КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Б.А. Голуб
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов ББК 74.202 Г62
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А.Н. Зимина; кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мурманского государственного педагогического института О.И. Цикина Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 96 с. ISBN 5-691-00271-6. Дидактика — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактические принципы определяют содержание образования, необходимое при выборе методов и форм обучения. Дидактические принципы тесно переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения; знать эти принципы и учитывать их необходимо педагогам. Учебное пособие написано в соответствии с программой курса и адресовано студентам педвузов. ББК 74.202 ISBN 5-691-00271-6 Голуб Б.А., 1999 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 Серийное оформление. Художник Токарев Ю.В., 1999 Предисловие Все социальные науки, в том числе и педагогические, развиваются двумя основными путями: эволюционным или революционным. Все ныне действующие учебники и учебные пособия раскрывали именно революционный путь развития педагогической науки. Однако для более успешного усвоения студентами курса дидактики более эффективным будет изучение эволюционного пути развития науки. Это позволит студентам видеть логику и взаимосвязь между всеми важнейшими разделами курса, а не заучивать отдельные темы, что даст возможность овладеть курсом дидактики только описательно, на уровне представлений. Традиционно в процессе изучения педагогических дисциплин у студентов формировались важнейшие понятия о дидактических явлениях по их чисто внешним признакам (например об уроке), а не на основе внутренних признаков и закономерностей. Дидактика - это наука, изучающая теоретические основы процесса обучения как такового. Ведь обучение осуществляется и в семье, когда родители учат чему-то своих детей, и во время бытового и производственного общения, процесс обучения осуществляется в дошкольных учреждениях, школе, гимназии, вузе, он включает самообразование и т. п. Учиться люди начали с момента возникновения человеческого общества. Процесс обучения, как и любое другое социальное явление общественной жизни, совершенствовался в зависимости от характера общественного производства (ремесленное, машинное и пр.). Педагогическая деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется двумя важнейшими аспектами: с одной стороны, уровнем знаний теоретических основ науки, с другой -развитием логического и образного мышления. Ныне существующий курс дидактики (и соответствующие учебники) в педвузах часто критикуют, считается, что дидактика устарела, не отражает новых технологий обучения. Устарела описательная дидактика как учебная дисциплина, раскрывающая чисто внешние признаки традиционного репродуктивного характера обучения, представления о котором имеются у каждого человека с раннего детства (все обучались в детском саду, в школе). Не случайно на IV съезде Российского союза ректоров высших учебных заведений (29 марта 1996 г.) отмечалось, что в настоящее время наметился «разрыв между обучением и наукой». Дидакты не должны дублировать методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и не должны освещать историко-педагогические вопросы (в частности вопросы развития отечественной системы образования, развития идей политехнического образования, идей развивающего обучения и т. п.) Необходимо разработать новый курс «Основы общей дидактики в системе профессиональной подготовки будущих учителей». Данное учебное пособие является попыткой подойти к обучению студентов дидактике с новых позиций.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |