Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы проверки и оценки знаний




Все предыдущие классификации методов обучения предпо­лагают (проверку знаний учащихся, проверку характера их деятельности, коррекцию этой деятельности. Цель проверки и оценки знаний учащихся - обеспечить качество знаний уча­щихся, уровень их развития.

Основные недостатки при осуществлении проверки и оцен­ки знаний: неправильное понимание ее функций, неоправ­данно переоценивается ее роль в процессе обучения, проверка и оценка превращаются в самоцель на уроке; использование однообразных методов проверки и оценки знаний; субъекти­визм в выставлении оценок, отсутствие четких, обоснован­ных критериев.

Необходимо, осуществляя проверку и оценку знаний, пом­нить, что она должна выполнять три важнейших функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. Контроли­рующая - это основная функция, а обучающая и воспитыва­ющая являются сопутствующими. Однако при разных целях и видах проверки эти три функции могут проявляться по-раз­ному. Например, если взять такую форму проверки как ито­говый экзамен (методы при его проведении могут быть разны­ми), то преобладающей функцией здесь является контролиру­ющая (уже нет времени на обучение).

Если ведется текущая проверка усвоения изучаемого мате­риала, то в этом случае доминировать должна обучающая функция. Может быть доминирующей и воспитывающая, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздейство­вать на их психологические особенности (развивать волю, па­мять и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излиш­ней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке. В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она всегда субъективна.

В соответствии с этими функциями, выбираются и конкрет­ные методы проверки и оценки знаний учащихся.

Наиболее 'распространенными являются два вида проверки: текущая и итоговая. Общеизвестными видами текущей провер­ки являются: различные формы устного опроса, проверка пись­менных домашних заданий, контрольные (самостоятельные) письменные задания. Однако наряду с такими традиционными формами применяются и другие: проверка с помощью различ­ных перфокарт, проверка выполнения задания с помощью компьютера и др. Своеобразной формой контроля является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учащи­мися. Разнообразные формы контроля должны использоваться не только в процессе традиционного «опроса», как своеобраз­ного этапа урока, а на протяжении всего урока.

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спро­сить и оценить - все это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их това­рища. У каждого учителя должна быть своя система контро­ля, она должна включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения зна­ниями.

Формы контроля не должны сводиться только к организа­ции воспроизводящей, репродуктивной деятельности уча­щихся, чем традиционно страдает процесс обучения в нашей отечественной школе. Необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности учащихся при выборе форм контроля.

Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство учащихся усво­ило соответствующий учебный материал. Такие работы дол­жны быть посильными для учащихся, способствующими фор­мированию уверенности в их силах, в противном случае ин­терес к процессу обучения снижается.

Если говорить о письменных и устных формах проверки знаний, то каждая из них имеет свои специфические стороны и свое значение. Устная форма способствует выработке быс­трой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся. Пись­менная проверка эффективнее развивает логическое мышле­ние, приучает к большей точности в ответах. В последнее вре­мя используются разные формы тестирования с целью выяв­ления знаний и уровня развития учащихся. Используются вузовские формы работы и соответствующие формы контроля (лекции, семинары, зачеты). Эти новые формы не должны ис­ключать и текущей проверки знаний учащихся. Зачетная система дает возможность более эффективно вести тематичес­кий учет знаний учащихся.

Специфической формой проверки и оценки знаний являют­ся экзамены, которые являются и средством государственно­го контроля за работой образовательных учреждений. В на­шей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до этого проводились «испытания»), методика и система их

проведения постоянно менялась. С введением экзаменов зара­нее готовились специальные вопросники с учетом индивиду­альных особенностей каждого ученика, но в 1935 г. такой под­ход был осужден, так как требования должны быть едиными по всем соответствующим учебным предметам. До 1954 г. эк­замены проводились по всем основным учебным предметам, начиная с 4-го класса. С 1954 г. экзамены остались только в 7 и 10 классах (с 1958 г. - в 9 и 11 классах).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.