Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности процесса обучения




Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах, но они отнюдь нетождественны.

Выявлению закономерностей обучения на протяжении все­го развития педагогической науки уделялось самое большое внимание.

Одной закономерностью является воспитывающий харак­тер обучения, на что обращал внимание еще Я.А.Коменский. Однако Коменский не отделял эту закономерность от дидак­тических принципов, рассматривал ее в общем ряду с прин­ципами. Поэтому во многих учебных пособиях и сегодня, ког­да речь идет о воспитывающем обучении, его называют прин­ципом.

Воспитывающий характер обучения - это действительно закономерность. Если есть процесс обучения как таковой, когда формируются знания или умения обращаться с кон­кретным объектом, то всегда существует и отношение к этому явлению или объекту. А отношение определяет поведение че­ловека, характер его деятельности, поэтому процесс обучения всегда воспитывает. Плохо организованный процесс обуче­ния, когда учащиеся отвлекаются, занимаются, казалось бы, посторонними делами, а учитель не может вовлечь их в про­цесс обучения, то и в этом случае процесс обучения воспиты­вает. В этом случае все равно формируются какие-то (может быть, даже и положительные) качества личности, какое-то отношение к определенным явлениям.

Второй, не менее важной закономерностью процесса обуче­ния, является то, что процесс обучения носит развивающий характер. Особую роль отводил этой закономерности еще К.Д.Ушинский. Процесс обучения, если он управляется ка­ким-то образом, всегда развивает.

В последнее время проблеме закономерностей процесса обу­чения уделяется достаточно много внимания. Однако авторы часто не различают важнейших, совершенно разных по своей сути процессов. Они подчас объединяют процесс развития личности и процесс обучения, или отождествляют процесс обучения с целостным педагогическим процессом.

В частности, Л.В. Занков считает, что обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности. Действитель­но, обучение должно быть трудным, но посильным. Однако это утверждение может рассматриваться лишь как частный случай развивающего обучения и не может претендовать на самостоятельное существование в качестве закономерности.

Ю.К. Бабанский считает, что «Процесс обучения законо­мерно связан с процессом образования, воспитания и разви­тия, входящими в целостный педагогический процесс». Может быть такое толкование и можно рассматривать как за­кономерность целостного педагогического процесса, но про­цесс обучения - это все-таки частное явление, поэтому автор просто повторяет общеизвестную истину о том, что процесс обучения носит развивающий и воспитывающий характер.

В другом месте читаем: «Процесс обучения закономерно за­висит от реальных учебных возможностей обучаемых». Дей­ствительно, в процессе обучения необходимо учитывать зако­номерности развития личности обучаемого. Однако процесс обучения и процесс развития человека - далеко не одно и то же, поэтому отождествлять закономерности процесса обуче­ния и закономерности развития некорректно.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое принципы дидактики?

2. Какую роль они играют в практической деятельности обучающих?

3. Что такое правила обучения и как они соотносятся с принципами?

4. В чем различие принципов и закономерностей процесса обучения?

5. Назовите важнейшие закономерности и дайте их краткую характерис­тику.

6. Почему нельзя отождествлять закономерности процесса обучения и закономерности процесса развития человека?

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие «образование» включает в себя как бы два аспек­та: с одной стороны - это процесс передачи социального опы­та обществом подрастающим поколениям, то есть процесс обучения, и с другой - это уровень овладения человеком со­циального опыта, который в данном случае включает в себя процесс передачи накопленных знаний о природе, обществе и человеке, способов применения этих знаний в практической деятельности, способов добывания новых знаний и характера отношений к окружающей действительности на основе накоп­ленных знаний и опыта. В процессе передачи обществом опы­та подрастающим поколениям у них формируется и собствен­ное отношение к окружающей действительности. Такое ди­дактическое толкование данного понятия не противоречит то­му, которое дается в Законе РФ «Об образовании», где под об­разованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания, «сопровождающийся констатацией достиже­ния обучающимися определенных государством образова­тельных уровней». Отличие данного толкования понятия «об­разование» заключается лишь в том, что оно рассматривается в Законе не только как социально-педагогическая, но и как социально-юридическая категория.

Содержание образования определяется в Законе как один «из факторов экономического и социального прогресса общес­тва и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопре­деления личности, создание условий для самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершен­ствование правового государства». Однако нужно отметить, что содержание образования - это и дидактическое воплоще­ние знаний о мире и способах деятельности человека в этом мире, опыта осуществления его творческой деятельности, нормы отношений к миру, к людям и к себе. Содержание об­разования - это как бы определенное соотношение элементов важнейших видов образования.

Не менее существенным понятием является и понятие «систе­ма образования». В законе она рассматривается как совокуп­ность образовательных программ, сети образовательных учреж­дений и соответствующих органов управления ими. В дидакти­ческом плане система образования может рассматриваться, как определенная совокупность важнейших видов образования.

На различных этапах эволюции общества возникали и со­ответствующие виды образования, соотношение и совокуп­ность которых определяли содержание и систему образования на каждом этапе общественного развития. Так, на самых пер­вых этапах становления человеческого общества процесс об­разования носил в основном как бы характер подражательной деятельности. Опыт воспринимался подрастающими поколе­ниями в процессе непосредственной практической деятель­ности, где прежде всего у них формировались практические умения и навыки выполнения важнейших для определенного уровня развития общества видов деятельности: добывание пи­щи, добывание огня, защита тела от колебаний температуры, использование простейших средств труда и пр. Знания об ок­ружающей природе человечеством длительный период накап­ливались довольно медленно. Люди наблюдали определенные повторяющиеся явления, происходящие в окружающей дей­ствительности, подмечали их закономерности, но не всегда могли понять причины происхождения этих явлений. На пер­вых этапах становления общества процесс образования носил как бы элементарный прообраз допрофессиональной подго­товки подрастающих поколений по выработке наиболее важ­ных практических умений и навыков, обеспечивающих жиз­недеятельность человека.

Неслучайно и современный процесс образования, как тако­вой, начинается не столько с формирования знаний, сколько с развития прежде всего естественных органов трудовой де­ятельности человека (мозга, рук, ног ребенка) и с формирова­ния умений и навыков обращения с простейшими средствами труда (умений пользоваться карандашом, ручкой, ножом, иголкой, шилом, ножницами и т. п.), а также умений читать, считать, писать. Уже в дошкольном возрасте у детей форми­руются и другие умения, они знакомятся с важнейшими ви­дами практической деятельности человека: играют в больни­цу, в магазин, в школу и пр. Такой характер образования можно рассматривать как первый этап элементарного допро-фессионального образования. Это своеобразный вид образова­ния и его нельзя свести только к технологической подготов­ке, особенность'которой состоит в том, что она реализуется в школе в своей допрофессиональной (общетрудовой) части, как отмечается в базисном плане.

У школьников формируются умения и навыки обращения с наиболее распространенными измерительными инструмента­ми, простейшими инструментами по обработке тканей, древе-

сины и металла, умения и навыки обращения с компьютером и т. п. На каком-то этапе в рамках профильного обучения или в условиях сельской школы, формируются более специфичес­кие умения и навыки для осуществления каких-то более сложных и конкретных видов трудовой деятельности (вожде­ние автомобиля, трактора).

С развитием познания, с накоплением человечеством зна­ний о природе, обществе и человеке, с постепенным повыше­нием роли знаний в осуществлении наиболее общих видов трудовой деятельности, наряду с таким специфическим ви­дом образования, которое впоследствии стало именоваться как профессиональное, возникло общее образование. В про­цессе количественного накопления человечеством знаний о естественной природе общее образование все в большей степе­ни становилось ведущим видом образования, поэтому неслу­чайно этот традиционный вид образования (общее) в базисном учебном плане рассматривается как «фундаментальное (обще­научное и общекультурное) образование».

С усилением роли общего образования в осуществлении не­посредственной практической деятельности, с возникновени­ем и развитием механизмов и машин в общественном произ­водстве человечество, наряду с углублением познания зако­нов природы, создавало так называемую «вторую природу». С развитием этой второй природы (т. е. природы, созданной че­ловеком) в ней самой стали проявляться свои специфические законы и закономерности, познание и применение которых в непосредственной практической деятельности способствова­ло повышению эффективности общественного производства. Постепенно это привело к возникновению нового, третьего, из важнейших видов образования - политехнического.

Политехническое образование - это как бы овладение зако­нами и закономерностями, протекающими в природе, создан­ной человечеством (во второй природе). Уровень именно этого образования и определяет характер организации общественно­го производства, его технологию и экономику, что сказывается на экологии окружающей среды. Поэтому нельзя рассматри­вать политехническое образование сегодня только как «пересе­чение фундаментальной и технологической областей», как от­мечается в базисном учебном плане. Политехническое образо­вание - это самостоятельный вид (компонент) образования на­ряду с общим (фундаментальным) и профессиональным.

Традиционно наша отечественная педагогика в понимании сущности и роли политехнического образования опиралась на

марксистско-ленинское учение. Так как в последние годы это учение подвергается резкой критике, то многие представители педагогической науки стали придавать забвению политехничес­кое образование, считая его лишь плодом марксистко-ленинской теории. Но политехническая школа существовала (например, в Англии) еще задолго до рождения Маркса, когда бурно начала развиваться машинная техника и механическая технология. И именно тогда политехническое образование стало рассматри­ваться как один из важнейших компонентов образования.

Таким образом, три важнейших вида образования (профес­сиональное, общее и политехническое) закономерно возникли в процессе эволюции важнейшего социального явления - про­цесса образования. Эти три компонента остаются важнейши­ми целями образования и в настоящее время.

Образование в конечном итоге способствует не столько фор­мированию и развитию умственных способностей, мысли­тельной деятельности человека, сколько развитию его созна­ния в целом, характер и уровень которого определяют эффек­тивность как познавательной, так и трудовой деятельности.

Итак, соотношение между основными видами образования, компонентами сознания человека и важнейшими производи­тельными органами его трудовой деятельности можно свести к следующей таблице:

Виды образования Компоненты сознания Органы деятельности
Профессиональное Общее Политехническое Самосознание Целеполагание Знание Отношение Естественные Искусственные Знания Отношения

Сформулируем теперь дидактическую сущность трех видов образования.

Профессиональное образование - это формирование умений и навыков обращения с соответствующими средствами труда, изучение особенностей конкретных видов трудовой деятельнос­ти человека и формирование умений и навыков осуществления этих видов деятельности. Такое определение отражает как осо­бенности даже самого элементарного допрофессионального об­разования, так и особенности процесса профессиональной под­готовки представителя любой «взрослой» профессии.

Общее образование - это изучение познанных человечес­твом законов и закономерностей, протекающих в природе и

обществе, законов развития самого человека. Этот вид обра­зования, хотя и в разной степени, осуществляется при изуче­нии всех школьных предметов, в том числе и таких, как физ­культура и трудовое обучение.

Политехническое образование - это изучение законов, происходящих во «второй природе» (природе, созданной че­ловеком), и формирование на основе приобретенных знаний взаимоотношений с окружающей средой, обусловленных осо­бенностями общественного производства. Традиционно поня­тие политехнического образования как бы отождествляется с изучением технико-технологических основ общественного производства. Однако особенности этих основ определяют как уровень экономического развития общества, так и характер его отношения к естественной природе. Поэтому экономичес­кое и экологическое образование не должны рассматриваться как самостоятельные его виды, они являются составными частями именно политехнического образования.

Одним из важнейших критериев отбора содержания образо­вания являются требования современного высокоэффектив­ного общественного производства и в то же время оно должно соответствовать уровню современного научного знания. Еще в начале 70-х гг. высказывалась необходимость о развитии но­вой науки - онтодидактике, задача которой должна заклю­чаться в анализе содержания соответствующих разделов сов­ременной науки с целью их дидактической интерпретации, т. е. в анализе возможностей овладения этими разделами в пси­холого-педагогическом смысле.

Отобранное содержание учебного материала формируется в определенный учебный предмет. Отобранный материал изу­чается в соответствии с определенной логикой, которая раз­лична для разных предметов.

Содержание учебного материала находит свое отражение в программах и школьных учебниках, которые строятся в пол­ном соответствии с логикой изучаемого предмета и методикой его преподавания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность понятия образование.

2. Что понимается под системой образования"?

3. Обоснуйте эволюционное возникновение важнейших видов образования. Дайте их определение.

4. Каковы основные перспективы совершенствования содержания образо­вания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.