КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Беседа 85,86,88—91 3 страница
та, которое на самом деле может и отсутствовать, то проекция подразумевает бессознательное наделение партнера чертами, ко- торые в действительности характеризуют самого субъекта. Другая сторона специфики социального интеллекта происте- кает из свойств самого процесса общения как особой стороны человеческой активности. И важной отличительной особенностью общения, влияющей на формирование интеллекта социальных отношений, является практический характер этого вида актив- ности. Статус практического вида человеческой деятельности, кото- рым наделяется общение (М. С. Каган), обусловлен рядом причин. Во-первых, оно предполагает действие или даже сложную цепь по- ступков субъекта коммуникации. Во-вторых, в отличие от сферы предметных отношений, внутренне детерминированной и целе- направленной активностью обладает не только субъект, но и объект коммуникативной деятельности. То есть общение характеризует не просто коммуникативное действие, а взаимодействие общаю- щихся субъектов. В-третьих, оно предполагает прямые подкрепле- ния, проверки или налаженную обратную связь в контексте субъект-субъективных отношений. В-четвертых, каждый комму- никативный акт, как и любая практическая ситуация, наделен свой- ствами конкретности и особенности. Безусловно, предложенный ряд признаков не является исчерпывающим, однако уже этих пе- речислений достаточно для того, чтобы проследить те особенности социального интеллекта, которые указывают на его общеродовую принадлежность к сфере практических форм человеческого ума. Попытаемся рассмотреть эти особенности. Коммуникативное действие является результатом интегри- рующей деятельности регуляторного компонента коммуникатив- Глава XIII. Личность в общении ной интеллектуальной системы субъекта. И центральное значе- ние этого компонента состоит в управлении коммуникативны- ми формами человеческого праксиса. Стратегия социально-ин- теллектуального акта включает процессы целеполагания, принятия решения на основе имеющейся информации, разра- ботку программы осуществления поставленной цели, продумы- вания технологии коммуникативной деятельности, коррегирова- ния действия и коммуникативных средств по мере выполнения плана. Прерогатива этой интеллектуальной целостности прояв- ляется в умении повлиять на мнение и поведение собеседника, вызвать у него нужную реакцию, убедить его в чем-либо, постро- ить позитивные отношения с окружающими, используя при этом даже неблагоприятную ситуацию, быть хозяином положения, т. е. вести взаимодействие в нужном направлении. Кроме того, это проявляется в способности урегулировать конфликт, в умении ладить даже с неприятными людьми, в правильном использова- нии дистанции в межличностных отношениях. Интеллектуальное управление проявляется в инструменталь- ной стороне коммуникативной деятельности в форме рациональ- ного использования интеракционных умений. К ним относится широта применения экспрессивных навыков, богатство речево- го и неречевого самовыражения, отказ от шаблонов и ролевая гибкость, владение правилами приличия и этикета, регуляция дистанции в отношениях и др. Словом, при решении коммуни- кативной задачи недостаточно быть лишь проницательным, а важ- но владеть средствами управления ситуацией, суметь быстро и пра- вильно принять оптимальное решение, найти соответствующие способы его реализации. Из всего этого следует, что в коммуни- кативной деятельности удельный вес исполнительной фазы зна- чительно выше, чем ориентировочный. Но для общения характерно не просто действие субъекта, а взаимодействие общающихся субъектов. Только в процессе межличностного общения выработка стратегии и тактики соб- ственного поведения непременно сопряжена с анализом значе- ния поступка партнера и множественности детерминирующих ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ этот поступок условии, а также с осознанием возможных послед- ствий акта взаимодействия. Причем зачастую мыслительная дея- тельность субъекта направлена на постижение сложного кода скрытых намерений других людей, на отстаивание собственной позиции. Передача и получение информации в процессе общения так- же является специфической особенностью, характеризующей его как практический вид деятельности. Другая сторона информационного аспекта общения заключа- ется в том, что такие коммуникативные средства, как жесты, ми- мика, речевая деятельность, служат звеном обратной связи в кон- тексте субъект-субъективных отношений. В результате прямого взаимодействия с человеком в сознании субъекта формируется образ визави, который лежит в основе соответствующих спосо- бов интеракции. При этом правильное понимание личности ре- ципиента предполагает адекватные приемы общения с ним. Но здесь возможен и еще один интересный момент. В силу активно- сти субъекта, использования им особых поведенческих форм, под- крепляющих сформированный образ, а также податливости объекта возникает феномен вторичной адекватности: субъект формирует другого человека, каким его видит. В связи с представленностью в коммуникативной деятельно- сти прямых проверок и подкреплений есть все основания пред- полагать в ней меньшую когнитивную неопределенность по срав- нению, например, с вербальным интеллектом, в котором элементы обратной связи выражены значительно слабее. И если вследствие высокой информационной неопределённости вербаль- ный интеллект сопряжен с повышенной тревожностью, то мож- но ожидать, что социальный интеллект образует иные закономер- ные связи с проявлением эмоциональной сферы. Кроме перечисленных признаков, указывающих на практиче- ский характер социального интеллекта, выделяется еще один — направленность этой когнитивной формы на решение конкрет- ных проблемных ситуаций. Как же свойство конкретности прояв- ляется в специфике интеллекта социальных отношений? Глава XIII. Личность в общении Оно опосредовано категориями единичного и особенного. А это означает, что реальная жизненная ситуация сложна и мно- гозначна именно в силу такой специфичности, и при решении конкретных социальных задач осмыслению подвержены мно- жество переменных, значимость которых зависит от системы субъективных ценностей. Отсутствие однозначности в оценке этих переменных, в выделении главного и второстепенного при- водит к формированию разнообразных способов в решении со- циальных задач. Эквивалентность форм социального и практи- ческого интеллекта как раз и проявляется в множественности переменных и трудности выделения объективного критерия пра- вильности используемого решения. Оптимальными, или лучши- ми, решениями социальных задач могут считаться те, которые оцениваются партнерами по общению как полезные, приятные, рациональные, удобные для всех. Свойство многозначности и специфичности социальных за- дач зачастую исключает использование алгоритмных приемов, т. е. таких, следование которым автоматически порождает правиль- ное решение. Алгоритмы для многих социальных задач не найде- ны, а нередко просто невозможны. Новизна объекта создает труд- ности как при формулировании проблемы, так и в поиске путей ее решения. Все это приводит к творчеству в межличностных от- ношениях. Рассмотренные особенности касаются регулятивной системы социального интеллекта. Однако система ориентировки, проявляю- щаяся в познании личности другого, интерпретация его поведе- ния, способность выделять главное в социальной ситуации лишь условно может называться теоретической. И это обусловлено, во- первых, тем, что объектом для познавательной деятельности вы- ступает конкретная социальная ситуация, предполагающая прак- тическую деятельность, а во-вторых, даже гностический компонент включает моменты преобразовательной деятельности. Она состо- ит в изменении социального бытия, управляется преимуществен- но регулятивной системой социального интеллекта Но и гностиче- ская система, проявляющаяся в стремлении воссоздать в формах ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ своего «Я» позиции других людей, также несет на себе отпечаток преобразовательной деятельности. Все вышесказанное характеризует социальный интеллект как преимущественно практическую деятельность тогда, когда общение рассматривается в качестве самостоятельного вида человеческой ак- тивности. Но определение общения с точки зрения его практиче- ского характера еще более усиливается, когда мы рассматриваем его как орудие, инструмент в организации совместной деятельности людей. Именно здесь практическая сторона интеракции, а вслед за ней и социального интеллекта выступает на первый план. К интеллектуальным характеристикам, проявляющимся в об- щении, относят следующие черты: сообразительность — недогад- ливость, разумность — глупость, мудрость — наивность, сума- сбродность—расчетливость, глубокомысленность — верхоглядство, прозорливость — ограниченность, бредовость — здравомыслие, фантазерство — бдительность, беспечность — наблюдательность, восприимчивость — отрешенность, справедливость — предубеж- денность, объективность — пристрастность. Э. Торндайк выделял такую черту, как «дальновидность в межличностных отношени- ях», Л. И. Уманский — «практический психологический ум». Обоб- щая результаты анализа социально-когнитивных способностей, можно заключить, что набор их показателей образует некоторую сложно-динамическую систему, компоненты которой находятся в разных взаимосвязях. Содержательная характеристика сопря- женности разных компонентов, их иерархический строй, отноше- ния координации и субординации между ними нуждаются в спе- циальных эмпирических исследованиях. Системно-структурный анализ социального интеллекта пред- полагает определение его места в ряду близких психологических категорий. Поскольку социальный интеллект является детерми- нантой общения, закономерно рассматривать его в системе ком- муникативных свойств, в частности, одного из компонентов бо- лее общей структуры коммуникативных способностей. Коммуникативные способности обеспечивают эффективность общения человека с другими людьми и психологическую совмес- Глава XIII. Личность в общении тимость в общей деятельности. Их структура состоит из гностиче- ских свойств как способностей к пониманию других людей, экс- прессивных способностей, или способностей к самовыражению, и интеракционных, проявляющихся в эффективном межличност- ном взаимодействии. В свою очередь, гностические способности дифференцируются на способности к интерперсональной пер- цепции и к адекватному самопознанию. Таким образом, способность к правильному интерперсональ- ному отражению выступает как важный компонент коммуни- кативного потенциала личности — это когнитивная коммуника- тивная компетентность. Примером включения социального интеллекта в систему социально-психологических свойств лично- сти может служить теоретическая схема М. И. Бобневой (1979). В этой схеме социальный интеллект наряду с социальной пер- цепцией и социальным воображением входит в блок социальных способностей, обеспечивающих развитие личности и характери- зующих ее с точки зрения социально-психологического статуса. Чем выше уровень развития этих специальных способностей, тем, следовательно, выше статус личности в системе социально-пси- хологических отношений. Как считал К. К. Платонов, коммуникативность входит в обя- зательный компонент организаторских способностей к руковод- ству. Роль коммуникативных способностей в педагогическом мас- терстве была продемонстрирована в работах Н. В. Кузьминой, в организации деятельности руководителя — в исследованиях Ю. Н. Емельянова, в эффективности руководства коллективом — в работах А. М. Журавлева. Таким образом, значимость разработ- ки данной проблемы представляется бесспорной в настоящее время. Для нас наибольший интерес вызывает специфический ас- пект коммуникативных способностей, а именно — роль интел- лектуального фактора в процессе коммуникативной самореали- зации личности. Социальный интеллект, таким образом, является централь- ным компонентом коммуникативного потенциала личности. Он, в свою очередь, выступает как качественная сторона личностно- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ го потенциала. Б. Г. Ананьев характеризовал его с трех сторон: мо- тивационной (направленность личности), уровневой (способно- сти, знания, умения) и структурной (личностная цельность, по- следовательность, глубина). С развитием теории личностного потенциала Б. Г. Ананьев связывал большие практические возмож- ности психологии. Он считал, что в ближайшем будущем челове- чество найдет более рациональные способы использования по- тенциалов. Исходя из положения Б. Г. Ананьева, И. М. Палей выделил три стороны личностной целостности: содержательную (единство лич- ностных целей), уровневую (общая одаренность) и инструмен- тальную (личностный стиль). Попытаемся охарактеризовать ком- муникативный потенциал личности на основании арсенала выделенных параметров. Первая сторона включает такие свой- ства коммуникативной направленности личности, как потреб- ность в общении, общительность. Вторая содержит физические предпосылки (привлекательность, свойство темперамента), спо- собности адекватного социального отражения и поведения, на- личие коммуникативных умений и навыков. Третья характери- зуется особенностями стиля общения (широтой круга общения, избирательностью, техникой интеракционных средств). Комму- никативный потенциал — это целостная коммуникативная ха- рактеристика личности, представляющая систему индивидуаль- но-типических свойств и умений, обеспечивающих участие личности в общении, основу которой составляют гностические свойства. Это характеристика коммуникативных возможностей человека, которая является предпосылкой адаптивности челове- ка к социальной среде. Критерием развития коммуникативного потенциала является мера успешности вхождения личности в кол- лективную деятельность, уровень способности личности к интег- рированию собственной деятельности с деятельностью других людей. Кроме того, коммуникативный, или социальный, потен- циал оценивается мерой содействия развития духовных сил и спо- собностей других людей. В этом плане понятие коммуникатив- ного потенциала отражает все аспекты личностной структуры Глава XIII. Личность в общении с точки зрения их участия в процессах общения и интерперсо- нального взаимодействия. Он включает и мотивационные, и эмо- циональные, и когнитивные, и инструментальные аспекты само- реализации личности в процессе общения. Итак, обобщая все вышесказанное, в качестве рабочего определения социального интеллекта может быть принято сле- дующее. Социальный интеллект — это сложная динамическая структура в системе коммуникативного потенциала, представ- ляющая совокупность социальных познавательных процессов регуляции межличностного общения, детерминирующая успеш- ность социального взаимодействия, характеризующая уровень социального развития личности и формирующаяся в процессе общения. Формирование социального интеллекта обеспечивает лично- сти процесс ее социализации, адаптации в окружающих услови- ях и тем самым выступает как важнейшее условие ее всесторон- него развития. 13.2 Личность и роли 13.2.1. Понятие социальной роли Включенность личности в систему социальных отношений, развитие социального интеллекта наиболее ярко объясняет ро- левая теория личности. Она раскрывает механизмы и закономер- ности процесса социализации как усвоение индивидом социаль- ного опыта, становление его как социального существа. Ролевая теория возникла в 20—30-е гг. и связана с такими ис- следователями, как Т. Сарбин, Т. Парсонс, Р. Линтон. Эту концеп- цию на западе развивали также Дж. Мид, Дж Морено, Дж. Джеймс, Г. Оллпорт, Т. Шибутани и др. В нашей отечественной психологии к ней обращались И. С Кон, Е С. Кузьмин, Б. Д Парыгин, А Д Добрович и др. В настоящее время теория социальных ролей — одна из очень распространенных и популярных социально-психологических теорий личности. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Основные понятие этой концепции: социальный статус, со- циальная роль и личностная определенность — «Я». Статус — это социальная категория, это место, положение, позиция человека в системе общественных структур, связанных с определенными правами и обязанностями. Роль рассматрива- ется как единица культуры, некоторая функция статуса. И. С. Кон понимает под ролью нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данную статусную пози- цию. Так, от преподавателя ожидается образовательная деятель- ность; роль отца семейства предполагает участие в воспитании детей и соответствующую меру ответственности. В связи со сложностью общественных отношений каждый ин- дивид занимает множество позиций, что составляет его «статусный набор», например: преподаватель вуза, директор предприятия — профессиональная позиция; член депутатской комиссии — об- щественная; муж, отец, брат, сын — семейная позиция и т. д. Лицо, занимающее определенное положение, выполняет определенную социальную роль. Существует много определений понятия «социальная роль». В одном из них отмечается, что роль — это динамический аспект статуса: когда индивид осуществляет свои права и обязанности (вытекающие из его статуса), он исполняет соответствующую роль (Р. Линтон). Другой авторитетный исследователь этой теории, Т. Парсонс, считал, что «роль — это структурно организованное, т. е. нормативно регулируемое поведение данного лица в конк- ретном социальном взаимодействии с конкретным социальным (ролевым) партнером». Эти определения дополняют друг друга. Во втором из них особенно подчеркивается фактор взаимодей- ствия с ролевым партнером: преподаватель — студент, врач — больной, родитель — ребенок, т. е. каждая роль предполагает ро- левого партнера. 13.2.2. Ролевое поведение Ролевое поведение имеет свою специфику и сложную струк- туру. Его анализ дал известный американский социальный пси- Глава XIII. Личность в общении холог Г. Оллпорт. Он предлагает следующую схему, выделяя че- тыре компонента ролевого поведения. Ролевое поведение Предписание в социальной системе Личность Понима- ние роли —* Принятие или отклонение роли способности, темперамент, характер, потребности, мотивы, установки, стиль поведения и др. Выполнение роли Поведение в социальной системе 1. Ролевое ожидание связано с предписаниями в социальной системе. Они не зависят от сознания и поведения конкретного индивида и выступают как внешние, более или менее обязатель- ные требования. Они исходят от общества или конкретной со- циальной группы и означают, какое поведение ожидается от че- ловека, как должна быть выполнена роль, а также насколько поведение данного лица соответствует этим ожиданиям и слу- жит критерием оценки исполнения данной роли (хороший — плохой педагог, врач, студент, отец, мать и т. д.). 2. Понимание своей роли человеком включает осознание им своих функций, прав, обязанностей, связанных с данной ролью. Это показывает, насколько полно усвоил индивид предписания, сложившиеся в общественной структуре. 3. Принятие или непринятие роли. Принятие означает готов- ность индивида выполнять все предписания в соответствии с ожи- даниями общества. Степень принятия может быть различной: от полного слияния с ролью, идентификацией с нею (женщина вся поглощена своим материнством) до отклонения, игнорирования обязанностей, функций, присущих данной роли, отчуждения от нее (студент игнорирует требования преподавателей, не считает нужным посещать занятия и т. д.). 4. Исполнение роли. Это ролевое поведение, конкретные дей- ствия, поступки, предписанные ею. Ролевое поведение отличает- ся от других форм деятельности тем, что оно предполагает нали- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ чие ролевого партнера и определенный навык социального взаи- модействия с ним. Выполняемые человеком роли, каждая в отдельности и все в совокупности, имеют большое значение в формировании и раз- витии личности. Но наличие той или иной роли само по себе еще не определяет поведения человека. Для этого она должна быть усвоена, интернализована, принята. Интернализованная роль — это внутреннее определение, осознание индивидом своего со- циального положения и его отношение к нему и вытекающим из него обязанностям. Как будет выполнена роль, зависит от отно- шения к ней, от индивидуально-психологических особенностей (установок и ориентации, склонностей, характера, способностей и т. д.), его жизненного опыта. 13.2.3. Ролевые конфликты Характеризуя личность, стремясь понять ее, прежде всего не- обходимо указать ее роли (возрастные, чендерные, профессио- нальные, семейные, внутригрупповые, межличностные и т. д.). Вместе с тем человек одновременно обладает множеством ролей (И. И. — мужчина средних лет, женат, имеет двух детей, прия- тель, классный руководитель, член художественной самодеятель- ности), и это эмансипирует его от каждой конкретной роли, соз- дает известную автономию, независимость личности. При этом множественность ролей нередко вызывает противоречие между требованиями, которые каждая из выполняемых ролей предъяв- ляет к личности, оставляя за ней выбор между ними. Такая си- туация может порождать ролевой конфликт. Под ролевым конфликтом понимается ситуация, в которой лицо, исполняющее роль или несколько ролей, сталкивается с не- совместимыми или трудно совместимыми ожиданиями и тре- бованиями. Известны три типа ролевых конфликтов, 1. Межролевой — конфликт между ролями, предъявляющи- ми к индивиду трудносовместимые ожидания (например, тре- бования между профессиональной ролью — студентка — и се- мейной — молодая мать). Глава XIII. Личность в общении 2. Внутриролевой — это несовместимость ожиданий по от- ношению к одной роли со стороны разных ролевых партнеров (например, предъявление разных требований к ребенку со сто- роны родителей и учителей). Это конфликт между ролевым ожи- данием и исполнением. 3. Внутренний конфликт типа «роль — личность». Он возни- кает в ситуациях, когда: а) человек понимает и исполняет свою роль иначе, чем ожи- дают его партнеры; б) противоречие между пониманием роли и ее исполнени- ем (например, индивид предъявляет к себе завышенные требования и не может удовлетворить их); в) человек не принимает роль, но вынужден исполнять ее (та- лантливый музыкант, закончив консерваторию, вынужден преподавать в школе). 13.2.4. Роль и личность Очень важным и пока малоизученным является вопрос о со- отношении роли и личности. С одной стороны, социальные роли выступают как важнейший фактор развития и становления всех личностных структур. Чело- век осознает себя, свое «Я» через свою принадлежность к прису- щим ему социальным ролям. Отвечая на вопрос «Кто я?», индивид прежде всего обращается к своим ролевым позициям: мужчина — женщина (чендерные роли); юноша—девушка (возрастные роли); студент, рабочий, врач, юрист (профессиональные), сын, дочь, брат, сестра, отец, мать (семейные роли), лидер (внутригрупповая роль), друг, приятель (межличностная роль) и т. д. Наличие социальных ролей, их «набор» способствуют личностному самоопределению, формированию самосознания, самооценки. Как показывают жизненные наблюдения и специальные ис- следования, выполнение той или иной роли длительное время (особенно если она глубоко принимается) оказывает существен- ное влияние на характер человека, его я-концепцию. Особенно ярко это проявляется в профессиональных ролях: под их влияни- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ем формируются определенные привычки, склад мышления, вос- приятие окружающих людей, стиль общения и др. Порой высо- кая степень интернализации профессиональной роли и ее про- должительное выполнение могут приводить к так называемой «профессиональной деформации» личности. Это явление состо- ит в том, что профессиональные стереотипы действий, отноше- ний становятся настолько характерными для человека, что он не может выйти за их рамки в других ролях и условиях. Так, например, И. С. Кон отмечает, что выработанная в школе дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко про- является и в сфере личных отношений. Привычка упрощать слож- ные вещи, чтобы сделать их более понятными в процессе обуче- ния детей, может порождать прямолинейность, негибкость мышления, а необходимость поддерживать дисциплину на уроках формирует в их характере излишнюю властность, авторитарность в общении вне школы. У следователей, которым часто приходится сталкиваться с обманом, коварством, жестокостью правонаруши- телей, развивается недоверие к людям, подозрительность, повышен- ная критичность. В любом упущении, нарушении правил, норм они видят злой умысел, а в каждом подозреваемом — потенциального преступника. Это может приводить к тенденциозности, которая мешает в работе. Интересным является вопрос: могут ли роли вызывать какие- то новые качества, не свойственные человеку ранее. Очень инте- ресные данные получили американские ученые — Ф. Зимбардо в его «тюремном эксперименте» со студентами Стенфордовско- го университета, когда была промоделирована ситуация измене- ния личности под влиянием роли, и С. Милгрем в своих опытах с электрошоком в «обучающем эксперименте». Эти исследова- ния показали, что под влиянием психологического давления (влас- ти, авторитета, социальной роли) люди проявляют черты, не свойст- венные им ранее и противоречащие их «Я» [3, 5]. С другой стороны, социальные роли могут казаться чем-то «внешним» по отношению к конкретной личности. Ведь человек не перестает быть самим собой, если он утратит какую-то роль Глава XIII. Личность в общении (например, роль студента, офицера, спортсмена и т. д.) или изме- нит свой «набор ролей». К тому же множественность ролей, при- сущих каждому, делала людей более или менее свободными, ав- тономными от конкретной роли в отдельности. Кроме того, существуют индивидуальные особенности людей, их разное от- ношение придает ему своеобразную окраску: одну и ту же роль разные люди «играют» по-своему — ведь существуют разные типы руководителей (демократический, авторитарный, либеральный), преподавателей, студентов, отцов (властно-авторитарных и дру- жески-доброжелательных). Необходимо отметить, что индивидуальные качества челове- ка влияют не только на исполнение им своих ролей, но и на вы- бор ими той или иной социальной роли. И. С. Кон в своей книге «Социология личности» приводит ис- следование американского социолога М. Розенберга, в котором обнаруживается связь между представлениями студентов об идеальной работе и выбором ими профессии с типологическими особенностями их личности, т. е. человек активен и самостояте- лен в выборе своих профессиональных, семейных и других видов социальных ролей (1).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |