Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беседа 85,86,88—91 3 страница




та, которое на самом деле может и отсутствовать, то проекция

подразумевает бессознательное наделение партнера чертами, ко-

торые в действительности характеризуют самого субъекта.

Другая сторона специфики социального интеллекта происте-

кает из свойств самого процесса общения как особой стороны

человеческой активности. И важной отличительной особенностью

общения, влияющей на формирование интеллекта социальных

отношений, является практический характер этого вида актив-

ности.

Статус практического вида человеческой деятельности, кото-

рым наделяется общение (М. С. Каган), обусловлен рядом причин.

Во-первых, оно предполагает действие или даже сложную цепь по-

ступков субъекта коммуникации. Во-вторых, в отличие от сферы

предметных отношений, внутренне детерминированной и целе-

направленной активностью обладает не только субъект, но и объект

коммуникативной деятельности. То есть общение характеризует

не просто коммуникативное действие, а взаимодействие общаю-

щихся субъектов. В-третьих, оно предполагает прямые подкрепле-

ния, проверки или налаженную обратную связь в контексте

субъект-субъективных отношений. В-четвертых, каждый комму-

никативный акт, как и любая практическая ситуация, наделен свой-

ствами конкретности и особенности. Безусловно, предложенный

ряд признаков не является исчерпывающим, однако уже этих пе-

речислений достаточно для того, чтобы проследить те особенности

социального интеллекта, которые указывают на его общеродовую

принадлежность к сфере практических форм человеческого ума.

Попытаемся рассмотреть эти особенности.

Коммуникативное действие является результатом интегри-

рующей деятельности регуляторного компонента коммуникатив-

Глава XIII. Личность в общении

ной интеллектуальной системы субъекта. И центральное значе-

ние этого компонента состоит в управлении коммуникативны-

ми формами человеческого праксиса. Стратегия социально-ин-

теллектуального акта включает процессы целеполагания,

принятия решения на основе имеющейся информации, разра-

ботку программы осуществления поставленной цели, продумы-

вания технологии коммуникативной деятельности, коррегирова-

ния действия и коммуникативных средств по мере выполнения

плана. Прерогатива этой интеллектуальной целостности прояв-

ляется в умении повлиять на мнение и поведение собеседника,

вызвать у него нужную реакцию, убедить его в чем-либо, постро-

ить позитивные отношения с окружающими, используя при этом

даже неблагоприятную ситуацию, быть хозяином положения, т. е.

вести взаимодействие в нужном направлении. Кроме того, это

проявляется в способности урегулировать конфликт, в умении

ладить даже с неприятными людьми, в правильном использова-

нии дистанции в межличностных отношениях.

Интеллектуальное управление проявляется в инструменталь-

ной стороне коммуникативной деятельности в форме рациональ-

ного использования интеракционных умений. К ним относится

широта применения экспрессивных навыков, богатство речево-

го и неречевого самовыражения, отказ от шаблонов и ролевая

гибкость, владение правилами приличия и этикета, регуляция

дистанции в отношениях и др. Словом, при решении коммуни-

кативной задачи недостаточно быть лишь проницательным, а важ-

но владеть средствами управления ситуацией, суметь быстро и пра-

вильно принять оптимальное решение, найти соответствующие

способы его реализации. Из всего этого следует, что в коммуни-

кативной деятельности удельный вес исполнительной фазы зна-

чительно выше, чем ориентировочный.

Но для общения характерно не просто действие субъекта,

а взаимодействие общающихся субъектов. Только в процессе

межличностного общения выработка стратегии и тактики соб-

ственного поведения непременно сопряжена с анализом значе-

ния поступка партнера и множественности детерминирующих

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

этот поступок условии, а также с осознанием возможных послед-

ствий акта взаимодействия. Причем зачастую мыслительная дея-

тельность субъекта направлена на постижение сложного кода

скрытых намерений других людей, на отстаивание собственной

позиции.

Передача и получение информации в процессе общения так-

же является специфической особенностью, характеризующей его

как практический вид деятельности.

Другая сторона информационного аспекта общения заключа-

ется в том, что такие коммуникативные средства, как жесты, ми-

мика, речевая деятельность, служат звеном обратной связи в кон-

тексте субъект-субъективных отношений. В результате прямого

взаимодействия с человеком в сознании субъекта формируется

образ визави, который лежит в основе соответствующих спосо-

бов интеракции. При этом правильное понимание личности ре-

ципиента предполагает адекватные приемы общения с ним. Но

здесь возможен и еще один интересный момент. В силу активно-

сти субъекта, использования им особых поведенческих форм, под-

крепляющих сформированный образ, а также податливости

объекта возникает феномен вторичной адекватности: субъект

формирует другого человека, каким его видит.

В связи с представленностью в коммуникативной деятельно-

сти прямых проверок и подкреплений есть все основания пред-

полагать в ней меньшую когнитивную неопределенность по срав-

нению, например, с вербальным интеллектом, в котором

элементы обратной связи выражены значительно слабее. И если

вследствие высокой информационной неопределённости вербаль-

ный интеллект сопряжен с повышенной тревожностью, то мож-

но ожидать, что социальный интеллект образует иные закономер-

ные связи с проявлением эмоциональной сферы.

Кроме перечисленных признаков, указывающих на практиче-

ский характер социального интеллекта, выделяется еще один —

направленность этой когнитивной формы на решение конкрет-

ных проблемных ситуаций. Как же свойство конкретности прояв-

ляется в специфике интеллекта социальных отношений?

Глава XIII. Личность в общении

Оно опосредовано категориями единичного и особенного.

А это означает, что реальная жизненная ситуация сложна и мно-

гозначна именно в силу такой специфичности, и при решении

конкретных социальных задач осмыслению подвержены мно-

жество переменных, значимость которых зависит от системы

субъективных ценностей. Отсутствие однозначности в оценке

этих переменных, в выделении главного и второстепенного при-

водит к формированию разнообразных способов в решении со-

циальных задач. Эквивалентность форм социального и практи-

ческого интеллекта как раз и проявляется в множественности

переменных и трудности выделения объективного критерия пра-

вильности используемого решения. Оптимальными, или лучши-

ми, решениями социальных задач могут считаться те, которые

оцениваются партнерами по общению как полезные, приятные,

рациональные, удобные для всех.

Свойство многозначности и специфичности социальных за-

дач зачастую исключает использование алгоритмных приемов, т. е.

таких, следование которым автоматически порождает правиль-

ное решение. Алгоритмы для многих социальных задач не найде-

ны, а нередко просто невозможны. Новизна объекта создает труд-

ности как при формулировании проблемы, так и в поиске путей

ее решения. Все это приводит к творчеству в межличностных от-

ношениях.

Рассмотренные особенности касаются регулятивной системы

социального интеллекта. Однако система ориентировки, проявляю-

щаяся в познании личности другого, интерпретация его поведе-

ния, способность выделять главное в социальной ситуации лишь

условно может называться теоретической. И это обусловлено, во-

первых, тем, что объектом для познавательной деятельности вы-

ступает конкретная социальная ситуация, предполагающая прак-

тическую деятельность, а во-вторых, даже гностический компонент

включает моменты преобразовательной деятельности. Она состо-

ит в изменении социального бытия, управляется преимуществен-

но регулятивной системой социального интеллекта Но и гностиче-

ская система, проявляющаяся в стремлении воссоздать в формах

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

своего «Я» позиции других людей, также несет на себе отпечаток

преобразовательной деятельности.

Все вышесказанное характеризует социальный интеллект как

преимущественно практическую деятельность тогда, когда общение

рассматривается в качестве самостоятельного вида человеческой ак-

тивности. Но определение общения с точки зрения его практиче-

ского характера еще более усиливается, когда мы рассматриваем его

как орудие, инструмент в организации совместной деятельности

людей. Именно здесь практическая сторона интеракции, а вслед за

ней и социального интеллекта выступает на первый план.

К интеллектуальным характеристикам, проявляющимся в об-

щении, относят следующие черты: сообразительность — недогад-

ливость, разумность — глупость, мудрость — наивность, сума-

сбродность—расчетливость, глубокомысленность — верхоглядство,

прозорливость — ограниченность, бредовость — здравомыслие,

фантазерство — бдительность, беспечность — наблюдательность,

восприимчивость — отрешенность, справедливость — предубеж-

денность, объективность — пристрастность. Э. Торндайк выделял

такую черту, как «дальновидность в межличностных отношени-

ях», Л. И. Уманский — «практический психологический ум». Обоб-

щая результаты анализа социально-когнитивных способностей,

можно заключить, что набор их показателей образует некоторую

сложно-динамическую систему, компоненты которой находятся

в разных взаимосвязях. Содержательная характеристика сопря-

женности разных компонентов, их иерархический строй, отноше-

ния координации и субординации между ними нуждаются в спе-

циальных эмпирических исследованиях.

Системно-структурный анализ социального интеллекта пред-

полагает определение его места в ряду близких психологических

категорий. Поскольку социальный интеллект является детерми-

нантой общения, закономерно рассматривать его в системе ком-

муникативных свойств, в частности, одного из компонентов бо-

лее общей структуры коммуникативных способностей.

Коммуникативные способности обеспечивают эффективность

общения человека с другими людьми и психологическую совмес-

Глава XIII. Личность в общении

тимость в общей деятельности. Их структура состоит из гностиче-

ских свойств как способностей к пониманию других людей, экс-

прессивных способностей, или способностей к самовыражению,

и интеракционных, проявляющихся в эффективном межличност-

ном взаимодействии. В свою очередь, гностические способности

дифференцируются на способности к интерперсональной пер-

цепции и к адекватному самопознанию.

Таким образом, способность к правильному интерперсональ-

ному отражению выступает как важный компонент коммуни-

кативного потенциала личности — это когнитивная коммуника-

тивная компетентность. Примером включения социального

интеллекта в систему социально-психологических свойств лично-

сти может служить теоретическая схема М. И. Бобневой (1979).

В этой схеме социальный интеллект наряду с социальной пер-

цепцией и социальным воображением входит в блок социальных

способностей, обеспечивающих развитие личности и характери-

зующих ее с точки зрения социально-психологического статуса.

Чем выше уровень развития этих специальных способностей, тем,

следовательно, выше статус личности в системе социально-пси-

хологических отношений.

Как считал К. К. Платонов, коммуникативность входит в обя-

зательный компонент организаторских способностей к руковод-

ству. Роль коммуникативных способностей в педагогическом мас-

терстве была продемонстрирована в работах Н. В. Кузьминой,

в организации деятельности руководителя — в исследованиях

Ю. Н. Емельянова, в эффективности руководства коллективом —

в работах А. М. Журавлева. Таким образом, значимость разработ-

ки данной проблемы представляется бесспорной в настоящее

время. Для нас наибольший интерес вызывает специфический ас-

пект коммуникативных способностей, а именно — роль интел-

лектуального фактора в процессе коммуникативной самореали-

зации личности.

Социальный интеллект, таким образом, является централь-

ным компонентом коммуникативного потенциала личности. Он,

в свою очередь, выступает как качественная сторона личностно-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

го потенциала. Б. Г. Ананьев характеризовал его с трех сторон: мо-

тивационной (направленность личности), уровневой (способно-

сти, знания, умения) и структурной (личностная цельность, по-

следовательность, глубина). С развитием теории личностного

потенциала Б. Г. Ананьев связывал большие практические возмож-

ности психологии. Он считал, что в ближайшем будущем челове-

чество найдет более рациональные способы использования по-

тенциалов.

Исходя из положения Б. Г. Ананьева, И. М. Палей выделил три

стороны личностной целостности: содержательную (единство лич-

ностных целей), уровневую (общая одаренность) и инструмен-

тальную (личностный стиль). Попытаемся охарактеризовать ком-

муникативный потенциал личности на основании арсенала

выделенных параметров. Первая сторона включает такие свой-

ства коммуникативной направленности личности, как потреб-

ность в общении, общительность. Вторая содержит физические

предпосылки (привлекательность, свойство темперамента), спо-

собности адекватного социального отражения и поведения, на-

личие коммуникативных умений и навыков. Третья характери-

зуется особенностями стиля общения (широтой круга общения,

избирательностью, техникой интеракционных средств). Комму-

никативный потенциал — это целостная коммуникативная ха-

рактеристика личности, представляющая систему индивидуаль-

но-типических свойств и умений, обеспечивающих участие

личности в общении, основу которой составляют гностические

свойства. Это характеристика коммуникативных возможностей

человека, которая является предпосылкой адаптивности челове-

ка к социальной среде. Критерием развития коммуникативного

потенциала является мера успешности вхождения личности в кол-

лективную деятельность, уровень способности личности к интег-

рированию собственной деятельности с деятельностью других

людей. Кроме того, коммуникативный, или социальный, потен-

циал оценивается мерой содействия развития духовных сил и спо-

собностей других людей. В этом плане понятие коммуникатив-

ного потенциала отражает все аспекты личностной структуры

Глава XIII. Личность в общении

с точки зрения их участия в процессах общения и интерперсо-

нального взаимодействия. Он включает и мотивационные, и эмо-

циональные, и когнитивные, и инструментальные аспекты само-

реализации личности в процессе общения.

Итак, обобщая все вышесказанное, в качестве рабочего

определения социального интеллекта может быть принято сле-

дующее. Социальный интеллект — это сложная динамическая

структура в системе коммуникативного потенциала, представ-

ляющая совокупность социальных познавательных процессов

регуляции межличностного общения, детерминирующая успеш-

ность социального взаимодействия, характеризующая уровень

социального развития личности и формирующаяся в процессе

общения.

Формирование социального интеллекта обеспечивает лично-

сти процесс ее социализации, адаптации в окружающих услови-

ях и тем самым выступает как важнейшее условие ее всесторон-

него развития.

13.2 Личность и роли

13.2.1. Понятие социальной роли

Включенность личности в систему социальных отношений,

развитие социального интеллекта наиболее ярко объясняет ро-

левая теория личности. Она раскрывает механизмы и закономер-

ности процесса социализации как усвоение индивидом социаль-

ного опыта, становление его как социального существа.

Ролевая теория возникла в 20—30-е гг. и связана с такими ис-

следователями, как Т. Сарбин, Т. Парсонс, Р. Линтон. Эту концеп-

цию на западе развивали также Дж. Мид, Дж Морено, Дж. Джеймс,

Г. Оллпорт, Т. Шибутани и др. В нашей отечественной психологии

к ней обращались И. С Кон, Е С. Кузьмин, Б. Д Парыгин, А Д Добрович

и др. В настоящее время теория социальных ролей — одна из очень

распространенных и популярных социально-психологических

теорий личности.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Основные понятие этой концепции: социальный статус, со-

циальная роль и личностная определенность — «Я».

Статус — это социальная категория, это место, положение,

позиция человека в системе общественных структур, связанных

с определенными правами и обязанностями. Роль рассматрива-

ется как единица культуры, некоторая функция статуса. И. С. Кон

понимает под ролью нормативно одобренный образ поведения,

ожидаемый от каждого, кто занимает данную статусную пози-

цию. Так, от преподавателя ожидается образовательная деятель-

ность; роль отца семейства предполагает участие в воспитании

детей и соответствующую меру ответственности.

В связи со сложностью общественных отношений каждый ин-

дивид занимает множество позиций, что составляет его «статусный

набор», например: преподаватель вуза, директор предприятия —

профессиональная позиция; член депутатской комиссии — об-

щественная; муж, отец, брат, сын — семейная позиция и т. д. Лицо,

занимающее определенное положение, выполняет определенную

социальную роль.

Существует много определений понятия «социальная роль».

В одном из них отмечается, что роль — это динамический аспект

статуса: когда индивид осуществляет свои права и обязанности

(вытекающие из его статуса), он исполняет соответствующую роль

(Р. Линтон). Другой авторитетный исследователь этой теории,

Т. Парсонс, считал, что «роль — это структурно организованное,

т. е. нормативно регулируемое поведение данного лица в конк-

ретном социальном взаимодействии с конкретным социальным

(ролевым) партнером». Эти определения дополняют друг друга.

Во втором из них особенно подчеркивается фактор взаимодей-

ствия с ролевым партнером: преподаватель — студент, врач —

больной, родитель — ребенок, т. е. каждая роль предполагает ро-

левого партнера.

13.2.2. Ролевое поведение

Ролевое поведение имеет свою специфику и сложную струк-

туру. Его анализ дал известный американский социальный пси-

Глава XIII. Личность в общении

холог Г. Оллпорт. Он предлагает следующую схему, выделяя че-

тыре компонента ролевого поведения.

Ролевое

поведение

Предписание

в социальной системе

Личность

Понима-

ние роли —*

Принятие или

отклонение роли

способности, темперамент, характер,

потребности,

мотивы, установки,

стиль поведения и др.

Выполнение

роли

Поведение

в социальной системе

1. Ролевое ожидание связано с предписаниями в социальной

системе. Они не зависят от сознания и поведения конкретного

индивида и выступают как внешние, более или менее обязатель-

ные требования. Они исходят от общества или конкретной со-

циальной группы и означают, какое поведение ожидается от че-

ловека, как должна быть выполнена роль, а также насколько

поведение данного лица соответствует этим ожиданиям и слу-

жит критерием оценки исполнения данной роли (хороший —

плохой педагог, врач, студент, отец, мать и т. д.).

2. Понимание своей роли человеком включает осознание им

своих функций, прав, обязанностей, связанных с данной ролью.

Это показывает, насколько полно усвоил индивид предписания,

сложившиеся в общественной структуре.

3. Принятие или непринятие роли. Принятие означает готов-

ность индивида выполнять все предписания в соответствии с ожи-

даниями общества. Степень принятия может быть различной: от

полного слияния с ролью, идентификацией с нею (женщина вся

поглощена своим материнством) до отклонения, игнорирования

обязанностей, функций, присущих данной роли, отчуждения от

нее (студент игнорирует требования преподавателей, не считает

нужным посещать занятия и т. д.).

4. Исполнение роли. Это ролевое поведение, конкретные дей-

ствия, поступки, предписанные ею. Ролевое поведение отличает-

ся от других форм деятельности тем, что оно предполагает нали-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

чие ролевого партнера и определенный навык социального взаи-

модействия с ним.

Выполняемые человеком роли, каждая в отдельности и все

в совокупности, имеют большое значение в формировании и раз-

витии личности. Но наличие той или иной роли само по себе еще

не определяет поведения человека. Для этого она должна быть

усвоена, интернализована, принята. Интернализованная роль —

это внутреннее определение, осознание индивидом своего со-

циального положения и его отношение к нему и вытекающим из

него обязанностям. Как будет выполнена роль, зависит от отно-

шения к ней, от индивидуально-психологических особенностей

(установок и ориентации, склонностей, характера, способностей

и т. д.), его жизненного опыта.

13.2.3. Ролевые конфликты

Характеризуя личность, стремясь понять ее, прежде всего не-

обходимо указать ее роли (возрастные, чендерные, профессио-

нальные, семейные, внутригрупповые, межличностные и т. д.).

Вместе с тем человек одновременно обладает множеством ролей

(И. И. — мужчина средних лет, женат, имеет двух детей, прия-

тель, классный руководитель, член художественной самодеятель-

ности), и это эмансипирует его от каждой конкретной роли, соз-

дает известную автономию, независимость личности. При этом

множественность ролей нередко вызывает противоречие между

требованиями, которые каждая из выполняемых ролей предъяв-

ляет к личности, оставляя за ней выбор между ними. Такая си-

туация может порождать ролевой конфликт.

Под ролевым конфликтом понимается ситуация, в которой

лицо, исполняющее роль или несколько ролей, сталкивается с не-

совместимыми или трудно совместимыми ожиданиями и тре-

бованиями. Известны три типа ролевых конфликтов,

1. Межролевой — конфликт между ролями, предъявляющи-

ми к индивиду трудносовместимые ожидания (например, тре-

бования между профессиональной ролью — студентка — и се-

мейной — молодая мать).

Глава XIII. Личность в общении

2. Внутриролевой — это несовместимость ожиданий по от-

ношению к одной роли со стороны разных ролевых партнеров

(например, предъявление разных требований к ребенку со сто-

роны родителей и учителей). Это конфликт между ролевым ожи-

данием и исполнением.

3. Внутренний конфликт типа «роль — личность». Он возни-

кает в ситуациях, когда:

а) человек понимает и исполняет свою роль иначе, чем ожи-

дают его партнеры;

б) противоречие между пониманием роли и ее исполнени-

ем (например, индивид предъявляет к себе завышенные

требования и не может удовлетворить их);

в) человек не принимает роль, но вынужден исполнять ее (та-

лантливый музыкант, закончив консерваторию, вынужден

преподавать в школе).

13.2.4. Роль и личность

Очень важным и пока малоизученным является вопрос о со-

отношении роли и личности.

С одной стороны, социальные роли выступают как важнейший

фактор развития и становления всех личностных структур. Чело-

век осознает себя, свое «Я» через свою принадлежность к прису-

щим ему социальным ролям. Отвечая на вопрос «Кто я?», индивид

прежде всего обращается к своим ролевым позициям: мужчина —

женщина (чендерные роли); юноша—девушка (возрастные роли);

студент, рабочий, врач, юрист (профессиональные), сын, дочь, брат,

сестра, отец, мать (семейные роли), лидер (внутригрупповая роль),

друг, приятель (межличностная роль) и т. д. Наличие социальных

ролей, их «набор» способствуют личностному самоопределению,

формированию самосознания, самооценки.

Как показывают жизненные наблюдения и специальные ис-

следования, выполнение той или иной роли длительное время

(особенно если она глубоко принимается) оказывает существен-

ное влияние на характер человека, его я-концепцию. Особенно

ярко это проявляется в профессиональных ролях: под их влияни-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ем формируются определенные привычки, склад мышления, вос-

приятие окружающих людей, стиль общения и др. Порой высо-

кая степень интернализации профессиональной роли и ее про-

должительное выполнение могут приводить к так называемой

«профессиональной деформации» личности. Это явление состо-

ит в том, что профессиональные стереотипы действий, отноше-

ний становятся настолько характерными для человека, что он не

может выйти за их рамки в других ролях и условиях.

Так, например, И. С. Кон отмечает, что выработанная в школе

дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко про-

является и в сфере личных отношений. Привычка упрощать слож-

ные вещи, чтобы сделать их более понятными в процессе обуче-

ния детей, может порождать прямолинейность, негибкость

мышления, а необходимость поддерживать дисциплину на уроках

формирует в их характере излишнюю властность, авторитарность

в общении вне школы. У следователей, которым часто приходится

сталкиваться с обманом, коварством, жестокостью правонаруши-

телей, развивается недоверие к людям, подозрительность, повышен-

ная критичность. В любом упущении, нарушении правил, норм они

видят злой умысел, а в каждом подозреваемом — потенциального

преступника. Это может приводить к тенденциозности, которая

мешает в работе.

Интересным является вопрос: могут ли роли вызывать какие-

то новые качества, не свойственные человеку ранее. Очень инте-

ресные данные получили американские ученые — Ф. Зимбардо

в его «тюремном эксперименте» со студентами Стенфордовско-

го университета, когда была промоделирована ситуация измене-

ния личности под влиянием роли, и С. Милгрем в своих опытах

с электрошоком в «обучающем эксперименте». Эти исследова-

ния показали, что под влиянием психологического давления (влас-

ти, авторитета, социальной роли) люди проявляют черты, не свойст-

венные им ранее и противоречащие их «Я» [3, 5].

С другой стороны, социальные роли могут казаться чем-то

«внешним» по отношению к конкретной личности. Ведь человек

не перестает быть самим собой, если он утратит какую-то роль

Глава XIII. Личность в общении

(например, роль студента, офицера, спортсмена и т. д.) или изме-

нит свой «набор ролей». К тому же множественность ролей, при-

сущих каждому, делала людей более или менее свободными, ав-

тономными от конкретной роли в отдельности. Кроме того,

существуют индивидуальные особенности людей, их разное от-

ношение придает ему своеобразную окраску: одну и ту же роль

разные люди «играют» по-своему — ведь существуют разные типы

руководителей (демократический, авторитарный, либеральный),

преподавателей, студентов, отцов (властно-авторитарных и дру-

жески-доброжелательных).

Необходимо отметить, что индивидуальные качества челове-

ка влияют не только на исполнение им своих ролей, но и на вы-

бор ими той или иной социальной роли.

И. С. Кон в своей книге «Социология личности» приводит ис-

следование американского социолога М. Розенберга, в котором

обнаруживается связь между представлениями студентов об

идеальной работе и выбором ими профессии с типологическими

особенностями их личности, т. е. человек активен и самостояте-

лен в выборе своих профессиональных, семейных и других видов

социальных ролей (1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.