Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерная тематика семинарских




ПРАКТИКУМЫ, РЕФЕРАТЫ, КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

и практических занятий ________ '

На занятиях в форме семинаров, обсуждаются основные те­оретические вопросы, или заранее подготовленные студента­ми реферативные сообщения по отдельным вопросам. Некото­рые занятия могут проводиться в форме практикумов, если есть возможность посетить урок (или посмотреть его запись) и проанализировать с точки зрения вопросов плана занятия.

Занятие 1. Сущность процесса обучения

Вопросы: 1. В чем заключается сущность гуманизации процесса обучения? Особенность разноуровнево­го обучения.

2. Что такое процесс обучения?

3. Что включает в себя социальный опыт обще­ства, передаваемый подрастающим поколениям в процессе обучения?

4. Особенности логики построения современно­го процесса обучения?

5. В чем суть двустороннего характера процесса обучения?

6. Почему процесс обучения может рассматри­ваться как определенная система?

7. В чем особенность зоны актуального и зоны ближайшего развития?

8. Важнейшие категории дидактики и их сущ­ность.

Основные понятия: дидактика, процесс обучения, функ­ции обучения, двусторонний характер обучения, цели обуче­ния, структура процесса обучения, структура учебной де­ятельности.

Литература

Амонашвили Ш. А. Педагогика сотрудничества. - М., 1989. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М., 1988.

Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: методо­логический анализ. - М., 1977.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1977.

Занятие 2. Возникновение и эволюционное развитие важнейших обучающих систем. Их особен­ности.

Вопросы: 1. Почему процесс обучения можно рассматри­вать как своеобразный технологический про­цесс?

2. Какой характер процесса обучения носил на самых первых стадиях своего возникновения?

3. Особенности традиционного репродуктивного (объяснительно-иллюстративного) обучения.

4. Суть проблемного обучения и его особенности, б. Особенности программированного обучения.

6. Суть модульного обучения.

7. Оптимизация процесса обучения.

Основные понятия: репродуктивный (объяснительно-ил­люстративный) процесс обучения, проблемное обучение, про­граммированное обучение, оптимизация процесса обучения.

Литература

Бабанский Ю. К. Педагогика. - М., 1988.

Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические осно­вы. - М., 1970.

Ееипов Б. П. Основы дидактики. - М., 1967. Ильенков Э. В. Философия и культура: Сборник. - М., 1991. Ильина!. А. Педагогика. - М., 1968.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999. Шамова Т. И. Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы. - М., 1974.

Занятие 3. Принципы дидактики.

Вопросы: 1. Понятие о принципах и правилах обучения.

2. Сущность и основные требования принципа наглядности.

3. Способы сочетания слова и наглядности.

4. Психологические особенности использования наглядности в процессе обучения.

5. Принципы доступности, сознательности и ак­тивности в обучении, правила их реализации.

6. Принципы систематичности и последователь­ности, принцип личности в обучении.

Основные понятия: закономерности процесса обучения, принципы обучения, правила обучения.

Литература

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. Есипов Б. П. Основы дидактики. - М., 1968.

Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960.

Ильина Т. А. Педагогика. - М., 1968.

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

Пидкасистый П. И. Педагогика. - М., 1996.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999.

Занятие 4. Взаимосвязь и соотношение важнейших ви­дов образования.

Вопросы: 1. Особенности процессов обучения и образова­ния.

2. Особенности системы образования и содержа­ние образования.

3. Обоснование важнейших трех видов образова­ния.

4. Сущность понятий основных видов образова­ния: общего, профессионального и политехниче­ского (технологического).

5. Особенности экологического и экономическо­го образования.

Основные понятия: образование, система образования, по­литехническое образование, профессиональное образование, содержание образования.

Литература

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. - М., 1993.

Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1992.

Ильина Т. А. Педагогика. - М., 1968.

Кантор И. М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. -

М., 1990.

Леднев В. С. Содержание образования. - М., 1989.

Пидкасистый П. И. Педагогика. - М., 1996. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999. Ставский П. И., Кал и ко в В. И. Политехническое образование в дейст­вительности и в познании // Советская педагогика, 1974. - № 2. Турченко В. Н. Научно-техническая революция и революция в образо­вании. - М., 1973.

Занятие 5. Методы обучения.

Вопросы: 1. Понятие о методах и приемах обучения.

2. Средства обучения.

3. Классификация методов обучения.

4. Особенности методов устного изложения ма­териала.

б. Особенности наглядных и практических мето­дов обучения.

6. Характеристика методов обучения, классифи­цируемых по характеру познавательной де­ятельности обучаемых.

7. Методы проверки и оценки знаний обучае­мых.

8. Требования, предъявляемые к выбору мето­дов обучения.

Основные понятия: метод обучения, прием обучения, функции метода обучения, классификация методов обучения, выбор методов обучения.

Литература

Бабанский Ю. К. Педагогика. - М., 1988.

Есипов Б. П. Основы дидактики. - М., 1967.

Ильина Т. А. Педагогика. - М., 1968.

Пидкасистый П. И. Педагогика. -М., 1996.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999.

Занятие 6. Урок как важнейшая форма обучения в средней общеобразовательной школе.

Вопросы: 1. Понятие об уроке.

2. Классификация уроков.

3. Типы уроков в традиционной классификации по дидактическим целям и месту урока в их об­щей системе.

4. Основные требования к подготовке обучающе­го к проведению урока.

б. Важнейшие пути повышения эффективности урока в современной общеобразовательной шко­ле.

6. Основные требования, предъявляемые к уро­ку.

7. Другие формы обучения и их особенности. Основные понятия: формы обучения, урок как важнейшая

форма обучения, типы уроков, виды уроков, требования, предъявляемые к уроку, фронтальная, групповая, индивиду­альная формы работы, оценка и отметка, функции проверки знаний.

Литература

Есипов Б. П. Основы дидактики. - М., 1967.

Ильина Т. А. Педагогика, - М., 1968.

Пидкасистый П. И. Педагогика. -М., 1996.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999.

Примерная тематика рефератов ______

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обу­чающихся в процессе обучения.

2. Психолого-педагогические проблемы усвоения знаний.

3. Психолого-педагогические проблемы обучаемости и ее диагностика.

4. Психолого-педагогические проблемы слабой успеваемос­ти и пути ее преодоления.

5. Проблема обучения и развития.

6. Активизация усвоения знаний обучающимся.

7. Проблема целеполагания на уроке. Пути его формирова­ния.

8. Организация контроля и оценки знаний обучающихся. Самоконтроль и самооценка.

9. Виды памяти. Рациональные приемы запоминания.

10. Мыслительная деятельность обучающихся (возрастные и индивидуальные особенности).

11. Формирование и развитие способностей (на примере конкретных учебных дисциплин).

12. Требования к уроку в современной школе. 84

13. Экологическое образование и воспитание обучающихся.

14. Руководство самообразованием обучающихся.

15. Воспитывающий характер обучения в современной школе.

16. Пути повышения эффективности оценки знаний, уме­ний и навыков обучающихся.

17. Межпредметные связи в обучении.

18. Использование технических средств в процессе обуче­ния.

19. Формирование у обучающихся учебных умений и навы­ков.

20. Пути повышения качества знаний обучающихся.

21. Организация самостоятельной работы учащихся в про­цессе обучения.

22. Индивидуальный подход к обучающимся в процессе обучения.

23. Использование ЭВМ в процессе обучения.

24. Пути повышения эффективности урока в современной общеобразовательной школе.

Примерная тематика курсовых работ ________

Многие темы рефератов могут быть взяты и как темы кур­совых работ. Можно рекомендовать следующие темы курсо­вых работ.

1. Внимание обучающихся в процессе обучения. Условия его развития в учебной деятельности.

2. Восприятие учебного материала при решении учебных задач.

3. Условия успешного запоминания и воспроизведения учебного материала.

4. Условия развития самостоятельности мышления у обу­чающихся.

б. Пути и средства развития творческих способностей у обу­чающихся.

6. Развитие познавательных интересов у обучающихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.