КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Беседа 85,86,88—91 2 страница
нологическую специфичность, которая обусловлена психологичес- ким своеобразием феноменологии социального интеллекта и его детерминации активности субъекта в общении и социальном вза- имодействии. Таким образом, специфические особенности соци- ального интеллекта дают возможность отдифференцировать его от категории «интеллект» и выделить в качестве особого компо- нента целостной интегрированное™ когнитивных образований. А это ведет к тому, что социальный интеллект характеризуется не только особенными, но и такими системообразующими свой- ствами, которые определяют всю когнитивную структуру. Чтобы обозначить содержательную специфичность словосочетания «со- циальный интеллект», проанализируем систему значений, обра- зующих семантическое пространство понятия «социальный» при- менительно к интересующему нас аспекту. Первый, наиболее общий план рассмотрения приводит к вы- делению высшего интегрирующего признака в этой многоком- понентной семантической структуре. Он отражает связь катего- рий «интеллект животного» — «интеллект человека». Такая трактовка является следствием дифференциации субъективного компонента интеллектуальной деятельности в системе субъект- объектных отношений. В этой связи возможное употребление термина «социальный интеллект» указывает на особую форму психики, социальной по своей природе. Именно трудовая дея- тельность человека, его культурное развитие и общение стали причиной формирования таких проявлений социальных форм интеллекта, как абстрактное мышление, произвольное внимание, воображение. В этом аспекте понятие «социальный интеллект» синонимично понятию «человеческий интеллект». Убедительное доказательство ведущей роли социального фактора в развитии ин- теллекта представлено в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинш- тейна. Следующим дополнением к нашему анализу является обра- щение к семантическому признаку, отражающему дихотомию ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ «индивидуальный интеллект» — «социальный интеллект». Дан- ная координаторная ось рассматриваемой семантической систе- мы образовалась в силу дополнительного анализа множествен- ности форм субъекта познавательной деятельности. Так, в роли субъекта могут выступать как отдельная личность, так и группа, и общность людей. В этой связи термин «социальный интеллект» сближается с понятием «групповой интеллект». Изучение этой стороны совместной деятельности осуществлялось в отечествен- ной психологии под руководством Б. Ф. Ломова, считавшего прин- цип общения ведущим принципом общей психологии. Исследо- вания показали, что характер индивидуального и совместного решения познавательных задач глубоко различен. Дальнейшие рассуждения в рамках дихотомии «индивидуальное-социальное» приводит к вычленению той стороны социального интеллекта, которая является составной частью элементов общественного сознания (когнитивные компоненты норм, мнений, ценностей, социальных установок). Однако определение области содержания понятия «соци- альный интеллект» не ограничивается лишь различением инди- видуального и совокупного субъекта познавательной деятельнос- ти в контексте конструкта «индивидуальное-социальное». Иной смысл приобретается, если в качестве субъекта выступает отдель- ный индивид. Интериоризированные им социально-типичные когнитивные формы общественного сознания являются также своеобразным проявлением индивидуального социального интел- лекта. Другое направление анализа обусловлено дробностью объек- тного компонента в системе субъект-объективных отношений. Такой подход продиктован выделением двух типов связи челове- ка с миром — это сферы субъект-объективных и субъект-субъек- тивных отношений. И, следовательно, когнитивная регуляция представлена «интеллектом предметных отношений» и «интел- лектом социальных отношений». И, наконец, представим еще одно возможное измерение ана- лизируемого пространства. Оно связано с семантикой конструк- Глава XIII. Личность в общении та «социальный-асоциальный». Здесь интеллектуальная деятель- ность рассматривается с точки зрения психического здоровья — патологии, нормы девеантности. Социальный интеллект в этом смысле ассоциируется с когнитивной компетенцией в социаль- ной среде. Таким образом, учет социального фактора в функционирова- нии интеллектуальной системы может иметь различные семан- тические оттенки. Однако в социальной психологии термин «со- циальный интеллект» употребляется в целях дифференциации понятий интеллекта социальных отношений и интеллекта пред- метных отношений. Именно в этом ключе будет представлен дальнейший анализ. Формирование этих двух когнитивных форм происходит в двух планах психического развития. По мнению Д. Б. Эльконина, первый осуществляется в процессе усвоения ре- бенком условий его существования в социальной среде, овладе- ния в ролевых играх навыками социальных отношений, норм, оценок, принятых форм поведения. Второй связан с усвоением знаний и навыков в области предметных отношений. В процессе психического развития взаимодействие этих интеллектуальных компонентов носит сложный характер. Очевидно, интеллект субъект-субъектных отношений является производным к интел- лекту субъект-объектных отношений. Его наиболее интенсивное развитие наблюдается в подростковом и юношеском возрасте. Сам процесс социального познания в онтогенезе сложен и многоступенчат. Выделяется несколько направлений в развитии этой формы познания: моральное, социетальное и психологи- ческое. Под моральным понимается представление о справед- ливости, ответственности, благополучии. Социетальное обозна- чает процесс интериоризации норм и ролей. Психологическая сфера включает суждения, касающиеся других людей и меж- личностных отношений. На разных этапах онтогенеза домини- руют различные из названных сфер. Сформированные структу- ры социального познания характеризуются и высокой интеграцией отдельных элементов и межфункциональных об- разований. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Впервые термин «социальный интеллект» ввел Е. Торндайк в 1920 г. Под социальным интеллектом он имел в виду способ- ность к правильному пониманию человеком других людей. Су- ществование такой особой психологической способности, отлич- ной от общих и вербальных, было продемонстрировано Ведеком в его диссертации, руководимой Г. Спирменом, в 1947 г. В конце 50-х гг. Дж. Гилфорд вывел теоретическую модель че- ловеческого интеллекта, в которой социальный интеллект полу- чил статус самостоятельного компонента общей когнитивной структуры. Согласно этой модели, существует четыре типа ин- теллектуальных способностей: 1) к оперированию изобразительной информацией; 2) к усвоению и использованию материалов с символическим содержанием; 3) к постижению семантического содержания понятий, опи- сывающих различные явления; 4) к пониманию поведения окружающих людей. Первый тип способностей определяется автором как «конк- ретный интеллект», второй и третий типы рассматривались как две стороны «абстрактного интеллекта» и, наконец, последний, гипотетический конструкт в модели Дж. Гилфорда характеризу- ет «поведенческий», или «социальный», интеллект. В 1965 г. к изу- чению проблемы социального интеллекта обратился М. Салли- вен. Взяв за основу теоретическую модель структуры интеллекта, предложенную Дж. Гилфордом, он сконструировал серию тестов, измеряющих выраженность данного психического свойства. В них использованы рисунки, фотографии, отражающие различные внеш- ние поведенческие проявления и ситуации межличностного взаи- модействия. Основные мыслительные операции, на которые ори- ентировались задания, — > это отыскание общего и отличного, воссоздание но фрагментам целостной истории, выработка од- ного или множества правильных действий, оценивание поведе- ния людей и другие. В работе М. Салливена, Дж. Гилфорда и соавторов продемон- стрировано существование факториальной области, которую на- Глава XIII. Личность в общении звали социальным интеллектом, или поведенческим познанием. Ученые установили, что эта область включает шесть факторов по- веденческого познания предсказанных моделью Дж. Гилфорда. Факторный анализ подтвердил надежное обеспечение измерения этих шести факторов поведенческого познания. Близкую к модели Дж. Гилфорда по своему содержанию клас- сификацию интеллектуальных функций предложил Б. М. Теплов в книге «Ум полководца». Он выделил особый тип интеллекта, позволяющий решать сложнейшие задачи в обстановке социаль- ных взаимодействий — «практический» интеллект. По мнению Б. М. Теплова, особенно высокие требования к этой стороне ума предъявляются в осуществлении профессиональной деятельно- сти полководцев, государственных деятелей. То же, очевидно, можно говорить и о тех, кто участвует в управлении, воспитатель- ном процессе, обслуживании, т. е. деятельности, связанной с меж- личностными отношениями и общением с людьми. Б. М. Теплов отмечал, что в психологии исследуются традиционно те мысли- тельные операции, которые участвуют в чисто теоретической дея- тельности. Однако ясно, что в работе любого администратора, хозяйственника постоянно возникают вопросы, решение кото- рых требует напряженной мыслительной деятельности. Таким образом, автор формулирует важную задачу изучения именно такой мыслительной деятельности, которая реально управляет практическими действиями и поступками человека в сфере вза- имодействия социальных систем, в сфере общения людей друг с другом. И практический ум, выделенный Б. М. Тепловым как специ- фический вид в общей структуре индивидуальной деятельности, и поведенческий интеллект в модели Дж. Гилфорда направлены на познание и регуляцию взаимосвязей в системах социальных отношений и поэтому рассматриваются как относительно само- стоятельные подструктуры интеллекта. Их близость в такой спе- цифичности объектной направленности позволяет обозначить данные феномены как социальный интеллект. Однако круг объек- тов, на которые направлен поведенческий интеллект, ограничи- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вается системами взаимодействия людей, тогда как круг объек- тов, на которые направлен практический интеллект, значитель- но шире и связан с различными видами взаимоотношений со- циальных систем от межличностного взаимодействия до связей «личность-группа», «личность-общность». Исходя из этого, можно предположить, что они являются раз- личными сторонами целостной интеграции когнитивных единиц, образующих социальный интеллект. Предположительно, что спе- цифика двух подходов заключается также и в толковании общей структуры интеллекта. Несмотря на то что в обоих случаях при- нимаются во внимание два критерия — характер объектной на- правленности и уровень субъектного отражения окружающей действительности, сопряженность компонентов в двух структу- рах представляется не одинаковой. В соответствии с первым кри- терием в обеих схемах выделяются теоретический и практиче- ский интеллект. Учитывая уровневый критерий, Дж. Гилфорд характеризует общий интеллект двумя координатами: наглядно- образной и логической интеллектуальной деятельностью. Таким образом, три рядоположных компонента составляют единую ког- нитивную сферу в моделях Дж. Гилфорда. В противоположность такому однолинейному вертикально- му членению когнитивная целостность, согласно модели Б. М. Теп- лова, очевидно, может быть истолкована как иерархически струк- турированная, рассеченная как вертикально, так и горизонтально. Вертикальное членение делит когнитивное пространство на тео- ретическую и практическую области, а горизонтальное — на об- ласти интеллекта предметных и социальных отношений. Таким образом, выделяются четыре типа человеческого ума, согласно рас- суждениям Б. М. Теплова. Не ставя перед собой задачи дать ис- черпывающую характеристику общей структуры интеллекта, Б.М. Теплов отмечал, что в теоретической деятельности можно различать умы конкретные и абстрактные, практическая же дея- тельность (например, полководца), связанная с многообразием и сложностью решаемых задач, предполагает мощную синтети- ческую силу ума, соединенную с конкретностью мышления. Глава XIII. Личность в общении Подчиняясь логике такого рассуждения, мы получаем воз- можность выделять конкретный и абстрактный типы ума не толь- ко в теоретической, но и в практической деятельности. И посколь- ку подобная тенденция связана с преимущественной сформулированностью процессов познания, то отсюда можно заключить, что интеллектуальная деятельность, направленная на решение задач социального взаимодействия, осуществляется так- же на всех уровнях непосредственного и опосредованного отра- жения. Однако наиболее сложные проблемные ситуации разре- шаются благодаря яркой выраженности как аналитического, так и синтетического способа переработки информации. В последние годы к проблеме социального интеллекта обра- щались психологи: М. И. Бобнева, В. П. Захаров, А. С. Кондратье- ва, А. Г. Шмелев и др. Общим для специалистов является понима- ние социального интеллекта как способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, формирующейся в процессе общения и социального взаи- модействия. В настоящее время изучение некоторых сторон социального интеллекта ведется в области социальной перцепции. При этом устанавливаются закономерности и раскрываются механизмы процессов формирования первого впечатления о человеке и по- нятия о нем как о личности, выявляются корреляции между свойствами социального отражения и индивидуальными и лич- ностными характеристиками перципиента. Первоначально к со- циально-перцептивным характеристикам относили особенно- сти процесса восприятия человека себе подобным, затем область содержания термина постепенно стала расширяться, и вскоре свойства процессов формирования понятия о другом индивиде также были отнесены к области социальной перцепции (А. А. Бо- далев). В настоящее время к социальной перцепции относят все уровни психического отражения — от восприятия внешних при- знаков до формирования сложных концептуальных схем, касаю- щихся интерпретации поведения человека и его личностных осо- бенностей. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Однако постепенное расширение семантики термина про- явилось не только в увеличении и усложнении психических еди- ниц, обеспечивающих социальное отражение, но и в дифферен- циации субъекта и объекта социальной перцепции: в круг объектов, составляющих содержание познавательной деятель- ности, стали включать не только личность другого человека, но и группу, и общность людей, да и представление о субъекте со- циальной перцепции не ограничивается лишь параметром ин- дивидуальности, а дополняется характеристикой совокупности (Г. М. Андреева). Обширность психологических понятий, с помощью которых описывается термин «социальная перцепция», означает его ме- тафоричность. К этой сфере традиционно относят также фено- мен эмпатии как способности эмоционально отзываться на пе- реживания другого человека, атракции как специфической социальной установки на другого человека, децентрации как ум- ственного действия, благодаря которому индивид способен встать в позицию ближнего. При столь широком толковании психологического содержа- ния понятия «социальная перцепция» стираются грани между различными сферами — когнитивной, аффектной, поведенческой. В этом случае термин «социальная перцепция» становится бли- зок по своему содержанию категории «психическая деятельность, регулирующая субъектно-субъектные отношения». Безусловно, такая высокая интеграция психических феноменов перспектив- на с точки зрения единства в понимании сущности социально- психологических явлений. Но нельзя забывать, что чрезмерное расширение области со- держания термина, подмена им других понятий таит в себе опас- ность пренебрежения специфическими особенностями тех или других феноменов. История знает немало подобных примеров и в зарубежной психологии (в психоанализе, когнитивистских концепциях), и в отечественной науке. Такая ситуация склады- валась и в формировании категорий установки, деятельности. На наш взгляд, есть все основания полагать, что концепция со- Глава XIII. Личность в общении циальной перцепции переживает аналогичную фазу в своем развитии. Итак, каково же соотношение понятий «социальная перцеп- ция» и «социальный интеллект»? При расширительной интер- претации понятия социальной перцепции оно является родовым по отношению к понятию социального интеллекта. То есть со- циальный интеллект представляет лишь подсистему в структуре социальной перцепции, это комплекс когнитивных единиц, участ- вующих в отражении социальных объектов. Если же ограничить психологическую наполненность термина «социальная перцеп- ция» уровнем чувственного отражения, то родовым понятием будет выступать «социальный интеллект», включающий все уров- ни психического отражения. Именно рациональные приемы межличностного познания являются сферой пересечения обла- стей содержания понятий «социальный интеллект» и «социальная перцепция». Однако это не означает их терминологической тож- дественности. Социальная перцепция является гностической сто- роной общения и включает наряду с когнитивными формами познания и эмоциональные. В свою очередь, функциональная спе- цифичность социального интеллекта не ограничивается лишь сфе^ рой социально-когнитивной регуляции. Как известно, познание людьми друг друга осуществляется на разных уровнях и представляет собой целостную структуру про- цессов — от ощущения до мышления. Познавательные процес- сы, рассматриваемые в рамках социального отражения^высту- пают как своеобразные в связи со спецификой объекта отражения и с их включенностью в субъектно-субъективные отношения. Своеобразие способностей к интерперсональному отраже- нию обнарркивается в успешности познавательной деятельно- сти, направленной на отражение по крайней мере следующих видов социальных объектов: это широкий спектр личностных осо- бенностей окружающих и многообразные характеристики ин- терперсональных отношений. Конкретизируя выраженность индивидуально-психологических особенностей познавательных процессов всех уровней отражения, можно представить прояв- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ления социально-интеллектуальных способностей следующим образом. Способность к социальному восприятию проявляется в осо- бенностях построения чувственного образа. Среди его разнооб- разных характеристик можно выделить широту и точность от- ражения признаков, характеризующих внешний облик другого человека (выразительных движений лица, жестов, походки, позы, вокальной мимики и др.), и адекватно интерпретировать на ос- нове этого отражения его внутреннее состояние. Способность к социальному воображению проявляется в воз- можности прогнозирования поведения людей, их взаимоотноше- ний, в умении посмотреть на себя глазами других, представить себя на месте другого, предвосхитить результат взаимодействия с кем-либо, точно определить стратегию собственного поведения, учитывая многообразие его альтернатив, и ряд других. Способность к социальному мышлению проявляется в глу- бине ориентации и понимании жизненных планов, помыслов, по- ступков людей, в умении выделить ведущие и второстепенные черты в структуре личности другого человека, в осознании осо- бенностей собственной личности и своего поведения, компетент- ности и дифференцированности в определении характера взаи- моотношений между людьми, роли и места каждого в социальном взаимодействии. Социальная память проявляется в запоминании большого ко- личества психологических особенностей окружающих, социаль- ное оценивание состоит в умении делать правильные умозаклю- чения относительно поведения кого бы то ни было. Выделяя типичные проявления ведущих познавательных про- цессов, включенных в социальное отражение, мы исходили из того, что их свойства характеризуют и процесс познания других, и процесс самопознания. Основанием к такому утверждению слу- жат и имеющиеся в научной литературе положения о взаимо- связи самопознания и познания ближних. Близость этих фено- менов усматривается в общности процессов отражения (ощущениях, восприятиях, мышлениях), их свойства (адекватно- Глава XIII. Личность в общении ста), принятии себя и других их механизмов (стереотипизации, проекции, аналогии и др.). Анализ литературных данных показывает, что эти феномены характеризуются общностью набора познавательных процессов, их уровневых и инструментальных характеристик, а также от- дельных механизмов, лежащих в их основе. Поэтому представля- ется закономерным выделение в сложной структуре социально- перцептивного потенциала личности как способности к познанию других, а также к самопознанию. В научной литературе в качестве одной из особенностей со- циального отражения выделяется адекватность. Это качество рас- сматривается как показатель социально-перцептивных способно- стей. Мы полагаем, что важнейшими свойствами познавательных процессов, свидетельствующих о наличии социально-перцептив- ных способностей, являются, помимо адекватности и точности, еще и такие показатели, как глубина отражения, его когнитивная ос- нащенность, широта категоризации свойств социального объекта, тонкость и дифференцированность в выделении существенных и второстепенных признаков отражаемых объектов и др. То есть сюда следует включить широкий диапазон свойств, обеспечиваю- щих успешность и эффективность межличностного познания. Вполне очевидно, однако, что умение правильно понять друго- го человека не является достаточным условием для эффективного взаимодействия с ним. Поэтому наряду с гностическим в общей структуре социального интеллекта следует выделять поведенческий компонент. При этом регулятивная функция социального интел- лекта проявляется в координации процессов взаимодействия с ок- ружающими: представлением о цели взаимодействия, формиро- ванием программы для ее достижения, прогнозированием возможного результата, регуляцией непосредственных актов об- щения, — поуровневой когнитивной системы, начиная с эле- ментарных сенсорных образов и кончая сложными концеп- туальными схемами. Сложный синтез выделенных когнитивных единиц определяет индивидуальную структуру социального ин- теллекта личности. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Социальный интеллект как форма социального отражения может быть представлен по крайней мере в трех ипостасях: как процесс, как состояние и как свойство. Его процессуальную сто- рону характеризует прежде всего динамика формирования об- раза социального объекта. Процесс формирования этого образа включает прошлый опыт (память), наличные впечатления (вос- приятия текущей информации) и опережающее отражение (прог- ноз последствий). Социальный интеллект как состояние определяется такими когнитивными реалиями, как знание, понимание личностных осо- бенностей другого человека и интерперсональных отношений. Эти состояния взаимодействия с партнерами по общению могут быть охарактеризованы с точки зрения их адекватности, диффе- ренцированности, глубины, точности, полноты. Как свойство со- циальный интеллект выступает в качестве социально-перцептив- ных и социально-интеллектуальных способностей. Поведенческая структура социального интеллекта определя- ется актами выбора оптимальной стратегии действовать опреде- ленным образом в конкретной ситуации, способностью дости- гать поставленных перед собой целей взаимодействия. Теоретический анализ феномена социального интеллекта был бы в некоторой степени односторонним, если бы он основывал- ся лишь на свойствах общности интеллектуальных компонентов, составляющих когнитивную целостность. Вполне очевидно, что интеллект представляет собой единое интегрированное образо- вание. Основу этой целостности составляют когнитивные опера- ции, включающие элементы сравнения, анализа, синтеза, абст- ракции, конкретизации. Интеллектуальная регуляция является необходимым обеспе- чением любого вида человеческой деятельности. В этой связи мож- но полагать, что общение как особая сторона человеческой ак- тивности необходимо детерминировано функционированием специфической когнитивной системы, своеобразие которой и про- истекает из коммуникативной природы этой деятельности. По- пытаемся рассмотреть те главные отличительные черты, которы- Глава XIII. Личность в общении ми наделен социальный интеллект как основной регулятор меж- личностного взаимодействия. Интеллект социальных отношений организует сложную сис- тему коммуникативных связей человека с окружающими. Глав- ное же в общении заключается в осознании людьми их общеро- довой принадлежности, возможности отожествления себя с окружающими. Возможность социального сравнения рождает совершенно особые механизмы познавательной деятельности, су- щественно отличающиеся от механизмов познания предметной сферы. Важными среди них являются процессы рефлексии. В своем основном, традиционном значении понятие рефлек- сии обозначает самоотражение, или обращение познающего со- знания на свою собственную деятельность, познание им самого себя. Употребление этого термина обычно равнозначно понятию размышления над своими собственными психическими состоя- ниями. Однако нередко под рефлексией понимают процесс взаимного отражения, который происходит в результате обще- ния. Так, например, рефлексия в межличностных отношениях вы- ступает не только как способность «Я» наблюдать за своим пове- дением и мыслями, но и как способность встать в позицию исследователя по отношению к другому, к его действиям и мыс- лям. И в этом контексте имеются в виду особые интеллектуаль- ные действия, связанные со способностью вообразить себя на месте другого человека, представить ход его рассуждений. Иног- да такую способность встать в позицию другого еще называют социальной децентрацией. На рефлексирование как отличительную черту социального интеллекта обращали внимание многие специалисты (М. Соков- нин, А. Лук;). Они отмечали, что чередование размышлений «за себя» и «за партнера» имеет место лишь в процессе межлично- стного взаимодействия. Для интеллекта предметных отношений такое чередование не свойственно. Персонализация объекта ведет к формированию и других спе- цифических познавательных форм. К ним относится идентифи- кация (осознание степени своей похожести на другого, уггодоб- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ление себя ему), проекция (приписывание окружающим собствен- ных неосознаваемых черт). Однако отличие этих механизмов за- ключается не столько в том, какими чертами наделяет субъект со- циального познания окружающих, сколько в соотнесенности субъективного видения и объективной реальности. Если иденти- фикация означает только субъективное сходство субъекта и объек-
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |