КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V/. Формы организации обучения
Урок как важнейшая форма обучения _________ Общее понятие о формах организации процесса обучения, их основные особенности (коллективно-групповое и индивидуальное обучение, степень самостоятельности учащихся, характер руководства учением и др.). Урок как важнейший элемент процесса обучения. Дидактические цели урока как предвидение изменений в знаниях и в познавательной деятельности учащихся. Особенности подготовки учителя к организации урока (организация деятельности учителя и деятельности учащихся). План урока как результат творческой деятельности учителя. Формирование личности школьника на уроке, создание условий для его самореализации. Рациональная организация учебного труда учащихся; формирование навыков интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.п.), умений учиться, формирование потребности в самообразовании. Классификация уроков. Примеры различных классификаций на основе: целей обучения, средств обучения, методов обучения, этапов процесса обучения. Традиционная дидактическая классификация на основе целей и этапов обучения: уроки ознакомления учащихся с новым материалом; уроки закрепления учебного материала; уроки обобщения и систематизации изученного; уроки формирования и закрепления практических умений и навыков; уроки проверки качественного усвоения изученного; комбинированные уроки. Виды уроков. Пути повышения эффективности урока: создание условий для овладения основами изучаемого материала непосредственно на самом уроке; создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы; наличие организации системы элементов урока (структура урока), способствующей эффективному воздействию учителя и учащихся в зависимости от характера постановки дидактических целей; соблюдение внутрипредметных и межпредметных связей; сокращение времени на контроль за усвоением учебного материала (но при этом формы контроля должны быть еще более эффективными); организация разнообразных видов деятельности учащихся на уроке; совершенствование форм и взаимодействия учителя с учащимися и между учащимися непосредственно на уроке. Требования, предъявляемые к уроку: единство образовательной, развивающей и воспитывающей целей при четкой выраженности дидактической (образовательной) цели; необходимость соблюдения всех принципов дидактики; использование разнообразных методов и средств обучения на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся и эмоциональности урока; необходимость непрерывного и всеобщего контроля (самоконтроля) за усвоением учебного материала; необходимость использования на каждом уроке элементов систематического повторения пройденного материала, особенности повторения изученного на уроке, необходимость оптимальной оснащенности дидактическими и техническими средствами; особенности систематичности и перспективности каждого урока в общей системе уроков; гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе и тех ситуаций, которые возникают при проведении конкретного урока в имеющихся условиях; наличие профессиональной направленности урока; эффективность дачи домашнего задания (его цели, способы выполнения) и его обязательная проверка; создание благоприятных морально-психологических и санитарно-гигиенических условий. Особенности практикумов, семинарских занятий, учебных экскурсий, собеседований с учащимися (зачетов), организаций самостоятельной работы учащихся с книгой и другими источниками знаний как дополнительных форм обучения. Организация индивидуальных и групповых консультаций как своеобразных форм учебной работы, их роль и особенности. Домашняя работа учащихся как одна из важнейших форм обучения, особенности ее организации. Проверка и оценка знаний учащихся. Важнейшие функции проверки и оценки знаний (контролирующая, обучающая и воспитывающая) и их особенности. Виды проверки. Оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Отметка. Анализ (самоанализ) урока как результат творческой деятельности учителя. Основные направления анализа урока (цели урока, уровень и характер деятельности учащихся, методы и средства обучения, принципы, требования к уроку, содержание учебного материала). Такт и этика разбора урока. Основные понятия: формы обучения, урок как важнейшая форма обучения, дополнительные формы обучения, типы уроков, виды уроков, требования, предъявляемые к уроку, фронтальная, групповая, индивидуальная формы учебной работы, оценка и отметка, функции проверки спаиий. Литература Бабанский Ю. К. Интенсификация учебного процесса. - М., 1987. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., 1982. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. - М., 1981. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. - М., 1982. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. - М., 1984. Ильин Н. Рождение урока. - М., 1986. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок // Вопросы психологии, 1992. - № 1. Калмыкова 3. Психологические принципы развивающего обучения // Знание, 1979. - N° б. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1992. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. - М., 1983. Константинов Н. А. и др. История педагогики. - М., 1982. Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. -М., 1986. Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. - Минек, 1992. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. - М., 1977. Краевский В. В. Что такое философия образования. - М., 1991. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Знание, 1991. Кулыгина Л. С. Активизация учения: Сущность и содержание // Педагогика, 1994. - № 1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии: Учебное пособие для высшей школы. - М., 1994. Легенький Г. И. Цель и способы воспитания. - М., 1990. Леднев В. С. Содержание образования. - М., 1989. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности / Серия: педагогика и психология. - М., 1980. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1996. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988. Матюшкин А. Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М., 1975. Махмутов М. И. Современный урок. - М., 1981. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Агутова. Монахов В. М. Тенденция развития содержания общего среднего образования / Педагогика, 1992. - № 1-2. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1989. Оконъ В. Введение в общую дидактику. - М., 1990. Оконъ В. Основы проблемного обучения. - М., 1968. Онищук В. А. Урок в современной школе. - М., 1981. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. - М., 1967. Очерки истории школы и педагогической мысли народов древнейших времен до конца XVII в. - М., 1972. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1995. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1998. Педагогика и логика / Г. Щедровицкий, В. Розин, Алексеев, Н.М. Непомнящая - М., 1993. Подласый И. П. Педагогика. - В 2 кн. - М., 1999. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1982. Пряникова В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической школы: Учебник-справочник. - М., 1995. Ратанова Г. А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1990. - № 5. Репкин В. В. Развивающее обучение как система: Пособие для учителей, студентов пед. институтов и работников народного образования. -Томск,1993. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в учебном процессе. -М., 1990. Слуцкий В. И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. - М., 1992. Соколова М. А. и др. Сравнительная педагогика: Курс лекций для пед. институтов. - М., 1978. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990. Фридман Л. Я. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987. Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1982. Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995. Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников. - М., 1997. Якиманская И. и др. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Сов. педагогика, 1991. - № 4. Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе. - М., 1985.
Учебное издание Голуб Борис Алексеевич
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |