Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беседа 85,86,88—91 8 страница




ют. Ограниченные возможности понимания себя становятся зна-

чительным препятствием в психотерапевтической работе с эти-

ми больными. Проблема саморегуляции здесь тесно связана еще

с одной актуальной для медицинской психологии клинической

ситуацией — проблемой суицидального поведения.

16.2.3. Психология здоровья

В последние годы формируется новое научное направление —

психология здоровья. Специалистам предстоит только определить

дефиниции, предмет, цели, задачи, классификацию методов и т. д.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Она включает в себя не только предупреждение развития психи-

ческой или соматической патологиии. Главной целью ее является

всестороннее совершенствование человека.

Цель психологии здоровья — это сохранение, укрепление

и развитие духовной, психической, социальной и соматической

составляющих. Таким образом, жизнеспособность психологии

здоровья определяется не столь анализом глубин человеческого

поведения, сколь изучением высот, которых каждый индивиду-

ум способен достичь.

К задачам психологии здоровья можно отнести следующие:

1. Повышение уровня психической культуры.

2. Повышение уровня культуры общения — степени совер-

шенства в области внутренней и внешней коммуникаций.

3. Определение путей и условий для самореализации, раскры-

тие своего творческого и духовного потенциала.

Все эти задачи интегрируются в процессах развития и обога-

щения личности и могут включать три аспекта работы: самопо-

знание, самовоспитание, самоосуществление.

Психология здоровья в своей теории и практике ставит запре-

дельные задачи, выходя на уровень решения эстетических проблем

16.2.4. Психологическая служба в здравоохранении

Клиническая психология в настоящее время в нашей стране

претендует на создание и развитие психологической службы в сис-

теме здравоохранения. Медицинские психологи работают в пси-

хиатрии, неврологии, нейрохирургии, дефектологии, наркологии,

соматической медицине, семейных детско-подростковых кон-

сультациях, учреждениях народного образования и социального

обеспечения.

Учитывая реальное положение дел в отечественной медицине,

представляется необходимым выделить следующие приоритетные

направления в развитии медико-психологической службы:

1. Создание широкой сети детской и подростковой медико-

психологической службы с целью диспансеризации детей до-

школьного возраста, консультирования родителей по проблемам

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

аномалии развития, воспитания детей и подростков с соматиче-

скими и психическими расстройствами, отклоняющимися фор-

мами поведения.

2. Создание службы психологического обеспечения профилак-

тики нервно-психических расстройств, алкоголизма, наркомании,

хронических инфекционных заболеваний и формирования здо-

рового образа жизни.

3. Организация в структуре экстренной медицинской помо-

щи службы экстренной медико-психологической помощи лицам,

пострадавшим в прирожденых и технологических катастрофах,

социальных конфликтах.

16.3. Юридическая психология

Юридическая психология как наука возникла на стыке пси-

хологических и юридических наук. Она включает в себя право-

вую психологию (изучающую психологические аспекты право-

вой социализации личности), криминальную (рассматривающую

психологию личности преступника и преступного поведения, ин-

дивидуальной и групповой преступности), судебную (рассматри-

вающую психологию следственной и судебной деятельности)

и пенитенциарную (исправительную).

Теоретическая и практическая деятельность специалиста в на-

стоящее время, в современных социальных условиях требует

применения психологических познаний как при анализе

психологических аспектов правовых явлений, — правосознания

и правотворчества, так и в следственной и судебной деятельнос-

ти, при проведении мероприятий по профилактике преступнос-

ти и ресоциализации лиц, совершивших преступления.

Понимание закономерностей человеческой психики позво-

ляет специалисту более эффективно организовать деятельность,

психологически грамотно построить взаимоотношения с людь-

ми, уяснить причины нарушения норм в этих взаимоотношени-

ях. Кроме того, ряд норм закона требует специального примене-

ния психологических знаний для анализа правозначных ситуаций,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

в частности, при назначении судебно-психологических экспертиз

в судопроизводстве.

Рассмотрим конкретнее отрасли юридической психологии

и области их практического применения.

16.3.1. Криминальная психология

Предмет исследования данной науки — процесс криминали-

зации, психологический анализ личности преступника, история

изучения отклоняющегося поведения.

Реалии социальной жизни в современном российском общест-

ве настоятельно указывают на необходимость изучения причин

формирования личности преступника. Масштабные социально-

экономические и политические преобразования, осуществленные

в нашей стране в последнее десятилетие, имели не только пози-

тивные, но и негативные последствия. К числу таковых следует

в первую очередь отнести рост преступности.

Особенно интенсивно растет подростковая преступность.

По данным МВД РФ, каждый десятый преступник в стране —

подросток. При этом пик подростковой преступности прихо-

дится на возраст 14 и 17—18 лет. Рецидив подростковой пре-

ступности составляет 80 %. Характерной чертой преступности

несовершеннолетних и подростков является ее групповой ха-

рактер. Доля групповых преступлений подростков составляет

70—75 %. Группа сверстников в подростковом возрасте — ос-

новной институт социализации. В ней происходит усвоение

образцов мужского полоролевого поведения, группа удовле-

творяет потребность в общении, усвоении социального опыта.

Кроме того, в неформальные группы, организованные по мес-

ту жительства, чаще тянутся подростки, испытывающие проб-

лемы внутри семьи. В подростковом возрасте возрастает чувст-

вительность к оценкам и мнениям группы или отдельных ее

представителей.

Кроме того, в неформальные асоциальные группы чаще всего

тянутся подростки, испытывающие проблемы в формальных

(школе, техникуме, ПТУ, на месте работы) группах в связи с их

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

непризнанностью, изоляцией, отвержением либо конфликтно-

стью, агрессивностью.

Криминологи прогнозируют рост подростковой преступно-

сти в начале третьего тысячелетия. Средний прирост ее может

находиться в пределах 2—5 % в год.

Качественно меняется характер преступности несовершен-

нолетних; в настоящее время она отличается высокими степе-

нью организованности и уровнем криминальной активности,

широкой социальной базой, интенсивной динамикой (обгоня-

ет темп прироста преступности взрослых в 2—2,5 раза), учас-

тием подростков в преступной деятельности совместно со

взрослыми, изменением структуры преступности несовершен-

нолетних в сторону корыстных и насильственных преступ-

лений.

Неблагоприятная внутрисемейная ситуация — важнейший

фактор в процессе криминальной социализации подростка. По

данным статистики, в 30 % случаев подростки-правонарушители

воспитываются в неполных семьях. Неправильное воспитание,

в частности, применение физического насилия, — второй фактор

в структуре противоправного формирования личности. Достовер-

но установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье уве-

личивает его агрессивность в отношениях со сверстниками (Р. Берд-

жесс), а также способствует развитию насильственных форм

поведения в более зрелом возрасте (С. Widow, R.M. Hitchoch,

P. Kangas). Проблемные семьи, характеризующиеся постоянной

конфликтной атмосферой, а также псевдоблагополучные, в кото-

рых внешнее благополучие значительно расходится с нравствен-

ным содержанием, также способствуют процессу криминализа-

ции подростков, отчркдению от семейной структуры и погрркению

в мир преступности.

Указанные моменты — одни из важнейших в процессе право-

вой социализации личности, являющейся предметом изучения пра-

вовой психологии. Кстати, система социальных норм, в структуру

которых входят и правовые, усваивается ребенком также в процес-

се общения с группами сверстников в школе, по месту жительства,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

в процессе взаимодействия с людьми, обществом в целом, в рамках

различных социальных групп.

Формирование личности преступника — многомерный и мно-

гофакторный феномен, в котором участвуют различные пере-

менные — биологические, психологические, социальные, куль-

турологические и другие. В зависимости от того, какой из

указанных переменных отдается предпочтение, выделяются со-

ответственно теории (концепции) преступности. Представите-

ли биологического направления рассматривают биологические

факторы в качестве ведущих (Ч. Ломброзо, У. Шелдон, А. Прайк).

Ч. Ломброзо указывал на наличие в популяции преступников

так называемых «врожденных преступников» — людей, самой

природой запрограммированных на совершение преступлений.

Они, согласно Ч. Ломброзо, имеют определенные черты: узкую

лобную кость, глубоко посаженные глаза, выступающие надбров-

ные дуги, массивную челюсть, диспластичный череп и т. п. Ука-

занные физические черты сочетаются с психологическими: агрес-

сивностью, враждебностью, безразличием к страданиям других,

эгоизмом, хвастовством и др. В силу биологической детермина-

ции указанных черт такие люди, согласно Ч. Ломброзо, не подда-

ются воспитанию и какому-либо благотворному сознательному

влиянию.

У. Шелдон, классифицировавший людей по характеру и осо-

бенностям конституции на мезоморфов, эктоморфов и эндомор-

фов, пришел к выводу о большей склонности мезоморфов к пра-

вонарушениям. Мезоморфы — люди с хорошо развитым

костно-мышечным аппаратом, длинными и сильными конечно-

стями, широкой грудной клеткой. В психологическом плане они

отличаются выносливостью, агрессивностью, склонностью к со-

перничеству, любят риск, азарт и приключения. Согласно А. Прай-

ку, к правонарушениям склонны мужчины, имеющие в своем хро-

мосомном наборе дополнительную Y-хромосому. Кроме того, они

отличаются высоким ростом и низким интеллектом. Однако кри-

тики этой теории указывают на то, что указанная группа лиц со-

вершает по преимуществу преступления мелкие, не имеющие

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

высокой социальной опасности. В тяжких и насильственных они

обвинялись достаточно редко.

Биологические концепции, однако, несмотря на их кажущу-

юся простоту и определенность, носят ограниченный и малоэв-

ристичный характер и не могут объяснить феномен преступно-

сти как многомерное явление.

Психологические концепции ориентированы на поиск черты

или совокупности черт, ответственных за преступное поведение.

Так, психоаналитики указывают на категорию «преступников с чув-

ством вины». Эти люди испытывают выраженную склонность

к разрушению и, осознавая это, бессознательно стремятся быть

наказанными обществом, поскольку стали бессильны контроли-

ровать собственные агрессивные импульсы. В отдельных случаях

эта теория объясняет поведение некоторых преступников, «слу-

чайно» оставляющих на месте преступления свои вещи, по кото-

рым органы правопорядка их идентифицируют.

В свое время исследователи криминального поведения ориен-

тировались на поиск так называемой «преступной» черты. Одна-

ко их поиски не увенчались успехом. Такой черты не найдено:

представители преступного мира обладают самым разнообраз-

ным набором черт и их сочетаний. Следует подчеркнуть, однако,

что сочетание черт, составляющих структуру личности психопа-

та (социопата), таких как высокая агрессивность, импульсивность,

подозрительность, враждебность, низкий моральный уровень,

высокий эгоцентризм, в отдельных случаях следует рассматри-

вать в качестве факторов риска отклоняющегося (противоправ-

ного) поведения.

Социологические концепции рассматривают социальный

фактор в качестве детерминанты противоправного поведения.

Так, Э. Дюркгейм рассматривает аномию — состояние дезорга-

низации общественных норм и ценностей — в качестве основно-

го фактора личностной дезорганизации. Человек, выстраивая свое

поведение, ориентируется на нормы, являющиеся общепризнан-

ными в обществе. Исходя из этого, он прогнозирует также пове-

дение других. В периоды общественных потрясений, социальных,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

политических и экономических кризисов нормы разрушаются,

трансформируются, меняются. В такой ситуации человек затруд-

няется адекватно выстроить свое поведение, он испытывает внут-

реннюю дезорганизацию, следствием которой может стать от-

клоняющееся, в том числе и противоправное, поведение.

Р. Мертон рассматривает противоправное поведение как резуль-

тат несоответствия целей и средств. Человек может добиваться

социально одобряемой цели (например, стать материально обес-

печенным), однако он при этом ограничен в средствах достиже-

ния этой цели. В современном обществе в качестве таковых мо-

гут рассматриваться образование, наличие соответствующего

места работы и т. п.

В таком случае противоправное поведение может стать сред-

ством достижения цели.

Культурологические концепции рассматривают влияние

субкультуры на формирование противоправного поведения лично-

сти. Так, формирование личности в рамках криминальной субкуль-

туры способствует ее вхождению в преступный мир, усвоению кри-

минальных норм и ценностей. Теория Э. Сатерленда указывает на

то, что происходит это благодаря механизму эмоциональной иден-

тификации личности с совокупностью указанных норм.

Описанные выше концепции представляют интерес с точки

зрения понимания преступности, ее причин и генезиса. Однако

каждая из них может объяснить лишь определенную область

феномена преступности как социального явления.

Судебная психология изучает психологические аспекты след-

ственной и судебной деятельности: профессиональные качества

и психологию лиц, осуществляющих производство по делу, пси-

хологию подозреваемого и обвиняемого, потерпевшего и свиде-

теля (включая малолетних и несовершеннолетних).

В рамках данной области исследования изучают психологию

следственно-поисковой деятельности при недостатке исходной

информации, психологические приемы установления истины,

диапазон правомерного психического воздействия в различных

следственных ситуациях.

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

Ряд норм предполагает необходимость психологического ана-

лиза определенных правозначных ситуаций. В таких случаях на-

значается судебно-психологическая экспертиза. Область действия

судебно-психологической экспертизы — при установлении дан-

ных о возможной умственной отсталости несовершеннолетнего

(которая не связана с душевным заболеванием); при выяснении

способностей свидетелей и потерпевших правильно восприни-

мать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать им пра-

вильную оценку в своих показаниях; при дагностике личностных

свойств обвиняемых, свидетелей и потерпевших.

В рамках пенитенциадной ПСИХОЛОГИР! изучается личность

осужденного, степень его криминальной зараженности, особен-

ности адаптации личности к местам лишения свободы, деформа-

ции личности, возникающие в результате пребывания в местах

лишения свободы.

Резюме 16-й главы

Внимание к психологическим проблемам человека на работе во

многом обусловлено тем, что роль человеческого фактора и плата за

возможные ошибки людей в результате научно-технического про-

гресса кардинально изменились, а также тем, что персонал в разви-

тых странах стал одним из крупнейших объектов инвестиций.

Основными направлениями современной индустриальной

и организационной психологии являются развитие и изменение

организации, индивидуальное развитие работников, оценка ре-

зультатов их деятельности и отбор; обработка, подготовка и пред-

ставление результатов.

В основе индустриально-организационной лежат экспери-

ментальная, дифференциальная и инженерная психологии. Ее

теоретические основы заложены в трудах Врума, Портера и Лоу-

лера, Аткинсона, Локке, Херцберга, Маслоу, Мак-Грегора, Драк-

кера и Скиннера.

Широкое применение методов индустриально-организаци-

онной психологии на практике, как показывает исторический

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

опыт, повсеместно приводит к протестам населения. За яркими

эмоциональными проявлениями стоят объективные причины: не-

совершенство психологического инструментария и естественное

недоверие людей к тестам, определяющим их жизнь. Судьба ин-

дустриально-организационной психологии решается тем или

иным образом, в зависимости от социальных и культурных тра-

диций людей, облеченных правом принимать решения.

Клиническая психология изучает психические факторы,

влияющие на развитие болезней, их профилактику и лечение; вли-

яние тех или иных болезней на психику; проявления различных

болезней в их линамике; характер отношений больного человека

с окружающей его микросредой; в ней разрабатываются и изу-

чаются психологические методы воздействия на психику челове-

ка в целях лечения и сохранения его здоровья. В последние годы

формируется новое направление — психология здоровья.

Юридическая психология включает в себя правовую, крими-

нальную, судебную и пенитенциарную психологии.

Вопросы для самоконтроля к п. 16,2

1. Перечислите основные направления клинической психологии.

2. Каковы задачи нейропсихологии?

3. Каковы задачи патопсихологии?

4. Что такое реабилитация?

5. Назовите основные модели психотерапии.

6. Назовите психологические направления изучения лично-

сти в отечественной психотерапии.

7. Назовите психологические проблемы психосоматических

заболеваний.

8. Назовите задачи психологии здоровья.

9. Назовите приоритетные направления развития медико-

психологической службы.

Литература к п. 16.2

1. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии ано-

мального развития личности. МГУ, 1980.

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

2. Медицина и психология. М., 1978.

3. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику.

МГУ, 1987.

4. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998.

5. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях

личности. МГУ, 1989.

6. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопро-

сы психологии. 1997. № 5. С. 3—20.

ГЛАВА XVII

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

НАСЕЛЕНИЯ

Ключевые слова

гЛнустриалъная психология.

Организационная психология.

Психотехника. Клиническая

психология. Юридическая психология

Практикующий психолог постепенно становится столь же

необходимым специалистом, как учитель или врач. Однако это

не значит, что люди меньше сами должны помогать друг другу

в решении жизненных задач. Эта необходимая само- и взаимо-

помощь тем эффективнее, чем шире и лучше поставлено изуче-

ние психологии в школах и вузах и чем выше психологическая

грамотность населения. Некоторые важные аспекты этой мно-

гогранной проблемы рассмотрим в данной, заключительной гла-

ве учебника.

17.1. О преподавании психологии в школе и вузе

Опыт последних лет ясно свидетельствует о необходимости

восстановления психологии в правах одного из основных пред-

Глава XVII. Психологическое просвещение и психологическая поддержка

метов школьного обучения, наряду с родным языком, физикой,

математикой и биологией.

Сначала в Саратове, а потом в Москве в 1997—1998 гг. про-

шли три конференции психологов, обобщившие опыт последних

лет и поставившие эту проблему как первоочередную [2, 3, 4, 6].

И мировой, и российский опыт, в том числе дореволюционных

гимназий и духовных семинарий, однозначно свидетельствуют

о том, что одной житейской психологии мало.

Чтобы грамотно решать жизненные задачи в современном

обществе, необходимо нарастающим темпом вооружать учащих-

ся, учителей и родителей научными знаниями о природе психи-

ки и об эффективных методах самоконтроля и саморегуляции

в целях самоактуализации личности и достижения успеха во всех

сферах жизни.

Сбывается пророчество академика В. И. Вернадского о вступ-

лении человечества в новую, психозойскую эру. Психологические

знания все более необходимы не только профессионалам: учите-

лям, врачам, менеджерам или политтехнологам и специалистам

по рекламе, но и каждому человеку в его повседневной жизни —

ребенку и взрослому.

Для нашего будущего небезразлично, кто будет учить нас пси-

хологии. По некоторым данным, в современной России практи-

куют до 400 тысяч магов, волшебников, экстрасенсов и колдунов.

Мировой опыт показывает, что никакими запретами и уговора-

ми нельзя достичь полного успеха в борьбе с суевериями. Приро-

да, в том числе природа человека, не терпит пустоты. Если у чело-

века нет настоящих знаний, он не может устоять против тех

суррогатов, которые ему подсовывают предприимчивые торгов-

цы дурманом.

Сейчас, пожалуй, не осталось в России газет, которые не печа-

тали бы астрологических «прогнозов». Газеты не виноваты. Они

печатают то, что люди хотят читать.

Психика вообще, взаимовлияние людей друг на друга, в част-

ности и в особенности, — это несомненное чудо, но чудо реаль-

ное, подчиняющееся вполне определенным законам. Человек,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

знакомый с законами, по которым функционирует психика, про-

исходит общение людей, формирование у них симпатий или ан-

типатий, — хозяин положения, в противном случае он становит-

ся легкой добычей недобросовестных, алчных и неграмотных

«помощников».

Как свидетельствует Стефан Цвейг, в свое время Марк Твен на-

писал книгу, чтобы уберечь американцев от лжепророка Мэри Бек-

кер-Эдди- Результат таков: целителытаца умерла миллионершей, а ее

последователи практикуют в США и поныне. К счастью, до России

они пока не добрались.

Опыт М. Б.-Эдди в осовремененном виде полунауки и полу-

религии (саентологии) блестяще развил другой американец — Рон

Хаббард. Несмотря на попытки уголовного преследования, хаб-

бардовщина (дианетика) цветет во всем мире, включая Россию.

Повторим: единственным радикальным средством преодоления

невежества людей и их защиты от лже- и псевдонаук является

изучение научной картины мира, которая не должна быть толь-

ко физической. Она должна включать и человека с его психикой,

а не только физиологией.

Конечно, учиться не всегда легко и приятно, учеба — это тоже

труд. Но никто по этой причине не отменяет ни среднего, ни выс-

шего образования.

Что надо знать о психологическом образовании? Вопрос пер-

вый — у кого учиться?

Кто должен (может, вправе) преподавать психологию? Несколь-

ко лет назад это был самый трудный вопрос. Не прижившиеся

в школах курсы «Этика и психология семейной жизни» и «Психо-

логия выбора профессии» не состоялись из-за отсутствия препода-

вателей-психологов. Нельзя сказать, что вся эта ситуация в прошлом

Тем не менее она рке не тупиковая, а, напротив, обнадеживающая.

Более 80 университетов сегодня готовят профессиональных

психологов. Сотни учителей, врачей и других специалистов с энту-

зиазмом изучают психологию как вторую специальность. В боль-

шинстве школ уже трудятся профессиональные психологи. На-

конец, почти в каждой школе, больнице и поликлинике,

Глава XVII. Психологическое просвещение и психологическая поддержка

армейской части и отделении милиции теперь есть штатные

психологи. В ближайшее время число их будет увеличиваться,

в том числе и в службах спасения.

Истины ради надо сказать, что ни учебники, ни методическая

работа, ни обмен опытом и другие необходимые для успеха дела

условия пока не созданы. Отставание психологии по этим вопро-

сам от традиционных для школы предметов еще огромно. Одна-

ко дорогу осилит идущий. Какие-то шаги уже делаются, и есть

надежда на их ускорение.

Вопрос второй — чему учить?

К сожалению, он не праздный. Отмена преподавания психо-

логии в школе в 1917 г. породила в России широчайше распрост-

ранившееся мнение, согласно которому психология — не наука

(во всяком случае, пока еще не наука). Вот, дескать, созреет она,

как наука, тогда и введем ее преподавание.

Правда, почти во всех гимназиях, лицеях и во многих обще-

образовательных школах руководство, родители и дети думают

иначе и прилежно изучают различные психологические курсы.

Но предрассудок о ненаучности научной психологии живуч, в том

числе даже среди некоторых профессоров вузов.

Какова ситуация на самом деле? Научная психология действи-

тельно молода по сравнению с другими науками, но тем не ме-

нее к настоящему времени достигла настолько впечатляющих ус-

пехов, что считать ее недозревшей до задач дидактики средней

школы наивно и, попросту говоря, неграмотно.

Проще всего оценить содержание нашего учебника и прики-

нуть: есть ли о чем рассказать школьнику и насколько глубже и луч-

ше удалось бы освоить курс психологии студенту, если бы он был

к нему подготовлен заранее, еще в школе?

Спросите, например, преподавателей технического вуза, мож-

но ли подготовить инженера из абитуриента, который в школе

не изучал ни физики, ни математики? Вам уверенно ответят: ко-

нечно же, нельзя! А с психологией дело обстоит именно так: с этой

важнейшей наукой юноши и девушки знакомятся впервые на

студенческой скамье (даже будущие психологи!).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Даже профессора вузов, если они в свое время серьезно не

изучали психологию (а таких абсолютное большинство, и в этом

нет их вины), до недавнего времени склонны были считать, что

можно готовить учителей, врачей, юристов и других специали-

стов без школьных знаний о ней (нас же готовили — и ничего,

работаем).

К счастью, таких суждений становится все меньше и меньше.

Напротив, как уже отмечалось, тысячи учителей, врачей, инже-

неров и других специалистов активно стремятся в наше время

получить второе (платное!) психологическое образование.

И все-таки вопрос — чему учить — не праздный. К сожале-

нию, мировая психология сегодня страдает эклектикой. Для раз-

вития науки это даже полезно — иметь в поле зрения много тео-

рий. Есть из чего выбрать. Для организации преподавания это

дополнительная сложность. Как быть?

Коллектив авторов нашего учебника рекомендует его как ос-

нову и для высшей, и для средней школы [1]. Хотя последнее сло-

во здесь — за преподавателем.

Третий вопрос — где и когда учиться, в каком возрасте?

Опыт последних лет дает однозначный ответ: изучать психоло-

гию надо с дошкольного возраста и далее во всех классах школы,

от первого до последнего. При одном обязательном условии — на-

личии дифференцированных учебников, учебных пособий и такой

же методики обучения. Задачи эти пока не решены, но решаются.

Опыт преподавания естествознания и других предметов служит




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.26 сек.