекательным от- дельным исследованием провести их систематизацию». Лефевр и Солженицын — проницательные люди, но для пол- ноты картины полезно бы узнать мнение о нас коренных амери- канцев. Они немногословны и прагматичны: «Все ваши пробле- мы и разговоры о духовности — от бедности. Если бы у вас были такие же квартиры и автомобили, как у нас, вы думали бы точно так же». В конце главы, как обычно, размещены резюме и упражне- ние, позволяющее быстро оценить степень духовного сходства различных людей (на финише мы решили обойтись без конт- рольных вопросов). Резюме 15-й главы Нравственность рассматривается нами как вершинное обра- зование личности и главный фактор целостности человека, его те- лесных, душевных и духовных качеств, определяющий функции всех нижележащих уровней психики. Эта научная концепция за- родилась в борьбе естественно-научной трактовки строения души по Аристотелю (политеисту) с трудами его современников, про- роков (строгих монотеистов), авторов текстов Библии. Природа нравственности изначально двойственна Являясь ре- зультатом развития субъект-субъектных отношений, по строению она — явление психологическое, а по функциям — социальное. Нравственно-психологические свойства личности формиру- ются и проявляются в «высших деятельностях души» (Г. Эббин- гауз), а именно: в религии, искусстве и нравственном поведении. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Религиозный и философский подходы к нравственности яв- ляются нормативными, определяющими, как должно поступать, в отличие от психологического подхода, являющегося дескрип- тивным, т. е. описывающим (и объясняющим), как принято по- ступать в тех или иных социальных общностях, в том или ином возрасте и т. д. (и почему). Религиозный, философский и психологический подходы к нрав- ственности взаимно обогащают друг друга и, как правило, не всту- пают в противоречие, демонстрируя единство человеческой куль- туры. В детском возрасте любой поступок оценивается как хоро- ший или плохой, в соответствии с правилами, переданными и ус- военными от взрослых (гетерономной моралью), с возрастом суж- дения начинают основываться в большей степени на личных критериях (автономной морали). Следует различать систему мужских нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости (Кольберг), и систему женских нравственных ценностей, основанных на за- боте о других людях и самоотречении (Гиллиган). Представители западной и советской этических систем отли- чаются друг от друга отношением к компромиссу между прекрас- ными целями и плохими средствами их достижения. Западная эти- ка основана на десяти заповедях, запрещающих зло. В основе советской этики лежит «Моральный кодекс строителя коммуниз- ма», декларирующий добро, но не запрещающий зло. Этическая бескомпромиссность ведет к сотрудничеству между людьми, а эти- ческий компромисс — к бескомпромиссной борьбе (Лефевр). Упражнение. Познакомьтесь с методикой М. Рокича (М. Rokeach), используемой в разных странах мира. Рокич описал тер- минальные ценности (конечные цели человеческой жизни). Их список приведен ниже. 1. Активная, деятельная жизнь. 2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл). 3. Здоровье (физическое и психическое). 4. Интересная работа. Глава XV. Нравственно-психологические свойства личности 5. Красота природы и искусства. 6. Любовь (духовная и физическая близость). 7. Материально обеспеченная жизнь. 8. Хорошие и верные друзья. 9. Общая хорошая обстановка в стране, в обществе. 10. Общественное признание, уважение. 11. Познание, интеллектуальное развитие. 12. Равенство, равные возможности для всех. 13. Самостоятельность (независимость в суждениях и оценках). 14. Свобода (независимость в поступках и действиях). 15. Счастливая семейная жизнь. 16. Творчество, самореализация. 17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений, жизнь в ладу с самим собой). 18. Удовольствия, развлечения. Проранжируйте данные ценности от наиболее значимой для вас (№ 1) до наименее значимой (№ 18) и предложите сделать то же самое близкому другу или родственнику, жениху или не- весте, а затем вычислите коэффициент ранговой корреляции Спирмена для своих ответов. Полученное число покажет, в ка- кой степени этот человек относится к жизни так, как и вы, мо- жет ли он считаться вашим единомышленником. Если вы не зна- комы с математической статистикой, разберите приводимый ниже числовой пример, основанный на ответах двух студенток. № ценно- сти Ранги I Ранги I] Разно- сти рангов - 4 -11 - 2 Квад- раты разно- стей № ценности Ранги I Ранги II Разно- сти рангов -12 - 3 - 8 - 4 - 3 Квадрать: разно- стей ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Для расчета коэффициента ранговой корреляции в первый столбец вписаны номера ценностей от 1 до 18, во второй — ранги этих ценностей, присвоенные первой студенткой, в третий — ран- ги ценностей, присвоенные второй студенткой. В четвертом столб- це вычислены разности соответствующих рангов, в пятом — квад- раты полученных чисел. Осталось найти сумму чисел последнего столбца s (в нашем случае s = 672) и воспользоваться формулой для коэффициента ранговой корреляции г = 1 — s/969 (в нашем случае г = 0,31). Как интерпретировать полученное число? Математики дока- зали, что оно не может быть больше 1 и меньше — 1. Если г при- мерно равно 1, то вы — единомышленники, если г близко к — 1, то ваши взгляды на жизнь противоположны, полярны. В рассмот- ренном выше примере (г = 0,31) можно утверждать, что, хотя девушки и не являются единомышленницами, их взгляды на жизнь совместимы и не противоречат сильно друг другу. ; ГЛАВА 16 ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОАОГИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Ключевые слова Психологическое образование. Преподавание психологии в средней школе. Психология подростка 16.1. Индустриальная и организационная психология Отделившись от философии, психология, как и многие дру- гие научные дисциплины, стала искать приложение своим силам в окружающем мире, на практике. Первые обращения психоло- гов к отбору персонала, рекламе или организации рабочих мест выглядели во многом случайными, личностно или ситуационно обусловленными (увольнением из университета за аморальное по- ведение, низкой зарплатой в вузе или потребностями отдельных бизнесменов или военных). Однако в XX в., особенно во второй его половине, индуст- риальные и организационные психологи стали систематически предлагать свои услуги, доказали свою нужность и заняли обшир- ную нишу на предприятиях и в организациях, в фирмах и орга- нах власти, на производстве и в торговле, словом, всюду, где люди ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ занимаются общественно полезной деятельностью и где роль че- ловеческого фактора (и ошибок) достаточно велика. Внимание к человеку на работе во многом обусловлено тем, что персонал в развитых странах стал одним из крупнейших объектов инвестиций. Высокая и постоянно растущая оплата тру- да, огромные траты на поиск и отбор новых работников, их обу- чение и переобучение привели к тому, что каждый успешный предприниматель или дальновидный чиновник считает своим долгом оптимизировать эту статью расходов, что, разумеется, невозможно без специалистов-психологов. Спектр интересов современных индустриальных и организа- ционных психологов, инженерных психологов и психологов тру- да необычайно широк и включает в себя: — отбор и оценку (эссессмент) персонала; — организационную культуру и психологический климат; — деловую и служебную этику; — групповые процессы в организациях; — человеческие факторы и эргономику; — проектирование и анализ рабочих мест; — мотивацию работников, менеджеров и служащих; — трудовые отношения; — лидерство и руководство; — организационное поведение и развитие, управление изме- нениями; — оценку результатов деятельности; — качество трудовой (служебной) жизни; — стратегическое планирование и корпоративную стратегию; — стресс и менеджмент стресса; — последовательное планирование; — происшествия, здоровье и безопасность труда; — планирование и развитие карьеры; — компенсации, льготы, системы оплаты труда; — менеджмент конфликта; — психологию потребителя; — удовлетворенность трудом (службой); Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом — развитие высших руководителей (топ-менеджеров) и мно- гое другое. Для удобства анализа перечисленное выше можно сгруппи- ровать в шесть тематических блоков: — организационное развитие и изменение (28 %); — индивидуальное развитие (22 %); — оценка результатов деятельности и отбор (33 %); — подготовка и представление результатов (10 %); — компенсации и льготы персонала (5 %); — остальное (2 %). Проценты в скобках дают представление о доле времени, за- трачиваемого психологом на соответствующую работу. В основе индустриальной-организационной психологии лежат три раздела психологии: — экспериментальная психология, изучающая психологиче- ские феномены экспериментальными методами; — дифференциальная психология, выделяющая, оцениваю- щая и объясняющая индивидуальные различия между людьми; — инженерная психология, ставящая целью приведение в со- ответствие проектирование устройств и условий труда воз- можностям человеческих органов чувств, психомоторных способностей, размеров тела, разумный комфорт, безопас- ность и удовлетворенность трудом. Историю развития индустриальной-организационной психо- логии можно разбить на пять периодов времени: — «доисторический» этап и 10-е годы XX в.; — 20-е и 30-е годы XX в.; — 40-е годы XX в.; — 50-е и 60-е годы XX в.; — «современный» этап — от 1970 г. до наших дней. Отличительной чертой всех этих периодов (и рассматривае- мой ветви психологии) является то, что наука и практика шли нога в ногу: на вызовы практики наука неизменно давала достой- ный времени строгий ответ. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ С известной долей условности первым индустриально-органи- зационным психологом можно считать француза Альфреда Бине (A. Binet), в 1905 г. опубликовавшего совместно с Теодором Сай- моном (Т. Simon) первую шкалу интеллекта, предшественницу зна- менитого IQ. В это же время психологи начали осваивать вторую, ныне тра- диционную область: в 1903 г. Уолтер Скотт (W. Scott) опублико- вал книгу, посвященную психологии рекламы. Огромен вклад непсихолога Фредерика Тэйлора (F. Taylor), отца научного менеджмента, и Хьюго Мюнстерберга (Н. Munsterberg), американца немецкого происхождения, в постановку «вечных» вопросов психологии труда. Наконец, развитию индустриальной-организационной пси- хологии на первом этапе сильно способствовала Первая мировая война, положившая начало массовым обследованиям новобранцев. Хотя усилия психологов не оказали большого влияния на исход войны, разработанные ими методы оценки и отбора персонала
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |