Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип доступности. Принцип доступности заключается в необходимости соот­ветствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся




Принцип доступности заключается в необходимости соот­ветствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако дос­тупность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

Не надо забывать и о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обу­чения должен быть трудным, но посильным для учащихся.

Когда речь заходит о трудовом воспитании, то обычно име­ются ввиду лишь «уроки труда», хотя важнейшим путем та­кого воспитания является учебный труд учащихся. Учение -это ежедневный многочасовой труд. Необходимо, чтобы про­цесс обучения был трудным, но посильным и интересным, чтобы учащиеся чувствовали уверенность в своих силах, ко­торая ведет к творческой активности.

Доступность обучения прежде всего определяется возрас­тными особенностями учащихся, но необходимо учитывать и другие факторы. Если учащихся вооружить более рациональ­ными приемами работы по усвоению знаний, то это расширит

их познавательные возможности, а значит сделает доступным более сложный учебный материал.

Доступность определяется многими факторами: соблюдени­ем принципов дидактики, тщательным отбором содержания, использованием более эффективной системы его изучения, более рациональных методов работы, мастерством самого обу­чающего и т. п.

В начале XX в. обучение начиналось с 9-10 лет, потом с 8 лет, а с 1944 г. стали обучать с 7 лет, в настоящее время офи­циально обучение начинается с 6 лет. И это не означает что «опускалось» само содержание обучения, изменился харак­тер обучения. И сегодня некоторые знания, формируемые в недалеком прошлом у школьников 12-13-летнего возраста, легко усваиваются 8-9-летними детьми.

Если первоначальная ступень школьного обучения ориен­тировалась прежде всего на формирование навыков чтения, письма, счета, то сегодня младшим школьникам даются и те­оретические сведения о некоторых явлениях, что способству­ет развитию у них мышления.

Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность дол­жна определяться уровнем подготовки ученика, его умствен­ными и физическими возможностями.

Как правило, принцип доступности нарушается по трем ос­новным причинам:

1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глуби­не (большое количество абстрактных рассуждений, непонят­ных формул, математических расчетов и т. п.) и они не могут понять сущности изучаемого материала;

2. Материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его довольно поверхностно.

3. Материал недоступен для учащихся ввиду физического перенапряжения. В данном случае имеется ввиду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в до­машних условиях, в спортивных секциях и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.