Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип научности. Правила принципа доступности в обучении




Правила принципа доступности в обучении

1. Одним из главных правил является необходимость сов­падения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возника­ет вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, должна учитывать особенности возрас­та, подготовленности и общего развития учащихся.

2. В процессе обучения необходимо ориентировать учащих­ся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Традиционный репродуктивный (объяснитель­но-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание, на повторение информации, данной учите­лем. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.

3. Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т. п. Однако необходимо помнить об относительности этих правил. Так, например, простейшими структурными элементами изу­чаемых объектов (организмов и веществ) являются атомы и клетки, но в процессе обучения мы вначале изучаем целос­тные организмы и вещества и лишь потом переходим к изу­чению их глубинной структуры.

Понятие «близкое» так же трактуется не в буквальном смысле. Например, учащимся ближе современные социаль­ные отношения, однако изучаются вначале те, которые су­ществовали в древней истории, поскольку они ближе уча­щимся, нежели сложнейшие современные отношения. Когда мы говорим о «близком», имеем ввиду то, что учащемуся лег­че представить.

Процесс обучения не может быть легким. «Легкое» в дан­ном случае означает, что учащийся способен преодолеть пос­тавленные перед ним затруднения самостоятельно.

От известного к неизвестному. Учащийся может приобретать новые знания только на основании и с помощью уже име­ющихся в его сознании сведений и выработанного ранее жела­ния узнать что-то новое, интересное или полезное для него.

Эти правила нельзя рассматривать упрощенно и использо­вать в основном только в одном направлении, индукция дол­жна соседствовать с дедукцией, что обогатит методический багаж педагога.

Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудо­вой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Я.А.Коменским. В дальнейшем, с повышением роли знаний в практической деятельности человечества, в общественном производстве, наряду с обыденными житейскими толковани­ями явлений окружающего мира стало необходимым его на­учное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности и в систему образования.

Главной целью данного принципа является то, чтобы уча­щиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе.

Правила принципа научности:

1. Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учеб­ный материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приво­дить к искажению их научной сущности. Те элементарные поз­нания об окружающем мире, которые учащиеся получают в младшем возрасте, не должны отвергаться впоследствии, а дол­жны лишь только расширяться и обогащаться. Терминология же должна оставаться единой на протяжении всей учебы.

2. В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках, с про­исходящими дискуссиями и только что возникшими гипоте­зами. В доступной форме надо знакомить и с методами науч­ного исследования, т. е. включать учащихся в самостоятель­ные исследования: проведение наблюдений, постановка эк­спериментов, работа с литературными источниками, выдви­жение соответствующих проблем и их разрешение.

1. Необходимо не только правдивое толкование отдельных явлений, особенно в области общественных наук, но и зна­комство учащихся с различными точками зрения на них.

2. В процессе изучения закономерностей развития объек­тивного мира у учащихся должно формироваться научное ми­ровоззрение.

3. В процессе обучения необходимо разоблачение различно­го рода лженаучных и ошибочных теорий, взглядов и пред­ставлений.

5. Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы _____________

Процесс обучения, как процесс передачи накопленного опы­та подрастающим поколениям долгое время (вплоть до конца XVI в.) в основном носил характер индивидуального ученичес­тва. Это позволяло дифференцированно осуществлять процесс обучения, но затрудняло процесс формирования межличнос­тных отношений. Впервые опыт коллективного обучения был применен и обоснован Я.А. Коменским. G возникновением и развитием коллективных форм обучения возникла и необходи­мость принципа индивидуального подхода к учащемуся.

Именно в коллективе появляется потребность самовыраже­ния, потребность в общении и в подражании. Поэтому необ­ходимо воспитывать учебную группу именно как коллектив, что и является одним из важнейших условий для активной работы каждого ученика.

Индивидуальный подход - это не работа с отстающими уча­щимися, его необходимо применять к каждому члену детско­го коллектива. При этом нужно учитывать, какое место в нем занимает ученик, как к нему относятся товарищи. Нельзя, например, обращаться к одному ученику по имени, а к дру­гому по фамилии. Отношение ко всем учащимся должно быть ровным и доброжелательным.

Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, необхо­димо учитывать их восприимчивость к учебе, или обуча­емость. Признаки обучаемости: запас знаний и навыков; вос­приимчивость к усвоению нового материала и умение осмыс­лить его; умение самостоятельно применять усвоенные зна-

ния при решении разнообразных задач; умение обобщать, вы­делять существенные признаки нового материала и т. п.

Необходим постоянный учет сдвигов учащихся в процессе учебной деятельности. В школе определенным средством для этого может служить дневник, который, конечно, не должен превращаться в жалобную книгу для родителей, а быть лишь средством совместной работы школы и семьи.

Учитель не учит, а только лишь помогает учиться, надо, чтобы учащиеся это понимали. «Учение - свет только в тех случаях, когда его методы хорошо согласованы с возможнос­тями и способностями обучаемого. В противном случае это не свет, а сплошная тьма»1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.